Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Минеева А. В.
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики
Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета


К вопросу о конкурентоспособности предприятий сервисного обслуживания автомобилей в условиях цифровой экономики
В статье выделены источники обеспечения конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики. Особое внимание уделено цифровой трансформации в автомобильной отрасли. Проведен анализ деятельности предприятий, занимающихся сервисным обслуживанием автомобилей, с рекомендациями по повышению их конкурентоспособности в условиях масштабной цифровизации социально-экономической жизни общества
Ключевые слова: цифровая экономика, конкурентоспособность, автомобильная промышленность, сервисное обслуживание автомобилей, человеческий капитал, информационная безопасность
УДК 338.1; ББК 65.05   Стр: 185 - 187

Правительством России 28 июля 2017 г. было принято распоряжение № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Все направления социально-экономической деятельности в качестве основного фактора производства должны рассматривать данные в цифровой форме. Ожидается повышение конкурентоспособности страны и качества жизни граждан, а также формирование условий для экономического роста и обеспечения национального суверенитета российского государства [1].
Гордеев В.А. отмечает, что «цифровизация экономики — это один из новых аспектов производительных сил, который требует соответствующего обновления производственных отношений, в том числе и отношений собственности, и макроэкономической политики» [2, с. 68].То есть в современных условиях необходимо пересмотреть многие аспекты управления предприятиями, обеспечения, поддержания и повышения конкурентоспособности организаций в контексте применения цифровых технологий в их деятельности, как важнейшего условия выживания на рынке.
Остановимся на особенностях цифровой экономики, чтобы понять какие ее характеристики прямо и косвенно связаны с конкурентоспособностью.
Нуреев Р.М. определяет цифровую экономику как «экономическую деятельность, которая базируется на цифровых технологиях» [3, с. 71]. Цифровые технологии получили свое развитие в начале XXI века. В основе данного явления лежат информационная революция и процессы глобализации экономики [4].
Сегодня ценность информации выражается в том, что с ее помощью можно принимать решения, характеризующиеся как наиболее квалифицированные, взвешенные и обоснованные.В основе наращивания, модернизации, трансформации и изменения производства находится информация [5]. А большая часть работы с ней основана на использовании современных технических средств и прогрессивных технологий, которые позволяют обрабатывать и хранить большие массивы данных.
Под воздействием информатизации и цифровизации меняется не только сфера организации производства и управления предприятиями, но и потребительское поведение. В настоящее время покупатель стал более рационален, и эта его характеристика получает дальнейшее развитие. С помощью современных технологий можно найти полную информацию о товарах и услугах. С одной стороны, это положительный момент, но с другой, изобилие информации делает выбор покупателей достаточно сложным процессом. И даже при соотнесении издержек и выгод выбор потребителей не всегда становится оптимальным [3, с. 71].
Большое значение во взаимодействии предприятий с клиентами отводится послепродажному обслуживанию. Снабжение клиента новой информацией и более совершенными программными продуктами, связанными с товаром, позволяют продлить срок его жизни. Иначе многие товары сегодня быстро устаревают и теряют свою первоначальную ценность. Поэтому в настоящее время повышается значение сетевых моделей [3, с. 72].
В условиях цифровой экономики большие расстояния перестали быть сдерживающим фактором, как для осуществления производственной деятельности предприятий, так и для удовлетворения потребностей покупателей. Сегодня люди, находящиеся в разных точках земного шара, могут оперативно взаимодействовать, имеют доступ к единой информации, возникающей на планете, накапливающейся и хранящейся в сети Интернет. Установление прямых контактов между контрагентами рынка приводит к тому, что теряется необходимость обращения к посредникам. И деятельность многих посреднических организаций уже не так высоко востребована, как была ранее. Масштабно развивается цифровой сервис, связанный с получением услуг в электронном виде, основанный на экономии времени и материальных затрат.
Следует также отметить такую важную особенность цифровой экономики, как высочайшие скорости изменений: новые технологии появляются так стремительно, что становится затруднительным оперативное их отслеживание.
Все вышеотмеченные и проанализированные характеристики цифровой экономики формируют новые условия предпринимательской деятельности, определяющие поиск таких источников обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий, которые бы соответствовали сложившейся сегодня действительности. На рисунке 1 выделен и определен ряд источников конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики [6, с. 27] .
Рис. 1
Разумеется, при управлении конкурентоспособностью предприятий следует учитывать также отраслевые особенности цифровизации.
Автомобильная промышленность является важнейшим сектором экономики государства. Автомобильный транспорт принимает участие практически во всех стадиях производственного процесса предприятий: поставка сырья — перевозка готовой продукции и т.д. Передвижение рабочей силы к местам трудовой деятельности тоже не обходится без транспортных средств [7, с.122]. На небольших расстояниях автомобильный транспорт незаменим. Исправное техническое состояние автомобильного парка повышает эффективность работы организаций, а значит и экономики всей страны в целом. Исследование проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности автомобильных производителей и предприятий, занимающихся сервисным обслуживанием и ремонтом транспортных средств, в условиях цифровой экономики является важным и актуальным направлением.
Современные цифровые технологии уже изменили автомобили и организацию их производства. Сегодня транспортные средства оснащены сложной электроникой. Электронные устройства являются важной составляющей практически всех систем автомобиля, они улучшают его характеристики [8, с.256].А так как технологическое развитие продолжается, то и автомобильная электроника с другими составляющими транспортных средств все более совершенствуется.
По прогнозу международной консалтинговой компании Frost&Sullivan уровень затрат на цифровизацию в мировой автомобильной промышленности в 2020 году увеличится более чем в 2 раза по сравнению с 2015 годом и составит свыше 82 млрд долларов, в 2025 г. значение данного показателя уже 168,8 млрд долларов (рис.2) [9].
Рис. 2. Расходы на цифровизацию в мировой автомобильной промышленности 2015–2025 гг., в млрд долларов [9]
Цифровая трансформация в отрасли автомобилестроения расширяет функциональные возможности транспортных средств. Синхронизация смартфонов и мультимедийной системы автомобиля, камеры заднего вида с активным ассистентом парковки, бесконтактный доступ в багажник, видоизменяемые цифровые панели — все эти функции доступны для массового сегмента автомобилей. В премиальном сегменте дополнительные возможности связаны с наблюдением со смартфона за ситуацией вокруг автомобиля, дистанционной парковкой, беспроводной зарядкой смартфона и прочим. В современных условиях уже возможна организация обмена информацией между автомобилем и другими средствами, сетями и сервисами. Данная концепция получила определение — «подключенного транспортного средства» [10, с. 24].
Усложнение конструкции и принципов работы элементов транспортных средств меняет и их сервисное обслуживание. В настоящее время для ремонта автомобиля недостаточно знаний специалистов в области отдельного узла или агрегата (двигателя и т.д.), необходимо и важно понимать, разбираться в соответствующих электронных системах управления, а также иметь навыки работы с различными компьютерными диагностическими программами [8, с. 256].
Также в рамках анализа автомобильной промышленности в контексте цифровизации необходимо отметить глобальные мегатренды, которые оказывают наибольшее влияние на развитие российского автомобильного рынка и отрасли в целом. Прежде всего — это:
1) электрификация транспорта;
2) повышение автономности транспортных средств (беспилотное управление автомобилем);
3) внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных системах [11].
Электрификация связана с созданием и использованием электромобилей. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в России в середине 2018 года в эксплуатации находилось 2 530 электромобилей [12]. По прогнозу Министерства Энергетики РФ к 2020 году их численность может увеличиться до 200 тыс. штук [13].Электромобили — это не только более экологически чистый транспорт, у них значительно меньше движущихся частей, что позволяет их эксплуатировать без частого обращения в сервисы обслуживания. Для ремонта электромобилей необходимы особые знания и навыки в области инженерии и электрики [14].
Беспилотный транспорт может передвигаться без участия человека, так как оборудован системой автоматического управления.
Важные задачи по внедрению электромобилей, беспилотных транспортных средств и созданию соответствующей инновационной инфраструктуры поставлены на государственном уровне и отражены в документе № 831-р от 28 апреля 2018 года «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» [11].
Из всего отмеченного понятно, что цифровизация меняет автомобильную промышленность. Обслуживание и ремонт транспорта в современных условиях становится менее трудоемким процессом и требует особой технической подготовки персонала предприятий автомобильного сервиса. Поэтому в политике обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, особое внимание должно быть уделено человеческому капиталу.
С одной стороны необходимо совершенствовать знания и умения сотрудников, выполняющих обслуживание и ремонт транспортных средств. При этом для персонала из других подразделений (маркетингового, финансового, управленческого и т.д.) также важно развитие новых способностей и навыков, соответствующих цифровой экономике. Ведь в сложившихся условиях информационная инфраструктура организации выступает важным фактором конкурентоспособности. Предприятия, используя сетевые связи, взаимодействуют с контрагентами (поставщиками, покупателями, государственными органами и т.д.). Трудовая деятельность в организациях во многих аспектах автоматизирована за счет использования цифровых платформ [15]. Вследствие чего от персонала требуется специальная подготовка для работы с различными программными продуктами. Быстрый и эффективный сбор, обработка, анализ и хранение информации позволяют принимать своевременные решения, что обеспечивает конкурентоспособность в современных условиях. Развитие человеческого капитала сотрудников в направлении цифровых технологий и информационных систем, а также широкое применение их в деятельности организации -основа успешного функционирования предприятия на рынке.
Исходя из вышесказанного, вопросы обеспечения информационной безопасности становятся весьма актуальными, в том числе в контексте поддержания и повышения конкурентоспособности предприятий.
Большинство руководителей в сфере услуг автомобильного сервиса осознают угрозы, связанные с несанкционированным доступом к информационным ресурсам [16], что впоследствии может привести к искажению или удалению необходимой для производственной деятельности информации, нарушению ее доступности и полной остановке работы цифровой техники. В такой ситуации обеспечить высокие показатели конкурентоспособности невозможно, а в некоторых случаях предприятие может прекратить свою деятельность.
Цифровая экономика, в рамках которой данные в цифровой форме — основной фактор производства, ставит перед предприятиями задачу по построению эффективной системы обеспечения информационной безопасности. Только при координации деятельности всех структурных подразделений организации возможно решение поставленной задачи и при этом поддержание показателей конкурентоспособности на планируемом уровне.
Все предложенные варианты обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий полностью невозможно реализовать без государственной поддержки. Цифровая экономика предполагает: изменение законодательства под новые формы взаимодействия; минимизацию административных барьеров для активизации технологического прогресса; пересмотр и обновление образовательных программ начального, среднего и высшего образования; стимулирование предприятий и граждан РФ к постоянному цифровому развитию, работе в цифровом пространстве; обеспечение цифрового равенства всех регионов страны[17]. Детальная разработка этих мер, с последующим внедрением их в социально-экономическую сферу на уровне государства позволит организациям обеспечить конкурентоспособность в условиях цифровизации, в том числе и предприятиям сервисного обслуживания автомобилей.
В заключение отметим, что цифровизация экономики оказывает прямое влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур. Организации автомобильной промышленности и сервиса особое внимание должны уделять развитию человеческого капитала сотрудников, чтобы отвечать современным вызовам со стороны новой экосистемы цифровой экономики. Совершенствуется автомобильный транспорт. Цифровые технологии повышают функциональную полезность транспортных средств. Эффективно организованная информационная инфраструктура предприятий с должным уровнем безопасности — важные факторы обеспечения, поддержания и повышения конкурентоспособности. При этом меры государственной политики должны полностью поддерживать развитие цифровой экономики с целью создания благоприятной основы для деятельности организаций.


Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
2. Гордеев В.А., Майорова М.А., Шкиотов С.В., Маркин М.И. Цифровая экономика в зеркале теоретической экономии // Теоретическая экономика. — 2018. — №6 (48). — С. 66–69.
3. Нуреев Р. М. Цифровая экономика: на пороге четвертой промышленной революции? // Теоретическая экономика. — 2018. — №6 (48). С. 70–73.
4. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. — 2017. — № 24. — С. 4087–4102.
5. Макаров А.Н., Макаров Э.А. Информационное предпринимательство: особенности информационного товара и трансформации сетевого эффекта // Региональный экономический журнал. — 2016. — № 1. — С. 5–41.
6. Никулин Р.А. Возможности повышения конкурентоспособности компании в цифровой экономике // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2018. — №8 (166). С. 26–35.
7. Хегай Ю.А. Проблемы автомобильного транспорта в России // Теория и практика общественного развития. — 2014. — №8. — С. 122–125.
8. Шершень В.М., Степанов К.Г.Новые инновационные технологии в автосервисе // Тенденции формирования науки нового времени: сборник статей Т 33 Международной научно-практической конференции 27–28 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч.4 / отв. ред. А.А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ. — 2014. С. 256–259.
9. Frost&Sullivan: К 2025 году объем рынка технологий цифровой трансформации в автомобильной промышленности увеличится до $168,8 млрд — Режим доступа: http://www.nbprice.ru/info/details/22377/ (дата обращения: 21.04.2019).
10. Пасько А.В. Влияние цифровой революции на трансформацию мирового автомобилестроения // E-Management. — 2018. — №1. С. 19–25URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovoy-revolyutsii-na-transformatsiyu-mirovogo-avtomobilestroeniya (дата обращения: 01.04.2019).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. №831-р об утверждении стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf
12. Парк электромобилей в России на 1 июля 2018 года. — Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/35747/ (дата обращения: 17.04.2019).
13. К 2020 году парк электромобилей в России может достичь 200 тысяч машин. — Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/28163/ (дата обращения: 17.04.2019).
14. Каким отраслям несут угрозу новые технологии.– Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/12/29/671732-otraslyam-ugrozu-novie-tehnologii (дата обращения: 04.04.2019).
15. Шитова Н.В., Щинова Р.А. Управление конкурентоспособностью сельскохозяйственных организаций в условиях перехода к цифровой экономике // Актуальные вопросы современной науки /Сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции (23мая 2018г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2/ — Уфа: Изд. Дендра. — 2018. — С. 143–148.
16.Злыгостев Д.Д., Зарипова Р.С. Информационная безопасность как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятий // Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29–30 ноября 2017 года), Кемерово[Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева»; редкол.: Д.М. Дубинкин (отв. ред.) [и др.]. –Кемерово. — 2017. — С. 23–25.
17.Махалин В.Н., Махалина О.М. Роль государства и бизнеса в проведении цифровой трансформации в России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 135–144.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия