| | Проблемы современной экономики, N 1 (69), 2019 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Бедяева Т. В. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук Сандрина В. Е. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук
| |
| | В статье на примере сферы гостиничного бизнеса рассматриваются актуальные проблемы управления доходами и оптимизация затрат на гостиничном предприятии | Ключевые слова: управление доходами, обслуживания потребителей, гостиничный бизнес | УДК 338.12; ББК 65.291 Стр: 243 - 243 | В условиях высокой конкуренции и сложной экономической ситуации руководство гостиничных предприятий сталкивается с рядом проблем. Это — оптимизация затрат, выполнение нормативных требований и т.п. Данные проблемы могут быть решены с помощью внедрения управления доходностью гостиничного предприятия или revenue management.
Впервые данный подход к управлению доходностью был использован авиакомпаниями в США во второй половине ХХ века. В дальнейшем управление доходностью начали активно использовать и в индустрии гостеприимства.
Управление доходностью или revenue management помогает максимизировать прибыль за счет прогнозирования поведения потребителей и оптимизации количества доступных для продажи номеров, а также цены на них.
Управление доходностью подразумевает:
– ценообразование,
– непосредственно управление доходностью,
– сбытовую политику [1, 3].
Главные задачи, которые стоят перед процессом ценообразования — это корректно определить цену для разных групп потребителей и варьировать эти цены для увеличения выручки и получения большей прибыли.
Обычно в индустрии гостеприимства выделяют две основные группы потребителей в зависимости от целей прибытия — это туристы, находящиеся в деловой поездке, либо в рекреационной поездке. Потребности у каждой из этих групп туристов отличны. Также время их пребывания в гостинице отличается, первая группа потребителей, т.е. бизнес-туристы, обычно останавливаются в гостинице в будние дни, остальные туристы чаще в выходные дни. И, естественно, процесс ценообразования для двух вышеперечисленных групп потребителей будет разным.
Руководство гостиничных предприятий извлекает выгоду из управления доходностью, так как это увеличивает выручку и прибыль за счет контроля спроса и наличия номеров и соблюдения баланса наиболее выгодного соотношения потребителей разных категорий.
Для увеличения прибыльности гостиничного предприятия одной из актуальных задач является поддержание оптимального уровня загрузки номерного фонда. Поэтому необходимо тщательно продумать комбинацию каналов сбыта. На сегодняшний день два крупных канала сбыта это — GDS (глобальные системы бронирования) и OTA (онлайн туристические агентства). Чаще всего гостиницы выставляют большую часть номерного фонда на продажу именно через эти каналы сбыта.
Одними из важнейших функциональных компонентов управления доходностью являются сегментирование, прогнозирование спроса и предложения, управление овербукингом.
Сегментирование на основе атрибутов необходимо, чтобы гарантировать, что определенное сочетание групп потребителей и тарифов на номера принесет максимальную прибыль гостинице.
Самая высокая цена в гостинице на номер — это открытая цена или цена от стойки. Обычно этот тариф предназначен для гостей «с улицы», которых сложно классифицировать. Те же гости, которые относятся к определенным группам потребителей, например, корпоративные клиенты, обычно приобретают пакеты услуг, и для них действуют другие тарифы.
Прогнозирование спроса оказывает огромное влияние на управление доходностью предприятия. Один из важнейших видов прогнозирования — это прогнозирование будущей загрузки номерного фонда гостиницы, который является одновременно и самым сложным для менеджмента отеля. Также необходимо делать прогнозы относительно тарифов и периода проживания гостей.
Прогнозирование предложения необходимо для того, чтобы определить соотношение ранних и поздних бронирований, в том числе — сколько процентов номерного фонда мы можем оставить для будущих потенциальных бронирований, и сколько необходимо выставить для заблаговременных бронирований [2].
Овербукинг — понятие знакомое каждому в индустрии гостеприимства, его контроль — неотъемлемая часть revenue management. Овербукинг — это явление, когда гостиница выставляет на продажу и реализует номеров больше, чем имеет в своем номерном фонде. Овербукинг необходим гостиницам для того, чтобы минимизировать потери от потенциальных «незаездов» или отмены бронирования.
Управление доходностью может применяться не только в индустрии авиаперевозок или гостеприимства, но также, к примеру, и в розничной торговле. Управление доходностью в этой области связано с тем, чтобы анализировать, как использовать скидки на продукты, которые являются сезонными, также как применять динамическое ценообразование для продажи модных товаров для сезонного ритейлера, уделяя особое внимание таким вопросам, как ценообразование, сохранение стратегии и доли рынка и лояльность клиентов.
Высокопрофессиональный персонал — одна из главных проблем, которые встают перед руководством гостиничного предприятия. Руководство испытывает трудности при поиске менеджера по управлению доходностью гостиничного предприятия. Обычно в гостиницах этим занимается персонал, работающий в других отделах, например отделе бронирования или продаж. Сложилось ошибочное мнение, что каждый менеджер, обладающий достаточными знаниями о функционировании гостиницы и имеющий определенный опыт, может заниматься управлением доходности, поэтому профессия теряет ту важность, которой должна обладать.
В заключение можно сказать, что revenue management — это управленческий подход к оптимизации доходов, частично основанный на управлении доходами в зависимости от загрузки и временного интервала. Управление доходностью — одна из важнейших и сложнейших деятельностей, с которой придется столкнуться гостиницам в процессе ведения бизнеса. |
| |
|
|