Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Румянцева Т. В.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Макаров В. В.
доцент кафедры мировой и региональной экономики
Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права,
кандидат экономических наук

Юняева М. А.
доцент кафедры экономики и менеджмента
Санкт-Петербургского Смольного института,
кандидат экономических наук


Некоторые тенденции повышения конкурентоспособности бизнес-структур на международных рынках
В статье обосновывается актуальность изучения вопросов, связанных с функционированием предприятий на международных рынках в условиях внедрения цифровых технологий. Рассмотрены принципы и факторы повышения конкурентоспособности предприятий, Обращается внимание на роль фактора использования цифровизации в повышении конкурентных преимуществ компаний и их качественных характеристик, проанализированы причины, обусловливающие отставание отечественных предприятий по ряду показателей, предложены меры по повышению конкурентоспособности бизнес коммуникаций на международных рынках
Ключевые слова: бизнес структуры, конкурентоспособность на международных рынках, эффективность функционирования предприятий, цифровые технологии
УДК 336.6; ББК 65.05   Стр: 90 - 92

В процессе всего жизненного цикла предприятия необходимо постоянно решать проблемы обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной, которая в современных условиях достигается за счет использования принципиально новых технологических и организационных форм. Однако, исследований в области формирования международной конкурентоспособности субъектов бизнеса, на взгляд авторов, проводится недостаточно.
Необходимо отметить, что «конкурентоспособность предприятия выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов» [2].
Повышение конкурентоспособности предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов.
1) Принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение всей системы, каждый элемент во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом оказывает влияние на систему; нет элементов, которые влияли бы на систему независимо от других элементов; систему нельзя разделить на независимые части, а в целом она обладает свойствами, которые отсутствуют у каждого отдельно взятого ее элемента [2].
При рассмотрении сущности повышения конкурентоспособности предприятия, показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
2) Принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Следовательно, взаимодополняющие показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность предприятия.
3) Принцип функциональной направленности управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия, который предполагает применение таких показателей, которые характеризуют функции управления: организацию, планирование, мотивацию, координацию, регулирование, учет, контроль.
4) Принцип учета специфики производства. Данный принцип предполагает использование показателей, отражающих характерные особенности предприятия и их влияние на его конкурентоспособность.
5) Принцип иерархичности показателей, согласно которому все показатели ранжируются по значению: от общих к частным. К общим относят обобщающие показатели, характеризующие основные направления повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели дополняют общие, конкретизируя процессы указанием особенностей деятельности предприятия.
6) Принцип информационного обеспечения. Расчет всех показателей системы должен обеспечиваться информацией, отраженной в утвержденных формах учета и отчетности. При этом информация должна обладать высокой степенью достоверности. На взгляд авторов, показатели должны быть получены с помощью экономико-математических расчетов, что обеспечит объективность принимаемых решений в области повышения конкурентоспособности.
7) Принцип обеспечения сопоставимости показателей, которые должны быть сопоставимы по методам получения информации, способам расчета, единицам измерения, характеристикам.
8) Принцип непрерывности. Предполагает обеспечение возможности корректировки различных показателей конкурентоспособности предприятия и добавления новых, в зависимости от поступления дополнительной информации о его внутренних факторах или внешнем окружении. Данная корректировка носит дискретный характер и осуществляется в зависимости от результатов анализа.
Под международной конкурентоспособностью понимается обладание свойствами, которые обусловливают наличие у предприятия конкурентных преимуществ, дающих возможность эффективного функционирования на международном рынке.
Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. Очевидно, что, чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на его отдельных сегментах.
На взгляд авторов, «наиболее важным конкурентным преимуществом, оказывающим влияние на формирование остальных, является эффективность инновационных процессов, от которых зависит рентабельность производства, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность предприятия к меняющимся требованиям и условиям рынка» [5]. При этом, инновационный процесс можно обозначить как последовательное превращение идеи в товар, который проходит этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. «Основная часть конкурентных преимуществ создается на мезо-уровне на предприятиях и фирмах, где используются новейшие технологии, новые материалы, новые, более эффективные формы организации труда, в результате чего и возникают конкурентоспособные товары, продукция и услуги» [8].
В настоящее время значительно усилилась конкуренция в мировом сообществе, ужесточились требования со стороны потребителей к качеству товаров, что привело к приоритетности ориентации на потребителя и необходимости внедрения управления, ориентированного на важнейшие принципы повышения конкурентоспособности субъектов бизнеса.
Современная экономическая ситуация предъявляет особые требования к функционированию предприятий в международной конкурентной среде: необходимо оперативное реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования организации деятельности в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. При этом усиливается многоаспектное значение конкурентных преимуществ компаний. «В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек» [5]. Соответственно, предприятиям следует создать необходимые управленческие и организационные предпосылки для успешного внедрения в производство новых технических средств и технологий и обеспечения на этой основе долговременного устойчивого роста производительности. Ключевым конкурентным преимуществом в такой ситуации становится уровень готовности предприятий к деятельности на международных рынках с использованием цифровых технологий. В настоящее время государственные приоритеты направлены на повышение эффективности предприятий различных сфер и масштабов бизнеса. Так, национальная программа развития цифровой экономики РФ определяет направления развития для формирования и поддержания наиболее благоприятных организационных, инфраструктурных и нормативно-правовых характеристик российской цифровой юрисдикции для развития бизнеса в условиях нового экономического уклада, а также опережающего развития национальных институтов цифровой экономики [9].
Это связано с тем, что в международном бизнесе активно используются цифровые каналы для коммуникаций и услуг. А это повышает надежность и эффективность продвижения товаров и услуг в пространственно-системном взаимодействии [1]. При этом растет роль клиенто- ориентированной деятельности. Так, внедрение новых медиа, развитие мобильных платформ и социальных сетей, блогов. вики-ресурсов, мобильных телефонов, цифровых панелей (digital signage) создает возможность максимально повышать эффективность бизнес решений при таргетировании и сегментировании товарных ценностей, находясь в контакте с потребителем [1, 4].
В фокусе основных интересов любого предприятия, предоставляющего на внешний рынок продукцию либо услуги, лежит исследование концепции продукта и всех сопутствующих параметров его продвижения и реализации. Данный вывод подтверждает практика бизнеса зарубежных компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке [7].
Исследование состояния системы конкурентных преимуществ российских компаний позволяет выявить организационные резервы повышения конкурентоспособности последних. На взгляд авторов, предприятиям наибольшее внимание следует уделять таким функциональным нововведениям, как испытание новых форм организации деятельности, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества, поскольку системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка времени.
Отставание отечественных предприятий по отдельным показателям часто носит достаточно объективные причины, которые «в основном обусловлены финансовыми и экономическими факторами» [3]. Следовательно, компаниям имеет смысл проводить комплексную политику, направленную на создание конкурентных преимуществ, что возможно при реализации следующих мер:
– разработка экологически чистых технологий в процессе поиска путей снижения стоимости производства для повышения технологических конкурентных преимуществ фирм;
– увеличение затрат на повышение квалификации, переподготовку и подготовку кадров;
– создание наукоемких производств;
– интенсификация научно-технического обмена;
– активное внедрение инвестиций в НИОКР.
Кроме того, повышение конкурентоспособности предприятий на международных рынках следует осуществлять посредством применения следующих инструментов государственного регулирования.
1. Применение финансово-кредитных рычагов стимулирования инноваций. Наряду с прямой финансовой поддержкой, важным инструментарием государственного стимулирования повышения эффективности деятельности предприятий являются косвенные методы, такие как налоговые льготы, предоставление льготных кредитов, ускоренная амортизация основных фондов, сниженные государственные тарифы и другие преференции.
2. Продвижение системы стандартов качества. Международные стандарты являются источником технологических, экономических и социальных преимуществ. Они помогают гармонизировать технические характеристики продукции и услуг, делающие экономику более эффективной, а также способствуют устранению барьеров в международной торговле. Соответствие международным стандартам информирует потребителей о безопасности, эффективности и экологичности продукта.
3. Кооперация сил государственных органов, бизнеса, университетов в процессе разработки и передачи технологий. Различные формы кооперации становятся доминантной формой организации деятельности предприятий в индустриально развитых странах. Так, примерно две трети успешных фирм в США связаны с какими-нибудь формами кооперации между компаниями, а также между компаниями и государственным сектором (правительственные агентства, федеральные лаборатории) и университетами.
Государство призвано формировать цели и принципы международной экономической политики, учитывая собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Несомненно, что любое предприятие формирует цели своей деятельности и задачи их достижения таким образом, чтобы достичь максимальной конкурентоспособности на международном рынке в своей отрасли, при этом, как отмечалось авторами ранее, «бизнес является инвестиционным товаром, поскольку вложения в него осуществляются с целью возвращения средств и покрытия рисков в будущем» [6]. Также, как отмечает большинство ученых, «региональная технологически-ориентированная экономика формируется в результате успешной реализации региональной промышленной и региональной технологической политики» [2].
Исходя из вышеизложенного, можно определить, что к основным функциям государства по повышению международной конкурентоспособности предприятий относятся:
– содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства, за счет создания программ, стимулирующих инновационную деятельность и формирования государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;
– содействие развитию предпринимательской деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального предпринимательства, чему способствует сочетание государственного регулирования с эффективным функционированием конкурентного рыночного механизма.
Таким образом, повышение конкурентоспособности субъектов бизнеса на международных рынках может быть достигнуто только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех социально-экономических процессов, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности с активным использованием цифровых технологий.


Литература
1. Багиев Г.Л. Маркетинг Форсайт технологий. Монография / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьеа; под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016.
2. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е.В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2017. — № 1. — С. 86–97.
3. Бойко И.В., Черненко В.А. Технологическая модернизация экономики российских регионов. — СПб.: СПб ГУСЭ, 2017. — 147 с.
4. Юняева М.А. Маркетинг — менеджмент в социальных медиа. Учебное пособие / Под ред. И.Д. Афанасенко. — СПб.:
СПбГЭУ, 2015.
5. Румянцева Т.В. Повышение эффективности инновационных процессов, как средство формирования международной конкурентоспособности предприятий // В сб. Современный менеджмент: проблемы и перспективы, 2016. — С.231–234.
6. Румянцева Т.В., Макаров В.В. К вопросу об оценке инвестиционных проектов организаций бизнеса // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 2 (66). — С.127–130.
7. https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-strategiy-povysheniya-konkurentosposobnosti-zarubezhnyh-predpriyatiy (Дата обращения: 4.12.2018).
8. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-subekta-predprinimatelskoy-deyatelnosti-suschnost-metody-faktory-i-kriterii-otsenki (Дата доступа: 4.12.2018).
9. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года // http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (Дата обращения: 6.12.2018).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия