Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса:
генезис и инновационное развитие
В статье рассматриваются особенности развития процесса интеграции науки, образования и бизнеса на современном этапе инновационного развития в условиях взаимодействия субъектов Большой Евразии. Предложена модель совершенствования системы управления процессами интеграции науки, образования и бизнеса на евразийском пространстве
Ключевые слова: инновационное развитие, интеграция науки, образования и бизнеса, евразийская интеграция, наука, образование
УДК 378:337.6   Стр: 192 - 194

В современных условиях научно-технического прогресса и глобализации усиливаются интеграционные процессы, выходящие за национальные границы и принимающие международный характер интегративных сетевых формирований науки, образования и бизнеса. Усиление конкуренции приводит к возникновению региональных экономических объединений.
Международное сотрудничество и обмен опытом стали необходимым средством для разграничения растущих издержек и уменьшения риска введения инноваций, а также для кумуляции необходимого потенциала опыта, квалификации и знаний в процессе разработки и внедрения новых товаров и услуг [8].
Евразийская интеграция — заметная тенденция в развитии мировой экономики, создающая условия для научно-исследовательской деятельности и восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса — это взаимодействие, сотрудничество, объединение и интернационализация инновационной хозяйственной деятельности, новая целостность экономик. В создание новых продуктов, процессов и услуг синергетический эффект приносит объединение ресурсов стран-участниц этого образования.
Научно-образовательная и бизнес интеграция в странах Большой Евразии, качественно повышает уровень открытости национальных экономик, создает единое информационное пространство, обуславливает интенсификацию международного движения технологий.
Большая Евразия — это геоэкономическая и геополитическая общность, это движение к обще евразийскому пространству мира, сотрудничества и развития.
Поэтому создание единого образовательного пространства стран — участниц Большой Евразии является одним из перспективных направлений современного развития мирового хозяйства.
На современном этапе эволюции мирового хозяйства успешное развитие научно-образовательных систем Большой Евразии должно быть связано с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации.
Для интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Большой Евразии имеется целый ряд объективных аргументов — это единое научно-образовательное и бизнес пространство и многие аспекты социально-экономической направленности. Исходя из этого, интеграция образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского союза — это традиции сотрудничества в едином языковом пространстве, а также взаимовыгодное инновационное развитие различных отраслей стран-участниц этого объединения.
Поэтому, процесс формирования евразийского научно-образовательного сотрудничества сетевых университетов обусловлен, прежде всего, необходимостью сделать образование более адекватным современным экономическим требованиям, динамике развития рынка труда.
На современном этапе процесс евразийской экономиче­ской интеграции достиг фазы зрелости, при которой содержательное наполнение единого экономического пространства совместными видами сложной хозяйственной деятельности становится не менее важным, чем углубление и расширение интеграционных форм [1]. Евразийские интеграционные объединения сегодня уже приносят конкретную практическую отдачу в цифрах прироста ВВП и взаимной торговли. Таким образом, «Евразийская интеграция стала реальным драйвером экономического роста, обеспечив в 2017 году оздоровление экономик стран ЕАЭС». [2]
Несмотря на положительные тенденции интеграции университетов Большой Евразии можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день проблем. Во-первых, факторы, возникающие в процессе реформирования системы образования, такие как, отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию образования, слабость законодательной базы на национальном уровне и на межгосударственном уровне, а также проблемы финансирования образования [3]. Во-вторых, специфика социально-экономического развития каждой из стран Большой Евразии и отсутствие единого подхода к реорганизации системы образования. В-третьих, проблемы финансирования научно-образовательных сетей [8].
В условиях интеграции в рамках Большой Евразии, необходимо активизировать деятельность между университетами, во-первых, в экономической сфере, а именно, по повышению конкурентоспособности образовательных услуг. А во-вторых, в сфере образования и науки, расширения и модификации образовательных услуг, создания возможности реализации союзного научно-технического потенциала. В-третьих, в инновационно-информационной сфере — улучшение качества международного информационного позиционирования стран-участниц Большой Евразии [4].
Решение этих проблем будет способствовать формированию концепции устойчивого, стабильного развития экспорта образовательных услуг в рамках интеграции университетов Большой Евразии.
Практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами евразийского интеграционного формирования, взаимодействующими на рынке в целях установления длительных привилегированных отношений определяет содержание маркетинга отношений партнеров.
Модель совершенствования системы управления процессами интеграции науки, образования и бизнеса направлена на упрощение и очищение деятельности интегративного формирования от проектов, не создающих ценности (рис. 1). Она интегрирует систематизированные инновационные перспективные предложения. Эта модель позволяет сформулировать видение рациональных инновационных технологий работы интеграционного объединения.
Таким образом, для оценки эффективности процесса интеграции науки, образования и бизнеса, необходимо проводить мониторинг и диверсификацию данного направления на евразийском пространстве, который позволит своевременно выявлять проблемные области в части разработок, корректировать стратегические планы в направлении более эффективной коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и своевременно реагировать на изменение окружающей бизнес-среды.
Углубление связей между университетами стран Большой Евразии является ключевым фактором устойчивого развития международных отношений и становится необходимым условием развития, как отдельных стран, так и евразийского интеграционного процесса в целом [5].
Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС, СНГ и КНР в 2014–2018 годах составляет более 17%, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (8%) [6]. Но в 2014/15 учебном году был зафиксирован рост в 18,1% [4].
По прогнозам Минобрнауки РФ к 2025 году в России будут учиться до 760 тысяч иностранных граждан. Также в рамках Большой Евразии увеличится поток мобильности иностранных студентов на 5,6% и профессорско-преподавательского состава на 3,8% [5]. Таким образом, увеличение численности иностранных студентов, как в РФ, так и в рамках Большой Евразии, будет способствовать расширению международного научно-образовательного сотрудничества университетов.
Анализ ситуации на евразийском рынке образовательных услуг показывает, что требуются активные действия государств-членов ЕАЭС, стремящихся сохранить и укрепить свои позиции, в том числе создание образовательных, научных центров и бизнес-инкубаторов за пределами Евразийского союза, рассчитанных на потребности различных регионов и интеграционных объединений мирового хозяйства.
В процессе интеграции в Евразийское научно-образовательное пространство активное участие принимают вузы России, Китая и Казахстана. Среди них и Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Огромная роль отводится проблемам формирования Евразийской экономики, а именно, взаимоотношениям маркетинговой архитектуры и ее эффективности [7, 10].
Модифицирование высшего образования в рамках интеграции университетов Большой Евразии требует радикальных изменений в управлении, применения специального научно-методического механизма управления интегративными системами высшего образования [8]. Вопрос управления процессами интеграции науки, образования и бизнеса на евразийском пространстве остается открытым и требует дополнительного изучения.
Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса — это будущее, которое будет зависеть от эффективности использования инновационного процесса и международного сотрудничества интеграционного формирования и от его внутренней стабильности.
Рис. 1. Модель совершенствования системы управления процессами интеграции науки, образования и бизнеса на евразийском пространстве


Литература
1. Глазьев С.Ю. Перспективы Единого экономического пространства и Евразийского союза / www.dynacon.ru/content/articles/2530/2017 г.
2. Вьюнов В.Н., Филиппова М.Г., Мамедов Р.М., Коротовский В.В., Рзаева Е.А., Кофанов В.А. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС // Молодой ученый. — 2016. — № 8.
3. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. — 2011. — № 6. — С. 23–26.
4. Медынская И.В. Современные тенденции и проблемы экспорта образовательных услуг в условиях евразийской интеграции // Дискурс. — 2018. — № 2. — С.57–63.
5. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты / http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf. 2017 г.
6. UNESCO Institute for statistics [Electronic resource]. URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 12.12.2018, 08.02.2019)
7. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. -№ 3 (59) — С.18–21.
8. Медынская И.В. Современные тенденции интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского экономиче­ского союза //Евразийский научный форум-2017 /Под ред. М.Ю.Спириной: Сб. научн. статей. — Ч.1. — СПб.: Изд-во Ун-та при МПА ЕврАзЭС, 2018.
9. Евразийская политическая экономия /Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 767 с.
10. Маркетинговая архитектура и эффективность Евразийской экономики: Коллективная монография /Научн. ред. Г.Л.Багиев, И.А.Максимцев. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 463 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия