Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кузнецов Ю. В.
заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор

Дерен И. И.
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук

Морозов В. М.
профессор кафедры социологии
Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
доктор социологических наук


Повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы с учетом задач поступательного развития российской экономики (на примере Владимирского юридического института ФСИН России)
В статье проведена оценка тенденций повышения квалификации сотрудников уголовной исполнительной системы (УИС) на примере Владимирского юридического института федеральной службы исполнения наказаний (ВЮИ ФСИН). В результате проведенного исследования выявлены проблемы практического характера, внесены предложения по их решению
Ключевые слова: повышение квалификации, сотрудники уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительная система
УДК 378.046.4   Стр: 195 - 199

В современных условиях, с учетом отечественной и международной политики, исследование процессов повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) России является актуальным вопросом. Наука и высшее образование способствуют развитию интеллектуального капитала общества. В свою очередь, технологическая модернизация национальной экономики обуславливает возрастающую потребность в высокопрофессиональных квалифицированных кадрах.
Важным условием поступательного развития российской экономики становится эффективная работа вузов по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, уровень профессиональных компетенций которых отвечает потребностям современных рынков труда1. Залогом повышения качества высшего образования в России является постоянное и непрерывное повышение квалификации участников образовательного процесса, прежде всего, профессорско-преподавательского состава.
В своем выступлении на церемонии инаугурации Президента России В.В. Путин 7 мая 2018 г. отметил следующее: «Перед нами напряженная работа, которая потребует участия всего российского общества. Нам нужны прорывы во всех сферах жизни»2.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 7 марта 2018 г. № 56-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ об образовании) (Российская газета. 2012. 31 дек.; 2015. 31 дек.), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе (ст. 4 ФЗ об образовании)3.
ФЗ об образовании устанавливает правовые, организационные, экономические и иные основы образования в РФ, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Если обратиться к Трудовому кодексу Российской Федерации, то, согласно статьи 196, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (далее НПА) РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором4. В статье 48 ФЗ об образовании также сказано, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. Согласно Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации5.
Что касается нормативно-правовых актов в уголовно-исполнительной системе, то целесообразно обратить внимание, во-первых, на Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. №  5473–1 (ред. от 28.12.2016) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»6, во-вторых, на Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»7.
В Приказе Минюста России от 27.08.2012 № 169 в п.4 отмечено, что одним из видов профессиональной подготовки является повышение квалификации. Также в п.7 указано, что сотрудники обязаны проходить специальное первоначальное обучение, повышение квалификации, а также посещать занятия по служебно-боевой подготовке в процессе служебной деятельности.
Рассмотрим повышение квалификации сотрудников УИС, согласно действующего законодательства на практике. Соответственно проанализируем данные о повышении квалификации сотрудников ВЮИ ФСИН России в 2016 и в 2017 гг. (табл. 1).

Таблица 1
Повышение квалификации профессорско-преподавательского и начальствующего состава ВЮИ ФСИН России в 2016–2017 гг.
№ п/пКатегория обучающихсяМесто проведенияВремя проведенияКол-во обучающихся чел.Доля, %
123456
2016 год
1.Старшие юрисконсульты, юрисконсультыСПб ИПКР ФСИН России02.02–17.0212,70
2.Профессорско-преподавательский состав (далее: ППС) (с применением дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ))Академия ФСИН России01.03–02.04
21.03–22.04
13.09–14.10
08.11–09.12
3
3
3
3
8,11
8,11
8,11
8,11
3.Сотрудники, ответственные за выполнение закупокВЮИ ФСИН России14.03–25.03
05.09–16.09
3
3
8,11
8,11
4.Старшие оперативные (оперативные) дежурныеСПб ИПКР ФСИН России15.03–01.04
11.10–28.10
1
1
2,70
2,70
5.Командиры взводовВИПЭ ФСИН России22.03.–08.0425,41
6.Старшие инспекторы, инспекторы отдела кадровСПб ИПКР ФСИН России05.04–20.04
20.09–05.10
1
1
2,70
2,70
7.Начальники (заместители) финансово-экономических отделовКировский ИПКР ФСИН России12.04–22.0412,70
8.Начальники (заместители) кафедр (с применением ДОТ)Академия ФСИН России12.04–20.05
15.11–16.12
3
2
8,11
5,41
9.Начальники (заместители) отделов кадровСПб ИПКР ФСИН России14.06–29.0612,70
10.Начальники (сотрудники) психологических служб ГУФСИН, УФСИНАкадемия ФСИН России14.06–29.0612,70
11.Старшие инженеры, главные специалисты, инженеры ИТОВоронежский институт ФСИН России16.08–27.0812,70
12.Начальники (заведующие) складов вооруженияМногопрофильный учебный центр УФСИН России по Республике Башкортостан20.09–04.1012,70
13.Старшие инспекторы, инспекторы отделов кадров по работе с личным составом (в должностные обязанности которых входит контроль и организация работы с личным составом)СПб ИПКР ФСИН России11.10–26.1012,70
14.Старшие психологи, психологи психологических службАкадемия ФСИН России08.11–18.1112,70
 Итого за 2016 год7 организаций 37100%
2017 год
1Старшие преподаватели-методисты, преподаватели-методисты (с применением ДОТ)Академия ФСИН России30.01–03.0311,11
2ППС образовательных организаций высшего образования ФСИН РоссииВЮИ ФСИН России09.01–20.01
10.04–21.04
13.11–24.11
20
20
20
22,23
22,23
22,23
3Командиры взводовВИПЭ ФСИН России27.02.–15.0322,22
4ППС (с применением ДОТ)Академия ФСИН России28.02–31.03
26.09–27.10
3
3
3,33
3,33
5Старшие инспекторы, инспекторы отделов кадровСПб ИПКР ФСИН России04.04–19.04
07.11–22.11
1
1
1,11
1,11
6Старшие бухгалтерыКировский ИПКР ФСИН России04.04–14.0411,11
7Сотрудники, ответственные за осуществление закупокВЮИ ФСИН России17.04–28.04910,00
8Начальники (заместители) финансово-экономических отделовКировский ИПКР ФСИН России20.04–29.0411,11
9Старшие инспекторы (инспекторы) групп по мобилизационной работе и гражданской оборонеСПб ИПКР ФСИН России04.07–06.0711,11
10Специалисты с использованием полиграфаАкадемия ФСИН России04.07–06.0711,11
11Начальники (заместители) подразделений воспитательной и социальной работы с личным составомСПб ИПКР ФСИН России29.08–12.0911,11
12Сотрудники, ответственные за организацию и планирование образовательного процессаВЮИ
ФСИН России
28.09–29.0922,22
13Сотрудники, курирующие вопросы тылового обеспеченияАкадемия ФСИН России03.10–13.1011,11
14Инженеры отделов капитального строительства и ремонтаКировский ИПКР
ФСИН России
17.10–27.1011,11
15Начальники (заместители) отделов тылового обеспеченияКировский ИПКР
ФСИН России
21.11–02.1211,11
 Итого за 2017 год5 организаций 90100%


Необходимо отметить, что в 2016 г. сотрудники ВЮИ ФСИН России повышали квалификацию в следующих образовательных организациях ФСИН России: Академия ФСИН России, ВЮИ ФСИН России, Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Кировский ИПКР ФСИН России, Воронежский ИПКР ФСИН России, МУЦ УФСИН России по Республике Башкортостан. Причем в 2016 г. основным местом повышения квалификации стали: Академия ФСИН России (51,4 %), Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России (18,9 %) и ВЮИ ФСИН России (16,2 %) (рис. 1).
Рис. 1. Доля сотрудников ВЮИ ФСИН России, повышающих квалификацию в различных учебных заведениях в 2016 г.
В 2017 г. география учебных заведений ФСИН России, где повышали квалификацию сотрудники ВЮИ ФСИН России, сократилась на два учебных заведения: Воронежский институт ФСИН России, МУЦ УФСИН России по Республике Башкортостан. Причем в 2017 г. основным местом повышения квалификации стали: ВЮИ ФСИН России (78,9 %) и Академия ФСИН России (10,0 %) (рис. 2).
Если сравнить данные двух диаграмм с показателями доли сотрудников ВЮИ ФСИН России, повышающих квалификацию в различных учебных заведениях в 2016 и 2017 гг., то прослеживается положительная тенденция смены образовательного учреждения-лидера, соответственно, Академия ФСИН России — в 2016 г., ВЮИ ФСИН России — в 2017 г. Данная тенденция является положительной, т.к., во-первых, в ряде случаев преподаватели могут совмещать повышение квалификации и выполнение учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы. Во-вторых, осуществляется экономия финансовых средств на командировочные расходы, проезд, питание, проживание. В-третьих, исходя из опроса слушателей, происходит межкафедральное сплочение коллектива, обмен знаниями и накопленным опытом. К плюсам выездов сотрудников в другие образовательные организации с целью повышения квалификации целесообразно отнести обмен опытом на межвузовском и всероссийском уровне.
Рис. 2. Доля сотрудников ВЮИ ФСИН России, повышающих квалификацию в различных учебных заведениях в 2017 г.
Проведем анализ отдельных категорий обучающихся, повышающих квалификацию в 2016 г. (рис. 3).
Рис. 3. Доля сотрудников, повышающих квалификацию в зависимости от категорий, обучающихся в 2016 г.
Из рис. 3 следует, что первое место среди сотрудников, повышающих квалификацию в 2016 г., занимает профессорско-преподавательский состав — 32,4%. Второе место занимают сотрудники, ответственные за выполнение закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд — 16,2%. Третье место занимают начальники (заместители) кафедр (с применением ДОТ) — 13,5%, четвертое место занимают начальники (заместители) отделов — 10,8%. Соответственно представители других структурных подразделений с меньшими долями и относительно равномерно представлены в аналитической диаграмме.
Теперь проанализируем отдельные категории обучающихся в 2017 г., повышающих квалификацию в учебных заведениях ФСИН России (рис. 4).
Рис. 4. Распределение сотрудников в зависимости от категорий, обучаемых в 2017 г.
В 2017 г. существенную долю среди сотрудников, повышающих квалификацию, занимает профессорско-преподавательский состав — 73,3%, при этом относительно 2016 г. данная доля выросла более, чем в 2 раза, что объясняется, во-первых, появлением возможности повышать квалификацию на базе ВЮИ ФСИН России, увеличением числа ППС с 12 человек до 66 человек и, во-вторых, включением в их число начальников (заместителей) кафедр образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России. Целесообразно отметить, что ранее также проводился анализ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в соответствии с плановыми показателями в 2014–2015 гг. Относительно предшествующего периода также наблюдается положительная тенденция.
Второе место занимают сотрудники, ответственные за выполнение закупок — 10,0%. Относительно 2016 г. данная доля сократилась на 6,2%, что обусловлено, прежде всего, значительным увеличением доли ППС, а, с другой стороны, фактически произошло увеличение сотрудников, ответственных за выполнение закупок и повышающих квалификацию по данному направлению с 6 до 9 чел. или рост в 1,5 раза, что является положительной тенденцией, так как в данной сфере периодически происходят правонарушения и, чтобы их минимизировать или исключить, сотрудники должны быть пунктуальными и грамотными.
Третье место занимают начальники (заместители) отделов — 5,6%, соответственно представители других структурных подразделений с меньшими долями и относительно равномерно представлены в аналитической диаграмме (рис. 4).
В 2017 г. базовую долю среди сотрудников, повышающих квалификацию в Академии ФСИН России, занимает профессорско-преподавательский состав (с применением ДОТ) — 67%. Данная тенденция является положительной с позиции обмена опытом с коллегами из профильного вуза УИС. Среди остальных наблюдалось равномерное распределение — соответственно старшие преподаватели-методисты, преподаватели-методисты (с применением ДОТ) — 11%, специалисты с использованием полиграфа — 11%, сотрудники, состоящие в резерве на замещение должностей заместителей начальников учреждений по вопросам тылового обеспечения — 11%.
В 2017–2016 гг. в ВИПЭ ФСИН России повышали квалификацию командиры взводов образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России — 100%, при этом рост относительно 2016 г. произошел в 2 раза, что свидетельствует о востребованности повышения квалификации данной категории обучаемых сотрудников.
В 2017 г. в Санкт-Петербургском ИПКР ФСИН России повышали квалификацию старшие инспекторы, инспекторы отделов кадров — 50%, старшие инспекторы (инспекторы) групп по мобилизационной работе и гражданской обороне — 25%, начальники (заместители) подразделений по воспитательной и социальной работе с личным составом — 25%. Относительно 2016 г. перечень категорий, к сожалению, сократился. Ранее в Санкт-Петербургском ИПКР ФСИН России также повышали свою квалификацию, например, оперативные дежурные.
В 2017 г. среди сотрудников, повышающих квалификацию в Кировском ИПКР ФСИН России наблюдалось равномерное распределение: старшие бухгалтеры — 25%; начальники (заместители) финансово-экономических отделов — 25%; инженеры отделов капитального строительства и ремонта, осуществляющие составление и проверку сметной документации — 25%; начальники (заместители) отделов тылового обеспечения — 25%. Относительно 2016 г. в Кировском ИПКР ФСИН России положительная тенденция сохранилась с учетом экономического профиля сотрудников, повышающих квалификацию.
Ретроспективный анализ показал, что число сотрудников ВЮИ ФСИН России, которые повысили свою квалификацию в 2017 г. относительно 2016 г. выросло в 2,43 раза. Такая же положительная тенденция наблюдается и по категориям обучаемых, т.е. расширение направлений обучения с 14 до 15, соответственно рост на 7%.
Среди недостатков предшествующего периода необходимо отметить, что ранее профессорско-преподавательский состав повышал квалификацию не только в учреждениях УИС, но и в гражданских вузах, что не в полной мере обеспечивало повышение квалификации из-за отсутствия специфики ФСИН России. Что касается последних тенденций, руководство института предоставляет возможность повышения квалификации на плановой и бюджетной основе, что стимулирует профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей к совершенствованию своих профессиональных компетенций в учебном, учебно-методическом, научном и воспитательном процессах с учетом особенностей, с одной стороны высшего образования, а, с другой, уголовно-исполнительной системы. Данную тенденцию, на взгляд авторов, необходимо поддерживать с целью обеспечения повышения квалификации у 100% сотрудников в соответствии с действующим законодательством в уголовно-исполнительной системе и в сфере образования.
Таким образом, исследование современных тенденций повышения квалификации сотрудников УИС позволяет сделать следующие выводы: во-первых, сотрудники УИС повышают квалификацию на постоянной основе, при этом в последнее время появилась возможность осуществления этого процесса на бюджетной основе и на территории службы сотрудников, во-вторых, сотрудники УИС во время повышения квалификации получают актуальные компетенции, которые применяют в учреждениях и органах УИС.


Литература
1. Дерен И.И. Управление процессами повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере ВЮИ ФСИН России) // Вестник Владимирского юридического института. — 2016. — № 1. — С. 25–31.
2. Кузнецов Ю.В. Экономическая роль международных конференций в обмене научно-практическим опытом / Ю. В. Кузнецов, И.И. Дерен // Вестник национальной академии туризма. — СПб. — 2018. — № 2 (46). — С. 83–85.
3. Кузнецов Ю.В. Регулирование и тенденции развития отечественной культурной среды / Ю.В. Кузнецов, И.И. Дерен // Вестник национальной академии туризма. — СПб. — 2017. — № 2 (42). — С. 76–81.
4. Тарасова С.В. Специфика и востребованность заочного образования / С.В. Тарасова, И.И. Черкасова // Маркетинг. — 2010. — № 3. — С. 115–124.

Сноски 
1 Дайитбегов Д.М., Дерен И.И., Морозов Ю.Д., Тарасова С.В. Совершенствование качества образовательного процесса как фактор обеспечения конкурентоспособности вузов РФ: Монография. — М.: ВЗФЭИ, 2010. — 184 с.
2 В Кремле состоялась церемония инаугурации Президента России с рекордным количеством приглашенных гостей // https://www.1tv.ru/news/2018–05–13/345412-v_kremle_sostoyalas_tseremoniya_inauguratsii_prezidenta_rossii_s_rekordnym_kolichestvom_priglashennyh_gostey // Дата обращения: 14.05.2018
3 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 14.05.2018.
4 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5 Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2012 № 25452) // Российская газета, № 190, 28.08.2013.
6 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
7 Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2012 № 25452) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 41, 08.10.2012.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия