Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Суслов Ю. Е.
доцент Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Качество жизни в системе ноосферы - это гармоничное сочетание жизни человека, созданных им социально-экономических систем (СЭС) всех типов и уровней и человечества в целом, при доминирующем развитии науки, образования и культуры, использовании достижений социального, экономического и технологического прогресса, которые в совокупности могут обеспечить продолжение жизни человечества и жизни на Земле. О необходимости ноосферного подхода к изменению вектора развития человеческого общества свидетельствуют многие проблемы, имеющие глобальный характер. Речь идет о катастрофическом загрязнении окружающей среды, проблемах обеспечения общества необходимыми вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами, регулирования роста населения, ликвидации нищеты и голода, обеспечения мира между народами и недопущения войн, сохранения культурного наследия, нравственности, образования. Именно в этом контексте следует рассматривать предлагаемую концепцию управления рациональностью социально-экономических систем.
В наиболее развитых странах, определяющих вектор развития современного человечества, технико-экономическая компонента не только доминирует, но и подавляет культурно-этическую составляющую. Рассудочное "экономикократическое" развитие человечества находится в противоречии с разумным отношением к природе, космосу и человеческой жизни [2]. Необходимостью становится переход от техногенной - к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы не капитал, а человек. Актуальной задачей становится разработка "Стратегии человечества", согласованной с Природой [6]. Стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими избранными народами, это дело человеческого сообщества в целом. Стратегия человечества означает объединение людей, наций, религий и культур. Но человеческое сообщество далеко от взаимного содействия и разъединено по многим признакам. Основной водораздел происходит по линии "богатые-нищие", по принадлежности к "золотому миллиарду" и к остальной части населения планеты, а также по расовым, этническим, национальным и религиозным признакам.
Причина нерациональности большинства СЭС заключается в перенесении рассудочного критерия рациональности экономической деятельности человечества в сферы социальной и политической деятельности человека (под политикой в данном случае понимается существующая форма управления развитием человечества, в самом широком смысле). Это вносит существенные искажения в социальное развитие человека. Поэтому существующие социальные системы не достигают максимально возможного эффекта. Отсюда необходимость научиться по-новому управлять разными типами рациональности (и рассудочной, и разумной) - и на уровне человека, и на уровне домохозяйства, и на уровне предприятий (коммерческих и некоммерческих), и на уровне структурных единиц государственного управления, и на уровне государств, и на уровне Человечества в целом. Основные проблемы управления социально-экономическими системами различных типов и уровней заключаются в отсутствии критериев рациональности СЭС, в отсутствии возможностей оценки результатов управления ими, в отсутствии теоретических и методологических разработок в области управления рациональностью СЭС. Поэтому вопрос об управлении рациональностью социально-экономических систем является корневым в решении многочисленных проблем современного человечества: социальных, экономических, политических, демографических, экологических, определяющих качество жизни человека и каждого типа СЭС.
Ключевой характеристикой словосочетания "социально-экономическая система" является понятие "система", именно оно задает направление развития социально-экономическим образованиям (СЭО) всех видов и уровней.
СЭС представляют собой особый класс (открытых неравновесных самоорганизующихся) кибернетических систем, близких по своим основным свойствам к живым организмам. Можно предположить, что суть понятия "система" применительно к социально-экономическим образованиям может быть выведена из анализа процессов существования живых организмов. Появление "системных" принципов в мышлении обусловлено развитием человеческого организма и сознания, становлением все более совершенных адаптивных свойств, основанных на принципах развития и закрепления приспособительных реакций. В работе академика П.К. Анохина системой предлагается называть "...комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата" [1, с. 33]. Это определение дано применительно к функциональной системе, интегрирующей нейрофизиологические процессы головного мозга в реализации некоторого результата поведенческого акта. Главная особенность данного определения заключается в различении понятий "взаимодействие" и "взаимосодействие" компонентов системы. Процесс взаимосодействия есть процесс взаимодействия в условиях специального и целенаправленного ограничения степеней свободы компонентов. В функциональной системе П.К. Анохина нейроны при определенных условиях теряют часть своих степеней свободы и становятся в определенные и конкретные отношения друг к другу, направляя тем самым свои функциональные возможности в какую-то одну определенную "точку" к определенному результату. П.К. Анохин убедительно связал понятие "система" с понятием "результат", который выступает системообразующим фактором. Данное определение системы ограничивает понятие "система" классом "живых" систем, к которым можно отнести и социально-экономические системы.
Выявление и раскрытие причин образования СЭС является определяющим в подходе к социально-экономическим явлениям. Познавательно-практическая деятельность человека на рациональном этапе познания разделила природу на субъект и объект, радикально изменила характер познания и положила начало разделению труда и дифференциации практических видов деятельности человека. Переход к применению орудий труда заложил основы экономической деятельности. Невозможность индивидуального выживания породила человеческие общности различного типа, социальные отношения и заложила основы социальной деятельности. Развитие кооперации труда и необходимость взаимодействия в социально-экономической общности заложило основы управленческой деятельности. В данном подходе основной причиной формирования СЭС является познавательно-практическая потребность человека, направленная на приспособление (или адаптацию) к меняющимся условиям внешней среды, в конечном счете к выживанию человеческого сообщества в длительной перспективе. Следовательно, именно познавательно-практическая деятельность человека явилась причиной специфических человеческих образований - систем социально-экономического типа.
При анализе видов познавательно-практической деятельности [10] установлены:
1. Экономическая деятельность (как теория, так и практика) построена на рассудочной рациональности. Практически все существующие производственные процессы и их эффективность описываются абстрактными понятиями в денежном выражении. Благодаря этому все многообразие экономических процессов, потребляемых ресурсов и производимой продукции удалось свести к ряду экономических понятий (затраты, доходы, прибыль, капитал) и упростить процессы управления ими. Экономическая рациональность в целом упрощает характер и процесс познания. Поэтому экономическая познавательно-практическая деятельность человека именно на рассудочной стадии рационального познания Природы достигла внушительных результатов в ХХ в. Развитие экономики связывается с механическим ростом объема экономических потребностей человечества, и современные тенденции показывают, что чем активнее рассудочное экономическое мышление вторгается в социальный мир человека, тем беднее становится его содержание.
2. Социальная деятельность (как теория, так и практика), в силу своей направленности на изучение потенциальных возможностей человека, строится на разумной рациональности. Эта стадия мышления доминирует на пути познания от абстрактного к конкретному, т. е. является конкретным синтетическим мышлением. Развитие потенциала человечества базируется на росте многообразия (разнообразия) человеческого рода, а основное человеческое качество проявляется в стремлении к реализации человеческих потенциальных возможностей, полной их осуществленности и завершенности (к энтелехии - по Аристотелю). Социальная рациональность рефлексивна, она предполагает выделение субъекта из остальной природы и осознание себя как природного существа, не только отличного от остальной природы, но и единого с ней. Идеалом социальной деятельности является развитие человека и человечества.
3. Управленческая деятельность в рамках совокупной познавательно-практической деятельности исследует потенциальные возможности организации социально-экономических образований для оптимального использования потенциальных возможностей как природы, так и человека. Поскольку познавательно-практические направления экономической и социальной деятельности имеют разнонаправленный вектор развития (одно усложняет процесс познания, другое упрощает) и в некотором смысле антагонистичны, постольку управленческая деятельность призвана уравновесить крайние тенденции экономической и социальной деятельности в общем динамическом гомеостазе развития социально-экономических образований. В таком случае мы можем говорить о необходимости управления рациональностью социально-экономических систем (или образований).
Человеческое общество в целом, равно как и его разные типы, виды и т. д. могут обладать необходимым системным качеством, а могут и не обладать им - т. е. могут быть социально-экономической системой, а могут и не быть. Понятие "система" применяется для обозначения не самого объективно существующего материального образования, а некоторого его качества или его состояния среди других возможных состояний. Процесс "взаимосодействия" людей в конкретной социально-экономической системе можно сравнить с поведением нейронов "функциональной системы" П.К. Анохина. В социально-экономической системе люди при определенных условиях теряют часть своей свободы и становятся в определенные конкретные отношения друг к другу, направляя тем самым свою энергию и возможности в какую-то одну определенную "точку" - к определенному будущему результату.
Если социальная система, или социум (лат. socium - общее, совместное), - это человеческая общность определенного типа [7, с. 571], то социально-экономическая система - понятие, связанное с экономическими и социальными отношениями людей, основанными на правилах и законах общего обиталища. Экология и экономика имеют один общий корень - "эко" (oikos - обиталище). Немецкий ученый Геккель в 1866 г. ввел термин "экология" для исследования взаимодействия общества и природы. Экология (oicos+logos - учение) - наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Экономика (oicos+nomos - правило, закон) - искусство управления домашним хозяйством, наука о ведении хозяйства [7, с. 702]. Понятие "обиталище" (oikos) рассматривается в самом широком смысле - от жилища, занимаемого человеком, семьей (или домохозяйством), до космоса - обиталища человечества в целом.
Социально-экономическая система - особое состояние определенного и конкретного функционирования данного человеческого образования, которое дает новое синергетическое качество целого (качества жизни данного СЭС) как итог взаимосодействия элементов данной общности - конкретных людей. Основным содержанием управления является превращение социально-экономического образования в социально-экономическую систему, познание качества, которое отличает СЭС от СЭО, установление и реализация принципов и законов общего социального и природного пространства человеческого сообщества.
Таким образом, структурообразующим фактором появления нового системного качества СЭО, как единого социального организма, является управление. Для выделения специфического определения, характеризующего указанное системное качество СЭС (в отличие от СЭО), нами введено понятие "рациональность социально-экономической системы", которое обозначили как "РСЭС". Рациональность социально-экономической системы представляет собой сложное мультиатрибутивное качество социально-экономической системы, выражающее синергетический эффект двух видов познавательно-практической деятельности (экономической и социальной), двух типов рациональности (рассудочной и разумной) и двух видов эффектов (экономического и социального), ведущий к удовлетворению возможных человеческих потребностей на данном уровне познания.
Таким образом, рациональность социально-экономической системы отражает уровень "взаимосодействия" людей, порождающий "способность" СЭС генерировать "человеческую" и "экономическую" энергию вследствие внутренних отношений для развития человека и человечества по правилам общего социального и природного пространства.
Всесторонний анализ категории "качество" в рамках квалитологии - науки о качестве систем и процессов дан в работах А.И. Субетто [8, 9]. В них рациональность СЭС рассматривается как динамическая категория, динамическое единство свойств СЭС. Характеристиками динамического аспекта являются понятия проектной и фактической рациональности СЭС, потенциальной и реальной рациональности СЭС. Динамичность рациональности СЭС означает и динамичность его отдельных свойств, проявляющуюся в развитии свойств, в измерении их интенсивности во времени. Рациональность СЭС рассматривается как иерархически организованная совокупность единичных свойств ее частей, то есть РСЭС является многоуровневой системой. Единичная рациональность соотносится только с главным, доминирующим свойством, интегральная рациональность - с совокупностью как социальных, так и экономических, и управленческих свойств. Характеристиками иерархического аспекта являются понятия "рациональности 0-го уровня", "рациональности i-гo структурного уровня", отражающие глубину декомпозиции рациональности СЭС. С иерархическим тесно связан структурный аспект рациональности СЭС. Различаются два направления раскрытия структурности рациональности: функциональное, связанное с декомпозицией рациональности по свойствам, и субстратное, отражающее декомпозицию качества по субстратным носителям рациональности - компонентам и элементам СЭС или процессам СЭС. Для рациональности процессов СЭС существует также операциональная структурность, т. е. совокупность качеств операций, подпроцессов, действий.
Рациональность СЭС - это аксиологическая категория, ибо рациональность создаваемых человеком СЭС и процессов (РСЭС), в отличие от качества других явлений природы, обладает ценностью, или обусловливает ценность соответствующих объектов и процессов, на которые направлена человеческая деятельность (в экономической, социальной и управленческой сферах). То есть рациональность СЭС и ее процессов должны удовлетворять аксиологическим критериям: а) пригодности - для ожидаемых результатов и б) приспособленности - для осуществления экономических, социальных и управленческих процессов деятельности. В свою очередь, описание аксиологических критериев рациональности СЭС связано с понятиями границы, ограничений, оптимума. Границы отражают требования, предъявляемые к рациональности СЭС со стороны экологической, экономической и социальной среды.
Рациональность СЭС как разновидность качества должна рассматриваться во взаимосвязи с количеством. Единство рациональности СЭС и количества составляющих ее элементов - источник принципиальной измеримости РСЭС, проявляющегося в качестве человеческой жизни. "Если количество и качество образуют неразделимое единство, то отсюда следует, что каждое качество должно иметь свои количественные характеристики" [8, с. 27].
РСЭС выступает как единство внутренней (имманентно присущей структурой СЭС) и внешней (природной, экономической и социальной) обусловленности.
Внутренняя обусловленность рациональности СЭС формирует ее потенциальный характер как потенциальное качество - РСЭСП. В потенциальной рациональности СЭС (РСЭСП) отражается ее способность к определенным взаимодействиям с внешней средой. Внешняя обусловленность рациональности СЭС формирует его реальную характеристику, обозначаемую как РСЭСР. Мера, построенная на множествах пар потенциальной (РСЭСП) и реальной рациональности СЭС (РСЭСР), есть мера реализации РСЭС применительно к конкретным условиям внешней среды.
Рациональность СЭС есть мера эффективности, которая в свою очередь является мерой качества, отражающей меру "взаимосодействия" людей, определяемую законами и правилами общего социального и природного пространства, меру "взаимосодействия" людей, порождающую "способность" СЭС генерировать "человеческую энергию" вследствие внутренних отношений и преобразований для определенных и конкретных результатов для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
Рациональность СЭС как производное эффективности управления СЭС увязывает разум с рассудком, экологический гомеостаз с экономическим и качество жизни в единую тройственную целостность. Управленческая эффективность есть рациональность СЭС на основе этой триединой парадигмы.
Качество социально-экономического образования (т. е. синергетический эффект взаимосодействия людей) является эффектом управления СЭО, а процесс превращения СЭО в СЭС является процессом управления на основе известных на данный момент закономерностей и принципов, добытых познавательно-практической деятельностью. Процесс управления СЭС есть процесс управления рациональностью СЭС, результаты процесса управления СЭС - это качество жизни СЭС различного типа и уровня (совокупности определенных свойств для каждого типа СЭС). Таким образом, познавательно-практическая деятельность человека, реализуемая в управленческой деятельности (при условии, что социально-экономические образования являются системами), преобразуется в качество человеческой жизни.
На основании вышеизложенного можно сформулировать основные положения, которые составляют ядро предлагаемой концепции управления рациональностью социально-экономических систем.
1. Существуют определенные объективные предпосылки разумной рациональности социального мира, которые детерминируют развитие данной сферы знаний. Эти предпосылки могут быть названы метафизическими основаниями. В них скрыты самые важные ценности существования, которые помогают понять назначение человека, его суть и потенциальные возможности. Без этих предпосылок невозможно проанализировать смысл социально-экономической жизни, скрытый в глубинных пластах истории и культуры, который пока не осознается.
2. Познавательно-практическая деятельность является причиной и основным фактором появления социально-экономических систем и развития человеческой цивилизации, а СЭС являются инструментами познания человеком себя и окружающей среды. "Усилитель" интеллекта (впервые выдвинутый как реальная задача в работах У. Эшби) представляется в данном случае следующим образом: на основе разных типов и уровней СЭС человек построил между собой и природой целую цепь из звеньев, в которой каждое последующее звено должно являться усилителем разума более мощным, чем предыдущее.
3. Всю совокупность познавательно-практической деятельности человека можно разделить на три относительно самостоятельные сферы (области): экономическую, социальную и управленческую. Каждый из указанных видов человеческой деятельности развивается на основе своей специфической энергии существования и реализует свой специфический синергетический эффект на основе своего специфического критерия рациональности. Существуют объективные предпосылки рациональности каждого вида деятельности человека, которые детерминируют развитие данной деятельности и сферы знаний. Все существующие социально-экономические явления и разнообразие явлений социального мира возникают в результате взаимодействия трех сил (трех видов энергий и трех видов эффектов) - экономической, социальной и управленческой. Эти силы, изменяя свое место, действуют то в активной, то в пассивной роли, то в роли нейтрализующей силы и образуют необходимое разнообразие социального мира.
4. Управление является системообразующим фактором преобразования СЭО в СЭС. Управление - функция СЭС, обеспечивающая динамический гомеостаз (адаптивность СЭС) в условиях изменчивой среды и поддержание параметров, отражающих основное качество СЭС - оптимальное соотношение качества жизни живущих людей, экономических возможностей СЭС и возможностей реализации потенциальных возможностей людей, стремящихся к энтелехии.
5. В социально-экономических системах различного вида и уровня соблюдается принцип рекурсивности, означающий возможность применения принципов управления человеческим организмом (со стороны мозга и нервной системы). Человек является творцом социального мира (или ноосферного пространства), и все разнообразие социально-экономических систем является инструментом человеческого саморазвития. Исходя из этого мозг и нервная система человека являются образцом и аналогом для организации управления социально-экономических систем любого вида, типа и уровня.


Литература
1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. N 1. С. 19-54.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Изд. четвертое, перераб. и доп. М.: Логос, 2002.
4. Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995.
5. Коллин Р. Теория небесных влияний. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.
6. Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы. М., 1993.
7. Словарь иностранных слов. СПб.: Русский язык, 1994.
8. Субетто А.И., Чернова Ю.К., Горшенина М.В. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов. СПб.: Астерион, 2004.
9. Субетто А.И. Квалиметрия. СПб.: Астерион, 2002.
10. Суслов Ю.Е. Диалектические предпосылки и теоретические основания рациональности социально-экономических систем. СПб.: СПбГИПТ, 2005.
11. Успенский П.Д. Новая модель вселенной / Пер. с англ. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия