Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Красюк И. А.
зам. директора по НИР Высшей школы сервиса и торговли
Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук, профессор

Медведева Ю. Ю.
доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики
Донского государственного технического университета,
докторант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук


Концептуальные основы формирования модели инновационного развития торгово-технологических систем
В статье исследуются основы моделирования инновационного развития торгово-технологических систем. Предложены и обоснованы принципы, направления, стратегии, методы и результаты инновационного развития торгово-технологических систем. В основу построения модели инновационного развития торгово-технологических систем положено соотнесение ценности инноваций с позицией компании во взаимосвязях с поставщиками, заказчиками, конкурентами и потребителями, с целью определения методов инновационного развития как части формирования конкурентной стратегии торгового предприятия
Ключевые слова: инновации, товарообращение, торгово-технологическая система, торговля, модель инновационного развития
УДК 339.3; ББК 65.42   Стр: 22 - 25

Одним из пунктов Стратегии развития российской политической силой признается «формирование новой технологиче­ской основы для развития экономики и социальной сферы» [1]. Инновационное развитие сферы товарообращения является необходимым условием формирования такой технологической основы. Сфера товарообращения, опосредуемая торговлей, занимает весомое место в современной экономике и является одним из динамично развивающихся секторов постиндустриальной экономики (объем товарооборота на душу населения в России вырос с 49 063 рублей в 2005 году до 203 029 руб. на январь 2018 года [2]). Торговые компании, функционирующие на территории страны, претендуют на ведущие позиции в экономике, постепенно приближаясь по объемам реализации к крупнейшим компаниям России. Так, в рейтинге крупнейших компаний России 2017 года, опубликованном РБК, 7 и 8 место среди российских компаний занимают торговые сетевые предприятия — Магнит (1075 млрд руб.) и X5 Retail Group (1034 млрд руб.), на 33 месте Ашан, на 37 — Дикси Групп [3]. В условиях ужесточения конкуренции, формирования информационной экономики, важным направлением развития торговых предприятий становится инновационное развитие торгово-технологических систем, способных продуцировать востребованные рынком и обществом торговые услуги. Разработка научного и методического сопровождения инновационных процессов развития сферы товарообращения является необходимым условием стратегий развития торговли и развития информационного общества в России.
Подходы к моделированию инновационного развития предприятия. Большинство объектов, изучаемых экономической наукой может быть охарактеризовано кибернетическим понятием «сложная система». Трудности исследования экономических систем методами моделирования определяются не только их объективными свойствами, но и особенностями взаимодействия объектов и субъектов исследования. Модель, по определению Гранберга А.Г. –это материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте–оригинале [4].
Эволюционные модели, строящиеся на основе системного подхода и принципов диалектики, рассматриваются как сочетание постоянной части и переменной составляющей, отражающей изменения. Степанов И.М, Поляков С.Г. обосновывают в своих исследованиях цикличную эволюционную модель инновационного развития, основываясь на том, что инновации служат источником развития. Само развитие предприятий может носить как волновой, так и дискретный характер [5]. Инновационное развитие сферы товарообращения носит скорее дискретный характер.
Современные отечественные авторы предлагают рассматривать инновационное развитие предприятия как набор стратегических процедур и действий, ведущих к продуцированию инноваций. Так, Бородакий Ю.В., Кравчук П.В., Батьковский М.А. указывают, что моделирование инновационного развития высокотехнологичных предприятий должно заключаться, в первую очередь, в разработке модели инновационной стратегии [6]. В основу такого подхода положена необходимость достижения стратегических целей инновационного развития, что позволяет устанавливать измеримые показатели инновационного развития предприятия, прогнозировать возможность и сроки их достижения.
Относительно новым подходом в моделировании инновационного развития является модель открытых инноваций, предложенная Г. Чесбро [7] в 2003 г., и развиваемая им в рамках Гарвардской школы. Коростышевская Е.М. [8], Герасимова Н.Н. [9], Фияксель Р.Э. [10] с соавторами и др. отечественные исследователи также развивают модель открытых инноваций, как способ повышения конкурентоспособности предприятия. Предлагаемый переход от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций позволит, по мнению исследователей, повысить эффективность использования интеллектуального потенциала, будет способствовать повышению конкуренции и созданию новых высокотехнологичных рабочих мест. Внедрение открытой модели инноваций в экономику России потребует от предпринимателей уделить особое внимание к корректировке своих бизнес-моделей для адаптации успешного опыта ее применения транснациональными корпорациями.
Как показывает анализ отечественных публикаций по вопросам моделирования инновационного развития, основная масса исследований посвящена инновационному развитию промышленных, высокотехнологичных систем. В сфере товарообращения функционируют торгово-технологические системы, характеризуемые особенностями организации. Прежде всего, такие системы функционируют на основе взаимосвязанных торговых и технологических процессов. Технологические процессы реализуются персоналом предприятий сферы товарообращения, а в торговых процессах принимают непосредственное участие потребители. В таких условиях менеджмент торговых компаний должен обеспечивать баланс между операциями технологического и торгового процесса по затратам всех видов ресурсов, с целью роста вовлеченности и удовлетворения интересов потребителей и экономии при этом издержек обращения, определяющих эффективность торговой деятельности.
Торгово-технологические системы как объект инновационного развития. Системный подход к функционированию предприятий сферы товарообращения, базируется на принципе «чёрного ящика», который имеет вход, процессы в системе, выход, обратную связь [11, 12, 13]. На входе системы находятся ресурсы, на выходе — цель функционирования, а процессы представляют собой рациональное сочетание управленческих функций, решений, методов, способов, приёмов, направленных на достижение поставленной цели наиболее эффективными путями с использованием ресурсов определённого количества и качества. Важно также учесть связь с внешней средой и обратную связь.
Исследование условий и факторов, влияющих на формирование и развитие розничной торговли, позволяет рассматривать отдельное предприятие как производственную систему с характерными для него принципами организации производства, спецификой торгово-технологического процесса, системы качества, а также внутренними и внешними факторами, присущими конкретному формату этого предприятия. В качестве средств производства в торгово-технологической системе выступают торговые площади, торговое оборудование, средства технологической обработки и перемещения товаров, обслуживаемые квалифицированным персоналом, сами товары, реализуемые торговым предприятием.
Предприятие как торгово-технологическая система демонстрирует эффективность своей деятельности через такие экономические показатели как: издержки обращения; прибыль; рентабельность; маржинальность; объем продаж. При этом форма, формат торгового предприятия, уровень диверсификации дополнительных торговых услуг, уровень рекламаций определяются технологическими параметрами системы. Многообразие торговых предприятий обуславливает развитие различных торговых форматов, под которым следует понимать набор характеристик торгового обслуживания, способов организации торгово-технологического процесса, методов продаж, объединенных общей концепцией оказания торговой услуги. Направления инновационного развития, выбираемые торговой компанией, непосредственно связаны с реализуемым торговым форматом. Консолидация и интеграция торговой отрасли определяет факторы дальнейшей трансформации «чистых» торговых форматов и создает условия для проектирования новых форматов на основе изменения организационно-управленческих методов и торгово-технологических процессов [14]. Экономию потребляемых природных ресурсов, экологически рациональное использование тары, приём оборотной тары в магазине, раздельный сбор отходов у населения и сдача их в переработку определяют экологические параметры предприятия торговли.
С точки зрения системного подхода результат функционирования торгового предприятия выражается в таких экономических параметрах как: соотношение цены и качества торговой услуги; издержки потребления (время, транспортные и накладные расходы); объем рекламаций. Технологическая составляющая определяется такими результатами как прогрессивность, конкурентоспособность, соответствие международным стандартам, надежность основных и дополнительных торговых услуг. Социальными параметрами, определяющими результативность функционирования торгово-технологической системы можно считать уровень удовлетворения спроса, качество торгового сервиса, обеспеченность торговыми площадями. Экологические параметры определяются степенью экологической ответственности торговых компаний.
Моделирование инновационного развития торговых предприятий ставит своей задачей построение и описание параметров и процессов инновационного функционирования торгово-технологических систем. Модель позволяет определять исходные ресурсы, применяемые технологии, ассортимент и объем реализации продукции в прогнозируемый период времени, финансовое положение предприятия и другие факторы, необходимые для инновационного развития торгово-технологической системы. Моделирование применяется в случаях, когда существует необходимость в эксперименте, однако проведение его с реальными объектами является слишком затратным или же вовсе невозможным. Моделирование, таким образом, позволяет оптимизировать систему до её реализации. Основной особенностью инновационного развития торгово-технологических систем, по сравнению с производственной, является приоритет организационных инноваций и поиск принципиально новых ниш на рынке.
Основополагающим инновационным императивом, на наш взгляд, является глобальное изменение базовой концепции ведения бизнеса. К. Прахалад и М. Кришиан в своих трудах обосновывают трансформацию бизнеса, основой которой является общедоступные телекоммуникации, сближение технологий и отраслей, глобализация рынков, глобальный поиск ресурсов и получение к ним доступа — все это тенденции, которые ни одна фирма не может контролировать самостоятельно [15]. Эти тенденции неизбежно приведут к созданию мира с координатами N = 1 и R = G. Данная концепция, на наш взгляд, применима и к сфере розничной торговли и может быть вложена в модель открытых инноваций. N = 1 — означает ориентированность торгового предприятия на нужды каждого индивидуального покупателя. Этот вариант позволяет потребителю самому играть активную роль и участвовать в создании ценности предложения. Фирмы для доставки этой ценности должны использовать более широкую ресурсную базу. R = G определяет доступность системы ресурсов (кадровых, инновационных, информационных и др.), что для торговли является более реализуемым, чем для производственной сферы, так как торговое предприятие априори свободно в выборе поставщиков и способах доставки товаров, выборе обслуживающих и сервисных организаций.
Торговля в современных условиях контролирует рынки сбыта и диктует свои условия даже самым влиятельным компаниям мира. Рынок предоставляет торговым сетям и производителям колоссальные возможности. Они могут объединять усилия и направлять их на достижения более высокого уровня удовлетворения потребностей покупателей. [12] Таким образом, развитие торговых компаний на основе взаимодействия с производителями, потребителями и конкурентами является актуальным направлением инновационной деятельности.
Возрастание роли потребителя, тенденции глобализации, требующие от торгово-технологических систем высокой скорости адаптивности и гибкости функционирования в новых координатах бизнеса, обуславливают выбор модели открытых инноваций. Интеграция в модель инновационного развития ключевых поставщиков, а также формирование платформы, на основе которой компания поддерживает связь с потребителями, обеспечит реализацию концепции открытых инноваций в торгово-технологических системах.
Модель инновационного развития торгово-технологической системы строится на базе разработки следующих основных параметров модели.
1. Детерминирование возможностей и условий инновационного развития на рынке и привлекательности для потребителей и контрагентов — оценка актуальной инновационной среды и инфраструктуры. Под инновационной средой понимается совокупность социально-экономической, политической, правовой, производственной, организационной, кадровой, информационной и иных составляющих, обусловливающих формирование, реализацию и распространение инноваций в сфере товарообращения. При этом инновационная среда торгового предприятия в рамках глобально рыночных переменных детерминируется как внешними политическими, экономическими, правовыми международными изменениями, так и внутренними инновационными процессами зарубежных торговых компаний, работающих на российском рынке. Условно факторы, определяющие инновационную среду торгово-технологической системы можно разделить на группу внутренних составляющих субъективного порядка (определяемых самой торговой организацией) и внешних составляющих объективного порядка, то есть не зависящих от организации.
2.Принципы построения модели инновационного развития торгово-технологических систем [14]:
– дрейф приоритетов между торговыми и технологическими процессами;
– информатизация этапов торгово-технологических процессов;
– использование бенчмаркинга (не только внутриотраслевого) как инструмента внедрения новых эффективных способов организации товарообращения;
– реализация инновационного развития на основе механизма ресурсосбережения;
– кооперация и реляция торговых организаций;
– вовлечение персонала в процесс разработки и внедрения инноваций на основе корпоративной инновационной культуры;
– поликреодичность развития торговых компаний.
Все перечисленные принципы можно укрупнить в три группы (ориентация на потребителя; интеграционный подход к формированию ценности, ориентация на организационные инновации, основанные на технологических изменениях в информационной, маркетинговой сфере) (см. рис. 1).
3. Идентификация ресурсов: финансовые, кадровые, информационные, материально-технические, организационно-управленческие. Состояние ресурсов определяет возможности инновационного развития как торгово-технологической системы (ТТС) конкретного предприятия (микроуровень), так и сферы товароообращения в целом (макроуровень). Низкий уровень применения информационных ресурсов, их недостаточное качество тормозит трансформацию торгово-технологической системы на базе ИКТ. Отставание в техническом в организационном развитии ограничивает изменение технологических и бизнес-процессов в торгово-технологических системах.
4. Определение стратегических направлений инновационного развития торгово-технологической системы заключается в выборе альтернативного пути инновационного развития. Выявлено, что основными направлениями стратегического развития торгового предприятия могут быть кастомизация, информатизация и интеграция. При этом методы инновационного развития могут относиться к каждому из названных направлений, но общий вектор инновационного развития торгово-технологических систем будет все же направлен на одну из них. Каждый вид указанных стратегических альтернатив формирует конкретную ценность, создаваемую тем или иным видом инноваций, позволяет идентифицировать рыночный сегмент и цели использования инновации, определяет структуру цепочки создания стоимости и устанавливает ключевые активы для реализации стоимостной цепочки.
5. Тактики инновационного развития ТТС представлены наборами способов и методов достижения выбранной стратегии инновационного развития. Предложены ключевые методы инновационного развития, которые не являются исчерпывающими. Вследствие превалирования в инновационной деятельности торгово-технологических систем организационных инноваций можно прогнозировать прогрессивный характер расширения методов инновационного развития.
Выводы. Торгово-технологическая система является частным случаем производственной системы, отличаясь при этом от последней клиентоволеченностью в торговые процессы и необходимостью взаимодействия с широким кругом партнеров. Наиболее подходящей моделью для обеспечения инновационного развития торгово-технологической системы является модель открытых инноваций, в основу которой положены развитие организационных инноваций. Возрастание роли потребителя, тенденции глобализации, требующие от торгово-технологических систем высокой скорости адаптивности и гибкости функционирования в новых координатах бизнеса обуславливают выбор бизнес-модели открытых инноваций. Интеграция в свою бизнес-модель ключевых поставщиков, а также формирование платформы, на основе которой компания поддерживает связь с потребителями обеспечит реализацию концепции открытых инноваций в торгово-технологических системах.
Принципы модели инновационного развития ориентированы на специфические черты функционирования торгово-технологических систем и отражают детерминанты инновационного развития торговой сферы. Основные факторы, определяющие инновационное развитие торговли следующие: интеграционные процессы на федеральном и региональном уровне, смена технологического уклада, развитие ИКТ, технологическое развитие смежных отраслей, высокий уровень конкуренции, как на рынке, так и внутри отдельных торговых компаний на уровне форматов, городов, регионов, связи с производителями, поставщиками, межотраслевые объединения, культура потребления, инновационная культура, изменение качества жизни населения.
Сформированный подход к моделированию инновационного развития торгово-технологической системы заключается в сопоставлении ценности инноваций с позицией компании во взаимосвязях с поставщиками, заказчиками, конкурентами и потребителями. Целью моделирования инновационного развития выступает формирование и определение методов реализации стратегии инновационного развития как части формирования конкурентной стратегии торгового предприятия, отражающееся во внешних и внутренних эффектах.
Рис. 1. Концептуальная модель инновационного развития торгово-технологических систем (составлен авторами)


Литература
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»
2. Розничная торговля, услуги населению, туризм [Электронный ресурс] Сайт Федеральная служба государственной стати­стики: URL: http://www.gks.ru -(дата обращения: 08.10.2018)
3. Information Agency “Rosbizneskonsalting” RBC [Electronic resource]. Access mode: https://www.rbc.ru/rbc500
4. Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. — М.: Экономика, 1978. —351 с.
5. Степанов И.М., Поляков С.Г. Модель инновационного развития предприятия // Инновации. — 2003. — № 2–3 (59–60).
6. Бородакий Ю.В., Кравчук П.В., Батьковский М.А. Моделирование инновационного развития высокотехнологичного предприятия // Статистика и экономика. — 2014. — № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-innovatsionnogo-razvitiya-vysokotehnologichnogo-predpriyatiya (дата обращения: 28.10.2018).
7. H. Chesbrough. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology, 2003.
8. Коростышевская Е.М. Модель открытых инноваций (на примере ВПК США) // Инновации. — 2011. — № 5(151).
9. Герасимова Н.Н. Открытые инновации: обзор теории и практики на основе анализа литературы 2003–2010 гг. // Инновации. — 2011. — № 3(149).
10. Фияксель Р.Э., Волошин В.В. Модель открытых инноваций как метод повышения конкурентоспособности экономики РФ // Инновации. -2014. — № 5 (187).
11. Krasyuk I.A., Bakharev V.V., Medvedeva Y.Y. Sector specific features of innovative development in the Russian economy // SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017
12. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N.Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203–213.
13. Красюк И.А., Оплеснина Е.Е Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями //Практический маркетинг. — 2013. — № 11 (201). — С. 20–26.
14. Красюк И.А. Медведева Ю.Ю. Методологические подходы к инновационному развитию розничной торговли // Инновации. — 2017. — № 12(230).
15. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: Создание ценности совместно П704 с потребителем / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз : Изд-во Юрайт, 2011. — 258 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия