Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Хоменко В. В.
аспирант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург)


Источники финансирования инвестиционных проектов как инструмент развития региона
В статье рассмотрены основные подходы и принципы финансирования инвестиционных проектов с участием государственных средств, инвестиционных фондов, а также привлечения средств сторонних инвесторов и заключения инвестиционных договоров. Приведены примеры крупных инвестиционных инфраструктурных проектов и расчет мультипликатора инвестиций. Сформированы выводы о приоритетности направления инвестиционных средств на стратегические проекты. Автором представлена модель финансирования региональных инвестиционных проектов с участием государственной поддержки
Ключевые слова: финансирование инвестиционных проектов, источники инвестиций, государственная поддержка, мультипликатор инвестиций, инвестиционный проект, инвестиционные фонды, деловая активность
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 153 - 155

Сегодня для развития инвестиционного потенциала региона, повышения эффективности его инвестиционной деятельности и решения ряда проблем ключевых отраслей экономики необходимо на региональном уровне проводить мероприятия, направленные на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику региона. Одним из направлений государственной поддержки субъектов Российской Федерации является выделение бюджетных средств из федерального инвестиционного фонда. Цель и основные задачи функционирования фонда заключаются в оказании финансового, экономического и организационного содействия субъектам Российской Федерации и выстраивание эффективного взаимодействия в части реализации приоритетных направлений, предусматривающих модернизацию (реконструкцию) или создание современной инфраструктуры.
Следует отметить, что решение о выделении денежных средств субъекту принимается Министерством регионального развития Российской Федерации (далее — Министерство). Соответственно при принятии положительного решения субъект Российской Федерации формирует перечень инвестиционных проектов и пакет необходимых документов в соответствии с требованиями, установленными к ключевым направлениям развития, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития.
В соответствии с нормативными документами стратегического управления для оценки освоения инвестиционных средств из федерального бюджета, анализа выполнения параметров социальных, экономических и производственных программ, а также для оценки достижения значительных экономических эффектов уполномоченным органом Министерства осуществляется регулярный контроль и системный мониторинг выполнения запланированных этапов реализации проектов.
Учитывая имеющийся опыт по планированию и разработке программ и реализации проектов в области инвестиционного развития, Министерством постоянно проводится работа по внедрению новых механизмов и процедур формирования и совершенствования нормативно-правовой и методологической базы для возможности внедрения качественного планирования и исполнения параметров инвестиционных проектов.
В качестве примера рассмотрим реализацию ключевых транспортных инфраструктурных проектов, реализуемых за счет инвестиционного фонда (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, только два инфраструктурных проекта были профинансированы за счет средств инвестиционного фонда в объеме 100%. Доля остальных проектов варьируется в диапазоне от 18 до 56%.

Таблица 1
Ключевые транспортные инфраструктурные проекты [2]
Наименование инвестиционного проектаУтвержденная сметная стоимость, млрд руб.в т.ч. за счет инвестиционного фонда, млрд руб.Доля средств инвестиционного фонда, %
Строительство нового выезда на МКАД23,66113,17255,7
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург66,08129,48744,6
Разработка проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург11,59411,594100,0
Создание транспортной инфраструктуры на юго-востоке Забайкальского края104,59824,18023,1
Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург79,48727,77734,9
Реконструкция участка со строительством нового тоннеля в Хабаровском крае59,58417,26429,0
Разработка проектной документации к проекту «строительство центральной автомобильной дороги Московской области»8,8208,820100,0
Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй13,9432,51618,0

При этом сумма инвестиционных средств, выделяемых на данные инфраструктурные проекты, является минимальной среди суммы инвестиционных затрат на другие проекты.
Важно отметить, что государственную поддержку с участием средств инвестиционного фонда в основном получают два ключевых субъекта Российской Федерации — это города Москва и Санкт-Петербург. Поэтому доля региональных проектов в общем количестве составляет 50%, а их общая стоимость менее 40%.
В настоящее время денежные средства, выделяемые из инвестиционного фонда, служат активатором финансовой успешности субъектов. Так, согласно отчетным данным реализуемых инвестиционных проектов, на 1 рубль средств, выделяемых из федерального бюджета, приходится 3–6 рублей частных вложений, а иногда и больше [2].
Таким образом, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджетных средств способствует повышению конкурентоспособности региона, эффективности его инвестиционной деятельности, а также является источником для развития объектов региональной инфраструктуры в области транспорта, социальной, энергетической, жилищно-коммунальной и других сфер деятельности.
При этом в рамках принятия стратегических решений по реализации инвестиционных проектов необходимо учитывать мультипликативный эффект проекта, а также мероприятия, оказывающие значительный социально-экономический результат для региона. Реализация региональных проектов, предусматривающих софинансирование с участием федеральных бюджетных средств является инструментом экономического развития региона, повышения уровня и качества жизни населения.
Для принятия эффективных управленческих решений в области оценки и реализации инвестиционных проектов целесообразно применять комплексный подход, направленный на взаимодействие всех субъектов инвестиционного процесса, синхронизацию механизмов и получение экономического эффекта от реализации проекта.
Таким образом, в результате выделения инвестиционных средств на развитие инвестиционной деятельности формируется мультипликатор инвестиций (ΔY), который характеризует уровень влияния размера прироста капитальных вложений или инвестиций (ΔJ) на изменение размера доходных поступлений и исчисляется по формуле:
ΔY = k ∙ (ΔJ) (1)
где k — прирост капитальных вложений;
ΔJ — изменение доходных поступлений, млн руб.

В результате привлечения государственных или сторонних инвестиций для реализации инвестиционных проектов формируется положительное изменение объема дохода, так как чем выше потребность в инвестициях, тем больше значение полученного мультипликатора и наоборот [5].
Для построения модели взаимосвязанных компонентов, отражающей влияние факторов на результативный показатель в виде мультипликатора инвестиций, проводится комплексный анализ объема собственных доходов и объема привлеченных инвестиций в основную деятельность.
Большинство экспертов в области инвестиционного планирования и развития считают важным при формировании направлений региональной инвестиционной политики рассматривать вероятность участия в проектном финансировании. При этом, решая основную задачу, например по реконструкции (модернизации) какого-либо объекта, может возникнуть непредвиденная ситуация, связанная с необходимостью выделения дополнительного финансирования с учетом внесения соответствующих изменений в согласованный инвестиционный проект. Данное обстоятельство может быть вызвано утверждением новых рекомендаций Правительством Российской Федерации в рамках осуществления инвестиционной деятельности или решением о сокращении объема запланированных финансовых средств.
Вероятность возникновения данного риска достаточно высока, так как контрольную функцию о выделении денежных средств и проверку достижения ключевых параметров инвестиционной программы выполняет государство.
В результате выделения средств в незначительном объеме происходит секвестирование объема производственной программы развития, что является недопустимым, так как в данных обстоятельствах субъекту инвестиционной деятельности придется увеличить срок реализации инвестиционного проекта. Соответственно потребуется дополнительный объем инвестиций для реализации запланированных мероприятий. Таким образом, в процессе реализации проектов важным становится формирование баланса и согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти и участников инвестиционной деятельности.
Следует отметить, что реализация ключевых инвестиционных проектов является результатом достижения параметров, установленных в стратегических документах регионального развития. При этом в рамках прогнозирования и планирования инвестиционных средств, направляемых на реализацию стратегических инвестиционных проектов, необходимо учитывать различные сценарии социально-экономического развития региона, а также существующую геополитическую ситуацию.
На рисунке 1 автор представил возможные варианты финансирования инвестиционных проектов с государственным участием.
Сегодня наиболее распространенным направлением является финансирование инвестиционных проектов за счет собственных средств (бюджетное финансирование), реализация которых направлена на социально-экономическое развитие региона.
Второе направление — это кредитование, которое предоставляется финансовыми учреждениями на определенный срок для возможности решения важных стратегических проблем и развития инфраструктуры региона. При этом важно учитывать, что рост доли заемных средств может привести к ухудшению финансового состояния и увеличению риска появления долговых обязательств. Кредитное финансирование предусматривает привлечение для реализации инвестиционных проектов сторонних источников (средства финансово-кредитной организации, сторонних инвесторов).
Рис. 1. Виды финансирования региональных инвестиционных проектов [1, 3, 4]

Третьим направлением является заключение инвестиционного договора путем привлечения средств инвесторов для реализации инвестиционного проекта. Важным условием данного договора является разделение рисков в рамках осуществления проекта между всеми участниками инвестиционного процесса. Инвестиционный договор является определенным соглашением между участниками в рамках реализации проекта и гарантирует инвестору предоставление определенных мер в области государственной поддержки и защиту интересов в экономической деятельности.
Проектное финансирование предусматривает финансирование инвестиционных проектов, при котором источником покрытия долгосрочных затрат являются денежные потоки, формируемые проектом.
Сегодня на региональном уровне активно работают фонды развития и поддержки ключевых отраслей экономики региона, осуществляющие софинансирование проектов, реализуемых по приоритетным инвестиционно-инновационным направлениям в определенных отраслях экономики, а также оказание поддержки в сфере инноваций и производства новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
Основные приоритеты государственной политики в сфере инвестиционного развития сформированы с учетом целей и задач основных стратегических документов региона: концепции и стратегии долгосрочного социально-экономического развития, государственных отраслевых и комплексных программ, а также инвестиционной стратегии и программы.
Учитывая особенности регионального инвестирования, а также ключевые направления осуществления инвестиционной деятельности автор предлагает следующую модель финансирования региональных инвестиционных проектов с участием государственной поддержки (рис.2).
Первый блок: субъект инвестиционной деятельности предоставляет уполномоченному органу государственной власти в определенный срок заявку и соответствующий пакет документов для отбора и включения проекта в перечень и программу для финансирования с участием государственных средств.
Рис. 2. Модель финансирования региональных инвестиционных проектов с участием государственной поддержки
Составлено автором

Отбор инвестиционных проектов проводится в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами и требованиями, предъявляемыми к отбору проектов для финансирования за счет государственных средств.
Второй блок: данный пакет документов направляется ответственному лицу уполномоченного органа государственной власти для анализа и оценки проекта согласно установленным требованиям эффективности инвестиционных проектов.
Если инвестиционный проект соответствует установленным требованиям, то он рассматривается далее на заседании комиссии, если нет, то отправляется обратно субъекту инвестиционной деятельности для доработки и внесения соответствующих изменений.
Третий блок: специально созданная комиссия органа государственной власти рассматривает весь пакет документов согласно требованиям, утвержденным нормативно-правовыми актами и представленному заключению уполномоченного органа. И далее принимает решение о включении в перечень стратегически важных проектов и необходимости финансирования его за счет государственных средств.
Четвертый блок: уполномоченный орган государственной власти вносит соответствующие изменения в проект государственной программы и далее готовится проект постановления о выделении соответствующих денежных средств. Инвестиционные проекты могут быть реализованы за счет бюджетных средств, а также с участием заемных средств и средств инвестиционных фондов.
Пятый блок: результатом реализации данных проектов должно стать достижение ключевых ориентиров социально-экономического развития региона, повышение инвестиционной привлекательности, создание новых высокоэффективных производств, развитие инновационных и конкурентоспособных видов продукции, товаров, услуг.
Таким образом, осуществление эффективной инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации является одним из направлений регионального развития и предусматривает различные источники финансирования инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие региона.
Сегодня источники финансирования инвестиционных проектов являются основным инструментом достижения стратегических приоритетных задач регионального развития. При этом в рамках осуществления инвестиционной деятельности органам региональной власти необходимо учитывать риски инвестирования и выбирать оптимальные инструменты финансирования инвестиционных проектов с учетом социальной и экономической эффективности.


Литература
1. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Т.2. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 560 с.
2. Вахруков С. Мультипликативный эффект // РЖД-Партнер. — 2013. — № 21. — С.16–18.
3. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 204 с.
4. Леонтьев В.Е. Инвестиции: учеб. пособие / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2010. — 416 с.
5. Поляков Л.А. Теория мультипликатора и экономический механизм регулирования рынка жилья: Дисс. канд. экон. наук. — Ярославль, 2000. — С. 18.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия