Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Худайбердиев Э. Р.
руководитель Наманганского регионального отделения
Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества (Республика Узбекистан),
кандидат экономических наук


Рынок труда Республики Узбекистан: теоретико-практические и демографические вопросы
В статье раскрыты основные аспекты рынка труда Узбекистана в условиях экономики переходного периода. Использованы статистические данные с начала приобретения независимости до настоящего времени. При изучении рынка труда Узбекистана определены факторы, влияющие на него и теоретически обосновывано влияние этих факторов. Показано их проявление на практике с точки зрении демографических процессов на рынок труда. Сделаны общие выводы и разработаны теоретические и практические рекомендации
Ключевые слова: Республика Узбекистан, рынок труда, трудовые ресурсы, демографическая ситуация, официальная и неофициальная занятость, трудовая миграция
УДК 331 (575.1)   Стр: 170 - 173

Есть смысл начать данную статью с очень точного определения задачи изучения рынка труда, данного Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым: «Вы удивитесь, но на местах не хватает квалифицированных строителей, трактористов, механизаторов. Сложно найти знающих свое дело землеустроителя или водника. Выпускников колледжей зачастую приходится заново обучать нужным профессиям. Так, где же профессиональное обучение? Почему не изучается рынок труда?»1
В последнее время среди многичесленных проблем, наблюдаемых в экономике, весьма актуален вопрос эффективного функционирования рынка труда. Успешное его решение непосредственно связано с глубоким осознанием объективных закономерностей его развития.
Рынок труда является одной из развивающихся систем, где наблюдается приоритет внешних факторов, например, технического прогресса. Изменение условий социальных разработок, в соответствии с техническом прогрессом, находит свое отражение в механизмах и организационных структурах социального регулирования рынка труда. Такая ситуация наблюдалась в 20–30-е годы ХХ века в период технической революции и наблюдается по сей день. Прогресс науки и техники в 70–80-е годы прошлого века привел не только к изменению технико-технологического уклада, но и переходу от индустриального к информационному этапу развития человеческого общества. В его основе лежит способность гармонизации научного потенциала, знания и информации. «Интеллектуальная экономика» превратила человечество в главную производительную силу общества, а его созидательный потенциал в капитал. Формирование у современного человека таких новых качеств требует пересмотра не только структур и механизмов рынка труда, но и трудовых отношений в целом.
Образованию современного рынка труда в Узбекистане способствовали следующие макро-факторы:
● Формирование и развитие рыночных отношений — осуществление разгосударствления и приватизации собственности, развитие новых форм ведения хозяйства в условиях социально-экономической независимости, возникновение сферы частного предпринимательства и трудовой деятельности индивидуального порядка;
● Усиление структурной перестройки (изменение хозяйст­венных структур в связи с выходом Узбекистана на международный рынок, усвоение современных технологий);
● Либерализация экономики, достижение финансовой устойчивости, предотвращение дефицита бюджета, экономическая политика, направленная на укрепление курса сума.
Нужно отметить, что эффективное использование трудовых ресурсов является одной из важных задач, стоящих перед Узбекистаном. Поэтому вопросы создания новых рабочих мест, обеспечения занятости и повышения доходов населения остаются всегда в центре внимания государства. «Нам нужно принять безотлагательные меры по обеспечению занятости населения и сокращению уровня безработицы»2.
Определение эффективного решения проблем рынка труда, занятости населения и организации новых рабочих мест — важное условие и приоритетное направление успешного и устойчивого развития страны в ближайшем будущем. Повышение доходов и бытового благополучия населения имеет не только экономическое, но и политическое значение. «Нам следует понять, что один безработный — это десять проблем. Если попытаться оценить потенциальный ущерб, наносимый семье, махалле, обществу, вы увидите, насколько острым является этот вопрос»3.
Создание современной и активной системы рынка труда является важной задачей осуществляемых в нашей республике экономических реформ. В данном процессе две влияющие основные группы факторов — демографические и социально-экономические. Если демографические факторы дают возможность определения количества трудоспособного населения в промежутке определенного времени, то анализ социально-экономических факторов служит основой вывода, что пополнение рынка труда в период рыночных реформ осуществляется за счет двух основных источников. Если первый связан с освобождением излишней рабочей силы в некоторых отраслях экономики страны, то второй — с наличием нетрудоустроенного населения. Если подойти к современной ситуации рынка труда, используя метод научной абстракции, то можно использовать демографический фактор, как основной фактор, влияющий на него.
Население Узбекистана, как и других государств Центральной Азии, считается «молодым» по сравнению с мировыми показателями, и основная часть его является трудоспособной. Социально-демографическая ситуация играет решающую роль в формировании трудовых резервов. Важная особенность Узбекистана — высокая тенденция роста населения. Несмотря на то, что в последнее время естественный прирост населения относительно уменьшился, он остается достаточно высоким и является самым высоким среди государств СНГ.
В годы независимости (1990–2017 гг.) население Узбеки­стана увеличилось почти на 12 миллионов (444 тыс. в год) и к началу 2018 г. составило 32,7 млн человек. За прошедшее 27 лет население в республике увеличилось почти в 1,6 раза, город­ского населения почти в 2 раза, села в 1,3 раза. Вместе с тем, на различных этапах данного периода можно наблюдать разную картину увеличения городского и сельского населения.
В частности, если в 1990 г. доля городского населения составила 40 процентов, то в 2017 году — 50,6 процентов, а доля сельского населения уменьшилось с 60 до 49,4 процентов4. В республике идет процесс урбанизации. 966 сельскому пункту республики придали статус городка5.
Результаты социально-демографических исследований показывают, что нет большой разницы между семьями по количеству детей в различных социальных группах.
В составе возрастных групп доля трудоспособного населения увеличилась с 49,2% в 1990 г. до 60,1% в 2017 г. Вместе с тем, доля лиц младше трудоспособных, уменьшилось с 42,9% до 30,2%. В результате демографическая нагрузка, приходящаяся на каждые 1000 человек в трудоспособном возрасте уменьшилась с 1035 человек в 1990 г. до 726 человек в 2005 г. В 2010 г. — на 652 чел., в 2013 г. — на 620 чел., а в 2017 г. — на 572 чел., т.е. уменьшилось в 1,8 раза по сравнению с 1990 годом. Необходимо особо подчеркнуть, что данная демографическая нагрузка будет действовать при условии полной занятости трудоспособного населения. Если учесть наличие безработных в составе трудоспосбного населения, то данный показатель может еще более увеличиться. Также, коэффициент интенсивности смены поколений в 2000 году составил 5,6, в 2005 году — 5,3, в 2010 году — 4,2, в 2015 году 3,6, а в 2017 году 3,16.
Данный демографический показатель свидетельствует о сближении количества входящих в рынок труда и выходящих из него, предупреждает о продолжении этого процесса в будущем и нахождении рынка труда в ближайшем будущем под демографическим давлением.
Такая ситуация показывает необходимость серьёзного научного и практического изучения вопросов дальнейшего повышения эффективности рынка труда, осуществления системного мониторинга случаев обеспечения занятости трудоспособной части населения, нуждающихся в работе, в частности, женщин.
Анализ занятости населения в экономике по половому признаку показывает, что в 2017 году 6,2 млн (45,8%) занятых составляли женщины. В течение 1991–2017 гг. занятость женщин выросла на 2,5 млн человек или же на 59,7%7. Повышение занятости женщин связано со структурными изменениями в экономике и развитием отраслей, требующих женского труда.
Анализ занятости женщин в разрезе отраслей экономики выявил существенное сокращение количества женщин, занятых в сельском хозяйстве за последние годы. В 2017 году 26,3% женщин, занятых в отраслях экономики, приходилось именно на долю сельскохозяйственной отрасли. Этот показатель в 1990 году составлял 40%8 (для сравнения: данный показатель по всему миру составляет в среднем 35,4%, в Южной Азии — 64,5%, в развитых государствах — 2,9%), доля женщин в промышленности составила 13% (данный показатель по всему миру — 18,3%).
В Узбекистане отрасли здравоохранения, образования, культуры, искусства являются традиционными отраслями для женской занятости и в 2017 году 21,5% экономически активные женщины были заняты именно в данных отраслях. В частности, 76,6% — сотрудники системы здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения и 75,6% — сферы образования составили женщины9.
Изменения в системе образования, в условиях экономики переходного периода, создание новых профессий и должностей, повышение активности рабочих становится основой социально-экономических достижений общества. Эти процессы требуют измения отношеня населения, особенно молодежи к труду.
Трудовая активность молодежи связана с рядом социально-экономических, демографических и других факторов, где основным является координация количества и качества трудовых ресурсов с рабочими местами.
Анализ показывает, что 25,6% трудовых ресурсов в Узбеки­стане приходится на долю лиц в возрасте 16–29 лет. Ежегодно во всех областях республики начинают трудовую деятельность более 500 тысячи молодежи с профессиональным образованием и прошедшие профессиональную подготовку (в 2015 году — 548,5 тыс. чел., в 2017 году — 524,4 тыс. чел.). Лица в возрасте 18–29 лет, занятые в официальном секторе экономики составляет 28,8%, то есть каждый третий сотрудник в республике входит в группу молодежи10.
В сфере занятости усматривается ряд направлений государственной политики. Важно подчеркнуть их логичность и связь с осуществляемыми реформами в условиях социальной направленности быстроразвивающихся рыночных отношений в обществе, а также обретение собственного выражения на основе принципа государство — главный реформатор. К таким частным знакам можно отнести такие подходы, как беспрерывность, широкий охват, склонность к общечеловеческим и национальным ценностям, наличие фактора осуществления национального и экономического «безопасного иммунитета», тенденций отраслевого и регионального развития, интенсивной интеграции национальной экономики к мировому хозяйству в условиях глобализации, имеющего программный характер.
Весомая работа проделана в рамках принятых в нынешнем году программ «Каждая семья — предприниматель» и «Молодежь — наше будущее». Населению, особенно молодежи, предоставлены большие льготы в целях поддержки их инициатив, организации бизнеса. «Мы будем оказывать им всестороннее содействие и в следующем году и возьмем под строгий контроль выполнение этих программ. Не только экономические, но и многие социальные проблемы нам удастся решить, если мы будем развивать предпринимательскую деятельность, инициативность нашей молодежи, научим ее управлять финансовыми средствами»11.
Необходимо особо отметить, что, начиная с 90-годов прошлого века, рыночные реформы не обошли и рынок труда. В частности, убраны многие запреты и ограничения, связанные с устройством на работу. Это возможность совместительства, занятость на дополнительной работе, что, в свою очередь, повлияло на иждивенческие настроения, привело к росту новых процессов, таких как неполная занятость, получение дополнительного дохода. Также произошло расширение неофицальной занятости, когда при устройстве на работу не оформляется трудовой договор.
Появление неофициальной занятости на рынке труда, распространение и расширение ее масштаба, а также, изучение вопросов ее места в формировании рыночных отношений между работадателем и наемным работником — важная научная задача. Если учесть масштаб неофициальной занятости, то появляется необходимость изучения ее влияния на экономику страны и рынок труда в целом.
Отдельные виды неофициальной занятости существовали и до реформ (портные, репетиторы и др.). Однако, в условиях перехода на рыночные отношения характер, масштаб действия, состав и место неофициальной занятости полностью изменился. Неофициальный сектор превратился в независимый сегмент рынка труда. В целом, неофициальная занятость проявляет на рынке труда свои положительные и отрицательные стороны. Необходимо в этой связи определить насколько она препятствует или содействует развитию конкуренции на рынке труда.
Неофициальная занятость:
● способствует решению проблем занятости и доходов населения;
● способствует расширению рынка производства товаров и оказания услуг;
● предотвращает рост безработицы и резкого снижения жизненного уровня населения;
● дает возможность выбрать удобный трудовой режим.
Также, неофициальный сектор создает социальные проблемы. В частности:
● создает дополнительные условия для развития криминальной среды;
● занятые в данном секторе не имеют социальных гарантий и не имеют возможности контролировать трудовые условия;
● занятость в неофициальном секторе, в основном в мелкой торговле, оказании различных услуг, приводит к потере профессиональных навыков квалифицированных работников;
● усложняет контроль над качеством выпускаемых товаров и услуг;
● государство лишается средств, поступающих в бюджет в результате сокрытия доходов, облагаемых налогом.
Опыт стран, имеющих неофициальную занятость показывает, что такой вид занятости не исчезает сам собой в связи с созданием рабочих мест в официальном секторе или применения запретных мер.
Структура занятости Узбекистана на 1 января 2018 года показывает, что 58,5% трудоспособного населения являются занятыми в официальном секторе экономики. 31,9% приходится на долю занятых в неофициальном секторе экономики и 9,6% — это выехавшие на работу за пределы республики (мигранты). (табл.1)

Таблица 1
Структура занятого населения (на 01.01.2018 г.)12
Структура занятого населенияКол-вов %
1Занятые, всего13520,3100
В том числе:  
1.1.Занятые в официальном секторе экономики:7917,058,5
1.2.Занятые в неофициальном секторе экономики4308,831,9
Из них:  
1.2.1.Выполняющие временные разовые и сезонные работы1657,438,5
а)выполняющие временные разовые работы824,649,8
б)выполняющие временные сезонные работы832,850,2
1.2.2.Помогающие члены семьи и помогающие предпринимателям без оформления трудовых отношений1146,726,6
1.2.3.Предприниматели, работающие без регистрации и соответствующего разрешения1504,734,9
Из них:  
а)работавшие на рынках (торговля, обслуживание покупателей и продавцов, челночный бизнес) и торговавшие вне рынка (с лотка, вне стационарных точек торговли)708,047
б)другие виды предпринимательства (частный извоз, ремесленничество, бытовые услуги населению)796,753
1.3.Выехавшие на работу за пределы республики1294,59,6

Нужно учесть, что в составе занятых в неофициальном секторе экономики важное место занимают выполняющие временные разовые и сезонные работы (38,5%).
В результате исследования рынка по обеспечению временных разовых и сезонных работ была составлена схема механизма функционирования данного рынка13. Определены его форма и типы (схема 1). Из вышеприведенной таблицы видно, что около 10% трудоспособного населения Узбекистана — это выехавшие на работы за пределы республики, т.е. мигранты. Разница в оплате труда является важным, но не единственным смыслом трудовой миграции.
Схема 1.

Обозначим следующие моменты, свойственные для миграционной активности населения Узбекистана:
— устойчивость коэффициента миграционной активности одинаково свойственна для Узбекистана и его регионов, это в первую очередь связано с такими факторами, как достижение в стране высокого темпа роста экономики, а также последовательный рост количества новых создаваемых рабочих мест в стране;
— в миграции населения особое место занимает несоответствие количества рабочих мест и качества источника дохода, предпринимательская активность населения и экономическая культура, социально-политическая и медицинско-экологическая ситуация. Поэтому, относительно высокий рост коэффициента миграции в Республике Каракалпакстан и Бухарской области можно связать с плохой медицинско-экологической ситуацией этих регионов;
— высокий рост коэффициента миграции в Джиззакской, Сирдарьинской и Наманганской областях характеризуется слабым процессом диверсификации экономики этих областей;
— близость данного показателя к «1» в Андижанском (1,2), Кашкадарьинском (1,2), Сурхандарьинском (1,2), Ферганском (1,2) областях и городе Ташкенте (1,1) объясняется высоким темпом диверсификации хозяйства в этих регионах, наличием структуры широкого отраслевого хозяйства и высокой долей промышленного производства.
В результате широкого изучения рынка труда в период переходной экономики можно сделать следующие выводы:
1. Рынок труда считается важной сферой экономической и социально-политической жизни общества. Обобщая все подходы, раскрывающие суть рынка труда, можно дать следующее определение: «рынок труда — система социально-экономических отношений между работодателем и наемным работником по купле-продажи и использованию функциональной трудоспособности человека».
2. Категория «труд» одновременно отражает в себе два элемента:
● потенциальную трудоспособность человека;
● функциональную трудоспособность человека в действии.
Такое понятие категории «труд» подтверждает продажу труда на рынке и называется такой рынок — «рынок труда». Также, понятие «рынок труда» выражает связанность рынка с трудовым процессом.
3. Согласно сущности рынка труда целесообразно использование экономической категории «найм» в качестве его элемента. Данная экономическая категория не имеет достаточного места в теории рынка труда, поскольку при освещении механизма функцинирования рынка труда не учитывается процесс «найма».
4. В последнее время под влиянием западных экономистов широко распространилась такая точка зрения, что всё экономически активное население (безработные и занятые) являются субъектами рынка труда. В результате такого широкого подхода к рынку труда возникает путаница при разработке проблем занятости. Внесение общего экономически активного населения в состав субъектов рынка труда без основания выводит рабочую силу на первое место в качестве товара и опускает фактор производительного труда, являющегося важной функцией занятых, на второе место. При трудоустройстве работодатель смотрит на потенциальную трудоспособность, а функциональная трудоспособность переходит на второй план. Такая ситуация приводит к увеличению безработицы.
5. Население регионов республики, имея свои региональные особенности, развивается на основе общереспубликанских закономерностей. В первую очередь, регионы различаются по показателям демографического роста. Во всех регионах основная тенденция демографического развития наблюдается в постепенном уменьшении рождаемости, что положительно влияет на возрастной состав населения.
6. Анализ статистических источников показывает тенденцию устойчивого роста абсолютного количества занятых, реального проявления их в соотношении трудовых ресурсов и наличие тенденции роста занятых по сравнению с общим количеством населения. Также наблюдается рост удельного веса трудоспособных в составе общей численности населения или тенденция снижения иждивенчества, что может привести к следующим последствиям: первое — неэффективное использование трудоспособного населения приводит к проблеме безработицы; второе — посредством эффективного использования увеличивающего числа лиц трудоспособного возраста можно достичь заметного экономического роста. В этом отношении следует обратить внимание на увеличение доли занятых в составе экономически активного населения.
7. Большинство выпускников образовательных учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при устройстве на работу по своей специальности. Причиной этому являются следующие факторы:
— недостаточная информированность выпускников высших и профессиональных образовательных учреждений о рабочих местах по специальности;
— формальный подход при составлении договора в образовательных учреждениях с работодателями, в связи с чем не должный подход по трудоустройству выпускников со стороны работодателей;
— не достаточное освещение проводимых трудовых ярмарок в местных СМИ;
–работодатели отдают предпочтение при найме лицам с трудовым стажем.
8. В условиях экономики переходного периода неофициальный сектор превратился в независимый сегмент рынка труда и существенно влияет на занятость населения и социально-экономическую ситуацию.
Не оправдывает себя и применение запрещающих мер по отношению к неофициальному сектору, сокращение которого в результате строгой политики государства приведет к резкому росту безработицы. К тому же, это сразу ухудшит уровень жизни занятых в неофициальном секторе. Меры запрета целесообразны лишь по отношению к негативным проявлениям неофициальной занятости.
9. Оценивая общую тенденцию развития неофициальной занятости в Узбекистане, можно сделать вывод, что она способствует переходу к нормальным рыночным отношениям, т.к. активно вовлекает население в данный процесс.
В результате анализа современного рынка труда, можно дать следующие рекомендации:
— необходимо подходить к вопросу эффективной организации рынка труда с учетом региональных особенностей демографических изменений;
— необходимо сужение масштаба (диапазона) в разработке региональных программ занятости населения;
— необходимо расширить масштаб (диапазон) трудовых ярмарок, а также создать качественную общенациональную информационную систему свободных рабочих мест;
— необходимо обеспечить квоты на рабочие места, ежегодно определяемые местными органами государственной власти для трудоустройства молодежи и других граждан, нуждающихся в социальной защите;
— необходимо широко использовать нетрадиционные (гибкие) формы занятости, наряду с традиционными. Изучить, с одной стороны, возможность использования таких форм занятости предприятиями, действующими в сфере материального и нематериального производства в регионах, а с другой, учесть потребности населения, проживающего вокруг данных предприятий;
— системно изучать причины, препятствующие развитию домашнего труда, решать вопросы обеспечения работающих на дому транспортом, оборудованием, горючим сырьем, создавать группу ремонтников, оказывающих услуги своевременного и эффективного ремонта оборудования;
— через СМИ широко пропагандировать преимущества таких форм занятости, т.к. решение этой проблемы возможно определяет судьбу человека, его семьи, уровень их жизни.


Литература
1. Мирзиёев Ш.М. Всесторонне развитое поколение — основа великого будущего, созидательный труд народа — основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество — гарантия процветания: Доклад на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря 2018 года. // https://president.uz
2. Распоряжение Президента Республики Узбекистан «О создании Центров по обеспечению временных разовых работ» от 25 июля 2000 года №Ф-1218
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по усовершенствованию административно-территориальной структуры населенных пунктов Республики Узбекистан» №68 от 13 марта 2009 года.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О создании Бюро по обеспечению временных разовых работ» от 8 сентября 2017 года №703.
5. Худайбердиев З.Р. Рынок труда в условиях экономики переходного периода (теоретические и практические вопросы). — Ташкент: Финансы, 2008. — 191 с. (на узб. яз.)
6. Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. — Ташкент, 2018. — 149 с.
7. Сборник статистических материалов. — 1990. — М., 1991. — 165 с.
8. Статистический сборник. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в годы независимости (1990–2010 гг.) и прогнозы на 2011–2015 гг. — Ташкент, 2011. — 138 с.
9. Статистические данные Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, 2018.

Сноски 
1 Мирзиёев Ш.М. Всесторонне развитое поколение — основа великого будущего, созидательный труд народа — основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество — гарантия процветания. // Доклад на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря 2018 года. //https://.president.uz
2 Мирзиёев Ш.М. Всесторонне развитое поколение — основа великого будущего, созидательный труд народа — основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество — гарантия процветания. // Доклад на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря 2018 года. // https://president.uz
3 Там же.
4 Расчеты автора на основе: Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. Ташкент, 2018. С.14; Сборник статистических материалов. 1990. М., 1991. С.65; Статистический сборник. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в годы независимости (1990–2010 гг.) и прогнозы на 2011–2015 гг. Ташкент, 2011. С.93.
5 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по усовершенствованию административно-территориальной структуры населенных пунктов Республики Узбекистан» от 13 марта 2009 года №68 // https://lex.uz
6 Расчеты автора на основе: Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. Ташкент, 2018. С.17; Сборник статистических материалов. 1990. М., 1991. С.67; Статистический сборник. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в годы независимости (1990–2010 гг.) и прогнозы на 2011–2015 гг. Ташкент, 2011. С.95.
7 Расчеты автора на основе: Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. Ташкент, 2018. С.28; Статистический сборник. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в годы независимости (1990–2010 гг.) и прогнозы на 2011–2015 гг. Ташкент, 2011. С.97.
8 Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. Ташкент, 2018. С.39; Статистический сборник. Основные тенденции и показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в годы независимости (1990–2010 гг.) и прогнозы на 2011–2015 гг. Ташкент, 2011. С.97.
9 Труд и занятость в Узбекистане. 2014–2017. Статистический сборник. Ташкент, 2018. С.39; 41.
10 Там же. С.21; 90–91; 35.
11 Мирзиёев Ш.М. Всесторонне развитое поколение — основа великого будущего, созидательный труд народа — основа благополучной жизни, дружба и сотрудничество — гарантия процветания. //Доклад на торжественном собрании, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря 2018 года. //https://.president.uz
12 По данным Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
13 Схема составлена автором.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия