Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС

ТАМОЖНЯ И ТОРГОВЛЯ: ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ

При налаживании и последующей активизации внешнеэкономических связей со странами, находящимися на различных уровнях социально-экономического развития, и с экономическими их группировками приходится учитывать особенности каждой из них. Деятельность таможни должна быть приспособлена к этому разнообразию, чтобы стать инструментом содействия торговле.
Значимым показателем состояния системы отношений между торговлей и таможней может быть не только высокий уровень их адекватности объективным условиям развития, но и субъективным мнениям, представлениям и оценкам со стороны тех социальных сил, интересы которых распространяются на сферу внешнеэкономической деятельности, которые преследуют свои цели и используют имеющиеся в их распоряжении средства для воздействия на таможню.
Исходя из понятия легитимности, таможня является легитимной, если ее цели и используемые для их достижения методы и средства, права, полномочия, практическая деятельность таможенной службы признаются обществом или большей его частью соответствующими принятым в данном обществе базовым ценностям. Легитимность - важнейшее основание эффективной таможни. Ее внешняя сторона - признание ее на международном и национальном уровнях, а внутренняя - признание самой таможней. Поскольку нормы и ценности эволюционируют, процессом легитимизации таможни следует управлять, способствуя совершенствованию таможенной деятельности для поддержания необходимого уровня ее легитимности.
Процесс отношений между таможней и торговлей на легитимной основе требует оценки широкого спектра предпосылок и условий, необходимых для согласования позиций сторон в различных сферах: правовой, информационной, технологической, организационной и в сфере ценностных представлений. Реализация такого подхода обеспечивает, с одной стороны, развитие форм организации взаимодействия таможни и торговли, с другой - сохранение требуемой функциональности системы внешнеэкономических связей государства.
Постановка вопроса о том, что таможня должна способствовать свободе торговле, не совсем корректна. "Абсолютно свободный" от ограничений рынок оперирует с любым товаром, услугой, которые приносят коммерческую выгоду. Торговля имеет с точки зрения и каждого отдельного государства, и мирового сообщества две составляющие: полезную экономически, социально, экологически, технологически и вредную, легитимную и нелегитимную (при использовании некачественных, запрещенных товаров, технологий, способов их перемещения). По отношению к торговле таможня в любом государстве выполняет функции "фильтра" и "барьера" в потоке товаров, услуг, транспорта, капиталов. И вопрос о том, насколько таможня способствует развитию торговли, - это вопрос об ее барьерных и фильтрационных функциях и их роли в системе контроля этих потоков. Как барьер и фильтр таможня препятствует свободной торговле, а не только контрабанде, торговому мошенничеству, торговле наркотиками и другим проявлениям запрещенного товарообмена.
Как фильтр таможня может способствовать мировой торговле и ограничивать ее по отдельным параметрам в интересах тех или иных государств и их объединений. При этом те или иные параметры фильтра могут трансформироваться и в барьеры (налоги, пошлины, антидемпинговые меры и т. д.).
Основная принципиальная формула содействия со стороны таможни развитию торговли - "то, что выгодно таможне, должно быть выгодно участникам внешнеэкономической деятельности". Ее основная задача - разработка "блока синхронизации коммуникаций",
т. е. методов, организационных форм управления, механизмов согласования интересов таможни (как государственной службы) и легитимной торговли. Эта задача определяет и характер бизнеса в сфере внешней торговли.
Отношения таможни и торговли могут быть представлены в виде матрицы (схема 1).
Схематически место таможни в обслуживаемых ею трансграничных потоках может быть определено так: по отношению к легитимным потокам таможня как эффективный фильтр нейтральна, незаметна для них (ортогональна), не тормозит эти потоки и в этом смысле способствует торговле, барьеры же должны обеспечивать надежный заслон нелегитимной составляющей потоков, их возможности должны быть эквивалентны потенциалу нелегитимных потоков (схема 2).
Механизмы содействия и торможения в торговле определяются характеристиками действующих фильтра и барьеров.
В общем случае таможенные барьеры неортогональны по отношению к фильтру. Но они могут включать в себя "переродившиеся в барьеры" "засоренные" элементы фильтра, препятствующие легитимной торговле, провоцирующие увеличение ее нелегитимной составляющей (схема 3).


Если считать потоки товаров, услуг, капиталов, транспорта нелегитимными, когда они минуют таможню как фильтр и барьер, то при такой интерпретации проблемы можно утверждать, что преобладание барьерной составляющей приводит к снижению размеров легитимной торговли и увеличению нелегитимной и что неэффективная таможня как "фильтр" препятствует легитимной торговле и поощряет нелегитимную.
И в том, и в другом случае часть легитимности торговли уходит в "тень" из-под контроля таможни.

Как инструмент содействия легитимности торговли и противодействия ее нелегитимной составляющей таможня должна быть легитимной с точки зрения организации, нормативно-правового и информационного обеспечения ее деятельности и взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и высокотехнологичной с точки зрения таможенного их обслуживания и таможенного контроля. В последнем случае это достигается усилиями не только самой таможни, но и структурами, которые предоставляют услуги по подготовке к прохождению таможенного контроля. В этом случае данные организации выступают в роли коммуникационной составляющей в отношениях между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности. Взаимодействие с такими структурами способствует смещению центра тяжести таможенного контроля с этапа таможенного оформления на этап контроля после выпуска товара. В рамках этого взаимодействия получает развитие институт таможенного аудита, который позволяет таможенным органам обеспечить надежный уровень информированности и об участниках внешнеэкономической деятельности, и об объектах "околотаможенной" инфраструктуры.
При вступлении России во Всемирную торговую организацию необходимы переход от жестких бюрократических коммуникаций к более мягким горизонтальным системам равноправных отношений, развитие горизонтальной структуризации и корпоративности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия