Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Башимов Д. А.
аспирант кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета


Формы государственно-частного партнерства в топливно-энергетической сфере
Статья посвящена механизмам взаимодействия государств и частного бизнеса в топливно-энергетических проектах. Раскрыты основные характеристики базовых моделей государственно-частного партнерства. Внимание уделено соглашению о разделе продукции в топливно-энергетической сфере
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, топливно-энергетическая сфера, соглашение о разделе продукции, роялти
УДК 334.01; ББК 65.28   Стр: 241 - 242

Введение. Необходимым условием эффективного функционирования конкурентной рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство не бывает свободным от выполнения социальных функций, связанных с общенациональными интересами, тогда как бизнес остаётся источником и фактором развития и приращения общественного богатства [1].
Проблема использования национальных нефтегазовых месторождений непосредственно связана с системой привлечения инвестиций, поскольку большинство стран — производителей нефти и газа не обладают достаточными ресурсами для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и должно идти по пути привлечения зарубежного капитала [2].
Главными действующими игроками глобальной конкуренции в борьбе за стратегические сырьевые ресурсы выступают не столько правительства, сколько нефтегазовые компании. Но реализация активной деятельности крупных бизнес-структур невозможна без выстроенной системы взаимодействия с государством.
Эффективное использование государственного капитала является необходимым условием положительной динамики в экономике. С другой стороны, частное предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности позволяет государственно-частное партнерство (ГЧП).
Целью статьи является рассмотрение форм реализации партнерских отношений между государством и бизнесом в топливно-энергетической сфере, которые сложились в мировой и российской практике.
Формы ГЧП. В мировой практике классификаций ГЧП обычно выделяют следующие формы:
1. контракт (административный договор между государством и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности;
2. аренда в ее традиционной форме (договор аренды) и в форме лизинга;
3. концессия (концессионное соглашение) — специфическая форма отношений между государством и частным партнером. Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении [1].
Поскольку концессию удобно применять в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также в случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнёру исключается по политическим или правовым причинам, то она, как правило, является классической моделью ГЧП, которая используется для реализации инфраструктурных проектов в топливно-энергетической сфере.
Практика реализации проектов ГЧП позволяет выделить следующие базовые модели партнёрства с присущим каждой из них специфичным соотношением форм организации, финансирования и кооперации [1].

Таблица 1
Основные характеристики базовых моделей государственно-частного партнёрства
МодельСобственностьУправлениеФинансирование
ОператорЧастная /
государственная
ЧастноеЧастное
КооперацияЧастная /
государственная
Частное /
государственное
Частное /
государственное
КонцессияГосударственнаяЧастное /
государственное
Частное /
государственное
ДоговорЧастная /
государственная
ЧастноеЧастное
ЛизингЧастнаяЧастное /
государственное
Частное /
государственное

Модель концессии, сохраняя государственную собственность на недра, в то же время активизирует частную инициативу за счет привлечения частных компаний к разработке недр, и позволяет реализовать национальные интересы без ущерба для конкурентного механизма.
Одной из самых распространённых форм реализации иностранных инвестиций при разработке нефтяных и газовых месторождений является соглашение о разделе продукции (СРП), схема раздела произведенной продукции выглядит так: прежде всего, часть произведенной продукции передается государству (роялти); из оставшейся части выделяется компенсационная продукция, она передается компании для покрытия затрат; оставшаяся прибыльная нефть подлежит разделу между компанией и государством; компания уплачивает государству налог на прибыль. В СPП доход государства делится на 3 части: роялти, доли прибыльной нефти государства и налог на прибыль. В СРП инвестор выступает и кредитором, и страхователем государства. Конкретизируем сказанное с помощью рисунка.
Договор о разделе продукции — это договор, в соответствии с которым государство предоставляет частному подрядчику на возмездной основе и на определённый срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определённом участке недр, в свою очередь, подрядчик обязуется провести указанные работы за свой счёт и на свой риск. Соглашение о разделе продукции определяет условия, связанные с пользованием недрами, порядок раздела произведённой продукции между сторонами [4].
Правовые основы отношений на условиях соглашений о разделе продукции устанавливаются государством в соответствующих нормативно-правовых актах. В России основным таким документом является Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О соглашениях о разделе продукции». В статье 24 ФЗ предусмотрено: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора [5]».
В энергетике, где инвестиции направлены в первую очередь на снижение текущих издержек, используется договорная модель. Размер сэкономленных средств путём снижения текущих издержек довольно часто превышает собственно инвестиционные затраты. Вполне понятно, что развивающимся странам, открывающим доступ зарубежным нефтяным компаниям для выполнения геологоразведочных работ и добычи сырья, необходимо проводить такие меры. Главным образом, это нужно для развития собственных отраслей добывающей промышленности, чтобы обезопасить себя от возможности остаться с истощёнными недрами и в плохой экологической ситуации к моменту окончания срока действия СРП.
Особенно тщательно в заключаемых контрактах рассматриваются аспекты, связанные с возмещением затрат. Как правило, в большинстве проектов в рамках соглашений о разделе продукции предполагается возможность лимитирования затрат размером совокупного дохода, а некомпенсированные в данном периоде затраты относятся на доход будущих периодов.
По мнению Салиной А.Е., фактически осуществлённые инвестором и (или) оператором возмещаемые затраты можно разделить на следующие группы [6]:
– затраты на компенсацию затрат государству на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование инвестору;
– затраты на поиски, оценку и разведку месторождения;
– затраты на разработку и обустройство месторождения минерального сырья;
– затраты капитального характера;
– эксплуатационные затраты на добычу, хранение и транспортировку минерального сырья до установленного в соглашении пункта доставки или пункта раздела.
Анализ общих механизмов правового регулирования порядка оценки и учёта возмещаемых расходов в зарубежных проектах СРП показал, что заключение контрактов на основе возмещения затрат происходит как по схожим, так и по сильно отличающимся схемам. Например, в ряде стран не делают никакого или почти никакого различия между нематериальными капитальными затратами и списываемыми эксплуатационными затратами за исключением нематериальных затрат на разведку и разработку месторождений. Статистически чаще эти предварительные затраты подлежат амортизации сразу после начала добычи. Имеются случаи, когда списывание затрат разрешается на выплату процентов. Сюда могут входить проценты по расходам на строительство, либо проценты на сумму невозмещённого капитала. Кроме того, разграничиваются возмещаемые и невозмещаемые затраты. К последним относят затраты, которые несёт подрядчик в случае отступления от правил контакта, в том числе, затраты, не предписанные бюджетом проекта или образовавшиеся в ходе несанкционированных работ [2].
Среди моделей ГЧП наиболее эффективными для реализации инфраструктурных проектов в топливно-энергетической сфере являются концессионное соглашение и СРП. Развитие транспортных, энергетических и инфраструктурных проектов в станах ЕАЭС приведёт к активизации мультипликатора инвестиций за счёт взаимных заказов предприятий, росту занятости и распространению передовых технологий, взаимной торговли путем использования национальных валют, что должно привести к стабильности в валютной политике.
Рис 1. Общая схема распределения добываемой нефти
Составлен по: Потеряев А.Г., Торопов С.В. Выбор экономических параметров соглашения о разделе продукции [3].


Литература
1. Погудаева М.Ю., Оркуша М.А. Основные формы экономического взаимодействия частного бизнеса и государства // Экономический журнал. — 2012. — №25. — С.110–119.
2. Галаев А.П. Применение соглашений о разделе продукции месторождений нефти и газа в государствах — бывших республиках СССР // Экономика и управление: сборник научных трудов. Часть I / Под ред. А.Е. Карлика.– СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 150 с. — С. 65–72.
3. Потеряев А.Г., Торопов С.В. Выбор экономических параметров соглашения о разделе продукции // Вестник недропользователя Ханты-Мансийского автономного округа. URL: www.оilnеws.ru/2-2/vybоr-еkоnоmiсhеskix-pаrаmеtrоv-sоglаshеniyа-о-rаzdеlе-prоdukсii-srp/ (дата обращения: 11.11.18).
4. Справочный сайт «Академик». URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2105/СОГЛАШЕНИЕ (дата обращения: 24.11.2018)
5. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 29.01.2018): Статья 24. «Международные договоры Российской Федерации». URL: http://www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_dос_LАW_8816/ (дата обращения 12.11.2018)
6. Салина А.Е. О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции. URL: http://www.nаlvеst.ru/nv-аrtiсlеs/dеtаil.php?ID=23157 (дата обращения 21.01.201)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия