Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Вахитова Т. М.
доцент кафедры экономической теории
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук

Гаделшина Л. А.
старший преподаватель кафедры экономической теории
Казанского (Приволжского) федерального университета

Гарифова Л. Ф.
доцент кафедры экономической теории и эконометрики
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук

Зульфакарова Л. Ф.
доцент кафедры экономической теории и эконометрики
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук


Региональное регулирование инвестиционной деятельности
(на примере продовольственного комплекса Республики Татарстан)
Статья посвящена вопросам совершенствования регионального регулирования инвестиционной деятельности. Производится оценка эффективности инвестиций с учетом временного лага на примере сельскохозяйственной отрасли Республики Татарстан. Рассматриваются различные подходы и методы управления отбором инвестиционных проектов, факторы макроэкономической среды, формирующие инвестиционную привлекательность регионов и отраслей
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, оценка эффективности инвестиций, продовольственный комплекс, агропромышленный комплекс, региональное регулирование, программно-целевой метод управления
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 135 - 138

Острая потребность в повышении темпов экономического развития актуальна как в целом для России, так и отдельных ее регионов, демонстрирующих все нарастающую неравномерность территориального развития. Усиление региональных аспектов управления экономикой определяет необходимость разработки и обоснования соответствующих методов и инструментов государственного регулирования экономики, адекватных современным условиям. Непростая ситуация в инвестиционной сфере, обусловленная, в том числе, санкционной политикой, выражается не только в узком спектре ее оживления (включающем, в основном, экспортно-ориентированные отрасли), но и в неравномерном территориальном распределении инвестиций. В сложившихся условиях развитие инвестиционной деятельности, являющейся важнейшим источником экономического роста, в значительной степени зависит от государственной экономической политики, включая региональный уровень.
Исследования в данном направлении объективно требуют анализа сущности, тенденций и проблем государственной инвестиционной политики в регионе, выявления направлений ее развития, согласования интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Существуют определенные методологические и организационные основы регулирования инвестиционной деятельности в регионе. Это такие концепции экономического развития региона, как: Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года; Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан на период 2016–2021 гг., с перспективой до 2030 г., направленные, прежде всего, на выявление и обоснование приоритетных направлений для инвестирования в регионе, формирование основных направлений региональной инвестиционной политики.
Республика Татарстан занимает лидирующую позицию в Национальном рейтинге инвестиционного климата в 85 субъектах Российской Федерации, проводимом Агентством стратегических инициатив по четырем направлениям исследований (институты для бизнеса, регуляторная среда, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства) и включающим 44 основных и 33 дополнительных показателя. Согласно предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат), по объемам инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2018 г. Татарстан находился на 1 месте среди регионов Приволжского федерального округа, составив 368,4 млрд рублей [1]. Инвестиции вкладывались, в большей степени, в основной капитал обрабатывающих производств (35%) и добычи полезных ископаемых (20%). В структуре обрабатывающих производств существенный удельный вес занимают химическая и нефтехимическая промышленность и машиностроение. Доля инвестций в основной капитал сельского хозяйства и производства пищевых продуктов и напитков составила около 6%, что значительно ниже объема инвестиций в отрасли специализации республики (рис. 1).
Рис. 1. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал, январь-сентябрь 2018 г. [1]

Исторически Республика Татарстан имеет выгодное географическое местоположение, находясь в самом центре Поволжья и занимая 2,3% сельскохозяйственных угодий страны. С 2000 года объем валовой сельскохозяйственной продукции увеличился более чем в 2 раза, доля Республики в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции составляет порядка 4,6% (по итогам 2017 года) [2]. На долю агропромышленного комплекса Татарстана вместе с пищевой промышленностью приходится порядка 12% валового регионального продукта. Валовая продукция сельского хозяйства региона входит в тройку лидеров по России. И, бесспорно, уже не первый год регион является лидером по производству товарного молока, занимая 1-е место среди субъектов Российской Федерации.
Проблема продовольственного обеспечения является одной из основных социально-экономических целей и ценностей государственной политики и выдвигается многими странами в качестве приоритетной по сравнению с военной безопасностью. Рост спроса на продукцию растениеводства и животноводства в мире в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться: ростом численности населения; пропагандой здорового образа жизни, которая способствует увеличению спроса на продукцию растениеводства, в частности овощеводства; городской образ жизни способствует изменению рациона питания в сторону увеличения энергетической ценности продуктов, что приводит к увеличению потребления продукции животноводства [3].
Уровень развития регионального продовольственного рынка оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения и в целом на социально-экономическое развитие региона. В связи с этим оптимизация развития продовольственного рынка является одной из приоритетных задач государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов. Механизм функционирования продовольственного рынка основан на взаимодействии объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров [4]. Функционирование данного рынка определяется соотношением потребностей населения, внутренних производственных возможностей и развитостью межрегиональных связей.
Как показывает мировой опыт, в современных условиях мониторинг продовольственных рынков становится основным инструментом для анализа тенденций изменения рыночных показателей (в том числе закупочных и потребительских цен, объёмов экспортируемой и импортируемой продукции), ориентированным на решение проблем их государственного регулирования. Доступ к рынкам в развитых странах всегда был важным фактором для успеха экономики в развивающихся странах [5].
Исследование продовольственных рынков предполагает использование различных теоретико-методологических подходов и инструментов, автоматизированных средств по обработке разнокачественных источников информации [6], разработке динамических оперативных прогнозов, способствующих принятию научно обоснованных управленческих решений и мер государственного регулирования, учета выявленных тенденций в развитии регионального продовольственного рынка, в определении основных перспективных параметров рынка, формировании региональных программ, обеспечении продовольственной безопасности страны.
Обеспечение устойчивости региональной экономической системы является актуальной проблемой современного периода социально-экономического развития страны. Современное структурное экономическое управление требует практического и обоснованного инструментария достижения целевых индикаторов продовольственной безопасности [7]. Игнорирование факторов, влияющих на устойчивость экономической системы, может привести к усилению экономических и социальных диспропорций, ускорению спада производства, увеличению безработицы, инфляции и, как следствие, к утрате экономической и продовольственной безопасности региона и резкому снижению уровня жизни населения. Однако достижение состояния защищенности не может произойти само собой, автоматически. Государственная политика регулирования стихийных процессов должна быть обоснованной. Необходима целенаправленная, планомерная и постоянная работа, связанная с диагностикой устойчивости развития региональных экономических систем.
Реализация Стратегии АПК предполагает развитие в Республике Татарстан конкурентоспособного вертикально интегрированного кластера АПК, ориентированного на высокое качество продукции и генерацию добавленной стоимости, с формированием в его рамках базовых субкластеров: «Зернового», «Сахарного», «Масложирового», «Овощного», «Картофельного», «Плодовоягодного», «Мясного», «Молочного», «Аквакультура», а также формирование в связке с базовым кластером АПК обособленного инновационного кластера «Экопитание» [3].
Сельскохозяйственная отрасль традиционно является дотационным сектором региональной экономики. Данное утверждение подтверждает анализ структуры инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса по источникам финансирования, который показал, что значительная поддержка оказывается со стороны региональной власти. В связи с этим мы произвели оценку эффективности инвестиций в основные фонды сельскохозяйственной отрасли на основе метода расчета рентабельности инвестиций с учетом временного лага за период 2005–2017 гг. Индекс рентабельности был определен по формуле (1) как отношение дисконтированных доходов возвратного потока к исходной инвестиции при норме дисконта 15% с временным лагом 2 года.

(1)

где PI — индекс рентабельности инвестиций в основные фонды сельскохозяйственной отрасли, %;
PV — накопленная величина дисконтированных доходов сельскохозяйственной отрасли, руб.,
I — объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственной отрасли, руб.;
Тогда, если величина критерия PI > 1, то инвестиции в региональную отрасль рентабельны и обеспечивают доходность на уровне принятой нормы дисконта. И, наоборот, при PI < 1 — нерентабельны. При PI = 1 величина чистой современной стоимости равна нулю и инвестиции не приносят дохода.
Накопленную величину дисконтированных доходов (PV) определим по формуле (2):

(2)

где CFi — сальдированный финансовый результат деятельности организаций региона сельскохозяйственной отрасли в периоде t, руб.;
r — норма дисконта, %;
n — число периодов исследования;
t — временной (инвестиционный) лаг. Согласно расчетам по оценке инвестиционного лага на основе формулы Домара и моделей распределенного лага, произведенным Д.А. Лиокумович и Е.А. Рутковской [8, c. 13], для сельскохозяйственной отрасли лаг ≤2 годам. В наших расчетах коэффициент лага имеет значение, равное двум.
Таким образом, с учетом процедуры сглаживания на основе метода скользящей средней (мы выбрали трехпозиционную систему сглаживания) получили, что средний уровень рентабельности инвестиций в сельскохозяйственную отрасль составляет 1,29%. Безусловно, показатель превышает норму рентабельности, однако не намного. При такой ситуации необходимо повышать эффективность инвестиций в сельское хозяйство республики. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г. Ахметова, перспективными направлениями для инвестирования в этой сфере являются «строительство животноводческих комплексов по производству молока и мяса, тепличных комплексов по выращиванию овощной продукции, создание селекционно-генетических и транспортно-логистических центров по переработке сельскохозяйственной продукции, строительство комбикормовых заводов для животноводства и рыбоводства» [9].
Тренд рентабельности инвестиций в сельскохозяйственную отрасль имеет небольшое колебание и демонстрирует относительно стабильное развитие данной отрасли (рис. 2).
Рис. 2. Динамика индекса рентабельности инвестиций в сельскохозяйственную отрасль Республики Татарстан за период 2008–2016 гг. с учетом сглаживания случайных колебаний

Программно-целевой метод управления рассматривается как комплексный и системный подходы к решению стратегических задач социально-экономического развития регионов в соответствии с принципами системно-стратегического планирования (ССП) (рис. 3).
На основе концептуальной схемы ССП для продовольственного комплекса разработана стратегическая карта, которая реализует принципы регионального регулирования инвестиционной деятельности промышленного комплекса [10]. Специфика и современный уровень процесса формирования региональных программ развития позволяют сделать вывод о необходимости развития методики разработки и реализации программ, которая должна дополнительно к фундаментальным принципам программного управления учитывать: целевую направленность и системность (классификация проектов и программ по трем группам (программы экономического развития, программы двойного назначения и социальные), обеспечивает возможность применения для программ первых двух групп, обоснованных ранее критериев отбора эффективных проектов); взаимосвязь программ развития региона с иерархией и количественной определенностью стратегических целей, сформулированных в соответствии с методологией сбалансированной системы показателей; ресурсную обеспеченность программ (в соответствии с разработанной концепцией проекты входят в состав региональной программы инвестиционного развития только при условии использования ресурсов региональных бюджетов в качестве стимулов каждого проекта); управляемость программы (наличие необходимой совокупности нормативно-правовых актов, признанного критерия эффективности управления, единого органа управления, информационного обеспечения управления, обратной связи и мониторинга).
Таким образом, важнейшая роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и повышения благосостояния населения являются инвестиции. На их масштабы и результаты использования существенное влияние может оказать государственное управление, воздействуя на условия и факторы инвестиционной деятельности.
Отдельные регионы, например, Республика Татарстан, уже сейчас имеют условия, в максимальной степени способствующие повышению инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и комплексов.
Таким образом, агропродовольственный комплекс оказывает влияние на качество жизни населения, продовольственную безопасность, на социальную и экологическую обстановку. АПК Российской Федерации на протяжении последних десятилетий продолжает оставаться в состоянии неустойчивости. В условиях санкционной политики обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим условием и составным элементом национальной государственной и, в первую очередь, экономической безопасности. В этом качестве агропродовольственный комплекс государства характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы. Важнейшие роль и значение в формировании отраслевых комплексов, внутрирегионального и межрегиональных рынков, отводится разработке и реализации стратегий развития, целью которых являются укрепление и расширение хозяйственных связей внутри региона и между регионами.
Рис. 3. Меры регионального воздействия на уровень конкурентоспособности продовольственного комплекса [10]


Литература
1. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: www.gks.ru. (Дата обращения 21.09.2018 г.).
2. Чирков Е.П., Храмченкова А.О. Развитие теоретических и методологических положений повышения экономической эффективности аграрного производства (c. 20). Агропродовольственная политика России № 1 2018 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://agroprodrf.ru/аппр-№1–2018/ (Дата обращения 15.08.2018г.).
3. Стратегия развития агропромышленного комплекса республики Татарстан на период 2016–2021 годов с перспективой до 2030 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://agro.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1041826.pdf (Дата обращения 09.12.2018 г.).
4. Романюк М.А., Мухаметзянов Р.Р., Гузий С.В. Современное состояние и проблемы развития сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка России (с. 18–28) / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 6–2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://tat-farmer.ru/novosti/selskoe-khozyajstvo-rt-i-rf/strategiya-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-respubliki-tatarstan-na-period-2016–2021-godov-s-perspektivoj-do-2030-goda (Дата обращения 05.07.2018 г.).
5. Dasep Wahidindasep, Kai Purnhagen Improving the level of food safety and market access in developing countries — 12 Jul 2018 — Volume 4, Issue 7
6. Борисов М.Ю. Классификация и особенности региональных рынков // Инновации и инвестиции. — 2012. — №1.
7. Сёмин А.Н., Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Продовольственная безопасность и ее обеспечение в условиях современной России (с. 7). Агропродовольственная политика России № 10 — 2018 [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: http://agroprodrf.ru/аппр-№10–2018/ (Дата обращения 19.06.2018г.).
8. Лиокумович, Д.А. Оценки инвестиционного лага: анализ, методы, результаты / Д.А. Лиокумович, Е.А. Рутковская [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/sa2010/06 (Дата обращения 15.06.2018г.).
9. Официальный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: www.tatar.ru (Дата обращения 19.10.2018г.).
10. Зульфакарова Л.Ф. Формирование системы регионального регулирования конкурентоспособностью территориально-производственных комплексов в современной России: автореферат на соис. уч. степ. к.э.н. — Казань, 2010. — 25 с.
11. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий продовольственного рынка — Гумарова Ф.З., Шарнина Н.М. Электронный научный журнал // «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://science-education.ru/pdf/2014/6/1469.pdf (Дата обращения 15.01.2019 г.).
12. Современные тенденции влияния инвестиционного климата на экономический рост /Зульфакарова Л.Ф., Вахитова Т.М., Гаделшина Л.А., Гарифова Л.Ф. / Международный экономический форум «Экономика в меняющемся мире»: сб. научных статей (24–27 апреля 2018). — Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. — С.79–81.
13. Республика Татарстан инвестиционный гид по сельскому хозяйству [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://tida.tatarstan.ru/file/File/ГИД%20РТ.pdf (Дата обращения 27.02.2019 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия