Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук


Формирование инновационного потенциала как условие индустриально-инновационного развития национальной экономики
В статье анализируются современные проблемы развития инновационного потенциала в условиях перехода на инновационный путь развития. Уточнены проблемы развития инновационного потенциала Республики Таджикистан на современном этапе экономических преобразований
Ключевые слова: Республика Таджикистан, инновационная деятельность, инновационный потенциал, формирование инновационного потенциала промышленности, индустриально-инновационная деятельность
УДК 332.01; 330.322   Стр: 157 - 160

Социально-экономическое развитие Таджикистана тесно связано с уровнем инновационного развития промышленности, которая объективно отражает вклад отрасли в увеличение ВВП страны. С целью обеспечения диверсификации экономики, развития ее инновационного потенциала и государственной поддержки инновационной деятельности посредством развития перерабатывающих и высокотехнологических производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, была разработана Стратегия развития промышленности Республики Таджикистан на период до 2030 года [1]. В связи с этим Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2018 года отметил, что «с учётом важности сферы промышленности в решении социально-экономических вопросов, и создании рабочих мест, предлагаю ускоренную индустриализацию страны объявить четвертой национальной целью» [2].
В декабре 2016 года Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан принял Национальную стратегию развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, озвученную Президентом Республики Таджикистан в Посланиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2014 и 2015 годах. Среди сценариев развития в Национальной стратегии развития особое место отводится индустриально-инновационному развитию. Данный сценарий предполагает создание основ инновационного развития экономики страны и совершенствования механизмов государственного регулирования развития инновационных процессов.
Для достижения основных параметров реализации задач формулирования условий перехода к инновационной экономике возможно при создании высокотехнологического промышленного производства. В связи с этим Стратегией национального развития Республики Таджикистан на период до 2030 года определены следующие приоритеты в промышленности:
— повышение конкурентоспособности и цепочки добавленной стоимости отраслей промышленности;
— рост объема производства и реализация промышленной продукции, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках;
— организация эффективной системы воспроизводства кадров, способных создавать и осваивать промышленные технологии, производить инновационную продукцию;
— создание институциональных основ для устойчивого и превентивного развития отраслей промышленности, создание инновационных высокопроизводительных кластеров;
— развитие национальной системы селективного импортозамещения на основе переработки местных ресурсов, прежде всего, в агропромышленном комплексе (переработка плодоовощной продукции и наращивание ее выпуска), в строительном комплексе, легкой и пищевой промышленности.
Всё это позволит расширить инновационный потенциал промышленности страны за счёт наращивания её сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и конкурентоспособности.
Инновационный потенциал выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов. Его понятие развёртывалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований и получило развитие с начала 80-х гг. ХХ века.
В отдельных случаях инновационный потенциал просто отождествляется с научно-техническим, представляется как «накопленное определённое количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции»[3] или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [4], что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории.
Понятие «инновационный потенциал» в экономическую теорию впервые было введено ученым К. Фрименом. Под инновационным потенциалом он понимал обеспечение роста системы за счет инноваций. В свою очередь инновацию К. Фримен рассматривал как систему мероприятий по разработке, освоении, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств [5].
Развернутую форму категории «инновационный потенциал» предлагают С.И. Кравченко, И.С. Кладченко, где в соответствии с их видением «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.) [6]. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т.е. из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому).
Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность [7]. Более детальный анализ содержания и значимость указанных составляющих приводит к выводу о том, что суть понятия «инновационный потенциал» может рассматриваться как совокупность научно-интеллектуального, кадрового, технического, финансово-экономического, производственного потенциала и организационно-управленческой, информационно-коммуникационной и маркетинговой составляющей, обеспечивающая развитие инновационного процесса.
Пока государственная политика в области развития инновационного потенциала национальной экономики не направлена на выработку должной мотивации создания научно-технологических нововведений и трансферта технологий. Она ещё не стала приоритетной и составной частью социально-экономического развития страны.
Развитие промышленности, её модернизация зависит от иностранной техники и технологии, а научно-промышленный комплекс находится на стадии зарождения и не способен удовлетворить потребности отрасли национальной экономики в инновациях. Также можно выделить ряд проблем развития инновационного потенциала Республики Таджикистан на современном этапе экономических преобразований.
Во-первых, недостаток государственных финансовых ресурсов и частных инвестиций для активизации инновационной деятельности. Он отражается на показателях развития инновационного потенциала. Например, среди показателей развития инновационного потенциала экономики страны выделяют индекс онлайн-услуг, а также затраты научных организаций на использование информационно-коммуникационных технологий. Согласно отчёту ООН, за 2016 год по индексу онлайн-услуг среди стран СНГ наиболее высокое значение индекс (0,7681) имеет Казахстан, далее Россия (0,7319), Узбекистан (0,6884), Азербайджан (0,6812). По индексу онлайн-услуг Таджикистан (0,1232) занимает 139 место между республиками Руанда и Туркменистан. На внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, наибольшая сумма затрат (92%) приходится на долю вузов страны, отраслевым институтам — 3,7%, Академии медицинских наук и Таджикской академии сельскохозяйственных наук около 2%. Академия наук Республики Таджикистан на внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий затратила 2% от общей суммы [8].
Во-вторых, недостаточный (весьма скудный) объем государственных расходов на науку и его незаметное соотношение к ВВП страны (табл. 1) [9]

Таблица 1
Расходы на науку из государственного бюджета Республики Таджикистан за 2011–2017 гг.
ПоказателиГоды
2011201220132014201520162017
ВВП (в ценах соотв. лет) млн сомони30071,136163,140525,545606,648408,754479,161093,6
Расходы из государственного бюджета на науку (млн сомони)35,8539,8145,0450,9352,8955,5060,63
Доля расходов государственного бюджета к ВВП (в %)0,1190,1100,1110,1110,109,01010,099


В-третьих, отсутствие достаточного опыта организации эффективного партнерства в инновационной сфере. На наш взгляд пробуется создание институциональных условий для привлечения и использования на взаимовыгодных условиях финансовых ресурсов частного сектора для реализации инновационных проектов и формирования инновационной инфраструктуры развития промышленности. Институциональные преобразования в инновационной сфере следует осуществлять с учетом соединения в единый процесс развития фундаментальной науки, прикладных исследований, коммерциализации технологий, создание инфраструктуры подготовки специалистов для организации инновационной деятельности. Повсеместно в отраслях промышленности ликвидированы конструкторские бюро, сокращены научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в министерствах и предприятиях отсутствуют научные и научно-технологические центры.
В-четвертых, недостаток квалифицированных кадров и научных сотрудников в инновационной сфере. Показатель численности научных сотрудников в расчёте на один миллион человек в Таджикистане по сравнению с Узбекистаном отстаёт в 2,7 раз, по сравнению с Российской Федерацией — в 5 раз, с Финляндией — в 12 раз. Например, Финляндия, благодаря приоритетному государственному финансированию науки и без углеводородных ресурсов вышла на одно из первых мест в мире по основным показателям уровня жизни.
Высококвалифицированные кадры, научные сотрудники с учеными степенями определяют инновационный потенциал любой страны. В настоящее время в 75 научно-исследовательских организациях Республики Таджикистан из общего количества работников 1786 8, научные сотрудники составляет 10304, то есть — 55,6%. Из них доктора наук — 794, кандидаты наук 2975 человек [8].
В-пятых, технологическая отсталость и неразвитость малых инновационных предприятий, отсутствие необходимой инновационной инфраструктуры, несовершенство, а в некоторых случаях и отсутствие нормативно-правовой базы развития инновационного потенциала отраслей национальной экономики. Проведенные нами исследования показывают, что на промышленных предприятиях страны третья часть оборудования имеет возраст свыше 20 лет, от 10–20 лет — 15%. Следовательно, его моральный и физический износ составляет в пределах 60–65%. Это обстоятельство существенно ограничивает возможности выпуска высокотехнической и наукоемкой продукции, указывает на низкий уровень развития инновационного потенциала отраслей промышленности [10]. Именно поэтому в стране должны быть созданы механизмы стимулирования создания инновационных промышленных предприятий, а также активизации индустриально-инновационной деятельности. В этой связи усиливается необходимость разработки и принятия Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности в Республике Таджикистан», определяющей базовые условия мотивации государственных институтов и представителей частного сектора в развитии инновационного потенциала промышленности страны.
Сегодня в мировой практике наблюдается активизация инвестиционной деятельности на основе развития конкуренции, создание комфортных условий для привлечения капиталов и формирования инновационно активных территорий. В Республике Таджикистан принят Закон « О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» и «Положение о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан», что дает инвесторам большие возможности в реализации инновационных проектов. Во исполнение данного Закона в настоящее время на территории страны действует четыре свободные экономические зоны. Из них свободные экономические зоны «Сугд» и «Дангара» формируются как производственно-инновационные и создают условия для развития инновационного потенциала промышленности, а также обеспечивают решение задач привлечения в страну иностранных инвестиций, научно-технических и технологических инноваций. Дальнейшее развитие инновационно активных территорий направлено на создание мотивации у национальных предпринимателей и потенциальных иностранных инвестров к инвестированию в конкретные инновационные проекты и формирование спроса на инновационную продукцию.
Важнейшим условием развития инновационного потенциала является формирование нового экономического мышления (от абстрактного к конкретному). Таким стилем мышления является инновационный. Мышление будет инновационным, если оно ориентируется на превращение происходящих в различных сферах общественной жизни позитивных изменений в ключевой фактор успеха роста [11]. Поэтому усиливается необходимость выработки и реализации стратегий кадрового обеспечения с учётом стимулирования активизации инновационной деятельности на основе инновационного мышления. Настало время отказаться от инерционной системы кадрового обеспечения отраслей национальной экономики.
На данном этапе экономических преобразований в стране требуется многократное увеличение инвестиционных вложений в развитие системы кадрового обеспечения и повышение государственных образовательных стандартов, отвечающих требованиям формирования и развития инновационной деятельности. Кроме того, до сих пор в стране отсутствует инновационная система ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватных требованиям инновационной деятельности и наукоемких производств [12].
Ведущая роль в системе кадрового обеспечения инновационного развития принадлежит системе образования, которая закладывает основы разностороннего развития личности, умения человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации и т.д. Формирование всеобщего интеллекта и развития индивидуальных способностей человека выражается в инновационном продуцировании новых знаний, которые обогащают новыми элементами саму всеобщую производительную силу и расширяют творческие возможности других субъектов ее присвоения [13]. Лучшая образовательная подготовка «владельцев» человеческого капитала усиливает их конкурентные позиции на рынке труда формирующейся современной инновационной экономики, понимаемая как экономика человеческого капитала, экономика информации и знаний.
Ограниченность не только природных ресурсов, но и земельных ресурсов Республики Таджикистан указывает, что человеческий капитал следует рассматривать как основное условие развития инновационного потенциала национальной экономики. На данном этапе экономических преобразований реализуется Программа инновационного развития республики Таджикистан на период 2011–2020 гг. (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 год. № 227) и Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года (утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан от 30 мая 2015 года № 354).
Однако переход на инновационный путь развития в качестве основной задачи декларировался уже не один раз. Об этом, в частности говорится в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, но реальных конструктивных шагов в этом направлении практически не наблюдается.
Вызывает озабоченность факт, что в Таджикистане, в условиях формирования либеральной экономики, вряд ли возможно ожидать существенных изменений в развитии инновационного потенциала, поскольку данная ситуация игнорирует возможность патронажа и государственных преференций в научно-технологической сфере.
Формирование инновационной экономики требует определения долгосрочных стратегических ориентиров, как для государственного сектора промышленности, так и для частного бизнеса, а также создание стимулов для развития инновационного потенциала промышленных предприятий. Государство должно вырабатывать и реализовывать соответствующую стратегию развития инновационного потенциала промышленности, которая была бы направлена на получение результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок, использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках. В ходе наращивания инновационного потенциала безусловный приоритет должен быть отдан производству новых знаний и инновационных идей, их коммерциализации.
Таджикистану, как и многим другим странам мира, предстоит сделать выбор путей инновационного развития на основе выработки принципиально новой стратегии формирования инновационного потенциала промышленности с приоритетным развитием наукоемких ее отраслей. Поэтому в долгосрочной перспективе переход к инновационной экономике и для Республики Таджикистан будет неизбежен. К сожалению, сегодня в стране еще не созданы достаточные предпосылки для перехода к инновационной экономике. Как правило, инновационная экономика базируется на развитии инновационного потенциала промышленного производства, мощной научно-технической базе, накопленных научно-технических знаниях. На развитие науки ежегодно выделяется 0,10–0,11% от ВВП, что обеспечивает не развитие, а выживание. А это значит, что необходимо на государственном уровне принимать серьезные меры для перехода к инновационной экономике и увеличивать затраты на ее развитие в разы.


Литература
1. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года — adlia.tj>show_doc.fwx?rgn=127827
2. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан 26.12.2018 г. — www/president.tj/ru/node/19089
3. Глоссарий терминов по инновационной деятельности // www.nwinnovations.ru
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори / общ. Ред. Л.И. Евенко. — М.: Дело, 1992.
5. Freeman C. The National Systems of Innovation in historical perspective // Cambridge journal of economics. 1995. № 19
6. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер.: экономическая. — Донецк: ДонНТУ, 2003. — Вып. 68.
7. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. Монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Тарасов, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова — М.: Издательство Машиностроение — 1, 2007. — С.8.
8. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2016 году: Аналитический сборник / Под общ. ред. Джумахонзода Дж. Дж. — Душанбе: ГУНПИЦентр. 2017. — С. 72, 84.
9. Статический ежегодник Республики Таджикистан // Статистический сборник — Душанбе. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2018-с. 12,68.
10. Файзуллоев М.К., Комилов С.Дж. Проблемы становления и развития инновационного предпринимательства в Республике Таджикистан. Монография. — Душанбе: Terry ирфан, 2017. — С. 38.
11. Газизулин Н.Ф., Газизулин Ф.Г., Ведин Н.В. Онтологические, гносеологические и аксиологические контуры евразийской политической экономики // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 4(64). — С. 41–45.
12. Комилов С.Дж. Кадровое обеспечение сферы инновационной национальной экономики // Вестник университета (РТСУ). — 2016. — № 2 (53). — С. 113–117.
13. Ведин Н.В., Газизуллин Н.Ф. Контуры новой системы: идеи К.Маркса и современность // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 3(67). — С.53–57.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия