Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Войтоловский Н. В.
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Альхимович И. Н.
доцент кафедры менеджмента
Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск), филиала в г. Коряжма,
кандидат экономических наук

Уваров С. А.
профессор кафедры торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Малые предприятия в системе интеграционных процессов как фактор преодоления кризисных явлений региона
В статье проведено исследование роли и места малых предприятий в преодолении кризисных явлений региона. Обоснована необходимость создания благоприятных условий создания и развития малых предприятий при организации их взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами. Рассмотрена динамика и причины изменений количества малых предприятий. Показана возможность применения современных механизмов и систем, способствующих эффективному взаимодействию малых и крупных предприятий в региональной экономике. Доказана важность деятельности органов власти региона в организации и активизации интеграционных процессов между субъектами рыночной деятельности в решении актуальных региональных проблем
Ключевые слова: малые предприятия, регион, интеграционные процессы, взаимодействие предпринимательских структур
УДК 338.24   Стр: 83 - 87

Экономический кризис повлиял на экономику России значительно глубже, чем предполагалось на первых этапах его развития. Прежде всего, это влияние зарубежных производств, связанных с санкциями на экспортно-импортный баланс внешнеэкономических связей России и зависимость российского бюджета от доходов, полученных от реализации частично обработанных или необработанных природных ресурсов. Негативное влияние на развитие отечественной экономики и состояние социального климата оказывает также сосредоточение промышленности на ограниченном количестве крупных предприятий, часто являющихся единственным источником рабочих мест в городах и районах регионов. Снижение объёмов производства, неминуемо повлекшее сокращение рабочих мест, не стало предпосылкой для многих людей к созданию собственного дела. Малый бизнес своим однонаправленным развитием и малочисленным составом не смог принять высвободившуюся на региональных рынках труда рабочую силу. Возникла насущная необходимость создания большего количества малых предприятий, результативность деятельности которых значительно повышается на основе организации взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами в эффективных интеграционных процессах.
Мировой опыт хозяйствования наглядно демонстрирует тот факт, что малые предприятия способствуют в своей деятельности довольно успешному разрешению множества социально-экономических проблем. При этом малые организации не конкурируют с крупными, а активно с ними взаимодействуют, увеличивая эффективность работы. Помощь малым предприятиям считается значимым условием нормального формирования эффективной, устойчивой к воздействию кризисов экономики региона и муниципальных образований. Так как возможность реальной поддержки, оказываемой государством данному сектору экономики, в условиях дефицита финансовых средств ограничена, главной задачей является поиск условий и использование факторов, способствующих эффективному развитию предпринимательских структур. На сегодняшний день количество малых и микро-предприятий в России составляет чуть более двух миллионов. Для сравнения данный показатель в США — 27 миллионов, в Великобритании — 5,2 соответственно. На тысячу жителей в США приходится 86, в Великобритании — 81, в России лишь 14 предприятий. Динамика изменения количества малых предприятий в России остается довольно проблематичной, в ряде регионов наблюдалось сокращение данного показателя1. За прошедший год органами налоговой службы зарегистрировано 143,2 тысячи новых предприятий, являющихся юридическими лицами, в то же время прекратило деятельность более 183 тысяч, что на 28% превышает количество новых предприятий.
Основной причиной прекращения предпринимательской деятельности эксперты считают ожидания, связанные с падением стоимости национальной валюты и вследствие этого обесцениванием бизнеса. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на повышение издержек, связанных с приобретением сырья и арендой, что приведет к снижению покупательской способности большинства населения, которое будет вынуждено тратить денежные средства на товары первой необходимости2. Малые предприятия, являются эффективным средством для стабилизации и развития социально-экономической системы. В большей степени это относится к региональному уровню, поскольку именно здесь на уровне муниципалитетов происходит непосредственное «соприкосновение» производителя и потребителя, а спрос и предложение устанавливаются исходя из местных условий.
Малые предпринимательские структуры обеспечивают среду, способствующую подъему жизненного уровня обширных слоёв населения. Образуя и предоставляя новые рабочие площади, изготовляя нужные региональному сообществу продукты и обслуживание, выступая в то же время и покупателем разнообразной продукции, малые организации захватывают всё более ощутимое пространство в экономике государства и её отраслей. Координирование и целенаправленная государственная поддержка деятельности малых предприятий имеют большое значение для развития экономики Российской Федерации, поскольку прогрессивное конкурентоспособное народное хозяйство не имеет возможности формироваться и функционировать без продуктивно действующего малого бизнеса. Невзирая на изобилие позитивных качеств, свойственных малым организациям, на текущий период приходится констатировать, что данные организации в Российской Федерации зачастую находятся под воздействием бюрократического прессинга. Отсюда значительный объем осуществляющих контроль над малым бизнесом и копирующих функции друг друга органов власти, действия которых в большинстве случаев довольно сложно опровергнуть в судебном порядке. На современном этапе огромные возможности малых организаций остаются невостребованными. Возникла насущная необходимость перемены государственной политики в области взаимоотношений с отечественным производителем, особенно с малыми предприятиями [1, с. 31–36; 2, с. 201–204].
Анализируя сложившиеся тенденции в социально-экономической сфере, с определенной долей уверенности можно утверждать, что финансовая стратегия страны базируется на формировании «кажущегося» благосостояния, сопряженного с выплатой и частичным увеличением пенсий, заработных плат работникам некоторых категорий населения, а также с поддержанием и поквартальным индексированием прожиточного минимума.
Особенно сложная ситуация сложилась в регионах и сельской местности, где по объективным условиям отсутствуют большое количество организаций как источников рабочих мест. Находящиеся здесь крупные ресурсно-ориентированные предприятия, по сути, являются одновременно монополиями и монопсониями, что подразумевает их всеобъемлющее влияние на социально-экономические процессы в данных местностях. Выход из трансформационного кризиса дает возможность выстроить институциональную систему с ориентирами на лучшую мировую практику, когда малые предприятия активно создаются и взаимодействуют с крупными бизнес-структурами. В интеграционных процессах предприятия получают дополнительные возможности, позволяющие достигнуть более высоких конкурентных преимуществ. Прежде всего, это выражается в доступе малых предприятий к ресурсам крупного партнера. На первый план здесь выходит капитал, как необходимое оборудование, так и финансы, а также консультационная поддержка при участии высококвалифицированных специалистов. Особого внимания в рассматриваемом контексте заслуживает возможность доступа малых предприятий к технологиям,­ информационным ресурсам, инновационным разработкам крупного партнера. Именно использование и внедрение в хозяйственную практику НИОКР позволяет малым предприятиям эффективно реализовывать свои функции. В то же время крупное предприятие в интеграционных процессах также получает ряд преимуществ, связанных с появлением более тесных коммуникаций с потребителями различных целевых рынков, что создает предпосылки для более адекватной реакции на изменения внешней среды. Данные конкурентные преимущества возникают в интеграционных процессах с появлением синергетического эффекта и позволяют предприятиям в интеграционной системе активно применять стратегический менеджмент, маркетинг и коммуникационный менеджмент, повышая социальную значимость своей деятельности и, как следствие, жизнеспособность [3, с. 23–41].
В сложившемся положении оптимизация структуры региональной экономики является важным направлением улучшения экономических и социальных показателей хозяйственной деятельности региона. Предпосылки создания новых территориально-производственных форм хозяйствования свидетельствуют о том, что каждому отдельному периоду экономического развития присущи определенные организационные формы. Преобразования особенно востребованы в период кризиса, как естественная реакция на необходимость изменений в создании нового продукта, имеющего спрос на рынке. Это требует от предпринимательских структур, так же, как и от всей экономики региона, поиска и использования наиболее совершенных методов организации производства, управления предприятиями и внедрения в практику хозяйствования на системной основе научных разработок. Добиться этого можно при наличии следующих необходимых условий: во-первых, систем и механизмов взаимодействия бизнес-структур, научных организаций и органов власти; во-вторых, обеспечивающей эффективность преобразований институциональной основы, концепция которой заключается в соответствии проводимых реформ интересам большинства населения. Только таким образом будет в полной мере востребован человеческий потенциал и произойдет поддержка, в том числе непопулярных, но необходимых мер, применяемых правительством [4, с. 30–41].
Взаимодействие субъектов рыночной среды в решении проблем развития региона предполагает формирование в России институциональной основы, необходимой для осуществления инновационной модернизации. Важное место в организации процессов взаимодействия занимают научные и образовательные заведения, поскольку именно при данных организациях в развитых странах создаются и функционируют малые и в том числе венчурные предприятия. В России коммерциализация результатов научно-технической деятельности, имеющихся у вузов и научных организаций, сопряжена с многими препятствиями. Это, прежде всего, противоречивая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ВУЗов. Одним из примеров является принятие Федерального закона от 02.08.2009 г. №  217-ФЗ, в соответствии с которым бюджетные вузы и научные учреждения, в том числе бюджетной сферы, могут в уведомительном порядке входить в состав учредителей малых предприятий, создаваемых с целью получения коммерческого эффекта от внедрения результатов интеллектуальной деятельности3. В качестве вклада в уставные капиталы хозяйст­венных обществ университет может передавать права на принадлежащие ему патенты, изобретения, базы данных и другие объекты интеллектуальной собственности. У ВУЗов появилось право создания малых инновационных предприятий в целях коммерциализации имеющихся у них наукоемких разработок. Создание вокруг университета множества малых наукоёмких предприятий является одним из приоритетных направлений коммерциализации инновационных разработок, что позволяет параллельно решать ряд важных задач. Это, прежде всего, реализация на практике научных разработок, производство конкурентоспособной, востребованной в регионе продукции, использование получаемой прибыли для финансирования дальнейших исследований и развития вуза, а также повышение уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и обучающихся аспирантов и студентов, занятых в НИОКР и наукоемком производстве [5].
На начальном этапе развития малых предприятий, ориентированных на практическую реализацию результатов интеллектуальной деятельности и создаваемых бюджетными учреждениями, основной проблемой является привлечение инвестирования. Источники средств можно разделить на источники начального и дополнительного инвестирования. Источником начальных инвестиций на данном этапе являются: средства физических лиц, венчурных компаний, фондов, банков. Особую роль в качестве эффективных мер государственного регулирования предпринимательской активности в сфере инновационной деятельности представляют региональные и муниципальных программы развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с данными программами средства могут выделяться в форме субсидирования части понесенных расходов на приобретение основных и оборотных средств, лицензионных программных продуктов. К источникам дополнительного инвестирования можно отнести государственные и муниципальные заказы, когда малые предприятия получают гарантированный сбыт своей продукции. Также малые предприятия могут участвовать в реализации заказов в процессе сотрудничества с крупными предпринимательскими структурами [6].
Вхождение в бизнес-группу позволяет малому предприятию извлечь преимущества различного характера: получить доступ к редким ресурсам, использовать кадровый и интеллектуальный капитал, а также участие в общей бизнес-сети. Суть сетевого подхода состоит в том, что крупные предприятия окружают себя стратегическими сетями различных типов и постоянно осуществляют инвестиции в их развитие. Стратегические сети подразумевают социальные или профессиональные взаимоотношения между различными организационными агентами, вертикальные и горизонтальные взаимоотношения между организациями, в том числе малыми предприятиями, являющимися поставщиками, покупателями, конкурентами и другими объектами, в том числе и за пределами отрасли или страны. При этом экономические агенты глубоко погружены в сети межличностного взаимодействия. Обладание деловыми, социальными, межличностными сетями для малого предприятия на региональных рынках является крайне важным, поскольку позволяет компенсировать различного рода недостатки, связанные как с ресурсами, компетенциями и способностями, так и с отсутствием надежных формальных институтов. Устойчивые деловые сети на домашнем рынке позволяют взаимодействующим предприятиям при наличии эффективных интеграционных процессов усиливать международную предпринимательскую активность за счет получения ценной информации и обмена знаниями между членами сети, имеющими богатый опыт международной деятельности. Это позволяет им преодолеть трудности, связанные с иностранным происхождением предприятий-партнеров. Таким образом, малые предприятия могут развить свой потенциал и функционировать успешно как на домашнем, так и на зарубежном рынке с использованием внутренних сетей, перенимая знания и опыт от крупной компании, а также с использованием внешних сетей, разделяя ресурсы, знания и опыт партнеров по взаимодействию [7].
Постоянно возрастающий уровень изменений экономической среды и конкуренции ставит перед современными предприятиями проблему поиска ресурсов для достижения и сохранения конкурентных преимуществ. Интенсивная интеграция, в особенности крупных предприятий из региональных рынков в мировую экономическую среду приводит к тому, что помимо конкуренции с компаниями, находящимися в схожих экономических, политических и социальных условиях, им приходится соперничать с фирмами развитых стран. Данные предпринимательские структуры имеют значительные преимущества, выражающиеся как в наличии более развитых технологий, знаний и компетенций, так и в существенно более богатом опыте функционирования на мировом рынке. В этой связи возрастает необходимость использования системы взаимодействия, позволяющей активно реализовывать наиболее значимые факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур региональной экономики. Речь здесь идет не только о малых предприятиях, но и о крупных компаниях, с точки зрения ресурсного, институционального и сетевого подходов, фокусирующихся на ключевых источниках конкурентных преимуществ компаний региона. Источником конкурентных преимуществ предприятия являются разнородные ресурсы и компетенции, отсутствующие или труднодоступные для их конкурентов. Для малых предприятий региона в качестве такого ресурса часто выступает институциональная среда, а построенные внутренние и внешние сети не только обеспечивают доступ к дефицитным материальным и нематериальным ресурсам, но и позволяют получать и развивать компетенции и способности. В частности, многие региональные рынки характеризуются значительным влиянием государства, а крупные предприятия в своей деятельности пользуются государственными преференциями, приоритетным доступом к ресурсам, финансированию и др. В этом случае институциональная среда выступает своего рода ресурсом для предприятия в извлечении конкурентного преимущества. С другой стороны, нестабильность и низкий уровень развития институциональной среды, дефицит технологических, управленческих, физических и других ресурсов побуждают малые предприятия региона к созданию диверсифицированных групп при взаимодействии с крупными предприятиями. Это, помимо экономии, позволяет получить преимущества от перераспределения ресурсов между организационными единицами, а также выгоды от использования международных сетей крупного партнера. В данном случае институциональная среда выступает направляющей и движущей силой, а внутренние и внешние сети являются ресурсами для извлечения конкурентного преимущества. В этой связи следует отметить, что социальные сети с партнерами, имеющими сходные этические, языковые и культурные характеристики, играют важную роль на региональных рынках. С их помощью малые предприятия стараются компенсировать отсутствие опыта ведения бизнеса в сложных условиях [8].
В отличие от сетевого взаимодействия, активное развитие ведущих секторов регионального производства может осуществляться на основе применения отдельных социально-интеграционных систем, эффективными из которых являются кластерные объединения. Кластеры, как группы, состоящие из различных предприятий, довольно востребованы в региональной экономике как инструмент ее развития, в том числе из-за того, что для создания кластеров в регионах есть соответствующие предпосылки. В этой связи целесообразными и актуальными представляются разработки, которые обосновывают формирование территориально-производственных комплексов на региональном уровне и организации эффективных интеграционных процессов между малыми и крупными предприятиями на основе построения кластеров. При их формировании целесообразно соблюдать ряд условий, определяющих экономический успех развития региона: во-первых, регионы — это территории, где расположены основные факторы производства; во-вторых, промышленные кластеры выступают механизмами экономической результативности регионов; в-третьих, на национальном и мировом рынках источниками развития экономики регионов выступают не столько отдельные предпринимательские структуры, сколько конкурентоспособные отраслевые группы, при этом кластеры наукоемких отраслей являются локомотивами изменений. В регионах преимущества наличия экономических ресурсов создают конкуренцию между кластерами. Региональные отрасли конкурентоспособны при условии, если они добиваются преимуществ совместно со своими партнерами, поставщиками и официальными организациями в процессе взаимодействия, при этом равноправное сотрудничество это залог достижения экономических преимуществ. Регионы, способные развиваться и создавать преимущества, организуют сотрудничество бизнес субъектов и эффективно адаптируются к новым условиям [9; 10].
Важное место в рассматриваемых вопросах необходимо уделить разработке и проверке на практике экономико-математических моделей управления развитием объединений предприятий, в особенности в организации интегрированного производства. Существует необходимость соблюдения требований процесса регионального воспроизводства, в частности на уровне территориально-производственных систем, в качестве которых могут выступать межотраслевые народно-хозяйственные комплексы, разработки по которым активно велись в СССР. Из общей модели управления процессами воспроизводства для отдельных подсистем и территориально-производственных систем вытекают принципы системного регулирования интеграционных процессов:
1. Принцип координации действий участников интеграции в реализации взаимозависимых функций в контексте развития территорий.
2. Принцип приоритетного доступа предприятий к возможности участия в госзаказе.
3. Принцип соблюдения и контроля качества на основе стандартов, общих технических условий с участием госорганов.
4. Принцип создания единой организационно-информационной базы, способствующей активизации информационного менеджмента.
5. Принцип приоритетности изготовления изделий и предоставления услуг в рамках взаимодействия.
На основе данных принципов и может осуществляться согласование задач развития территориально-производственных систем с соответствующими задачами развития экономики региона. При этом возникает объективная необходимость создания соответствующей организации производства в территориально-производственных системах с учетом пространственных факторов, касающихся проблемы выбора мест создания и деятельности территориально-производственных систем. Сложность процессов моделирования пространственного развития территориально-производственных систем обусловлена не только необходимостью привлечения больших массивов информации, но и недостаточно совершенным экономико-математическим обеспечением моделирования больших экономических систем. С одной стороны, доступ малых предприятий к соответствующим средствам программного обеспечения ограничен по причине отсутствия необходимого финансирования, с другой стороны, — крупные предприятия «неохотно» могут предоставить данные информационные продукты. Отсюда возникает потребность создания обоюдной заинтересованности малых и крупных предприятий в организации взаимовыгодного сотрудничества, что подразумевает четкий отбор и формулировку задач и критериев, максимально возможного уточнения и конкретизации содержательных предпосылок пространственного развития территориально-производственных систем.
Кроме этого, моделирование пространственного развития усложняется наличием в этом процессе разнообразных по смыслу и формам векторов-характеристик системы, необходимостью определения содержательных предпосылок для разработки вариантов ее развития, а также самой процедурой сбора и обработки первичных данных, а в итоге — интерпретацией и использованием полученных результатов. При отсутствии внятной системы ориентиров, в том числе индикативного планирования, малые и крупные предприятия, как и соответствующие отделы региональных и муниципальных органов власти, решают задачи локального порядка, зачастую не видя и не задумываясь о стратегии развития своей деятельности в контексте стратегического развития региона.
В отношении интеграционных процессов регион необходимо рассматривать как структурную и функциональную единицу экономической системы высшего порядка — национального хозяйственного комплекса страны. При этом необходимо соблюдение методологических принципов системного анализа. Такой подход предполагает раскрытие целостности, автономности и устойчивости интеграционной системы и выявление в ней разнообразных типов связей. Происходит выделение нескольких направлений, целей и задач развития системы, среди которых важнейшими являются: развитие видов экономической деятельности и определение стратегических зон хозяйствования, а также стратегических хозяйственных центров. Здесь предполагается применение синергетического подхода, обеспечивающего комплексный учет потенциала всех уровней и элементов системы, что усиливает ее целостность и эффективность, а также возможности многовариантного развития системы с учетом имеющихся закономерностей развития внешней среды. Поскольку каждый регион характеризуется определенной территорией, возникает, в том числе необходимость учета пространственного развития территориально-производственных систем. Для данной категории характерным является установление соответствующих норм и регламентирование управленческих и других связей в пределах соответствующей территории региона.
Пространственное развитие территориально-производственных систем является практикой формирования и функционирования этих систем под влиянием пространственных факторов, которая предусматривает ведение предпринимательской деятельности юридическими лицами и их разнообразными объединениями по следующим принципам: направленности на рост экономики предприятий и региона; совместимости производственного вида деятельности; территориального единства. Возникающие при этом межбюджетные отношения предполагают выравнивание межрегиональных диспропорций развития путем перемещения капитала в менее развитые регионы, которые, вместе с тем, отличаются большей доходностью инвестиций.
Таким образом, региональный экономический рост зависит как от внутренних факторов, так и от пространственных факторов развития экономики региона, и в частности, от наличия весомого производственного фактора, возникающего в процессе взаимодействия малых предприятий с крупными бизнес-структурами. При этом рост благосостояния населения региона является основной целью применения концепции кластерной политики, которая содержит конкретные пути и механизмы развития территориальных производственных кластеров, являющихся одним из условий необходимости модернизации и повышения конкурентоспособности региональной экономики, а также интенсификации механизмов государственного партнерства. Опыт внедрения и развития новых производственных систем с использованием интеграционных процессов в России подтверждает перспективность и эффективность интеграционных усилий, которые позволяют добиться роста региональной конкурентоспособности, и на этой основе более высокого качества жизни, как в отдельных регионах, так и в целом по стране. Если исходить из того, что конкурентоспособность не является статическим состоянием компании, региона или отрасли, а представляет собой динамический процесс реализации усилий ради роста производительности путем более эффективного использования ресурсов территории, регионов и их производственных кластеров, то развивать интеграционные процессы становится жизненно необходимым. Так, система взаимодействия представляет собой совокупность механизмов и подсистем, способствующих формированию благоприятных предпосылок для максимального сотрудничества науки с производством и развития регионального научно-производственного и социально-экономического потенциалов. В основе системы лежат региональные учреждения — научные центры, представляющие собой университет в окружении малых инновационных предприятий, структуры их поддержки в сотрудничестве с крупными предприятиями. Такими структурами поддержки являются бизнес-инкубаторы и технопарки. Они все чаще становятся не только национальными или региональными научно-техническими центрами создания и внедрения новейших разработок, но и центрами международного сотрудничества, которые создают новые технологии и обеспечивают высокий уровень добавленной стоимости.


Литература
1. Альхимович И. Взаимодействие малых и крупных предприятий как фактор трансформирования экономики ресурсно-ориентированных регионов. Монография. — Архангельск: Арх. ПГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. — 160 с.
2. Альхимович И., Найденов Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов: монография. Кн. 2 / Отв. ред. Я.М. Максимов. Авторские материалы: Глава 10. Создание системы взаимодействия крупных малых предприятий как фактор конкурентоспособности Северных регионов. — С. 199–213. — Красноярск: Научно-инновационный центр. 2011. — 295 с.
3. Альхимович И. Предпринимательство и государство: роль, значение и функции в активизации развития рыночной экономики: Монография. — Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова, 2013. — 123 с.
4. Альхимович И. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития: Монография / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 114 с.
5. Шаповалов В. Сетевое научно-технологическое сотрудничество университетов, академической науки и бизнес // Ученый совет. — 2011. — № 2. — С. 42–46.
6. Каранатова Л. Использование гос. заказа в качестве механизма инновационного развития экономики России. // Экономика и управление. — 2011. — № 5(67), — С. 64–70.
7. Хрусталев Е. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России. / Е.Ю. Хрусталев, А.С. Боташева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 4. — С. 2–9.
8. Кац И. О макроэкономическом планировании и системе управления экономикой // Экономист. — 2013. — № 12. — С. 28–32.
9. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. — 2011. — № 5(67). — С. 93–107.
10. Александрова Е., Сурат Л.И. Перспективы развития инновационных кластеров в современной российской экономике // Вестник Удмуртского университета. — 2015. — № 4. — С. 7–11.
11. Войтоловский Н.В., Несват Е.Г., Подшивалова М.М. Кластерный аутсорсинг в малом промышленном бизнесе: Монография. — СПб.: Изд-во НПК «Рост», 2018. — 160 c.

Сноски 
1 http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58240
2 http://dezhur.com/mag/kolichestvo-malyh-predpriyatiy-stremitel-no-sokraschaetsya.html
3 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=90201

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия