Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рыба Н. Н.
финансист группы компаний Accent (г. Москва),
кандидат экономических наук

Цацулин А. Н.
профессор корпоративных финансов и оценки бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Проект стратегии инновационного развития предпринимательской структуры на рынке биомедицинской и фармацевтической продукции
Настоящая статья является продолжением результатов авторского исследования, опубликованных, в частности, в журнале «Вестник национальной академии туризма» за 2017–2018 г., а также в других изданиях. В качестве объекта исследования избрана одна из предпринимательских структур Санкт-Петербурга, работающих в формате малого и среднего бизнеса на рынке биомедицинской и фармацевтической продукции. Изучаемое предприятие в своей рыночной деятельности придерживается инновационного пути развития, что требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов, включая государственную организационную и финансовую поддержку. Для воплощения имеющихся у предприятия планов авторами исследования была разработана стратегия инновационного развития на три года с учётом особенностей образования цен на лекарственные препараты, выпускаемые предпринимательской структурой. Реальному экономическому субъекту, по понятным причинам, авторы присвоили условное название компания «ABC». Данная компания входит в состав Санкт-Петербургского медико-фармацевтического кластера и успешно работает на производственных площадках Особой Экономической Зоны Технолого-Внедренческого Типа (ОЭЗ ТВТ)
Ключевые слова: инновации, инвестиции, кластер, лекарственные препараты, международные стандарты качества, конкурентоспособность, ценообразование, финансовая устойчивость, стратегирование
УДК 330.34.014.1   Стр: 93 - 98

Вопросы стратегирования инновационного развития предпринимательских структур занимают важное место в исследовании теории и практики предприятий, выпускающих остро необходимую фармацевтическую продукцию, содержащую как оригинальные, инновационные, так и воспроизводимые дженериковые лекарст­венные препараты. При различных организационно-правовых формах хозяйствования изучаемые экономические субъекты (ЭС) обычно относятся к сегменту предприятий малого и среднего бизнеса, что довольно типично для традиционного функционирования сферы инновационного предпринимательства именно в фармацевтической отрасли. Многие из экономических субъектов такого формата располагают значительным интеллектуально-инновационным потенциалом, запасом прорывных идей и способны в кратчайшие сроки адаптироваться к динамично изменяющимся условиям экономической и политической конъюнктуры.
Как правило, уровень инновационного развития национальной экономики тесно связан с эффективностью механизма государственной поддержки стартапов на местах, регулированием инновационной активности субъектов предпринимательства, их способностью обеспечивать надлежащую конкурентоспособность территорий на внутренних рынках страны. Конкурентоспособность непосредственно продукции, работ и услуг, соответствующих мировым стандартам качества, оценивается на зарубежных рынках. В наборе инструментов государственной поддержки особое значение приобретает институт охраны прав интеллектуальной собственности в виде совокупности интеллектуальных активов и мер по совершенствованию системы их правовой защиты.
Как известно, инвестиционная деятельность непосредственно связана с достигнутым уровнем конкурентоспособности любого ЭС, т.е. его способностью сохранять и даже повышать свои конкурентные преимущества по отношению к деятельно­сти конкурирующих рыночных игроков [1]. Такое превосходство можно достичь лишь за счёт реализации комплекса целей инновационной деятельности ЭС в интересах собственников, инвесторов, поставщиков, персонала и конечных потребителей. Целью каждого из перечня персоналий является удовлетворение своих заявленных потребностей. В соответствии с разработанной авторами методикой измерения эффективности вложений в инновационное развитие ЭС Санкт-Петербургского Медико-фармацевтического кластера (МФК) из ОЭЗ ТВТ, для достижения высокого уровня такой эффективности необходимо придерживаться следующих общепринятых принципов целевого портфельного инвестирования:
– предельная эффективность инвестирования. В данной сфере действуют основные экономические законы — убывающей доходности; убывающей предельной полезности. А особенности, присущие стадиям производства и реализации фармацевтической продукции, справедливы и для инвестиционного процесса в конкретной отрасли;
– необратимость инвестиционного процесса в деятельности экономического субъекта [2];
– сочетание материальных и стоимостных оценок при анализе эффективности капитальных вложений;
– адаптационность понесённых расходов/затрат/издержек по каждой счётной транзакции;
– мультипликативность парциальных социально-экономиче­ских эффектов как самостоятельных факторов моделирования;
– акселерация темпов инвестиционного процесса при совпадении целей разного уровня;
– «q-принцип», определяющий реальную связь между рыночной оценкой фундаментальной стоимости активов на фондовой бирже и его реальной восстановительной стоимостью в производственном процессе [3];
– консолидация разнообразных рисков при многосторонней заинтересованности участников в конечных результатах реализации стратегии/проекта инновационного развития.
Любое предпринимательство нуждается в средствах финансирования своей деятельности как с позиций перспективы инновационного развития, так и при осуществлении рутинных текущих хозяйственных операций. На практике ЭС сегмента малого и среднего предпринимательства финансируют свою инновационную деятельность, как правило, из различных сторонних привлеченных источников [4], включая внешние инвестиционные заимствования, и куда в меньшей степени, за счет собственных средств. В условиях весьма спорной глобализации и крайне условной открытости информационно-сетевой и даже цифровой экономики особую роль начинают играть учтенные факторы, связанные с безусловной отраслевой привлекательностью, конкурентным положением ЭС МФК в регионах, особенностями образования цен и тарифов на продукцию в виде лекарственных препаратов (ЛП), с включенностью в схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) [5] и др.
Так, при разработке стратегии развития, рыночной политики и даже методов окончательного установления цен на ЛП ЭС МФК эти факторы и условия объективно присутствуют, делают объект для целей инвестирования исключительно привлекательным с учетом того, что под реализацию проекта Особой Экономической Зоны (ОЭЗ) СПб МФК оперативно были выделены три площадки в регионе [6]. Взятие на вооружение перспективной системы образования цен и тарифов на базе эталонного принципа сулит для анализируемого ЭС повышение конкурентоспособности его ЛП. В настоящее время ЭС осуществляет другие принципы ценообразования и придерживается схем т.н. динамического ценообразования [7].
Тем не менее, несмотря на безусловную инвестиционную привлекательность всего СПб МФК в целом, следует перечислить реальные условия функционирования изучаемой компании «ABC» (условно названной по понятным причинам), которые определяют сегодня особенности рыночного ценообразования на ЛП:
– способность исследуемого ЭС выпускать товарную продукцию в виде ЛП над-лежащего рыночного качества по международным стандартам и уровню конкурентоспособности;
– сложившийся кадровый состав ЭС, характеризующийся высочайшим уровнем квалификации персонала, сравнительно высоким уровнем его заработной платы и необходимостью ее непрерывной индексации;
– ведение инновационного производства, сопровождающееся постоянно растущей стоимостью сырья, материалов, расходами на защиту прав интеллектуальной собственности (ПИС), значительными накладными расходами;
– наличие прямых конкурентов, не доминирующих на сегментах внутреннего фармацевтического рынка, согласно законодательству ФАС РФ;
– наличие незанятых ниш рынка биомедицинской и фармацевтической продукции внутри страны и за ее рубежами [8].
Исходя из перечисленных обстоятельств, более предпочтительной на предстоящие 2019–2020 гг. видится следующая стратегия ценообразования для завоевания значительной доли рынка на территории СПб и СЗФО: цена в зависимости от цен конкурентов, а в последующие годы переход к новой для ЭС МФК ценовой стратегии: высокое качество отечественного оригинального ЛП → сравнительно высокая цена. Исходя из такой предпосылки, на первый год реализации стратегии инновационного развития предпринимательской структуры оптово-отпускная цена определена в €38,57 за тысячу условных единиц ЛП компании «ABC» при расчётной рентабельно­сти производства (RORN) в 25,00% и продаж (ROSN) в 17,30%. Однако, при непосредственной продаже оптовым заказчикам специальная цена может быть увеличенной и/или сниженной, согласно контракту и условиям договора на поставку фармацевтической продукции [9].
Представляется целесообразным организовать каналы сбыта ЛП компании «ABC» на внутреннем рынке страны следующим образом:
– через аптечную сеть, товарно-фондовую биржу СПб, Ленинградской и других областей СЗФО, городские торговые сети;
– по заказам других ЭС биомедицинской и фармацевтической отраслей промышленности РФ и ЭС МФК СПб и иных ЭС.
Для зарубежных рынков необходимы дополнительные коммуникационные усилия. В настоящее время заключены договора с ЭС отдельных стран СНГ и Балтии — Республикой Беларусь, Казахстаном, Украиной, Арменией, Киргизией, Эстонией и Латвией. Проведены переговоры с финскими и норвежскими компаниями, а также с Китаем и Монголией о научно-исследовательской, промышленной и торговой кооперации в области разработок, производства и продаж ЛП, а также в сфере продвижения международных стандартов надлежащих практик фармакопеи.
Ориентировочные удельные затраты на сбыт готовой продукции ЛП составят, начиная с 2018 г., €3000 тыс. В целях реализации стратегии производственного, организационного и инновационного развития изучаемого ЭС предусмотрены запланированные в стратегии изменения: произвести на 32% обновление парка подвижного состава для осуществления международных транспортных перевозок ЛП с получением права выезда за территорию РФ с оформлением соответствующей разрешительной документации, в том числе в службе международных грузовых перевозок. Специализированные под перевозки фармацевтических товаров ЭС автомобили «VolvoF-12» будут приобретены в момент успешного достижения первых трёх целей реализации стратегии — формирования инвестиционной стратегии; стимулирование маркетинговых инноваций; развитие производства. Для этого рекомендуется внести в штатное расписание дополнительные единицы специалистов по организации работ, в частности, в области международной коммерческой логистики, отходов фармацевтического производства и экологической обстановки.
Полученные результаты исследования. Ориентировочные затраты на решение маркетинговых задач в рамках стратегии составят €555 тыс., в том числе: исследования рынка ЛП — €170 тыс.; рекламная поддержка — €265 тыс.; участие в тематических выставках, включая ПАО ВЦ «Ленэкспо» и ежегодных Форумах Life Sciences Invest — €120 тыс. При завоевании значительной, до 8%, доли рынка предусмотрено 5%-е снижение ежегодных затрат на маркетинг. В связи с тем, что производство фармацевтической и медицинской продукции в кластере организовано на площадях ОЭЗ, взаимодействие, координация и контроль за данным ЭС будут осуществляться по принятым Управляющей компанией ОЭЗ схемам для региона. Ожидаемые сводные результаты от реализации стратегии развития ЭС МФК представлены в табл. 1.

Таблица 1
Ожидаемые результаты реализации стратегии инновационного развития компании «ABC» на период 2018–2020 гг.

п/п
Наименование показателяПериод реализации стратегии инновационного развития
первый годвторой годтретий год
12345
1Объём производства, тыс. условных ед.5 0008 5009 000
2Объём реализации товарной продукции, €19 285 00032 784 50034 713 000
3Себестоимость товарной продукции, €15 428 57026 222 50027 765 000
4Балансовая прибыль Пw, €3 856 4306 562 0006 948 000
5Величина налога на прибыль организаций
при размере средней ставки в 13,52%, €

520 618

885 870

937 980
6Плановая чистая (нетто) прибыль ПN, €3 335 8124 265 3004 516 200
7Рентабельность производства, ROR, %25,0025,0225,02
8Рентабельность продаж, ROSN, %17,3013,0113,01
Рассчитано авторами по результатам проектирования для «АВС»

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с нем. — М.: ЭКСМО, 2008. — 864 с.
2. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс. — М.: Изд-во «Тройка-Диалог-Олимп-Бизнес», 2007. — 428 с.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
4. Чесбро, Г. Открытые инновации / Пер. с англ. В.Н. Егорова. — М.: Изд-во «Поколение», 2007. — 336 с. С. 29–30.
5. Вилисов М.В. Государственно-частное партнёрство: политико-правовой аспект. URL: www.rusrand.ru/vlast/publikac/partn/ (дата обращения: 27.03.2018).
6. Портал малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — http://pmp.crpp.ru/registry/infr/ (дата обращения: 06.07.2018).
7. Цацулин А.Н. Управление затратами на предприятии: Учебно-методический комплекс. Направление подготовки: 08.02.00.62 «Менеджмент». Квалификация (степень) выпускника — бакалавр / Балтийская академия туризма и предпринимательства. — СПб, 2014. — 114 с.
8. DSMGroup. Фармацевтический рынок России. 2018. — Апрель. https://www.google.ru/search?q=DSM+Group+%D0% =chrome&i.e.=UTF-8. (дата обращения: 20.08.2018).
9. Фармацевтический рынок России. Итоги 2010–2016 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (дата обращения: 25.06.2018).
10. Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Экономист. — 2010. — № 8. — С.16.
11. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. — http://kfpp.ru/analytics/material/innovation. php. (дата обращения: 28.08.2018).
12. Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] — http://www.osspb.ru/podderzhka/ (дата обращения: 11.09. 2018).
13. Рыба Н.Н., Цацулин А.Н. Развитие региональных медико-фармацевтических кластеров в системе инновационного предпринимательства Санкт-Петербурга // В сб.: Государство и Бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции / Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ. — СПб., 2018. — С. 75–80.
14. Цацулин А.Н., Цацулин Б.А. Региональные медико-фармацевтические кластеры априори должны быть инновационными // В кн. Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / Авт. колл. Budner W.W., Palicki S., Pawlicka K., Анисимов С.Д., Бабкин А.В. и др. / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб., 2015. — С. 228–288.

* GMP (good manufacturing practice) — надлежащая производственная практика; GLP — надлежащая лабораторная практика; GCP — надлежащая клиническая практика. Российский сертификат GMP от Минпрома РФ подтверждает соответствие производственных площадок российским стандартам GMP. Сертификат выдается на основании всеобъемлющего аудита комиссии МПТ, подтверждает, что процессы разработки, производства и контроля качества в деятельности ЭС организованы в соответствии с высокими стандартами качества, и выпуск таблеток, мягких и твердых желатиновых капсул и пеллет (гранулированных лекарственных форм) на его производственных мощностях соответствует требованиям Международных стандартов надлежащей практики продажи, хранения и транспортировки (распределения) ЛП GMP.GPP, GSP, GTP-GDP.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия