Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Андреева Д. А.
доцент кафедры безопасности Северо-Западного института управления,
филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Малинин А. М.
профессор кафедры региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Развитие рынка туристско-медицинских услуг как фактор повышения безопасности сервисно-ориентированной экономики региона
В статье рассматривается перспектива развития рынка туристско-медицинских услуг как одно из условий повышения уровня экономической безопасности региона и страны в целом. Также представлена возможность эволюции национального рынка туристско-медицинских услуг и осуществления транснациональных проектов. Кроме того можно говорить об антикризисном потенциале регионального развития туристско-медицинских услуг, что повлечет за собой повышение уровня экономической безопасности. Специфическая сервисная направленность туристско-медицинских услуг придаёт им дополнительную ценность как особому виду социально-значимых услуг
Ключевые слова: экономическая безопасность, региональный рынок услуг, туристско-медицинская услуга, рынок труда, регион, сервисно-ориентированная экономика
УДК 332.055.2; 338.48; 338.46; 331.522; ББК 65.2; 65.049; 65.433   Стр: 174 - 177

В современной глобальной экономической системе все большее развитие получает классификация стран, как элементов данной системы, по уровню их социально-экономического развития, в основе которой лежит ориентация и стремление к становлению и развитию локальной сервисно-ориентированной экономики и интеграции ее в глобальную систему. Постулируется, что социально-экономическая система страны может считаться развитой, если 70% ее структуры занимает сектор услуг, оставшиеся 30% разделяются между промышленным сектором и сельским хозяйством. Однако в настоящее время успешное становление и развитие сервисно-ориентированной экономики произошло лишь в ограниченной группе наиболее развитых стран мира.
Этот подход был активно принят и российскими органами государственной власти, которые, однако, адаптировали его к российским реалиям, что выразилось в разработке и принятии в октябре 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года — «Россия-2020» [4,5]. Именно в данном документе был использован термин «социально-ориентированная экономика».
Классическая модель предполагает развитие сервисно-ориентированной экономики за счет роста социальной эффективности как результата реструктуризации современной организации общественного производства. Происходит уход от превалирования промышленного и, тем более, сельскохозяйственного сектора экономики, главный акцент переносится на сферу услуг. Происходит реорганизация, перестройка системы общественного производства, его сервисная ориентация. Главным плюсом построения подобной социально-экономической системы является возможность учета интересов не только собственников средств производства, но и всех прочих участников социально-экономической системы. К большому сожалению, реализация данного подхода весьма затратна — требует привлечения значительных средств не только от государства, но и от частных лиц — предпринимателей, инвесторов. Именно поэтому в качестве первого шага на пути к преображению социально-экономической системы Российской Федерации, остающейся на стадии эксплуатации природных ресурсов, было выбрано направленное развитие социально-ориентированной экономики.
Трансформация социально-экономической системы РФ является стратегически важной задачей, решение которой повысит, в том числе, и уровень экономической безопасности страны.
Формирование и развитие социально-ориентированной рыночной экономики — комплексный процесс, целью которого является расширение сферы применения социальных услуг, возможность более точно и полно учитывать пожелания потребителей услуг, а также тотальное повышение качества социальных услуг. При этом важно разделять два направления, которые возникают при формировании подобной системы. Первое направление связано с ориентацией на социально-незащищенные слои населения, которые необходимо обеспечить возможностью получения бесплатных услуг за счет бюджета государства, региона и т.п. Другое направление связано с развитием общества и услуг, направленных на развитие общества. В этом случае «социальное» не является синонимом «бесплатное». Социальные услуги в таком контексте могут оказываться на возмездной (платной) основе, тем самым обосновывая наличие рыночного элемента экономической системы. При этом не уменьшается актуальность задачи повышения их качества и доступности для граждан.
Одной из ключевых проблем становления новой социально-экономической системы остается ограниченность средств у государства. Решение данной проблемы может находиться в плоскости реализации концепции государственно-частного партнерства (ГЧП). По определению, этот вид партнерства представляет собой «юридически закрепленные взаимоотношения между государственным и частным секторами национальной экономики на основе разделения выгод и рисков в пространстве исключительной ответственности государства для наиболее эффективной реализации социально-значимых проектов»[5]. Важным моментом здесь является то, что возникающий при этом институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом имеет главной целью реализацию не только национальных, но и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Страна при этом развивается не только как самостоятельная социально-экономическая система (реализуя внутренние проекты и обеспечивая повышение уровня самостоятельности, обособленности и экономической безопасности), но и как элемент глобальной экономической системы, повышая уровень конкурентоспособности и применяя рациональный ресурсно-целевой подход (используя свои сильные стороны в комбинации с сильными сторонами других государств), который позволяет сократить необоснованные траты на те ресурсы, которые необходимы для реализации проекта, но которыми страна не обладает в должной мере, или разработка которых чрезмерно затратна.
Рассмотрим обозначенную проблему трансформации экономической системы на примере формирования и развития системы медицинского туризма или лечебно-оздоровительного туризма в РФ (рис.1).
Причина выбора именно этого объекта заключается в комплексном характере двух услуг — туристской и медицинской. Развитие рынка туристских услуг уже само по себе оказывает стимулирующее — мультипликативное — воздействие на развитие множества смежных рынков — транспорт, производство товаров народного потребления, машино- и автомобилестроение, связь, строительство, труд. Развитие лечебно-оздоровительного или медицинского туризма добавляет к перечисленным рынок медицинских услуг, а также существенно расширяет границы уже задействованных рынков (в частности, рынка труда) [3]. В результате объединения рынков туристских и медицинских услуг возникает значительный синергический мультипликативный эффект, который стимулирует социально-экономическое развитие страны и в конечном итоге способствует развитию социально-ориентированной рыночной экономики.
При этом остается возможным как платное, так и бесплатное (с выделением бюджета, дотаций, квот) оказание туристско-медицинской услуги по отношению к непосредственному потребителю. С точки зрения рыночной экономики более выгодным является возмездное оказание туристско-медицинской услуги. Согласно данным Ростуризма только в 2017 году доход России от оказания туристских услуг составил 8 миллиардов 845 миллионов долларов (3 трлн руб.), что составляет около 3,47% ВВП. Этот весьма благоприятный результат согласуется со стратегической задачей роста доходов от туризма, поставленной В.В. Путиным. Президент уже не раз заявлял об актуальности задачи увеличения несырьевого экспорта услуг за счет развития четырех отраслей — образования, здравоохранения, туризма и транспорта [6,8]. Именно поэтому объединение двух направлений сферы услуг — туристской и медицинской, поможет максимизировать ожидаемый результат. Таким образом, возникает необходимость разработки условий гармоничного формирования данного взаимодействия медицины (в том числе высокотехнологичной, как наиболее перспективной) и туризма (рис.2) с целью получения положительного синергетического эффекта [1,2].
Рис. 1. Интеграция национальной и международной систем оказания туристско-медицинских услуг
Рис. 2. Условия, необходимые для гармоничного развития рынка туристско-медицинских услуг

Затрагивая вопросы ключевых тенденций в сфере услуг с точки зрения национальной экономики, не следует забывать о том, что базовой задачей их формирования и реализации является необходимость обеспечения устойчивого развития экономики страны, что будет непосредственно отражаться в динамике основных макроэкономических и социальных показателей [7]. На сегодняшний день можно говорить об антикризисном потенциале развития туристско-медицинских услуг. Специфическая сервисная направленность туристско-медицинских услуг придаёт им дополнительную ценность как особому виду социально-значимых услуг. Результаты потребления данного вида услуг будут непосредственно отражаться в изменении социально-экономических показателей страны, в росте качества жизни [7]. Если говорить о глобальном взаимодействии, то результаты потребления туристско-медицинской услуги будут отражаться на повышении общемирового уровня и качества жизни населения.
Важной особенностью сферы медицинских услуг (рис.3) является их ориентация на развитие, комплексность, инновационность, высокотехнологичность и экономическую эффективность (вне зависимости от «платности» оказания услуги). Авторы в своих работах уже рассматривали процесс оказания высокотехнологичной медицинской услуги, выполненной в соответствии с клиническими протоколами, как высокоэффективный инвестиционный проект, приводящий к последующему снижению стоимости обеспечения надлежащего качества жизни пациента, продемонстрировав, таким образом, экономическую эффективность медицинской услуги [9]. Кроме того, большинство медицинских услуг характеризуются тем, что их непосредственным потреблением (например, хирургическое вмешательство) создание добавленной стоимости не ограничивается, поскольку, по необходимости, они требуют особого постсервисного сопровождения, то есть создания специальных систем последующего обслуживания (послеоперационный период, медицинское сопровождение, условия для проживания сопровождающих лиц).
Основной — имманентной особенностью туристской услуги (рис.3) является ее комплексность и мультимодальность и необходимость обеспечения качества оказания услуги в целом и обеспечения безопасности потребителей услуги (в том числе, медицинской) детерминирует необходимость обеспечения качества на каждом из этапов оказания услуги и обеспечения на каждом из этапов безопасности потребителей услуги.
Таким образом, при симбиозе рынка медицинских услуг и рынка туристских услуг, в силу близости их потребительских характеристик, возникает целенаправленное движение в сторону максимизации производственного, технического, инновационного и социального (включая сферу образовательных услуг) потенциала.
Определим: туристско-медицинская услуга — это совокупность целенаправленных возмездных действий в комплексе туристского и медицинского обслуживания, которые ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туриста по получению вне места постоянного проживания качественной медицинской помощи широкого спектра действия, не противоречащей общечеловеческим и профессиональным морально-этическим принципам.
Развитие рынка туристско-медицинских услуг является обязательным условием реформирования сложившейся социально-экономической системы страны — сначала по переходу к социально-ориентированной экономике, а затем и развитию сервисно-ориентированной рыночной экономики. Объясняется это, в первую очередь, наличием специфической задачи при развитии рынка туристско-медицинских услуг, решение которой заключается в повышении эффективности и качества услуг систем национального здравоохранения, образования и туризма. Развитие национальных систем и их активное взаимодействие с другими локальными системами обеспечивает повышение уровня экономической безопасности страны. Развитие локального рынка (локальной системы) должно быть построено на принципе ресурсно-целевого подхода, который заключается в соотнесении потребностей и возможностей, максимизации конкурентоспособной эффективности рынка соответствующих услуг.
Кроме того, дальнейшее глобальное развитие рынка туристско-медицинских услуг позволит привлечь особые дополнительные источники инвестирования, открыть новую конкурентную среду, которая создаст дополнительные стимулы для развития, появляется возможность изучения, адаптации внедрения в локальные системы лучшего мирового опыта. В конечном итоге становится более реальной перспектива создания и разработки направления по развитию интернационализации вовлеченных национальных систем (здравоохранения, образования, туризма).
Рис. 3. Особенности туристских и медицинских услуг
Рис. 4. Взаимодействие рынка туристско-медицинских услуг с прочими рынками


Литература
1. Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства / А.Д. Чудновский, Ю.М. Белозерова. — М.: ИД «ФОРУМ»: «Инфра-М», 2012. — 336 с.
2. Джангиров А.П. Основные тенденции развития сферы услуг в современной экономике // ТЕRRА ECONOMICUS, Том 9. 2011. — № 4. — Часть 2. — С. 113–117.
3. Малинин А.М., Андреева Д.А. О некоторых подходах к характеристике рынка труда и оценке уровня социально-экономического развития региона // Ученые записки Международного банковского института. 2016. — № 17. — С. 8–16.
4. Орлова В.С., Щербакова А.А. Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в регионе // Проблемы развития территории. Устойчивое развитие территорий, отраслей и производственных комплексов. — 2014. — Вып. 4 (72). — С. 34–47.
5. Проблемы внедрения проектов государственно-частного партнерства в развитие социальной инфраструктуры регионов России / И.В. Сычева, Н.А. Сычева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-razvitie-sotsialnoy-infrastruktury-regionov-rossii (дата обращения 13.01.2019).
6. Статистика доходов стран от въездного туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tio.by/info/articles/statistika_dokhodov_stran_ot_vezdnogo_turizm_skolko_zarabotala_belarus/ (дата обращения: 23.01.2019).
7. Сценарные условия и прогнозирование долгосрочного развития экономики региона: монография /Под ред. С.В. Кузнецова, В.Е. Рохчина. — СПб.: ИПРЭ РАН; ГУАП, 2014. — 140 с.
8. Шилова А. Ростуризм оценил доход России от туризма в 2017 году // Ведомости. — 2018. — 24 мая. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/27/770664-dohod-ot-turizma (дата обращения: 23.01.2019)
9. Healthcare Services: Hi-Tech Medicine Economics and the Regional Labour Market / D.A. Andreyeva, A.M.Malinin, V.M.Sereda, S.Yu.Rubtsova, O.S.Nadezhina / Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA) — Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. — 25–26 April 2018 Milan, Italy. — p 5456–5465.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия