Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Степанова С. А.
профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Николаев А. В.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат исторических наук


Проектная деятельность в учебном процессе ВУЗа по направлению подготовки «Гостиничное дело»: основные проблемы и пути решения
В статье рассмотрен опыт применения проектной деятельности в ВУЗе. Авторы обратили внимание на достоинства и недостатки применения проектного метода, сложности внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Сделан критический анализ опыта внедрения проектной деятельности в ВУЗе на уровне кафедры. Очерчен круг проблем, возникающих при использовании проектного метода в учебном процессе
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, гостиничное предприятие
УДК 338.24; ББК 65.9 (4/8)   Стр: 199 - 202

Базовые принципы разработки современной концепции проектной деятельности, в том числе и в учебном процессе, определены следующими нормативными документами: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г.», «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения по направлениям подготовки» (далее ФГОС ВО 3++). Следует заметить, что в указанных документах подчёркивается необходимость выстраивания гибкого учебного процесса, способствующего формированию у студента навыков быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в профессиональной среде, разработке и реализации учебных проектов, постоянному самостоятельному приобретению недостающих знаний.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», утверждённой Правительством РФ в далёком теперь уже 2008 году, конкуренция различных систем образования рассматривалась в качест­ве ключевого элемента глобальной конкуренции, «требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира». На основании выдвинутого тезиса были определены основные принципы развития системы образования: открытость, применение проектных методов, адресность ресурсной поддержки и комплексность принимаемых решений [4, с. 42]. В «Концепции» говорилось, что главным условием развития системы высшего профессионального образования «является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования», ориентированные на инновационную экономику.
Министерством экономического развития РФ был подготовлен «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в котором также отмечается, что в «рамках обеспечения глобальной конкурентоспособно­сти российского образования» должно произойти «улучшение средневзвешенных результатов Российской Федерации в группе международных исследований TIMSS и PISA с 14,5 места в 2015 году до 10 к 2024 году по уровню читательской, математической и естественно-научной грамотности и место России по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов с ТОП-17 до ТОП-10...» В Прогнозе Министерства экономического развития чётко обозначен приоритет модернизации профессионального образования через внедрение «адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования [9].
Таким образом, приведённые выше документы доказывают остроту существующей в современной российской системе высшего образования проблемы, которая, на наш взгляд, сводится к двум основным аспектам: первый — адаптивность образовательных программ к быстрым информационным изменениям; второй аспект — практико-ориентированность учебного процесса, которую можно достичь только через установление прочных, длительных и взаимовыгодных отношений с предприятиями партнёрами.
Хотелось бы остановиться на проблемах применения проектной деятельности при подготовке кадров для индустрии гостеприимства. ФГОС четвёртого поколения (3++), утверждённый 8 июня 2017 г. Приказом № 515, предполагает проектный тип профессиональной деятельности по направлению подготовки «Гостиничное дело» (уровень бакалавриата и/или магистратуры) [8]. Кроме того, как было указано выше, проектная деятельность должна гармонично встраиваться в учебный процесс в рамках практико-ориентированного подхода. Как справедливо было отмечено ректором СПбГЭУ И.А. Максимцевым и проректором по УМР СПбГЭУ В.Г. Шубаевой в ходе работы III Национальной научно-методической конференции: «Качественная подготовка выпускников в настоящее время предполагает реализацию образовательных программ с учётом междисциплинарного характера и многостороннего вовлечения представителей профессионального сообщества в образовательный процесс на всех уровнях подготовки [2, с.10].
Необходимо отметить, что проектной деятельности в научной литературе уделено значительное внимание. Трудно не согласиться с мнением А.В. Антюхова, что проектная деятельность является связующим звеном теории и практики, методом и средством практического применения усвоенных знаний [1]. Проблема в том, что, как заметил в своём исследовании В.А. Смирнов, понятие «проект», утратило свой первоначальный смысл и значение, превратившись в некий «дискурсивный фантом» [12, с. 62]. Действительно, в современных исследованиях наблюдается довольно вольное употребление терминов «проект», «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная технология», иногда рассматриваемых в рамках проектно-ориентированного подхода, хотя нормативно следует говорить о практико-ориентированном подходе.
А.И. Бочкарев, рассматривая «проект», как мыслительную конструкцию какого-либо изменения, обращает внимание на волевой и ценностный компонент. Реализация «проекта» всегда связана с автором, который есть источник изменения, итог или результат «проекта» всегда есть ценность. Способ достижения обозначенного в цели результата связывается с понятием «программы», т.е. процесса реализации проекта. Главная проблема, в данном случае, заключается в сложности измерения любой полученной ценности — материальной или духовной. Более того, в исследовании полученный результат не всегда прогнозируем, возможно, что и цель не будет достигнута, а полученный вариант будет промежуточный симулякр.
По сути, система современного российского образования — это тоже проект, который А.В. Антюхов рассматривает «в качестве социального конструкта, позволяющего создавать новые социальные реальности». Неотъемлемым условием при этом является разработка стандартов и формирование профессиональной компетентности, но объяснительно-иллюстративные средства обучения при этом не годятся. Вывод — нужны более современные средства обучения, позволяющие оперативно находить и перерабатывать информацию [1, с.26]. Здесь уместно вспомнить, что Е.С. Полат рассматривала метод проектов в качестве совокупности учебно-познавательных приемов, позволяющих обучающимся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему и презентацию достигнутых результатов как продукта деятельности [7].
Итак, несмотря на привлекательность использования проектной деятельности в учебном процессе, необходимо определиться с качественной составляющей проекта, а именно: пытаемся ли мы предложить студентам решение комплексных задач в рамках одной или нескольких дисциплин, которые направлены на формирование профессиональной компетентности и, как следствие, необходимость разработки и внедрения адекватных учебно-познавательных приемов; либо мы предполагаем разработать модель опережающего развития — прообраз (прототип) предполагаемого процесса, тогда возникает необходимость разработки специфической методологии [13. С.318].
Анализу разрабатываемых некоммерческими организациями проектов посвящено исследование В.А. Смирнова. Выводы, полученные в ходе исследования, полезно будет учесть при разработке будущих проектов. В частности, анализ полученных грантов показал, что основными целевыми группами проектной активности выступали дети, молодежь, инвалиды, ветераны и семья [12. С. 64]. Направленность проектов на перечисленные целевые группы вполне объяснима, так как подобные проекты позитивно воспринимаются различными слоями населения и одобряются государственными структурами. Более того, именно с помощью проектной деятельности появляется возможность, используя ограниченные ресурсы, достичь положительного эффекта. Одна из проблем, которая возникла при разработке проектов в отношении указанных целевых групп, связана с их качеством, вот здесь-то ценностный момент должен занимать приоритетное положение. Формат проектов часто имеет «мероприятийный» характер, не способствует комплексному изучению и решению проблемы и, в лучшем случае, ограничивается привлечением внимания общества к существующей проблеме [12. С. 67].
Учитывая недостатки и достоинства проектной деятельности и опыт выше изложенных исследований, на кафедре гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета был разработан и реализуется проект ««Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в здоровье в гостиницах Санкт-Петербурга». Актуальность выбора направленности проекта обусловлена завершением в 2020 году программы «Доступная среда» и необходимостью разработки новой программы с учётом анализа накопленного опыта предыдущих программ; разработкой необходимых параметров оценки технической и технологической готовности гостиниц и иных средств размещения к обслуживанию лиц с ограниченными возможностями в здоровье. За время существования государственной программы «Доступная среда» были достигнуты значительные сдвиги в отношении создания равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам, к которым относятся и гостиничные предприятия. В какой мере цель, обозначенная в выше упомянутой государственной программе: интеграция инвалидов в общество и повышение уровня их жизни, выполнена — предмет особого исследования [10]. В рамках проекта обучающимся было предложено определить качество «доступной среды» гостиничных предприятий Санкт-Петербурга.
При разработке модели качества «доступной среды» гостиниц были учтены следующие аспекты: анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта программ для лиц с ограниченными возможностями в здоровье в плане их адаптации в обществе и определении стандартов технической доступности номеров в гостиницах; готовность персонала к обслуживанию лиц с ограниченными возможностями в здоровье; проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в здоровье в гостиничных предприятиях и предприятиях общественного питания; анализ конфликтов туристов с ограниченными возможностями в здоровье и персонала предприятий гостеприимства (гостиницы и рестораны, кафе и др.).
Таким образом, первый этап проекта был связан с изучением отечественного и зарубежного опыта по созданию общества без барьеров для лиц с ограниченными возможностями в здоровье, а также нормативно-правых актах Российской Федерации, в которых определены нормы и требования доступности общественных зданий для инвалидов и других маломобильных посетителей. Промежуточным итогом первого этапа стало составление базы и разработка анкеты для проведения опроса руководства и персонала гостиничных предприятий. Выборка составила 80 гостиниц Санкт-Петербурга различных категорий (от 3 до 5 звезд).
Второй этап: анализ «доступной среды» гостиничных предприятий Санкт-Петербурга. В организационном плане анализом «доступной среды» занималась объединённая команда бакалавров и магистров. Работа выполнялась с использованием различных методик: анкетный опрос, анализ сайтов гостиниц, администрации, общественных организаций, связанных по роду своей деятельности с инвалидами, а также IT-проектов по карте доступности. Промежуточный результат второго этапа был представлен в аналитических отчётах студентов.
Главное, что удалось выяснить обучающимся (здесь мнения бакалавров и магистров совпали) в результате анализа «доступной среды» гостиничных предприятий Санкт-Петербурга — это несоответствие заявленной гостиницами информации на сайте и в реальности, иногда необоснованный формальный подход к исполнению предъявляемых требований. Результаты проведённого исследования будут опубликованы, но в рамках данной статьи продемонстрированы возможности использования проектной деятельности в учебном процессе и обращается внимание на некоторые сложности её реализации.
Заключительный этап связан с представлением полученных результатов в научных сборниках. Но именно здесь, на заключительном этапе и возникает проблема оценки эффективности проекта, о чем говорилось выше. В своей статье К.И. Сафонова и С.В. Подольский обращают внимание на то, что «основополагающим принципом отбора проектов должно стать соответствие тем содержанию направления и профиля подготовки обучающихся. В противном случае, проект, хотя и может принести определенный эффект, в том числе практический, не обеспечит формирования требуемых компетенций обучающихся. Их знания, умения и навыки, безусловно, возрастут, однако этот прирост не будет иметь отношения к области будущей профессиональной деятельности. Второй принцип — направленности на формирование компетенций, указанных в образовательном стандарте для данного направления подготовки, — по существу является конкретизацией первого» [11].
Таким образом, критерии оценки подобных проектов, имеющих исследовательский характер, могут быть определены по формальным признакам в соответствии ФГОС направления подготовки. Тем не менее, любой проект должен иметь конкретный практический результат, о необходимости количественной оценки проекта также говорят авторы статьи. Соответственно эффективность проекта можно оценить в баллах или в денежном выражении.
Итак, проект ««Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями в здоровье в гостиницах Санкт-Петербурга», разработанный и реализованный кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса заканчивается созданием конкурентоспособного цифрового контента «Сайт и мобильное приложение «Рейтинг доступности предприятий гостеприимства Санкт-Петербурга»«. На сайте размещается каталог и карта поиска гостиниц и предприятий общественного питания для людей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от качества «доступности» (безбарьерности) предоставляемой предприятиями инфраструктуры. Составлена смета затрат, определена эффективность, но остаётся несколько вопросов: проект должен стать постоянно действующим, ограничение во времени значит завершение проекта. В таком случае наставник и проектная группа студентов либо должны «сделать» проектную деятельность своим постоянным местом работы, либо полученные результаты и продукт остаются на уровне теоретических изысканий — мыслительной конструкцией.
У многих исследователей проектного метода или проектных технологий высказывается мысль о модернизации (трансформации) учебного процесса, так как работе над проектом мешает ограниченность занятий во времени, мы бы даже уточнили не столько ограниченность, сколько регламентированность по времени и в пространстве. Однако, каким образом должен быть изменён и организован учебный процесс с учётом проектной составляющей? Интересные наблюдения по этому поводу высказаны В.А. Капрановой: нарастание доли проектной работы должно происходить постепенно (на младших курсах меньше, на старших курсах больше), в начале семестра вычитываются общие и специальные дисциплины, создающие информационную базу для проекта, затем проводятся тренинги и семинары, цель которых организовать работу обучающихся по проекту. Предполагается, что на младших курсах проекты должны быть коллективные, а на старших — индивидуальные [3]. Необходимо иметь ввиду и недостатки проектной деятельности, а именно: нечёткость критериев оценки каждого участника проектной группы. Проект может быть не реализован из-за низкой мотивации студентов и преподавателя, неравномерность и бессистемность получения информации не способствует её закреплению. [3, с.79].
Другой вариант применения проектной деятельности связан с установлением взаимовыгодных отношений с предприятиями-партнёрами. Проблема, на которую чаще всего обращают внимание руководители отелей, когда говорят о качестве подготовки специалистов гостиничной индустрии — слабая практическая подготовка выпускников ВУЗа. В настоящее время подготовку бакалавров и магистров направления 43.03.03/43.04.03 «Гостиничное дело» осуществляют примерно 90 ВУЗов страны, что составляет около 17% от общего числа ВУЗов осуществляющих профильную подготовку по сервисным специальностям. По направлению подготовки 43.03.02/43.04.02 «Туризм» подготовку бакалавров и магистров осуществляют 253 ВУЗа страны, что составляет примерное 56% [6]. Даже приблизительная статистика указывает на большую популярность направлений подготовки «Гостиничное дело» и «Туризм». Анализ мнения работодателей относительно подготовки кадров гостиничной сферы позволил конкретизировать понятие «слабая подготовка» и выявить следующее:
– слабая мотивация к труду у выпускников ВУЗов проявляется в желании получить как можно больше материальных благ в виде высокой зарплаты, карьерного роста, причем сразу и не прикладывая никаких усилий; незаинтересованность, как в личностном, так и профессиональном росте;
– неумение взаимодействовать с людьми, проявлять доброжелательность, искренне и профессионально оказывать помощь, что необходимо в сфере гостеприимства;
– слабая техническая подготовка (не владеют компьютерными программами).
В коллективной работе М.В. Лыбаневой, И.А. Благих, В.Ю. Пашкус обстоятельно рассмотрены вопросы стратегического партнёрства ВУЗа с бизнес-средой. Авторы справедливо полагают, что система взаимоотношений «клиент-поставщик», как производная процессного подхода, когда ВУЗ рассматривался поставщиком кадров, а предприятие потребителем, устарела и не соответствует требованиям времени. Понятно, что высшей школе и бизнесу необходимо выстраивать равноправные отношения. Тем не менее, «ориентироваться на сиюминутные запросы бизнеса как в подготовке, так и в научных исследованиях, значит существенно ограничить возможности выпускников высшей школы в будущем, зачастую пожертвовать фундаментальными исследованиями, результаты которых не имеют «прямого» экономического выхода [5]. Авторы исследования обратили внимание на пассивность бизнес-среды, слабую информированность представителей регионального бизнеса относительно процессов, происходящих в системе образования вообще и в высшей школе, в частности.
Несмотря на довольно обстоятельный анализ проблем взаимоотношения учебного заведения и бизнес-среды, авторский коллектив М.В. Лыбаневой предлагает в основном уже применяемые на практике варианты: создание конкурентоспособных и практико-ориентированных образовательных программ, трудоустройство выпускников, участие специалистов-практиков в учебном процессе, организацию практик и стажировок студентов в компаниях-партнёрах, разработку проектных и исследовательских работ по заказам предприятий [5].
Для дальнейшего критического анализа мы выбрали проект «Экспертиза гостиниц: new generation», реализуемый кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета, рассчитанный на привлечение гостиничных предприятий-партнеров. Цель проекта — повышение уровня практической компетентности обучающихся в вопросах экспертизы и классификации гостиничных предприятий. Проект успешно встраивается в учебный процесс, так как ориентирован на формирование повышенного уровня ряда компетенций, предусмотренных ФГОС, и может быть реализован в рамках следующих дисциплин: «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг», «Технология гостиничного хозяйства», а также курса магистратуры «Система менеджмента качества гостиничных услуг».
Тем не менее, ограничиваться только рамками определённых дисциплин будет нецелесообразно, поэтому было решено расширить пространство проектной деятельности. Проект реализуется в три этапа. На первом этапе проводятся мастер-классы по аудиту гостиничных предприятий, студенты совместно с аккредитованным специалистом изучают нормативные и технические материалы для проведения аудита, разрабатывают эталонные карты оценки качества гостиничных услуг. На втором этапе студенты посещают отели и под руководством аккредитованного эксперта проводят аудит отдельных служб гостиничного предприятия. На третьем этапе обучающиеся проводят самостоятельный аудит выбранного отеля, задание включает самостоятельное изучение особенностей функционирования отеля, в том числе с использованием технологии «тайный гость».
Участники проекта подготавливают отчёты о проделанной работе, кураторы и организаторы проекта разрабатывают методические рекомендации по проведению и реализации проекта. Результативность проекта студентами оценивается в баллах. Развитие проекта связано с разработкой программы дополнительного профессионального образования — экспертиза гостиничных предприятий.
Как легко заметить из краткого описания проекта, его реализация полностью зависит от гостиниц-партнёров. Это и понятно, оценка гостиницы объективно сложный и ответственный процесс и предоставить возможность проведения экспертизы студентам — смелый шаг, на который способно не каждое предприятие. Вместе с тем, как верно было отмечено А.Д. Трищенко, использование проектного метода позволяет реализовать принцип взаимного обучения, причём не только между обучающимися (бакалавр-бакалавр, бакалавр-магистр), но и между обучающимися и персоналом гостиничного предприятия. Более того, происходит освоение не отдельной дисциплины, а будущей профессии в её комплексности и многообразии функций [13, c. 146].
В заключение отметим, что проектная деятельность соотносится с современной системой российского образования как способ «кооперации» с предприятиями партнёрами в рамках практико-ориентированного подхода. Как уже было отмечено, часто проектная деятельность носит имитационный и «мероприятийный» характер и ориентирована на получение различного рода дивидендов, нежели на решение какой-либо социально-значимой проблемы. Успешное внедрение проектного обучения в систему высшей школы связано с модернизацией структуры и содержания образовательной программы, что невозможно сделать без активного подключения к учебному процессу партнёров с их материально-технической и ресурсной базой. Взаимодействие высшей школы и предприятий-партнеров, как мы показали в статье, может осуществляться по следующим позициям:
– экспертиза и корректировка учебных планов перед началом семестра, с целью достижения максимального взаимодействия в плане реализации проектной деятельности;
­ подготовка и ведение студенческих проектов со стороны практиков (возможные варианты: куратор, консультант, эксперт);
­ организация стажировки студента на предприятии партнёра на стадии разработки и реализации проекта.
Результат проектной деятельности может быть представлен в материально-ценностном выражении: портфолио студента, в котором отражено участие и реализация проектов, сформированность компетенций, определённых образовательной программой, фактическая реализация проекта в бизнес-сообществе, формирование пула проектов тематической направленности на уровне образовательных заведений, органов власти.


Литература
1. Антюхов, А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. — 2010. — № 10. — С. 26–29.
2. Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. — Часть I. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 411 с.
3. Капранова, В.А. Проектное обучение в ВУЗе: исторические и технологические аспекты // Известия ВПГУ: Серия Педагогические науки. — 2014. — № 3 (264). — С. 78–80.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р): [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.mon.gov.ru/ (дата обращения 10.02. 2019)
5. Лыбанева М.В., Благих И.А., Пашкус В.Ю. Анализ ожиданий и направления сотрудничества образовательных учреждений с бизнес-сообществом в стратегическом партнерстве // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2 (62). — С. 217–221.
6. Национальный туристский портал: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russia.travel/info/education/ (Дата обращения 13.08.2018)].
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000. — 224 с.
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93 (Дата обращения: 14.08.2018)
9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года: [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.02.2019)
10. Постановление Правительства РФ № 1297 от 01.12.2015. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы»: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834/ (Дата обращения 10.02.2019)
11. Сафонова К.И., Подольский, С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика: [Электронный ресурс] // 2017. — № 9 // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-vuze-printsipy-otbora-proektov-i-kriterii-formirovaniya-proektnyh-grupp (дата обращения: 11.02.2019)
12. Смирнов В.А. Проектная деятельность российских некоммерческих организаций: ключевые проблемы и противоречия // Социологические исследования. — 2016 .– № 2 .– С. 62–69.
13. Степанова С.А., Клейн Е.Д. Опыт проектной и практико-ориентированной организации учебной работы современной кафедры (на примере кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ) // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. — Часть I. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 411 с.
14. Трищенко А.Д. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. — Том 20. — № 4. — 2018. — С. 132–151.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия