Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ СНГ и ЕврАзЭС

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

При формировании единой таможенной территории и единого экономического пространства в СНГ особое значение имеет развитие транспортно-логистических систем, поскольку глобализация экономики сопровождается ростом транспортной составляющей в общих затратах на производство и реализацию продукции.
Снижение транспортной составляющей в себестоимости продукции является одной из важнейших задач и Транспортной стратегии Российской Федерации в период до 2015 г., для решения которой необходимо использовать современные достижения информационной индустрии при планировании и управлении транспортными процессами.
Эффективность управления этими процессами тесно связана с организационной структурой управляемого объекта. Оптимальные управляющие воздействия невозможны без соответствующей организационной поддержки.
Соотношение между разными стадиями совершенствования управления транспортно-логистической системой (ТЛС) и развитием ее организационной структуры представлено в табл. 1.
Таблица 1
Стадии развития организационной структуры ТЛС
На начальных стадиях управление логистической деятельностью осуществляется посредством агрегирования функций. Развитие структуры идет в направлении узкой специализации, что выражается в разделении сложных функций на более простые. Это затрудняет координацию деятельности ТЛС, т. к. требует сложной процедуры согласования работы слишком большого числа подразделений, которые на этой стадии, как правило, входят в различные ветви иерархической структуры управления.
Для совершенствования процессов управления требуется интеграция отдельных функций в рамках всей цепочки доставки грузов. Только такая интеграция позволяет объективно учесть все взаимосвязи и взаимозависимости в логистической системе, прогнозировать и учитывать прямые и косвенные следствия принимаемых решений.
На стадии функционального агрегирования добиться некоторого улучшения управления можно за счет укрупнения функций, выполняемых отдельными подразделениями. Впоследствии в управленческой структуре выделяются специальные подразделения, в которых сосредоточено выполнение логистических функций. Это приводит к тому, что задачи логистики оказываются оторванными от решения других, связанных с ними задач. Типичной проблемой оказывается несогласованность служб маркетинга и планирования производства или осуществления перевозок.
Поэтому задачей совершенствования управленческой структуры и становится построение вертикально интегрированных структур, выполняющих взаимосвязанные функции.
Из практики управления ТЛС для преодоления недостатков функциональной структуры известны предложения о создании горизонтальных управленческих структур. Однако в этом случае практически создается матричная структура управления со своими организационными проблемами. Главная из них заключается в двойном подчинении сотрудников: с одной стороны, руководителю подразделения, с другой - руководителю проекта (процесса). Руководитель подразделения предоставляет ресурсы, а руководитель проекта определяет график выполнения работ. В теории эта схема выглядит привлекательно, но на практике ее реализация затруднительна, т. к. требуется постоянное согласование и корректирование интересов проекта и подразделения.
Эффективное управление обязательно должно основываться на интеграции процессов ТЛС в рамках управляющих структур. Первоначально интегрируются функциональные процессы. Для этого в организационной структуре выделяются подразделения, способные самостоятельно обеспечивать отдельные процессы в ТЛС. В итоге интеграция информационных процессов делает возможным организацию единого информационного пространства, позволяющего перевести процессы управления в режим реального времени с использованием единых для всей ТЛС критериев эффективности.
Кардинальным решением проблемы повышения эффективности управления ТЛС является именно информационная интеграция процессов управления.
С учетом приоритета автоматизации бизнес-процессов можно обосновать классификацию информационных систем.
Такая классификация на примере управления автотранспортом представлена ниже.
Рис.1. Классификация информационных систем на автотранспорте
На основе классификации должны создаваться автоматизированные рабочие места сотрудников субъекта ТЛС, предусматривающие внешнюю и внутреннюю информационную интеграцию.
Каждое автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ) должно быть подключено к внешнему и внутреннему информационному пространству. Внутреннее информационное пространство позволяет получить доступ к необходимым данным предприятия через оперативную базу данных (БД), содержащую сведения, необходимые для текущей деятельности предприятия. Доступность остальных данных достигается путем получения сведений из корпоративной базе данных, содержащей всю статистическую информацию о деятельности предприятия, нормативы, законы и т. д. Доступ к внешнему информационному пространству позволяет сотрудникам координировать свои действия с другими субъектами ТЛС.
Рис.2. Схема построения структуры субъекта ТЛС при внешней и внутренней информационной интеграции
Для транспортного предприятия с его высоким документооборотом особую роль играют современные системы автоматизации документооборота.
Таблица 2
Эффективность автоматизации документооборота в ТЛС
Поскольку ТЛС связана, как правило, со смешанными перевозками, то для эффективного управления ею недостаточно выполнить технико-экономические расчеты, необходимы и подробный план, учитывающий возможности использования доступных ресурсов (в том числе, емкость складов, мощность перегрузочных устройств и т. п.), и оперативный контроль за процессом перевозки, и соблюдение ограничений по затратам.
Решать данные проблемы позволяют программы управления проектами, учитывающие:
- качество графиков, определяемое степенью оптимизации распределения ресурсов по различным работам;
- допустимый размер проекта (количестве работ, ресурсов, связей и т. д.);
- возможности использования в проектах нормативных баз;
- полноту функций стоимостного анализа и формирования отчетных документов;
- возможности групповой работы и средств обмена данными через Internet;
- возможности использования в расчетах формул пользователя;
- возможности получения данных из других приложений и баз данных.
Схема управления с использованием программного обеспечения CRM (Customer Relationship Management) может иметь следующий вид.
Рис.4. Схема бизнес-процессов, реализуемых с программным обеспечением CRM
В управляющих информационных системах термином CRM обозначают обычно не только информационные системы и функции управления взаимоотношениями с клиентами, но и стратегию, ориентирующую на клиента, которая предполагает объединение разных источников информации о клиентах, продажах, откликах на маркетинговые мероприятия, рыночных тенденциях для организации наиболее эффективных отношений с клиентами.
CRM-система предусматривает:
- единое хранилище данных о всех случаях взаимодействия с данным клиентом;
- синхронизацию управления множеством каналов взаимодействия для получения исчерпывающей информации о клиенте;
- постоянный анализ информации о клиентах для определения индивидуального подхода к ним в соответствии с их вкладом в доход организации и их потребностями и запросами.
Когда на предприятии автоматизируются не производственные, а только бухгалтерские (учетные) функции, должного эффекта от использования информационных систем не достигается. Поэтому необходимо, чтобы информационная система была ориентирована на автоматизацию основных бизнес-процессов. Такие системы получили название ERP (Enterprise Requirements Planning - планирование потребностей предприятия).
Информационные системы, построенные на принципах ERP, в сфере транспортных услуг требуют:
- планирования продаж услуг и оценки возможностей их предоставления;
- планирования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для оказания услуг;
- поддержки CRM-функций;
- контроля и корректировки процесса доставки на всех его этапах;
- моделирования производственной деятельности для поиска путей ее оптимизации;
- анализа эффективности деятельности - по направлениям работы, исполнителям, клиентам и партнерам.
Для эффективного управления доставкой грузов наибольшее значение имеют информационные системы класса SCM (Supply Chain Management). Эти системы при тесном их взаимодействии с CRM-системами помогают планировать и управлять процессом доставки. Но успешного использования SCM-систем необходимо контролировать все этапы процесса доставки в режиме реального времени.
Информационные системы класса SCM обеспечивают автоматизацию выполнения бизнес-процессов в ТЛС и управление информационных потоков в едином информационном пространстве.
SCM-система является надстройкой над информационными системами субъектов ТЛС (каждая из которых должна быть системой класса ERP), генерирует систему автоматических предупреждений каждого субъекта об отклонениях от нормативных уровней запасов и соблюдения графиков доставки, позволяет установить критические объекты и таким образом гарантировать выполнение плана функционирования ТЛС. Реализация каждой новой цепочки доставки груза начинается с ее моделирования, поиска путей оптимизации по тем или иным критериям. Полученный маршрут движения груза и график выполнения грузовых операций постоянно контролируется и при необходимости вносятся изменения в план доставки.


Литература
1. Горев А.Э. Информационные технологии в управлении логистическими системами. СПб.: СПбГАСУ, 2004.
2. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия