Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Сысоева Е. А.
зав. кафедрой статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва» (г. Саранск),
доктор экономических наук


Циркулярная экономика в контексте устойчивого развития
В современном мире происходит обострение экологических проблем, во многом обусловленных загрязнением природной среды промышленными и бытовыми отходами. Мировое сообщество разрабатывает и предпринимает активные меры, направленные на решение указанных проблем. Для реализации задач в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды большое значение имеет переход к циркулярной экономике — экономике замкнутого цикла, базирующейся на идеологии минимального потребления любых внешних ресурсов и максимального использования и регенерации внутренних
Ключевые слова: циркулярная экономика, экономика замкнутого цикла, зеленая экономика, устойчивое развитие, природные ресурсы, окружающая среда, отходы, рециркулируемые материалы, переработка сырья, ресурсосбережение
УДК 330.1; ББК У01   Стр: 199 - 204

Развитие мировой экономики, расширение хозяйственной деятельности и рост населения ведут к увеличению спроса и потребления природных ресурсов, использование которых оказывает значительное влияние на окружающую среду.
Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года принята Декларация «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development), в которой определены цели в области устойчивого развития [1]. Декларация включает 17 глобальных целей и связанных с ними задач в области устойчивого развития, которые должны обеспечивать сбалансированность трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического и быть достигнуты и решены странами мира до 2030 года. Такие цели в области устойчивого развития, как ликвидация нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия носят всеобщий характер. Цель «Обеспечение рациональных моделей потребления и производства» (12-я в списке целей в области устойчивого развития) предполагает «делать больше и лучше меньшими средствами» посредством использования рациональных моделей производства и потребления; рационального освоения и эффективного использования природных ресурсов; рационального использования химических веществ; существенного уменьшения отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, их сокращению, переработке и повторному использованию [2].
В современном мировом пространстве сложилась линейная модель использования природных ресурсов «взять — использовать — выбросить», основанная на предположении о том, что данные ресурсы имеются в изобилии, доступны, легки в использовании и дешевые. В последние годы в мире заметно возрос спрос на ограниченные и дефицитные природные ресурсы, что привело к развитию конкуренции между собственниками данных ресурсов.
Решение вопросов эффективного использования природных ресурсов, позволяющих извлечь при их использовании экономическую и экологическую выгоды, является важной составляющей формируемого в настоящее время видения перспектив устойчивого развития мировой экономики. Для реализации задач в области ресурсосбережения в целях эффективного использования ресурсов большое значение имеет переход к циркулярной экономике.
Принцип экономики замкнутого цикла — внедрение идеологии минимального потребления любых внешних ресурсов и максимального использования и регенерации внутренних — лежит в основе экономической модели, называемой «циркулярная экономика». Циркулярная экономика — это экономика, в основе которой, в отличие от линейной модели, лежит принцип возобновления ресурсов, а именно переработка вторичного сырья и переход от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии, направленная на увеличение жизненного цикла продукта и высокую степень его дальнейшего повторного применения, в том числе, путем восстановления и переработки (рис.1) [2]. Все фазы циркулярной экономики взаимосвязаны, так как материалы могут быть использованы каскадным образом. При этом главная цель состоит в том, чтобы минимизировать ресурсы, выходящие из круга с тем, чтобы система функционировала оптимальным образом. В рамках круговой системы экономии продукт, при достижении конца своего срока службы, может продуктивно использоваться снова и снова, в результате создается дополнительная ценность продукта.
Рис. 1. Схема циркулярной экономики [2]

В Международной организации по стандартизации (ИСО) создан новый технический комитет — ИСО/ТК 323 «Циркулярная экономика», который будет разрабатывать основополагающие стандарты, требования, принципы, руководящие указания по реализации проектов циркулярной экономики и соответствующий инструментарий (терминологический словарь, показатели функционирования, модель оценки зрелости).
В зависимости от уровня экономического развития, страны мирового сообщества имеют свои национальные особенности перехода к циркулярной экономике. Представляет несомненный интерес рассмотрение практического опыта ряда развитых стран по переходу к экономике замкнутого цикла.

Циркулярная экономика: опыт Европейского Союза и отдельных стран мира
На сегодняшний день наиболее значимые результаты в области перехода к циркулярной экономике демонстрируют страны Европейского Союза (ЕС).
Европейская платформа ресурсоэффективности, объединяющая страны ЕС, призвана обеспечить переход к циркулярной экономике, которая основывается на повторном использовании и высококачественной переработке первичного сырья.
В качестве основного законодательного документа об обращении с отходами в 2008 году в ЕС была принята рамочная Директива 2008/98/ЕС [3], в соответствии с которой государства-члены ЕС внедрили внутригосударственные законодательные акты об управлении отходами. В то же время анализ реализации данных актов показал, что в указанный период в ЕС отсутствовало полное внедрение циркулярной экономики, так как главной задачей экономик стран ЕС на тот момент была переработка отходов с целью сокращения объема свалок в конечных местах захоронения.
Последовательно проводя политику в области ресурсосбережения, Европейская комиссия в 2015 году представила новый план действий по развитию в ЕС циркулярной экономики, а также законодательные предложения, вносящие поправки в директивы ЕС 2008/98/EC об отходах [3], 1999/31/EC по полигонам захоронения отходов [4], 94/62/EC об упаковке и отходах от упаковки [5], 2000/53/EC о транспортных средствах с выработанным сроком эксплуатации [6], 2006/66/EC о батареях и аккумуляторах и об отходах батарей и аккумуляторов [7], WEEE 2012/19/EU об отходах электрического и электронного оборудования [8].
В целях повышения экономических, социальных и экологических выгод, получаемых в результате более эффективного управления отходами, комиссия ЕС предлагает [9]:
– увеличить повторное использование и переработку коммунальных отходов до 70% к 2030 году;
– увеличить переработку упаковочных отходов до 80% к 2030 году, с промежуточными целевыми показателями 60% к 2020 году и 70% к 2025 году;
– запретить захоронение перерабатываемых пластмасс, металлов, стекла, бумаги и картона, биоразлагаемых отходов к 2025 году, а государства-члены ЕС должны стремиться практически ликвидировать свалки к 2030 году;
– содействовать дальнейшему развитию рынков высококачественного вторичного сырья.
Для решения проблем с конкретными отходами, связанными со значительной потерей ресурсов или воздействием на окружающую среду, в ЕС применяются индивидуальные подходы.
1) Морской мусор: морской мусор загрязняет пляжи, наносит вред морской флоре и фауне, создает проблему отходов, очистка которых обходится дорого. Полное осуществление мер, предусмотренных в пакете законодательства ЕС по отходам, может обеспечить сокращение морского мусора на 13% к 2020 году и 27% к 2030 году.
2) Отходы строительства и сноса: рынки рециркулируемых материалов имеют важное значение для увеличения темпов рециркуляции строительных отходов и отходов сноса. В основу оценки экологических показателей зданий, как указано в сообщении комиссии ЕС о возможностях повышения эффективности использования ресурсов в строительном секторе, будут включены проекты, направленные на улучшение управления отходами строительства и сноса зданий, на повышение степени рециркулируемости и содержания рециркулируемых материалов в строительных материалах.
3) Пищевые отходы: подсчитано, что до 30% производимого продовольствия в мире теряется или выбрасывается. Комиссия ЕС предлагает государствам-членам ЕС разработать национальные стратегии профилактики пищевых отходов и стремиться к тому, чтобы пищевые отходы в производстве, розничной торговле, сферах услуг питания и домашних хозяйствах снизились, как минимум, на 30% к 2025 году.
4) Опасные отходы: надлежащее обращение с опасными отходами представляет собой особую проблему, поскольку часть этого потока отходов не содержит данных о фактическом пути их обработки. В качестве первого шага в ЕС усилен учет и прослеживаемость за счет создания реестров опасных отходов и выявления потенциала и узких мест в системах управления опасными отходами государств-членов ЕС.
5) Отходы пластмасс: производство пластмасс в ЕС, как ожидается, будет увеличиваться на 5% ежегодно. В то же время только 24% пластиковых отходов перерабатывается, а остальное сжигается. Важной инициативой по улучшению управления пластиковыми отходами является введение ограничения государствами-членами ЕС использования пластиковых пакетов, постепенное увеличение рециркуляции и отказа от захоронения таких отходов. Предполагается, что к 2030 году вся пластиковая упаковка должна стать перерабатываемой.
6) Переработка важнейших сырьевых материалов: критические сырьевые материалы заслуживают особого внимания, поскольку многие из них имеют низкую взаимозаменяемость и низкие показатели рециркуляции. Комиссия ЕС способствует эффективному использованию и переработке критического сырья в рамках сырьевой инициативы и Европейского инновационного партнерства по сырьевым материалам.
7) Незаконные перевозки отходов: комиссия ЕС активизировала деятельность по обеспечению соблюдения соответствующего законодательства ЕС, в частности Регламента ЕС 1013/2006 о транспортировке отходов [10] с внесенными поправками, в целях усиления контроля над перевозкой отходов.
8) Переработка фосфора: фосфор является жизненно важным ресурсом для производства продуктов питания, но он имеет значительные риски безопасности поставок и его текущее использование включает в себя отходы и потери на каждом этапе его жизненного цикла. Комиссия ЕС разрабатывает законодательные акты для дальнейших действий по устойчивому использованию фосфора [9].
С целью обмена передовым опытом, стратегиями и знаниями по ускорению перехода к циркулярной экономике в 2017 году Европейская комиссия и Европейский экономический и социальный комитет создали глобальную платформу, объединяющую корпорации, правительства и исследовательские организации различных регионов мира.
Инициативы отдельных стран в области развития циркулярной экономики представлены в табл. 1.

Таблица 1
Национальные меры отдельных стран по развитию циркулярной экономики
СтранаИнициативы в области перехода и развития циркулярной экономики
Китайская Народная Республика1. Закон о поощрении действия циркулярной экономики (2009 г.), в соответствии с которым все отрасли промышленности должны внедрять такие системы управления, которые способствовали бы сокращению использования ресурсов и образованию отходов, улучшению восстановления ресурсов и рециркуляции.
2. План действий по стратегии развития циркулярной экономики Китая (2013 г.), цель которого — решение проблем промышленного и социального секторов и создание инновационной индустриальной технологической системы, которая сможет эффективно повторно использовать и перерабатывать материалы.
3. Ассоциация циркулярной экономики (China Association of Circular Economy) (2013 г.) осуществляет государственную политику сохранения ресурсов, охраны окружающей среды и реализует закон о продвижении циркулярной экономики.
4. Концепция «зеленое золото» является переходом к новой эпохе экоцивилизации (развитие промышленности, основанной на новых технологиях, модернизация сельского хозяйства, формирование циркулярной экономики) и строительству «Красивого Китая», служит ключом к реализации проекта «Китайской мечты» для омоложения нации.
5. 12-й пятилетний план социально-экономического развития КНР (2011–2015 гг.), за который реализовано 10 важнейших инициатив по рециркуляции промышленных отходов и преобразованию индустриальных парков, создана тысяча промышленных парков.
6. 13-м пятилетним планом социально-экономического развития КНР (2016–2020 гг.) определено пять областей, являющихся ключевыми для снижения воздействия промышленности страны на окружающую среду и более эффективного использования стратегических ресурсов. Их устойчивое развитие будет способствовать дальнейшему формированию циркулярной экономики в стране.
Япония1. Закон об управлении отходами и санитарно-гигиенической очистке общественных мест (1970 г.).
2. Закон о рециклировании тары и упаковки (1997 г.). С 2007 года вступила в силу поправка к закону, согласно которой розничные продавцы обязаны ежегодно представлять в правительство отчет о том, что ими было сделано для сокращения количества пакетов.
3. Концепция в области обращения с ресурсами и управления отходами на основе принципа «3R» — reduce, reuse, recycle (сокращение количества образующихся отходов, повторное их использование и рециклирование сырья). Этим требованиям должен отвечать весь жизненный цикл продуктов и услуг: стадии проектирования, добычи сырья, транспортировки, производства, использования, демонтажа оборудования, повторного использования продукта и его уничтожения.
4. Закон об обществе с устойчивым материальным циклом (2000 г.), для реализации которого было построено около двух тысяч специализированных предприятий, осуществляющих демонтаж такой продукции как старые велосипеды, мебель, бытовая техника. В состав этих предприятий входили цеха по рециклированию, цветочные теплицы, отапливание которых осуществлялось энергией, получаемой при сжигании отходов.
5. Закон о рециклировании бытовых электроприборов (2001 г.), который распространялся на холодильники, кондиционеры, телевизоры, стиральные машины. Согласно этому закону розничные продавцы и муниципалитеты обязаны были собирать и перевозить вышедшие из употребления приборы на заводы по рециклированию.
6. Утилизация «е-отходов» — элементов, входящих в состав компьютерной техники — с 2003 года осуществляется производителями и потребителями, которые обязаны заплатить за утилизацию ненужного им компьютера.
7. Закон о рециклировании автомобилей (2005 г.), в соответствии с которым плата за утилизацию фреона в кондиционерах и эксплуатационных жидкостей возложена на собственников легковых автомобилей. Ответственность за утилизацию всех остальных частей автомобиля законом возложена на производителей и импортеров.
8. План создания общества с устойчивым ресурсным циклом (2003 г.), в котором были поставлены три цели:
– увеличить производительность ресурсов, т.е. соотношение валовой стоимости продукции и количества непосредственно вовлекаемых в оборот материалов, до 390 тыс. иен на 1 т;
– увеличить степень циклического использования материалов, т.е. соотношение общего количества повторно использованных и рециклированных материалов и общего количества непосредственно вовлекаемых в оборот материалов, примерно до 14%;
– сократить количество закапываемых отходов до 28 млн т.
9. Второй план создания общества с устойчивым ресурсным циклом (2008 г.), в котором указывались более высокие количественные показатели, предусматривался выбор и предпочтение таким товарам, у которых был более длительный срок использования.
10. Третий план создания общества с устойчивым ресурсным циклом (2013 г.), особенностью которого является введение нового термина — «дзюнкансигэн», или «ресурсы устойчивого материального цикла», т.е. все ресурсы, которые любым способом могут быть получены из отходов.
11. Рециклирование в домохозяйствах. Мусор каждого сорта, который вывозится специальными машинами, выставляется для сбора в определенные дни, по расписанию, существующему в любом муниципалитете. Горючий мусор (собранные вместе кухонные и бумажные отходы) вывозятся дважды в неделю. Наиболее опасные отходы выбрасывают в специальные контейнеры, установленные возле магазинов бытовой техники или в других, строго определенных местах.
СШАПрограмма Circular Economy 100 (CE100) направлена на поддержку перехода от современной линейной промышленной модели производства и потребления к экономике с многооборотным использованием продукции.
Республика КореяДля преобразования линейной экономики в циркулярную созданы системы:
– целевая система управления (TMS), результатом которой должно стать сокращение выбросов парниковых газов;
– программа повышения эффективности использования ресурсов (REP);
– программа восстановления энергии (ERP);
– программа переработки отходов (RTP);
– система торговли выбросами/эмиссиями (ETS), ориентированная на достижение целевого показателя выбросов парниковых газов экономически эффективным способом.
Государства ЕАЭСРеспублика Беларусь
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (2015 г.), в которой предусмотрены:
– переход к качественному сбалансированному росту экономики путем ее структурно-институциональной трансформации с учетом реализации принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения (2016–2020 гг.);
– переход к стабильной устойчивости развития и достижение высокого качества человеческого потенциала на основе дальнейшего становления «зеленой» экономики, ускоренного совершенствования высокотехнологичных производств (2021–2030 гг.).
Республика Казахстан
Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике (2013 г.), в рамках которой проводится работа по:
– оптимизации использования ресурсов и повышению эффективности природоохранной деятельности, по созданию «зеленой» инфраструктуры (2013–2020 гг.);
– преобразованию национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрению и стимулированию развития и широкого внедрения технологий возобновляемой энергетики, по строительству сооружений на базе стандартов энергоэффективности (2020–2030 гг.);
– переходу национальной экономики на принципы третьей промышленной революции, требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости (2030–2050 гг.).
Киргизская Республика
Ведется работа по принятию концепции «Навстречу «зеленой» экономике Кыргызстана», направленной на развитие «зеленых» областей: транспорт, энергетика, энергосбережение, сельское хозяйство, промышленность, переработка отходов и др.
Источник: составлено автором по [2, 11, 12]

Циркулярная экономика в Российской Федерации
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (Стратегия экологической безопасности РФ) утверждена Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176 [13]. Стратегия содержит подробное описание экологической ситуации в стране, приводятся статистические показатели по отходам, качеству воды, воздуха и почвы, дается четкая оценка существования реальной угрозы экологической безопасности России. В документе указывается, что в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности в стране накоплено свыше 30 млрд т отходов производства и потребления. Ежегодно образуется примерно 4 млрд т отходов производства и потребления, из которых 55–60 млн т составляют твердые коммунальные отходы. Растет количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. В настоящее время в России действует более 80 мусороперерабатывающих заводов, однако загруженность их составляет всего 30–40% из-за отсутствия сырья. До 2024 года в стране планируется построить 200 перерабатывающих заводов, при этом необходима организация раздельного сбора мусора, который будет являться сырьем для этих заводов.
Стратегией экологической безопасности РФ ставятся задачи, в числе которых: эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления; развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения таких отходов; стимулирование внедрения наилучших доступных технологий и ряд других задач.
Исследования показывают, что действующее законодательство Российской Федерации, в основном, направлено только на размещение, а именно на хранение и захоронение отходов или содержит общие положения по их утилизации и переработке. В то же время, следует отметить, что в Федеральном законе РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ФЗ № 89) [14] обозначены этапы модели экономики замкнутого цикла. Так, утилизация отходов определяется как использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со статьей 12 ФЗ № 89 распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается [15]. Согласно утвержденному перечню, к примеру, с 1 января 2018 года запрещается захоронение лома и отходов меди, бронзы, латуни, чугунных изделий, с 1 января 2019 года — использованных книг, журналов и газет, шин, отходов картона, полиэтиленовой и полипропиленовой тары, а с 1 января 2021 года — электронных плат, принтеров, мониторов, телефонов, аккумуляторных батарей.
К другим законам, действующим в Российской Федерации по охране окружающей среды и установлению санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления, следует отнести Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [16] и Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения» [17].
Документом стратегического планирования перехода к циркулярной экономике является распоряжение Правитель­ства Российской Федерации от 25 января 2018 года № 84-р об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (Стратегия по отходам) [18], целью которой является создание отечественной промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, обеспечивающей максимально возможный возврат отходов в производство и снижение количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, с применением мирового принципа 3R.
Согласно Стратегии по отходам развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов возможно в двух вариантах: консервативном и инновационном. Инновационный вариант предусматривает комплексное сбалансированное эффективное развитие данной отрасли промышленности с возвратом вторичного сырья в хозяйственный оборот, с созданием условий для инновационного развития отрасли. Указанный вариант предполагает внедрение ресурсосберегающих технологий, отечественного высокотехнологичного оборудования, техники и технологий по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, создание и развитие инфраструктуры производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов, экотехнопарков и многофункциональных сортировочных комплексов.
Реализацию Стратегии по отходам предполагается осуществлять в два этапа.
1 этап (2018–2021 гг.) включает осуществление следующих мероприятий:
– актуализация нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов и использования вторичных ресурсов;
– подготовка и осуществление мер по экономическому стимулированию в целях развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, а также по переработке вторичных ресурсов;
– формирование механизмов стимулирования хозяйст­вующих субъектов к стремлению сокращать количество образования отходов и к увеличению объемов их утилизации и обезвреживания;
– реализация мер содействия отечественным машиностроительным предприятиям, выпускающим оборудование для обработки, утилизации и обезвреживания отходов, по дальнейшему выпуску оборудования по переработке вторичных ресурсов.
2 этап (2022–2030 гг.) предполагает создание, развитие и обеспечение эффективного функционирования инфраструктуры отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в субъектах Российской Федерации, а также российской научно-технологической и промышленной инфраструктуры, обеспечивающей выпуск обладающих высоким экспортным потенциалом, конкурентоспособных, высокотехнологичных типов оборудования, техники, машин и механизмов для обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства продукции из вторичного сырья.
Таким образом, в результате реализации Стратегии по отходам, доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов к 2030 году вырастет на 26% (в 2016 году — 59,6%), будет создано 70 экотехнопарков (с нулевой базы в 2016 году), более чем в 37 раз возрастет количество созданных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (в 2016 году — 6 комплексов). При этом к 2030 году доля импортного оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов сократится в шесть раз (в 2016 году она составляла 60%) на фоне повышения уровня локализации производства оборудования в два раза (в 2016 году — 45%).
В отношении строительных материалов Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 года № 868-р утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [19], которая предполагает стимулирование развития рынка вторичных материальных ресурсов техногенного происхождения и активизации процесса создания на предприятиях попутных производств по переработке отходов в готовую продукцию. Планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2017 года № 630-р в развитие указанной стратегии [20], в части использования вторичных ресурсов предполагается проведение анализа технологий производства строительных материалов (изделий) с использованием отходов производства и потребления или сырья, полученного в результате переработки отходов производства и потребления.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [21] дано поручение Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере экологии к 2024 году обеспечить решение задач по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29–1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [22], с 1 января 2019 года Россия должна перейти на новую систему обращения с отходами через регионального оператора, который будет собирать плату с жителей отдельно от остальных коммунальных плат, за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым разрешено отложить данную реформу до 1 января 2022 года. Другие регионы Российской Федерации, которые не готовы перейти на новые правила, могут получить отсрочку до 1 января 2020 года. В этом случае они будут вывозить мусор по своему плану, согласованному с федеральным центром, при этом плата за вывоз будет осуществляться в составе общей платы за коммунальные услуги.
Приведенные национальные законодательные акты свидетельствуют о том, что в России происходит постепенное внедрение отдельных элементов экономики замкнутого цикла, а именно, утилизация и переработка отходов, устанавливается регулирование утилизации отходов в части требований к их повторному применению для производства продукции, что является первым шагом на пути перехода к циркулярной экономике.
Таким образом, переход к циркулярной экономике требует изменений во всех производственно-сбытовых цепочках, от проектирования продукции к новым моделям бизнеса и рынка, от новых способов превращения отходов в ресурс к новым формам потребительского поведения. Этот процесс предусматривает системные изменения и инновации в технологиях производства, общественном сознании, методах и политике финансирования. Инновационные подходы в циркулярной экономике должны применяться не только в конце срока службы продукта, но и по всей цепочке создания стоимости продукта.
Как показали исследования, каждая страна имеет национальные особенности внедрения концепции циркулярной экономики и различные приоритетные направления ее реализации, обусловленные, прежде всего, уровнем экономического развития. Развитые страны, изменяя сложившуюся структуру производства и потребления, занимают ведущую позицию по внедрению циркулярных систем и в перспективе предполагают поддерживать переход к циркулярной экономике развивающихся стран путем финансирования и передачи технологий. Для эффективного использования опыта в создании циркулярной экономики, достигнутого в мировой практике, необходима организация международного сотрудничества, обмена мнениями, проведение консультаций для заинтересованных стран с целью информирования о лучших достижениях в области перехода к экономике замкнутого цикла.


Литература
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Декларация Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420355765.
2. Бурмистров В.А., Исмадиева Б.А., Максимов И.А. Анализ статуса перехода развитых стран на принципы циркулярной экономики // Стандарты и качество. — 2018. — № 8. — С. 40–43.
3. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/EC от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене ряда Директив. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2568519/.
4. Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. по полигонам захоронения отходов. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2563786/.
5. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 94/62/EC от 20 декабря 1994 г. об упаковке и отходах от упаковки. — Режим доступаt: http://base.garant.ru/2564458/.
6. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2000/53/EC от 18 сентября 2000 г. о транспортных средствах с выработанным сроком эксплуатации. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2564448/.
7. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2006/66/EC от 6 сентября 2006 г. о батареях и аккумуляторах, об отходах батарей и аккумуляторов и об отмене Директивы 91/157/ЕЭС. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70198106/.
9. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/19/EU от 4 июля 2012 г. об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE). — Режим доступа: http://base.garant.ru/70333000/.
9. Communication from the Commission to The European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee and The Committee of The Regions towards a circular economy: A zero waste programme for Europe. — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1547311602082&uri=CELEX:52014DC0398.
10. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 1013/2006 от 14 июня 2006 г. «О транспортировке отходов». — Режим доступа: http://base.garant.ru/2570143/.
11. Jihua Pan, Haibing Ma, Ying Zhang. Worldwatch Report #185: Green Economy and Green Jobs in China: Current Status and Potentials for 2020. — Режим доступа: http://www.worldwatch.org/system/files/185%20Green%20China.pdf.
12. Навстречу циклической экономике. Экономическое обоснование для бизнеса в целях ускоренного перехода к устойчивому развитию. — Режим доступа: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/Exec-Summary-CE_Russian_TCE_Vol1.pdf.
13. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/71330e43fc48d840d45e7c44eb8e184f03207692/.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». — Режим доступа: http://base.garant.ru/12112084/.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 г. № 1589-р «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71635154/.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». — Режим доступа: http://base.garant.ru/12125350/.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». — Режим доступа: http://base.garant.ru/12115118/.
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2016 г. № 868-р «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197766/.
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 г. № 630-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71551088/.
21. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.
22. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29–1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812250102.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия