Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ларченко О. В.
старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета


Территории опережающего социально-экономического развития как необходимое условие роста региональной экономики (на примере Республики Карелия)
В статье рассматриваются территории опережающего социально-экономического развития, в том числе созданные в моногородах Республики Карелия. Представлен анализ инвестиционной деятельности в Российской Федерации и Республике Карелия, а также в моногородах, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития. Указаны проблемы, препятствующие их развитию. Предложены некоторые пути их решения
Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития, инвестиции в основной капитал, региональная экономика, моногорода, валовой региональный продукт
УДК 332.12; ББК 65.04   Стр: 139 - 141

Приоритетное развитие регионов является одним из основных направлений государственной региональной политики в Российской Федерации. Ее стратегической целью является повышение сбалансированности пространственного развития экономики страны [7]. Достижение стратегической цели возможно путем формирования новых центров динамического экономического роста, выявления и раскрытия конкурентных преимуществ регионов, уменьшения социально-экономической дифференциации и укрепления экономической целостности Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что необходимо осуществить «инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики, привлечь частные инвестиции в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях, совершенствовать механизмы регулирования внутренней и внешней миграции, механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала, уточнить полномочия органов государственной власти разных уровней» [8].
Пространственная трансформация призвана способствовать устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития регионов и страны в целом [2], а также рост качества жизни населения.
Существует несколько путей развития территорий: особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные парки, технологические парки, кластеры. Становление институтов развития дает новый импульс развитию экономики субъекта Российской Федерации и позволяет местным властям более эффективно влиять на тенденции регионального развития. Важное место среди этих путей занимает новая организационная форма территориального развития — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Понятие «территории опережающего социально-экономического развития» связано с понятиями «развитие» и «опережающие показатели». Развитие означает абсолютное и относительное изменение макроэкономических показателей, которые характеризуют состояние экономики во времени в течение продолжительного периода, «опережающие показатели» — макроэкономические показатели, колебания которых опережают во времени возникающие колебания объема производства [4].
Одной из целей создания территорий опережающего социально-экономического развитияявляется привлечение инвестиций. Инвестиционная деятельность и обновление основных фондов определяются двумя факторами:
– инвестиционным обеспечением роста производства (экстенсивный фактор),
– техническим совершенствованием существующего производственного аппарата, обеспечивающего повышение рентабельности производства (интенсивный фактор).
Преобладание экстенсивного фактора находит выражение в высокой доле инвестиций в новое строительство и расширение производства.
В таблице 1 представлена динамика инвестиций в основной капитал по федеральным округам.

Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал по федеральным округам, в % к предыдущему году, составлено автором [9]
 20132014201520162017Изменение
2017 к 2013
РФ100,898,589,999,8104,8+3,97
Центральный ФО105,2102,894,198,7108,4+3,04
Северо-Западный ФО90,695,790,8113,4105+15,89
Южный ФО114,688,385,684,9120,3+4,97
Северо-Кавказ­ский ФО107,8104,287,596,498,8-8,35
Приволжский ФО106,9100,193,192,996,7-9,54
Уральский ФО101,4103,289,7107,1102+0,59
Сибирский ФО94,199,283,498,5102,3+8,71
Дальневосточный ФО83,293,498,998,8110,8+33,17

Стабильный рост инвестиций в основной капитал наблюдается только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах отрицательная динамика инвестиций. В остальных федеральных округах динамика положительная, но не стабильная. Рост инвестиций в Сибирском и Дальневосточном федеральном округе связан, в том числе, с созданием территорий опережающего социально-экономического развития.
Создание ТОСЭР в Российской Федерации началось по инициативе Президента РФ В.В. Путина. В Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 года он предложил «создать на Дальнем Востоке и Восточной Сибири сеть специальных территорий с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт» [6]. В дальнейшем идея таких территорий была распространена и на моногорода.
В 2015 году на территории Дальневосточного федерального округа были созданы 9 ТОСЭР на 20 инвестиционных площадках в 6 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае — ТОР «Комсомольск», ТОР «Хабаровск», в Приморском крае — ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский», Амурской области — ТОР «Приамурская», ТОР «Белогорск», Камчатском крае — ТОР «Камчатка», Республике Саха (Якутия) — ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы», Чукотский автономный округ — ТОР «Беринговский» [5]. В настоящее время на Дальнем Востоке создано 18 таких территорий, на которых осуществляют деятельность 192 резидента, общий объем инвестиций 2 трлн 132 млрд 43 млн рублей. В 2017 году инвесторы вложили в экономику Дальневосточного федерального округа 92,5 млрд рублей [5]. Сумма привлеченных инвестиций в ТОСЭР составила 46 млрд рублей. В 2016 году соотношение частных инвестиций и бюджетных составляло 12 к 1, по итогам 2017 года увеличилось до 39 к 1.
В 2018 году 52,8% суммарного объема ВРП сформировали десять регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский и Красноярский края, Республики Татарстан и Башкортостан). Эти же крупные регионы обеспечили 52,1% суммарного ВРП в 2017 году, 51,5% в 2016 году, 51,2% в 2015 году.
В некоторых из этих регионов созданы ТОСЭР: Краснотурьинск в Свердловской области, Набережные Челны в Республике Татарстан и Белебей и Кумертау в Республике Башкортостан. Положительные результаты показывает только ТОСЭР «Набережные Челны»: общий объем заявленных инвестиций 25 млрд рублей, из которых 13,7 млрд рублей уже вложено, 21 компания имеет статус резидента, резиденты уже перечислили 710 млн рублей налогов во все бюджеты при полученных преференциях на 300 млн рублей, создано более 2000 рабочих мест из 5000 заявленных.
Для Республики Карелия создание территорий опережающего социально-экономического развития является актуальным. Основой экономики республики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями, работающими в традиционных секторах. В республике находятся 11 моногородов, из которых в двух, относящихся к первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением: Надвоицы и Кондопога, а также в г. Костомукша, входящем во вторую категорию, уже созданы территории опережающего социально-экономического развития. В этих моногородах находятся градообразующие организации, играющие важную роль в экономике республики: ОАО «Кондопога» (г. Кондопога) — производство бумаги и картона, ОАО «Карельский окатыш» (г. Костомукша) — добыча железной руды и производство окатышей, ОАО «СУАЛ» филиал «НАЗ-СУАЛ» (пгт. Надвоицы) — производство первичного алюминия и алюминиевых сплавов. Градообразующие предприятия, работающие в моногородах, производят около 80% всего объема промышленной продукции республики и обеспечивают 30% доходов консолидированного бюджета Республики Карелия [5].
Промышленное производство остается основой экономического развития республики и составляет более 30% (30,7% в 2016 году, 35% в 2017 году). Доля обрабатывающих производств снизилась (с 17,55% в 2016 году до 16,9% в 2017), но при этом почти на 5% выросла доля по добыче полезных ископаемых (13% в 2016 году, 17,6% в 2017 году). Горнопромышленный комплекс остается одним из самых перспективных и интенсивно развивающихся направлений экономики Республики Карелия. Индекс производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2017 году составил 102,7% (в 2015 году — 100,3%).
Инвестиционная деятельность в сфере промышленного производства развивается достаточно противоречиво. С одной стороны, наблюдается рост объемов инвестиций в основной капитал, как в стоимостном, так и в физическом отношении. С другой стороны, рост инвестиций в основной капитал в промышленное производство в целом не обеспечивает снижение такого показателя, как износ основных фондов. С 2013 по 2017 годы износ основных фондов увеличился до 48%, что говорит о недостаточности инвестиций не только для расширенного, но и для простого воспроизводства.
В таблице 2 представлены основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Карелия.
В республике индекс физического объема инвестиций в основной капитал вырос в 2017 году к 2013 году на 119%, что означает среднегодовой рост в 3,8%. Но такой темп не создает условий для роста ВРП республики хотя бы в среднероссийских рамках, и не в состоянии переломить тенденцию с увеличением износа основных фондов. В структуре инвестиций в основной капитал в 2017 году выросла доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие объекты до 57% (40,6% в 2013 году), доля инвестиций в здания (кроме жилища) и сооружения снизилась по сравнению с 2013 годом до 36,7% (в 2013 году — 52,8%) [10].

Таблица 2
Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Карелия [10]
Показатели20132014201520162017Изменение
2017 к 2013 в %
Инвестиции в основной капитал, млн руб.34204,233399,532737,63470041707,3+21,94
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в %93,592,991,797,3111,2+18,93
Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактически действовавших ценах), руб.5380852725518655521366758+24,07

Среди регионов Северо-Западного федерального округа в республике самая низкая доля инвестиций в основной капитал к ВРП — 16,4% в 2017 году против 23% в округе. По сравнению с 2013 годом эта доля снизилась на 14,14%. По данным таблицы 3 видно, что во всех федеральных округах произошло снижение доли инвестиций в основной капитал к ВРП.

Таблица 3
Доля инвестиций в основной капитал к ВРП, %
 20132014201520162017Изменение
2017 к 2013
Центральный ФО17,417,115,815,716,2-6,89
Северо-Западный ФО25,523,720,022,623,0-9,80
– Республика Карелия19,117,515,415,016,4-14,14
Южный ФО42,133,428,023,126,9-36,10
Северо-Кавказский ФО31,931,327,827,326,6-16,61
Приволжский ФО27,226,024,523,622,0-19,12
Уральский ФО28,629,226,028,426,5-7,34
Сибирский ФО26,024,220,320,420,0-23,08
Дальневосточный ФО29,725,225,327,029,6-0,34
Составлено автором [9]

Ситуация с инвестициями в основной капитал в моногородах республики, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития, представлена в таблице 4.

Таблица 4
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории моногородов Республики Карелия, в которых созданы ТОСЭР [1]
 тыс. рублейИзменение
2017 к 2014, %
2014201520162017
пгт. Надвоицы94166н.д3877216945+130,39
г. Кондопога899805н.д416965538101- 40,20
г. Костомукша2211311336328940790533998814+80,83

Пгт. Надвоицы — первый из моногородов в Карелии и восьмой в Российской Федерации — получил статус территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы». В апреле 2017 г. на этой территории был зарегистрирован первый резидент — ООО «Русский радиатор», который занимается производством алюминиевых радиаторов на базе мощностей Надвоицкого алюминиевого завода. В 2017 году в рамках заключенного соглашения Фонд развития моногородов перечислил в бюджет Республики Карелия 183,7 млн рублей для финансирования промышленного парка, создаваемого в Надвоицах. Но в августе 2018 г. появилась информация о консервации мощностей Надвоицкого алюминиевого завода. ООО «Русский радиатор» в связи с этим останется без сырья и дешевой электроэнергии.
В г. Кондопога градообразующее предприятие — Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат (ОАО «Кондопога») в настоящее время является банкротом [13]. В конце июня 2016 г. Арбитражный суд Карелии признал ОАО «Кондопога» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство. Общая сумма требований основного долга на 5 июня 2017 года превысила 13,678 млрд рублей. Требуются серьезные инвестиции и модернизация, так как снижается спрос на газетную бумагу, которую выпускает предприятие. Территория опережающего социально-экономического развития «Кондопога» была создана в конце декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2017 № 1608. На сегодняшний день на территории г. Кондопога зарегистрированы два резидента ТОСЭР (ООО «Кондопожский лесопильный-экспортный завод — Астар» и ООО «Туристическая компания «Карелия Тур») и пять в процессе подготовки необходимой документации. ООО «Кондопожский лесопильный-экспортный завод — Астар» реализует инвестиционный проект по глубокой переработке древесины в рамках модернизации существующего лесоперерабатывающего производства. ООО «Туристическая компания «Карелия Тур» реализует проект, который входит в туристско-рекреационный кластер «Легенды Карелии».
В г. Костомукша градообразующее предприятие ОАО «Карельский окатыш». Костомукша находится на северо-западе Республики Карелия, граничит с двумя районами республики (Калевальский и Муезерский районы) и с Финляндией. Расстояние до границы с Финляндией 35 км, до Петрозаводска 500 км. В Костомукше низкий уровень зарегистрированной безработицы 0,84%, наблюдается естественный прирост населения, но снижается объем инвестиций в основной капитал, растет дефицит местного бюджета, сокращаются доходы местного бюджета, снижаются расходы на национальную экономику. С целью улучшения экономического состояния моногорода, повышения инвестиционной привлекательности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2019 № 122 создана территория опережающего социально-экономического развития «Костомукша». На территории опережающего социально-экономического развития планируется создать 400 новых рабочих мест, привлечь 3,4 млрд рублей, заявлено 7 резидентов. Среди потенциальных резидентов компания «Ягоды Карелии», проект «Развитие перерабатывающего пищевого производства, в том числе оборудование кондитерской фабрики» и др.
Развитию территорий опережающего социально-экономического развития в республике препятствуют проблемы, снижающие инвестиционную привлекательность и сдерживающие инвестиционную активность.
Во-первых, происходит снижение численности населения, изменяется структура населения в моногородах республики: снизилась доля трудоспособного населения (например, в г. Костомукша на 932 человека с 18383 в 2015 году до 17451 в 2017 году) и увеличилась доля населения старше трудоспособного населения (на 863 человека с 6066 в 2015 году до 6929 в 2017 году) [10].
Во-вторых, наличие дефицита республиканского и местных бюджетов, уменьшение доходной части, снижение объема расходов на национальную экономику. На наполняемость доходной части местного бюджета влияют снижение доли трудоспособного населения, падение объемов производства на градообразующем предприятии. Пополнение местного бюджета возможно за счет увеличения налога на доходы физических лиц за счет создаваемых новых рабочих мест на ТОСЭР. Резиденты ТОСЭР могут получить налоговые льготы, снизить страховые взносы с фонда оплаты труда с 30% до 7,6%.
В-третьих, в соответствии с российским законодательством жителям республики предоставляются северные льготы в виде выплаты северной надбавки, которая увеличивает стоимость производимой продукции, снижает конкурентоспособность карельских предприятий. Так, в Костомукше наблюдается самая высокая оплата труда в республике, причем за анализируемый период ее размер на градообразующем предприятии увеличивался и за 2017 год составил 61685 рублей.
В-четвертых, недостаточно развитая инфраструктура и энергодефицитность республики.
Несмотря на существующие проблемы, территории опережающего социально-экономического развития могут способствовать диверсификации экономики моногородов, обеспечению занятости за счет сферы малого и среднего предпринимательства. Также необходимо активное взаимодействие бизнеса и власти в управлении процессами функционирования территории опережающего развития.


Литература
1. База данных муниципальных образований. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/
2. Балашова С.П., Сиротенко М.В. Территории опережающего развития как пространственная трансформация социально-экономической системы региона https://cyberleninka.ru/article/n/territorii-operezhayuschego-razvitiya-kak-prostranstvennaya-transformatsiya-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-regiona Дата обращения: 15.04.2019
3. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России 2000-х годов: рост или снижение? http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/25/1251201390/15–26_Zubarevich.pdf Дата обращения: 15.04.2019
4. Кашина Н.В. Территории опережающего развития в Дальневосточном регионе: особенности создания https://cyberleninka.ru/article/v/territorii-operezhayuschego-razvitiya-v-dalnevostochnom-regione-osobennosti-sozdaniya Дата обращения: 15.04.2019
5. Ларченко О.В. Функционирование территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах: проблемы и перспективы (на примере Республики Карелия) https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-territoriy-operezhayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-v-monogorodah-problemy-i-perspektivy-na-primere Дата обращения: 15.04.2019
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=155646&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3959441290440444#0 Дата обращения: 15.04.2019
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
8. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ Дата обращения: 15.04.2019
9. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 15.04.2019
10. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия. Режим доступа: http://krl.gks.ru/ Дата обращения: 15.04.2019
11. Шимширт Н.Д. Проблемы развития моногородов через создание территорий опережающего развития http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000622085 Дата обращения: 15.04.2019

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия