Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Архипов А. Е.
профессор кафедры управления работой флота
Сибирского государственного университета водного транспорта (г. Новосибирск),
доктор экономических наук

Масленников С. Н.
зав. кафедрой управления работой флота
Сибирского государственного университета водного транспорта (г. Новосибирск),
кандидат технических наук

Севрюков И. Ю.
доцент кафедры бизнеса в сфере услуг
Новосибирского государственного университета экономики и управления,
кандидат экономических наук


Моделирование бизнес-процессов компании:
подходы, принципы, влияние глобализации
На основе ретроспективного анализа подходов и принципов моделирования бизнес-процессов компании выделены основные параметры их модернизации в условиях глобализации современной экономики. Обобщены подходы к интеграции методического инструментария математического и имитационного моделирования бизнес-процессов с акцентом на необходимость оценки параметров внутренней и внешней среды компании с целью оптимизации ее функционирования на конкурентном рынке. Предложен перечень перспективных направлений модернизации информационно-коммуникационного обеспечения моделирования бизнес-процессов компании
Ключевые слова: бизнес-процесс компании, математическое моделирование, имитационное моделирование, глобализация экономики
УДК 338.242.2; ББК 65.054   Стр: 59 - 62

Одним из наиболее важных аспектов формализации стратегических направлений развития компании является моделирование ее бизнес-процессов, с последующей конкретизацией общих параметров генерируемой системы на базе проведенных конъюнктурных исследований.
В общем виде моделирование представляет собой метод исследования объектов на их упрощенных моделях, которые в значительной степени отражают существенные особенности данных объектов. Процесс моделирования может быть применим как к органическим и неорганическим системам, инженерно-техническим объектам, так и к физико-химическим и социально-экономическим процессам. Целью процесса моделирования является определение возможностей для улучшения качественных характеристик объектов и процессов, а также оптимизации принципов их построения и методов управления ими.
Процесс моделирования дает возможность обеспечивать параметры, близкие к параметрам объекта в рамках достаточно жестко формализованных допущений и приемлемых погрешностей. Модели позволяют корректно отражать взаимосвязи между зависимыми и независимыми параметрами воздействия на объект исследования. Независимые параметры в процессе моделирования чаще всего — это параметры действия, а зависимые переменные в данном случае — это ожидаемые переменные с заранее заданным распределением вероятности того или иного исхода воздействия независимых переменных [1].
Процесс моделирования предполагает реализацию трех последовательно выполняемых этапов:
1) генерация модели;
2) исследование модели и получение результата;
3) интерпретация полученного результата [2].
На каждом из этих этапов могут решаться достаточно разнородные по структуре и содержанию задачи, что предполагает использование достаточно широкого спектра теоретических и прикладных методов исследования и, соответственно, значительного числа средств и инструментов реализации целей.
При решении задач управления чаще всего применяется имитационное и математическое моделирование. Необходимо отметить, что последовательность и структура применения тех или иных средств и инструментария моделирования в значительной степени зависит как от исходных параметров объекта исследования, так и от приоритетов, расставляемых лицами, принимающими решение.
Моделирование бизнес-процессов компании осуществляется, прежде всего, посредством имитационного моделирования. Иными словами, бизнес-процесс пытаются воспроизвести с сохранением его экономической и/или технологической природы, либо используют некое физическое явление, аналогичное исследуемому. Важно соблюдение комплекса требований, применение которых позволяет в значительной степени упростить процесс моделирования и по возможности снизить влияние субъективной природы принимаемых на его основе управленческих решений.
Во-первых, необходимо четкое определение и формулировка проблемы, способствующей согласованию целей исследования.
Во-вторых, лицо принимающее решение должно стремиться к повышению степени определенности системы на основе получения достоверной и актуальной информации об объекте исследования, что, в свою очередь, может служить основой для последующего анализа всех допустимых вариантов и, следовательно, возможных последствий принимаемых решений.
В-третьих, четкая формализация критериев оценки альтернатив управленческих решений позволяет лицу, принимающему решение, выбирать вариант управленческого воздействия, который будет оптимальным (в некоторых случаях — приемлемым) для всей управляемой системы.
В-четвертых, лицо принимающее решение ориентировано на рациональный подход к оценке вариантов управленческих воздействий и расстановке приоритетов среди задач управления, что является объективной основой выбора оптимального, в конкретных условиях функционирования, варианта управленческого воздействия, способствующего оперативному решению проблемы.
Первые опыты по моделированию бизнес-процессов датируются началом XX века. Однако лишь в середине 1960-х годов были предприняты попытки четко сформулировать целеполагание, принципы и методы осуществления процесса моделирования. Основоположником нормативной (классической) модели принятия управленческих решений принято считать американского экономиста и социолога Герберта Александера Саймона. Именно Г.А. Саймон ввел в научный оборот термин «ограниченная рациональность» («bounded rationality») и обосновал возможность и целесообразность реализации механизма «предпочтительной привязанности» («preferential attachment») для оценки распределения степенной зависимости между входными и выходными параметрами бизнес-процесса. За новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций, за заслуги в области изучения теории организации, а также сложных систем и компьютерного моделирования бизнес-процессов в 1978 году Г.А. Саймон был удостоен Нобелевской премии по экономике.
Разработанные автором принципы моделирования бизнес-процессов побуждают лица, принимающие решения, к поиску именно рациональных решений. Быстрое распространение и широкая популярность нормативных моделей связана, прежде всего, с возможностью активного использования количественных методов принятия управленческих решений на базе применения компьютерных технологий. При этом количественные методы базируются на построении дерева целей, анализе точек безубыточности, решении задач линейного программирования, обосновании прогноза результатов управленческих воздействий и моделировании параметров оперативных и стратегических действий.
Моделирование бизнес-процессов на базе нормативных моделей оправдано в ситуациях, когда информация о параметрах управляемой системы является надежной и достоверной, что позволяет достаточно точно прогнозировать вероятность исходов управленческих воздействий. По существу, именно нормативная модель наиболее адекватна жестко детерминированным решениям в условиях ограниченного риска.
Вместе с тем, динамизм изменений, происходящих в экономической среде, большие скорости перемен в области социально-экономических процессов, резкое сокращение жизненного цикла инноваций в глобализированных бизнес-системах накладывают значительные ограничения на возможность применения нормативных моделей принятия управленческих решений. В этой ситуации лица, принимающие решения, предпочитают использовать дескриптивные (описательные) модели.
В основе формализации дескриптивной модели лежат эмпирические наблюдения, которые содержат ограниченное число параметров и обосновывают экономические зависимости между ними в упрощенных терминах «ограниченной рациональности». Применение данных моделей целесообразно в тех случаях, когда использование других моделей невозможно или экономически невыгодно. Например, в ситуациях с незапрограммированными решениями или ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Концепция ограниченной реальности Г.А. Саймона с его «административным человеком», принимающим решение на основе примитивизации представлений о реальности и ориентирующегося на вариант управленческого воздействия, лежащего в «области допустимых решений» вступает в противоречие с классической моделью «экономического человека» Адама Смита. Действительно, турбулентность рыночной среды делает практически невозможным принятие во всех ситуациях оптимального решения. Необходимость обработки значительного объема информации в ограниченный промежуток времени и высокая цена принятия неверного решения в условии неопределенности и повышенного риска ограничивает человеческую рациональность и становится предпосылкой того, что в решениях и поступках индивидов становится много иррационального. Развивая идею о необходимости значительной унификации управленческих процедур, Г.А. Саймон вводит понятие запрограммированных и незапрограммированных решений и обосновывает вывод о том, что для повышения эффективности своего функционирования компания должна стремиться запрограммировать большинство управленческих решений [3].
В дескриптивных моделях взаимосвязи между структурными элементами, как правило, формализуются с помощью упрощенных зависимостей, описываемых математически в виде неравенств или уравнений. Основной недостаток данных моделей заключается в том, что они не в полной мере отражают взаимосвязи между элементами системы и ограничениями, накладываемыми параметрами внешней среды. Вместе с тем, они могут служить базисом для построения усложненных, полипараметрических моделей. В качестве примера дескриптивной модели может служить модель идеальной конкуренции для прогнозирования динамики спроса в условиях глобальной экономики.
Дескриптивные модели обладают следующим несомненным достоинством: они способны отображать необходимую целевую функцию параметрами реального производственного или коммерческого процесса. Иными словами, данные модели позволяют достаточно жестко детерминировать как отдельные операции бизнес-процесса, так и в целом технологию продуцирования нового товара (услуги, идеи). Применение стандартных процедур моделирования бизнес-процессов с учетом формализованных критериев и заданных ограничений позволяет осуществлять выбор оптимального (в некоторых случаях — приемлемого) решения. Именно поэтому дескриптивная модель чаще всего лежит в основе построения модели оптимизационной.
Следует отметить, что сложность моделирования бизнес-процессов определяется недостаточностью количественной информации, используемой лицами, принимающими решение. Это лежит в основе того, что многие сложные математические модели не могут иметь практического применения, поскольку некоторые параметры модели не поддаются количественной оценке. Действительно, практически невозможно прогнозировать реакцию конкурентов, изменение тенденций спроса, появления инновационных технологических и информационно-коммуникационных инноваций. По существу, указанные параметры являются показателями качественными. В этих условиях целесообразно использовать инвариантные модели принятия управленческих решений.
Примером такой модели служит модель инкрементального процесса принятия решений. Генри Минцберг предлагает ее использование с целью обоснования незапрограммированных управленческих решений. При этом необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на алгоритмизации последовательности действий в рамках единого бизнес-процесса от этапа определения проблемы до завершающего этапа ее решения. Концептуальное решение состоит из совокупности локальных выборов, которые осуществляет компания. При этом формализация оптимального решения сталкивается с организационными и технологическими барьерами, которые Г. Минцберг назвал «прерываниями процесса решения». Каждый барьер предполагает необходимость для компании вернуться к предшествующим решениям, и, в случае необходимости, повторить цикл, опираясь на альтернативные варианты моделирования бизнес-процесса [4].
Поиск альтернативных вариантов является очень важным этапом моделирования. Он основан на проведении конъюнктурных исследований внутренней и внешней среды компании для обеспечения управленческого процесса достоверной и актуальной информацией. Затем обосновывается реестр возможных альтернативных решений, позволяющих решить проблему управления. К альтернативам предъявляется не только требования экономичности и рациональности, предлагаемая альтернатива должна быть достижимой с учетом формализованных допущений и системы ресурсных ограничений.
Общая модель бизнес-процесса компании может быть представлена следующим образом (рисунок).
Рис. Общая модель бизнес-процесса компании
Трансформация теории моделирования бизнес-процессов тесно связана с активным внедрением в бизнес-среду компьютерных технологий и автоматизированных средств обработки информации. Характеристика трех «волн» развития теории моделирования бизнес-процессов в корреляции со стадиями совершенствования информационных технологий представлены в таблице 1.
Начало первого этапа датируется 1920-ми годами. Этот этап связывают со знаковым произведением Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», опубликованным спустя 6 лет после смерти автора в 1921 году. Исходя из основополагающих принципов «соотношения времени и задач» и «вознаграждения за конечный результат, а не за деятельность», на первом этапе обосновывается необходимость исследования бизнес-процессов, документальная фиксация процессов и результатов, нацеленность деятельности на подтвержденные документами параметры бизнес-процессов.
В экономической литературе дискуссионным является вопрос относительно периодизации первого этапа, однако, чаще всего упоминается период 1920–1970-е годы. На данном этапе описание бизнес-процессов осуществляется в текстовой или графической форме. При этом графический вид описания бизнес-процессов становится в значительной степени формализованным. Прежде всего, применяются блок-схемы, ориентированные графы (орграфы), математические модели для представления структуры системы с целью анализа динамики ее функционирования в терминах «условие-событие» (сети Петри). С конца 1960-х — начала 1970-х годов для решения задач моделирования сложных систем активно внедряются методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique), IDEF (Integrated DEFinition) и DFD (Data Flow Diagrams) [5].
Начало второго этапа ознаменовала публикация в 1993 году книги Майкла Хаммера и Джеймса Чампи об изменениях «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе». Авторы обосновали неизбежность изменений на макро- и микроэкономическом уровнях и необходимость модернизации бизнес-процессов компании с целью их коренной реорганизации, которой они дали название реинжиниринга. Глобализация коммерческого и информационно-коммуникационного пространства предопределила пересмотр методологии моделирования бизнес-процессов. Необходим переход от того «как есть» (англ. — as is) к тому «как должно быть» (англ. — to be), а затем внедрение этой модели в компании [6].
В качестве примера средств автоматизации бизнес-процессов на рубеже XX-XXI веков чаще всего называют методологию и тиражируемый программный продукт ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems) и программный продукт компании SAP — SAP R/3. Цифра 3 свидетельствует о том, что продукт предназначен для моделирования бизнес-процесса компании в трехзвенной архитектуре: «клиент» — «сервер приложений» — «система управления базами данных».
Основой формирования третьего этапа в моделировании бизнес-процессов становится книга Говарда Смита и Питера Фингара «Управление бизнес-процессом: третья волна», вышедшая в свет в 2003 году. «Радикальный» реинжиниринг предлагается модифицировать на системное и упорядоченное управление бизнес-процессами BPM (Business Process Management), дающее возможность, исходя из меняющейся конъюнктуры рынка и возможностей компании, оперативно корректировать модель бизнес-процесса. Кроме того, данная модель не требует применения дополнительных программных продуктов. Именно модификация бизнес-процесса становится главным стимулом использования компьютерных технологий как основного резерва обеспечения конкурентных преимуществ компании [7].

Таблица 1
Этапы развития методов моделирования бизнес-процессов
ЭтапПериодХарактеристика этапаПрименяемые
компьютерные
технологии
I этап1920–1980-е годыИсследование способов выполнения операций
Рационализация производственных и коммерческих операций
Моделирование бизнес-процессов «вручную»
Низкий уровень автоматизации моделирования бизнес-процесса
Система управления базами данных (СУБД)
Оперативная обработка информации
II этап1990–2000-е годыПрограммное обеспечение для построения модели бизнес-процесса
Исследование отдельных бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процесса по мере необходимости
Реинжиниринг бизнес-процессов «вручную»
Распределенные вычисления
Интегрированное использование отдельных функций бизнес-процесса
III этап2000-е годы по настоящее времяПрограммное обеспечение, ориентированное на бизнес-процессы
Стандартизация и унификация процедур моделирования бизнес-процессов
Имитационное моделирование бизнес-процессов и анализ их эффективности
Системы управления бизнес-процессами
Интегрированное использование бизнес-процессов

Современный этап моделирования бизнес-процессов характеризуется акцентированием внимания лиц, принимающих решение, на процессно-ориентированный менеджмент компании. Глобальные торгово-промышленные корпорации представляют свои бизнес-процессы как интегрированную модель комбинации ключевых, управленческих и поддерживающих процессов.
Ключевые процессы обеспечивают создание потребительной стоимости. В рамках этих процессов интегрируются функции и операции для обеспечения продуцирования товара (услуги, идеи), отвечающего требованиям потребителя и эффективно использующие имеющийся у компании ресурсный потенциал. Одним из основных требований, предъявляемых к ключевым процессам, является их уникальность, затрудняющая возможность их копирования конкурентами [8].
Управленческие процессы ориентированы на реализацию долгосрочных стратегических целей компании, обеспечивающих ее устойчивое развитие. К управленческим процессам также относят процессы, поддерживающие ключевые процессы, но не являющиеся ценными для потребителя (например, маркетинговые исследования, система мотивации персонала и т.д.) [9].
Поддерживающие процессы содержат комплекс необходимых функций и операций для поддержания ключевых процессов, но не связанные с созданием непосредственной ценности для потребителя (например, логистическое администрирование, обработка информации и т.д.).
Процесс моделирования бизнес-процесса во многом определяется применяемым семантическим инструментарием (система символов и кодов), параметризацией индикаторов для повышения объективности оценки результатов деятельности компании (показатели и их агрегированные совокупности), а также средствами наглядного представления качественно-количественных характеристик бизнес-процесса (диаграммы и таблицы).
Использование информационно-коммуникационных средств сбора и обработки информации позволяет существенно снижать ресурсные издержки на процесс, прежде всего, математического моделирования. Кроме того, появляется возможность визуализации различных вариантов реализации процессных решений. Это является основой для модификации бизнес-процессов, сформированных ранее. Программные продукты, призванные решать задачи моделирования бизнес-процессов, могут быть сгруппированы следующим образом:
1) стандартные графические пакеты;
2) программное обеспечение для анализа процессов;
3) процессно-ориентированное программное обеспечение.

Таблица 2
Программные продукты, связанные с решением задач моделирования бизнес-процессов компании
Наименование продуктаНазначениеИнформационно-коммуникационное обеспечение
Стандартные графические пакетыВизуализация бизнес-процессовABC-Flow Charter, Corel Flow, Visio
Программное обеспечение для анализа процессовВизуализация и обработка параметрической базы бизнес-процессовAblauf-Profi, Proplan, Vamos-BE
Процессно-ориентированное программное обеспечениеВизуализация и обработка параметрической базы бизнес-процессов.
Анализ эффективности бизнес-процессов, подготовка отчетов, построение анимационных моделей бизнес-процессов.
SYCAT, ARIS Toolset, AENEIS, AIBAS

Моделирование бизнес-процессов дает возможность не только оценить эффективность функционирования компании в целом, но и эффективность организации деятельности ее структурных подразделений и даже конкретных исполнителей.
Процессное моделирование позволяет осуществить проверку жизнеспособности разработанной концепции организации бизнес-процессов компании. Такой подход способствует большей объективности количественной и качественной оценки выигрыша в скорости и стоимости бизнес-процессов. Очевидно, что субъективный, узко сфокусированный подход лиц, принимающих решение, может быть излишне ориентирован на подтверждение первоначального предположения. Программные продукты дают возможность «примерить» предлагаемую модель, избежать возможных ошибок и выявить малоэффективные и принципиально неприемлемые решения. Проверка практической полезности предлагаемых решений позволяет сознательно подходить к планированию серьезного проекта, акцентировав внимание на финансовых показателях бизнеса.
В условиях глобализации информационного пространства возрастают скорости осуществления процессов сбора данных из внешних источников, использования on-line ресурсов, взаимодействия с другими системами, включая сверку и перенос данных. В таких условиях работы по корректировке действующих внутренних бизнес-процессов должны производиться в непрерывном режиме. Представляется, что совершенствование программных продуктов по моделированию бизнес-процессов будет происходить в направлении роботизации процессных работ по сбору и агрегированию данных из внутренних и внешних источников и выработке оптимальных решений для оперативных и стратегических задач [10].
Программное моделирование бизнес-процессов отвечает современной тенденции к развитию децентрализации в различных аспектах управления: корпоративный и государственный менеджмент, технологии распределенных баз данных и блокчейна. То есть участник бизнес-процесса на своем рабочем месте может апробировать свои предложения и разработки, что отвечает требованиям повышения заинтересованности работников [11].
Моделирование бизнес-процессов — это эффективный метод поиска направлений оптимизации функционирования компании, прогнозирования и минимизации коммерческих и технологических рисков, возникающих на отдельных этапах ее реинжиниринга. Моделирование бизнес-процессов способствует возможности критериальной оценки, как отдельному этапу бизнес-процесса, так и всему бизнес-процессу компании в целом.


Литература
1. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 192 с.
2. Варакса А.М., Григорьев Е.А., Белоногов А.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. — Новосибирск: НГАВТ, 2017. — 157 с.
3. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 2000. — С. 54–72.
4. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
5. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. — 332 с.
6. Джестон Д., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. — СПб.: Символ-Плюс, 2008. — 512 с.
7. Елиферов В.Г., Репин В.В. Управление бизнес-процессами. Регламентация и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с.
8. Архипов А.Е., Клейман А.А., Севрюков И.Ю. Моделирование процесса информационного обеспечения комплекса продвижения санаторно-курортной организации // Проблемы современной экономики. — 2018. — №2 (66). — С. 241–246.
9. Архипов А.Е., Севрюков И.Ю. Управление конкурентоспособностью компании: стратегические аспекты // Инновации в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. — М.: ЕФИР, 2015. — С. 59–62.
10. Цевелев В.В., Бусыгина М.В. Функциональный подход к управлению процессами на железных дорогах РФ // Экономика. Бизнес. Инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 28–32.
11. Масленников С.Н. Инфраструктура транспорта: логика и логистика // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. — 2015. — №1. — С. 3–6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия