Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Смирнов А. В.
доцент кафедры истории экономики и экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Мисько О. Н.
профессор кафедры истории экономики и экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Экономическое наследие Р. Рейгана
В статье рассматривается экономическая политика США в начале 80-х годов ХХ века при правлении Р.Рейгана. В работе исследуются основные направления реформ правительства Р.Рейгана. Показаны ключевые моменты дерегулирования экономики, включая основу экономической философии того периода — теорию предложения. Замедление темпов экономического роста могло быть преодолено только посредством рыночного регулирования, деятельности частных структур и конкуренции при минимальной роли государства. Даны оценки результатов «рейганомики». Экономическая политика Р.Рейгана неоднозначна. Она принесла как позитивные, так и негативные результаты
Ключевые слова: «рейганомика», экономический рост, государственные расходы, экономическая политика, дерегулирование экономики, государство всеобщего благосостояния
УДК 338.242; ББК 65.03   Стр: 237 - 242

Рональд Рейган стал сороковым президентом США. Будущий государственный деятель родился в штате Иллинойс и получил экономическое образование, что не помешало ему попробовать себя в разных ипостасях: актера, директора телестудии, политика. Будучи губернатором штата Калифорния, он выступил против социальной политики, направленной на борьбу с бедностью Л. Джонсона, поддерживал военные действия во Вьетнаме.
Во время своего губернаторства Р. Рейган тесно сотрудничал с серьезными экономистами того времени: М. Фридменом, М. Андерсоном, М. Фельдстайном, А. Лаффером. Став президентом США, Р. Рейган создал экономический совет под председательством М. Фельдстайна. Члены совета были представителями и проводниками неоклассической и монетаристской экономиче­ской теории, сторонниками дерегулирования экономики, противниками большого правительства и чрезмерных государственных расходов. Советники президента пытались совместить трудносовместимое: снизить налоговое бремя, повысить расходы на оборону и бороться с бюджетным дефицитом. Экономисты не учли, что уменьшение налогового бремени, рост расходов на оборону становятся причиной дефицита бюджета и провоцируют увеличение инфляции. Так, в 1984 году дефицит бюджета США достиг 100 млрд дол. Помимо этого, инфляция вышла из-под контроля, выросла безработица. Данные постулаты неоклассицизма получили название «рейганомики».
Р. Рейган подвергал критике идеи Дж. Гэлбрейта, который пропагандировал плановое экономическое регулирование. Рейган видел в этом превращение федерального правительства в огромного монстра. По его мнению, предыдущие администрации Ф. Рузвельта и Д. Кеннеди пользовались абстрактными и неприменимыми к действительности экономическими моделями. Рейган был критиком кейнсианских моделей развития, несмотря на то, что эти модели показали свою результативность, выводя государство из кризисных состояний.
Именно сами рейгановские советники тяготели к абстрактности экономического мышления, строя свои неоклассические модели свободного рынка. По мнению академика В. Леонтьева, эти модели ничего общего с реальностью не имеют. Поклонники рейганомики строили свои предположения на принципах невмешательства в экономику. Они считали, что в деле построения могущественного государства поможет рыночное и монетарное регулирование.
70-е годы были сложными для США, которые остро ощущали экономическую нестабильность, вызванную высоким уровнем инфляции и значительными ценами на нефть в 1973–1979 годах. В те времена считалось, что правительство должно вмешиваться в фискальную и монетарную политику государства, а также регулировать энергетическую и транспортную отрасли промышленности. Такая политика способствовала экономическим кризисам и замедляла развитие страны. США 60-х, 70-х годов прошлого столетия находились под влиянием кейнсианской теории, осуществляя поиск компромисса между инфляцией и безработицей. Сторонники этого экономического течения ошибочно полагали, что такой компромисс существует и можно снизить безработицу, производя экспансионистскую денежно-кредитную политику.
Крах Бреттон-Вудской системы и отхождение от золотого стандарта негативно отразились на положении США, где в 1974 году инфляция достигла двухзначных цифр (11%), поднявшись в 1980 году до 13,5%1.
Такой уровень инфляции не стимулировал снижение безработицы, которая в 1950–1970 годах была на уровне 4,7%, в 1971–1980 годах достигнув 6,4%. Предпринимались безуспешные попытки стабилизировать ситуацию путем контроля цен и заработной платы, однако, это лишь усугубило и без того сложное положение страны. Экономисты видели решение в увеличении налогового бремени, которое, по их мнению, приведет к снижению инфляции за счет уменьшения потребительского спроса. Федеральная резервная система старалась осуществлять умеренную денежно-кредитную политику, которая призвана была предотвратить рецессию. Положения кейнсианской теории легли в основу Законов о полной занятости и сбалансированном росте.
Американцы, на которых легло непомерное налоговое бремя, в 70-х-80-х годах совершили «налоговый бунт», так как подоходный налог в 70% был для них неподъемной ношей. Рост инфляции съедал значительную часть доходов населения. Все эти непопулярные меры привели к тому, что к концу 70-х годов 80% американских семей стали не в состоянии справляться с такой нагрузкой и их уровень жизни значительно снизился.
В 70-е годы США также затронула энергетическая проблема вследствие повышения нефтяных цен, вызвав потребительский кризис. Государство стало заниматься излишним регулированием, стремясь ликвидировать дефицит бензина и мазута. Регулирование энергетики противодействовало развитию рынка.
Рейган после избрания его президентом США сразу же отменил регулирование энергетических цен в феврале 1981 г. Его программа экономического восстановления включала реформы по таким направлениям:
– уменьшение расходов федерального бюджета;
– создание новых рабочих мест;
– дерегулирование экономики на долгосрочной основе;
– осуществление монетаристской политики вместе с ФРС для восстановления стабильности обращения денежных средств и укрепления рынка финансов.
После прихода к власти Рейган стал внедрять «Программу восстановления экономики». По мнению Рейгана, политики не в состоянии настроить экономику на стабильную работу. Для ее устойчивого роста нужно наличие стабильных условий, в которых будет развиваться частный сектор. Президент сформулировал принципы нового курса:
– регулирование налоговой сферы посредством снижения налогового бремени;
– снижение инфляционного давления на экономику;
– сокращение размера сектора управления путем уменьшения объема правительства.
Президент поставил перед членами своего кабинета такие задачи:
– создать стимулы для накопления сбережений как населения, так и экономики в целом;
– сформировать стимулы к осуществлению инвестиций во все отрасли промышленности.
Ключевая задача новой политики Рейгана — упрочить нестабильные империалистические позиции США в мире. Рейганомика была нацелена на интересы буржуазии и монополистов. Методы этой экономической политики противоречили социальным завоеваниям трудящихся.
По мнению Рейгана, «правительство не может знать лучше, что нужно экономике». Он полагал, что если экономика развивается, ее нужно облагать налогами, если вследствие каких-либо причин ее развитие замедляется, необходимо применять механизмы ее регулирования, если же экономика останавливается, ее спасению помогут только субсидии.
Основой экономической философии Р. Рейгана стала теория предложения. Главными были названы сбережения, которые нужно увеличивать и сокращать потребительский спрос. Теория предложения, как известно, построена на том, что главной становится фискальная политика, направленная на снижение налоговых ставок.
Экономический подход Р. Рейгана был сформулирован в соответствующей декларации, которая была подготовлена в начале его президентского срока. Краткими ее принципами стали следующие:
– уменьшение государственных расходов;
– снижение предельных ставок налогов;
– предоставление льгот всем экономическим агентам в ответ на проблемы, вызванные чрезмерным государственным регулированием и сложностями денежно-кредитной политики.
Рейган отошел от общепринятого подхода, который предусматривал, что государственные расходы — это стимул для экономического роста. Президент настаивал на пересмотре программ таких государственных расходов и выяснении того, какие именно из них эффективны. Рейган считал приоритетом национальную безопасность, поэтому настаивал на выделении значительных средств на оборону.
Президент и его администрация взяли курс на беспрецедентное снижение федеральных расходов в течение первых пяти лет внедрения нового экономического курса. Рейган столкнулся с трудностью, которая заключалась в том, что федеральные расходы увеличивались быстрее, чем уровень инфляции. Задачей президентского кабинета стала разработка сбалансированного бюджета и борьба с излишним налогообложением, как бизнеса, так и физических лиц.
Рейган связывал причины экономического спада в США в 80-х годах с непомерным налоговым бременем: подоходный налог с доходов еще 20 лет назад достигал 70%. С приходом Рейгана налоговая ситуация изменилась: ставки подоходного налога, несмотря на существенную критику его оппонентов, были снижены на 25%2. Рейган понимал, что снижение налогового бремени значительно подстегнет предприниматель­ство — двигатель экономического роста.
Денежно-кредитная политика Рейгана основывалась на сдерживании инфляции. Стабильность цен, по мнению, Рейгана, могла подстегнуть потребление и экономический рост. Рейган выступил против экономического протекционизма. Столпы развития, по его мнению, это свободная конкуренция и предпринимательство. Рейганом была существенно либерализирована торговля с другими странами. Он верил, что американские товары вне конкуренции по всем критериям, поэтому не побоялся пустить на свой рынок канадские, мексиканские товары, подписав с этими странами соглашения о свободной торговле.
Основными результатами экономического курса Рейгана К. Мак, автор экономического доклада «Экономическое наследие президента Рейгана. Большое влияние», считает вселение веры и гордости в народ США, передача им осознания того, что они — представители великой нации3. Благодаря экономической политике, проведенной Рейганом, произошло существенное снижение налогового бремени, уровня инфляции и безработицы. Помимо этого, американский народ был благодарен Рейгану, который выиграл холодную войну с СССР «без единого выстрела».
Фискальная и денежно-кредитная политика была ориентирована на достижение роста в долгосрочной перспективе. Рейганом были существенно снижены все федеральные налоги, отменено регулирование и все силы брошены на борьбу с инфляцией. Президент поставил задачу стимулировать предпринимательскую инициативу, повышать инвестиционные расходы.
До Рейгана экономисты настаивали, что необходимо сдерживать инфляцию и стремиться к ценовой стабильности, держа уровень безработицы на низком уровне. Контроль инфляции предлагалось осуществлять посредством повышения налогового бремени. Все эти меры привели к тому, что экономика стала нестабильной. Рейган основал свою политику на монетаристских началах, сделав акцент на ценовой стабилизации. Только это могло способствовать устойчивому долгосрочному росту и низким показателям безработицы. Эта политика привела к стабилизации уровня инфляции. С начала 80-х годов инфляция была довольно низкой. Устойчивая инфляция привела к снижению уровня процентных ставок, снизив стоимость ипотеки и оживив рынок потребительского кредитования. По мнению многих экономистов, низкий уровень инфляции стимулировал экономический рост, который некоторые исследователи назвали «бумом».
Администрация Рейгана сделала ставку на создание благоприятной стимулирующей среды для развития предпринимательства и роста инвестиций. Было распространено мнение, что инвестиционная активность значительно повысит общенациональную норму накопления, рационализирует ресурсное потребление, минимизирует уровень безработицы и оздоровит всю систему экономики. Был принят курс на стимулирование предложения услуг и товаров. Планировалось, что этому будут способствовать частные инвестиции. Инвестирование в отрасли промышленности, как предполагалось, перенастроит материальную и техническую производственную базу, увеличит конкурентоспособность промышленной сферы, сделает рациональным энергопотребление.
В рамках «рейганомики» планировалось всецело оберегать и поддерживать интересы крупных монополий, распределяя национальное природное богатство в их пользу. При этом рабочий класс лишался поддержки, урезалось его потребление и тяжким бременем легла налоговая ответственность. Таков был план «реиндустриализации» экономики.
Снижение налогового бремени значительно стабилизировало денежно-кредитную сферу. Рейган разработал закон «О налоге на восстановление экономики», согласно которому налоговые ставки находились в пределах 11–50%. Предпринимателям разрешили осуществлять свою деятельность на основах льготного налогообложения, упростив стандарты начисления амортизации и снизив предельные налоговые ставки. В США в результате начался инвестиционный бум, величина рискованных инвестиций достигла 4 млрд дол, тогда как в 70-х годах едва достигала 1 млрд дол. Венчурное финансирование ускорило экономический рост государства за счет того, что высокотехнологичные предприятия в сфере компьютерной техники, такие как Apple, Intel смогли использовать весь свой потенциал для развития.
Экономическая политика Рейгана стимулировала снижение федеральных налогов, которые достигли 17,3% ВВП в 1984 году, по сравнению с 19,6% ВВП в 1981 г. Однако, не был принят во внимание тот факт, что отсутствие антикризисной политики не дает возможности достичь роста.
В 1982 году имело место катастрофическое падение производства: в 1982 году этот показатель был ниже на 6%, чем в 1980 году. 1983–1984 годы также были сложными — рост промышленного производства достиг только 2,5–3% валового внутреннего продукта при неизменном увеличении безработицы и инфляции4. За 2 года с 1981 по 1983 гг. число безработных выросло на 2,5 млн чел. Все это говорило о том, что «рейганомика» не показала своей результативности. Несмотря на спад в 1980–1984 годах, с 1985 года в США начался экономический бум, что никак не связано с рейгановским снижением налогового бремени.
Рейган выступил с резкой критикой подоходного налога по прогрессивной шкале. По его мнению, и состоятельные, и бедные граждане должны платить одинаковую сумму налога. В реальности это привело к потере значительной части доходов бедных слоев американского общества и выигрышу богатых граждан. Рейган несправедливо полагал, что снижение налогового бремени улучшит жизнь среднего класса. На деле вышло так, что в выигрыше оказались 10% богатых американцев. Налоговые льготы получили крупные корпорации, малому бизнесу этих послаблений не было предоставлено.
В состав правительства Р. Рейгана входили миллионеры и сам президент был очень состоятельным человеком. Рейган очень поддерживал нефтяных гигантов и большие компании военно-промышленной сферы, производящие все для обороны. Нефтяные магнаты получили за годы президентства Рейгана все условия для непомерного обогащения.
Президентом Рейганом было внесено предложение в Конгресс о снижении федеральных расходов на 41 млрд дол. В течение последующих пяти лет предлагалось снизить расходы еще на 467 млрд дол. Сокращение расходов предусматривалось осуществить за счет пересмотра существующих льгот, закрытия нерезультативных программ, сворачивания субсидирования предпринимательства.
Военные программы Пентагона были для Рейгана приоритетными. Это заставляло изыскивать значительные средства. Решение проблемы президент видел в борьбе с необеспеченными бедными гражданами путем сокращения государственных расходов на велфэр. По мнению президента, государственная помощь должна предоставляться только тем гражданам, кто работать не может по состоянию здоровья. Если индивид работать может, но не делает этого по каким-либо причинам, государство не обязано поднимать его жизненный уровень. В то время пятая часть населения страны находилась за чертой бедности, а экономические советники президента Р. Рейгана считали их лицами, не желающими работать и попрошайками.
Президентская администрация не хотела тратить средства на улучшение уровня образования и охраны здоровья в стране, считая их пустой тратой. Рейган внес в Конгресс предложение об уменьшении субсидий беднякам на 40%, однако, демократы не дали этого провести. В результате такая помощь была сокращена на 20%. Социальные расходы были уменьшены по следующим позициям:
– помощь матерям-одиночкам;
– сокращение на питание детей в школах.
Рейган считается реформатором системы велфэра. Реформирование происходило в 4 этапа. Еще в 1981 году были существенно сокращены социальные расходы (на 36 млрд дол.). Это самое большое сокращение за всю историю США. В принятом законе о бюджете существенно сокращены расходы по программам «Помощь семьям с иждивенцами-детьми» и «Продовольственные талоны». 408 тыс. американских семей в одночасье лишились помощи, еще 229 тыс. семей получили существенно урезанные выплаты. Экономия федерального бюджета только за счет вышеперечисленных статей в 1982 году составила 1,2 миллиарда долларов. Продовольственные талоны перестали получать 1 млн американцев, что дало экономию бюджету 6 млрд дол. Так происходило в последующие 6 лет.
Рейган ликвидировал программу «Отрицательный подоходный налог», по которой люди после устройства на работу еще какое-то время получали государственную помощь. Рейган всячески защищал социальную программу «Налоговая скидка на заработанные доходы», целью которой была поддержка американских семей, имеющих низкие доходы. Вторая половина 80-х годов принесла даже расширение и реформирование данной программы. Причиной успеха социальных реформ стала, прежде всего, вера народа Америки, что урезание социальных программ — это необходимая мера, так как такие расходы — причина повышенной инфляции.
Рейтинг президента был очень высок, а степень доверия беспрецедентна. Наибольшее урезание коснулось программы поддержки детского питания, которая была сокращена на 27,7%5. Величина велфэра в федеральном бюджете составляла в 1984 году 241 доллар, снизившись по сравнению с 1981 годом на 34 доллара. В 1981–1983 гг. социальные реформы столкнулись с противостоянием: департаментом сельского хозяйства было выпущено распоряжение о значительном сокращении размера питания и их калоража. Демократы и лоббисты воспользовались ситуацией и стали собирать под своими знаменами недовольных такой ситуацией. Благодаря волне недовольства, поднятой в СМИ, рейтинг и поддержка Рейгана стали резко падать. Массовое сознание американцев стало меняться вследствие наличия экономической рецессии и связанной с ней бедности. Люди считали, что дефицит бюджета обусловлен расходованием чрезмерных средств на оборону. Американцы в большинстве своем выступали скорее за урезание военных расходов, чем социальных программ. Несмотря на давление общества и конфликты между республиканцами и демократами, Рейган не свернул со своего курса. Проблема бюджетного дефицита 1983 года должна была быть решена, по его мнению, посредством уменьшения социальных расходов. Рейган демонстрировал общественности, что пытается достичь национального обновления. Избавив бюджет от значительного объема социального бремени, Рейган решил возложить часть его на частный бизнес и призвал его бороться с бедностью. Президент выступал с пламенными речами и агитировал всех присоединиться к этой работе, совершать пожертвования в пользу бедных.
В бюджете 1984 года также были сокращены социальные расходы: на 8,5% сократились расходы на осуществление программы «Продовольственные талоны». В 1983 году в стране остро обострилась проблема голода. Например, в Детройте вследствие значительной безработицы даже был объявлен режим чрезвычайной ситуации, 400 тысячам граждан понадобилась социальная помощь6. Для оказания поддержки в городе были открыты центры, в которых раздавались бесплатные обеды для нуждающихся. Таких центров было открыто на 50% больше, чем в 1982 году. В 1983 году Палата представителей выступила против прекращения продовольственной помощи со стороны правительства. На Рейгана в связи с возникшей ситуацией обрушилась волна критики со стороны его политических оппонентов. Рейган, в свою очередь, обвинял функционеров на местах, которые проявляли коррупционные действия при распределении помощи.
На второй президентский срок Рейган пришел с беспроигрышными лозунгами «налоги, экономика, внешняя политика». В 1986 году был принят «Закон о налоговой реформе». Шесть миллионов американцев, которые имели низкие доходы, были освобождены от уплаты подоходного налога. В 1988 году Рейганом был подписан «Закон о поддержке семьи», который потребовал выделения 3,3 миллиардов долларов из федерального бюджета на протяжении пяти лет.
Деятельность Рейгана в социальной сфере была направлена на сокращение велфэра Л. Джонсона, который был значительным по своей величине. Рейган писал, что его целью является уничтожение «Великого Общества». Рейган не менял свою позицию по социальным вопросам на протяжении всего срока президентства. Придя к власти, Рейган инициировал изменения в социальной сфере, но довольно быстро эта инициатива была перехвачена другими. Бюрократы на местах всецело сопротивлялись, а иногда и саботировали решения сверху, применяя давно отработанную тактику сдерживания. Оппоненты Рейгана в Конгрессе консолидировались и мешали ему осуществить все задумки. В своем окружении Рейган имел и умеренных республиканцев, которые также оказывали сопротивление реформам. Президентские законы должны были проходить сложную процедуру согласования. Либеральные оппоненты действующего президента блокировали многие его инициативы.
Рейган отстаивал в своем экономическом курсе консервативные идеи, постоянно поднимая вопрос в политических кругах о снижении налогового бремени, урезании многих неэффективных с его точки зрения правительственных программ, упразднении госрегулирования. Измерение успеха деятельности Рейганом производилось, исходя из консервативных принципов и установок.
Паразитические тенденции, которые поразили общество в США, по мнению Рейгана, могут быть преодолены только посредством рыночного регулирования, деятельности частных структур и конкуренции. Достижения в экономической сфере поэтому для Рейгана были в приоритете. По его мнению, только сильная экономика может решить все человеческие проблемы. Именно поэтому он постоянно обращался за помощью к сильному бизнесу. Для этих целей и был предложен курс на «новый федерализм». На местные органы власти возлагались большие надежды в решении государственных проблем.
Политика Р. Рейгана оказала воздействие на последующие решения других президентов этой страны. После него реформами в социальной сфере занимались и другие президенты. В частности, Б. Клинтон и вовсе упразднил федеральные выплаты.
Рональду Рейгану не удалось осуществить все задуманное, однако, он внес свой вклад в развитие абстрактного «государства всеобщего благоденствия». Темп роста социальных расходов был замедлен под действием механизмов рынка. Государство «всеобщего благоденствия» при его содействии приняло консервативные черты. Эволюция в данном направлении продолжилась и впоследствии.
Советник Рейгана М. Фельдстайн предложил сократить расходы на медобслуживание людей пожилого возраста и предоставлять им специальные ваучеры для посещения частного врача. Неудачным было его решение о закрытии психиатрических больниц и перевод таких людей в больницы по месту проживания. Значительная часть больных погибли от беспомощности, оказавшись на улице.
В рамках «рейганомики» была сокращена программа строительства жилья по субсидии от государства, которая делала это доступным для бедных граждан. Такие расходы в начале президентства Рейгана были сокращены на треть, а далее еще значительнее. Рейган был против социальных программ, разработанных и претворенных в жизнь демократами. По его мнению, расходы на социальные мероприятия дестимулируют трудовые сбережения.
Предыдущие президенты США не придавали большого значения обороне, а Рейган предусмотрел повысить расходы на оборону страны на 168 млрд дол. в течение 5 лет. Президентский кабинет инвестировал в производство самолетов-бомбардировщиков, межконтинентальных ракет, всех видов оружия и авианосцев. Рейган предложил свой план военного финансирования, в результате военные предприятия получили заказы. Иногда сумма контрактов превышала 3 млрд дол.7
Снижение налоговых сборов стало причиной бюджетного дефицита, который был порожден сокращением налоговых поступлений на 750 млрд дол. Советники Рейгана считали, что эта мера простимулирует рост сбережений и инвестиций и экономический рост получит новый импульс.
Экономическая политика Рейгана предусматривала дерегулирование многих отраслей хозяйства. Несмотря на такой курс, государственное и монополистическое регулирование экономики вовсе не отменялось. Рейган полагал, что бизнес должен принимать непосредственное участие в решении социальных проблем.
Прежде всего, дерегуляция коснулась отрасли пассажирских и авиаперевозок, энергетической сферы, судоходного дела, телекоммуникационной отрасли. Распад крупных корпораций на множество мелких привел к стимулированию инноваций. Дерегуляционный закон существенно улучшил работу авиакомпаний, железнодорожного транспорта. Так, авиакомпании стали работать на более льготных тарифах, ввели программы лояльности для постоянных клиентов. Реформирование автобусных перевозок позволило им самим строить маршруты и заниматься тарифообразованием, что существенно улучшило их результативность. Закон о судоходстве также улучшил транспортировку грузов по приемлемым для клиентов ценам, существенно упростив обслуживание. До принятия закона такими перевозками занимались судоходные компании, которые действовали на основе картельного сговора.
Производство, транспортировка, переработка и дистрибуция нефти была взята под федеральный контроль, причем президент мог устанавливать и цены, и заработную плату, а также заниматься распределением нефтепродуктов, устраняя «непредвиденные прибыли». В 1981 году были сняты все ограничения на распределение нефти, чем нанесен удар по бюрократической неэффективной системе управления в этой отрасли. В этом же году экономика негативно отреагировала на первый этап рейгановской реформы, начавшейся забастовкой авиадиспетчеров. Переговоры между профсоюзом авиадиспетчеров и федеральным правительством шли на протяжении 7 месяцев, в результате был подписан договор, согласно которому отчисления на оплату труда повышалось на 40 млн дол.
Администрацией Рейгана был упразднен контроль за ценами на природный газ и увеличены предельные цены на этот ресурс. Дерегулирование осуществлялось в США два десятилетия подряд и показало свою высокую результативность в силу того, что конкуренцией регулировалось все на этом рынке. Все это привело к падению цен, от чего выиграла экономика в целом за счет экономии миллиардов долларов в год.
«Новый федерализм» Рейгана подразумевал, что местные органы власти и штаты должны получить полномочия, связанные с финансированием социальной сферы. Это было направлено на перераспределение финансирования, направление значительной величины средств на военные цели и сокращение дефицита бюджета.
Новый федерализм предусматривал всяческую поддержку бедного населения. Причем эта обязанность возлагалась на частный сектор. Борьба с бедностью стала приоритетной для нового правительства.
Снятие ограничений на ценообразование привело к повышению результативности во всех отраслях и сферах, где они были введены. Активная рыночная конкуренция стала драйвером реструктуризации промышленности и внедрения в нее инноваций. Потребители получили качественное обслуживание по невысоким ценам. Экономика США стала легче адаптироваться к внешним потрясениям за счет стабилизации внутренних условий жизнедеятельности и бурного развития технологий.
Рейган взялся за сокращение контролирующих органов. Дело в том, что придя к власти, он прислушался к мнению монополистов о том, что чрезмерно разросшийся бюрократический аппарат тормозит развитие бизнеса.
Ситуация была катастрофической: если в 1970 году таких органов было по всей стране 70 тыс., то к 1980 году их численность достигла рекордных 122 тыс. Придя к власти, Рейган взял эти учреждения под контроль своего указа, принуждая данные органы обосновывать результативность деятельности. Созданное управление по вопросам информации и регулирования взяло на себя обязанность осуществить этот указ и провести аудит деятельности контролирующих органов. Администрацией Рейгана было принято решение новые контролирующие и регулирующие органы не создавать, сократив число таких органов до 102 тыс. к 1985 году.
Рейган принял решение развивать свободную торговлю и отойти от протекционизма, который практиковался предыдущими администрациями. Рейганом были существенно упрощены условия торговли со странами Карибского бассейна. Была введена беспошлинная торговля с 24 странами этого региона, экономика которого получила значительный стимул для развития. Укрепив экономику Карибского региона, США получили экономические и стратегические дивиденды, имея надежного союзника вблизи своих границ. Подобные соглашения о свободной торговле были подписаны также с Канадой, Израилем, Мексикой. В течение последующих двух десятилетий товарооборот между США и Мексикой вырос в 4 раза, а между США и Канадой — в 2 раза. Уругвайский раунд Генерального соглашения по тарифам и торговле, начатый в 1986 году, упростил торговый режим для более чем ста стран мира, способствовав снижению барьеров в сфере финансов, коммуникаций и услуг8.
Экономическая система, созданная Рейганом, оказала значительное влияние на экономическое мышление всего мира. Реформы и изменения, претворенные в жизнь Рейганом, продемонстрировали, что получение существенной свободы экономическими агентами, является драйвером повышения качества жизни общества. Многие государства мира также пошли по рейгановскому пути, взяв курс на снижение налоговых ставок. Среди них Великобритания, Ямайка, Новая Зеландия, Сингапур. Американский опыт был заимствован и в контексте практики дерегулирования: были приватизированы многочисленные государственные монополии, банковские учреждения, авиапредприятия, энергетические компании. Все это способствовало росту потребления, так как приватизированные предприятия имели возможность и желание существенно снизить цены для своих клиентов.
Американская экономическая политика времен Р. Рейгана была основана на «здоровых деньгах», низкой инфляции и укреплении национальной валюты. Умело проводимая денежно-кредитная политика способствовала стабилизации цен внутри страны. По мнению Р. Рейгана, ключ к благосостоянию американского народа находится в руках частного сектора, а не правительства.
Экономическую политику Рейгана назвать успешной нельзя. Отказ от государственного вмешательства на федеральном уровне не принес каких-либо значительных результатов. Рейгану не удалось достичь всех его планов за восьмилетний период своего правления. ВВП рос не более чем на 3% в год. Рейган лоббировал интересы крупных корпораций и отстаивал консервативные республиканские позиции. «Рейганомика» представляла собой неоклассическую доктрину, отличающуюся абстрактностью. Многие исследователи экономического наследия сорокового президента США критикуют его достижения, однако, среди американского народа у него было много сторонников.
Как уже упоминалось, в рамках проведения основных принципов «рейганомики» в жизнь планировалось снизить налоговое бремя. Это снижение, как представлялось Рейгану и его советникам, значительным образом активизирует инвестиционную деятельность. Однако, этого достичь не удалось. Потенциальные инвесторы, завладев значительными суммами средств, вкладывать их куда-либо не спешили в силу нагрянувшего в 1981–1982 гг. кризиса, ставшего одним из самых сложных. Поэтому запланированного обновления и модернизации производства не произошло. Имело место личное обогащение лиц, которые получили доступ к этим ресурсам. Значительная часть средств была выведена за рубеж, еще часть была инвестирована в акции. Налоговая реформа Рейгана подстегнула рост частного инвестирования, которое никоим образом на экономике не отразилось.
Результаты циклического роста, наступившего в 1983 году, не отразили тенденций прогноза, составленного теоретиками предложения. В среднем удалось достичь роста ВВП в 2,4%91. Между тем, президентская администрация планировала достичь роста в 3,8%. Прирост занятости не был существенным. Американское общество получило еще большее расслоение вследствие непродуманной фискальной реформы. Экономико-математическое моделирование Б. Блюстона и Д. Хейвиса, посвященное выяснению эффекта фискальной реформы Рейгана, показало стимулирующую ее роль для развития государ­ства одновременно с неравномерностью распределения этого экономического эффекта среди граждан.
За годы правления Рейгана имело место существенное сокращение инфляции — до 3,2% в 1983 году, которая достигала в 1980 году 13,5%. Стоит отметить рост интернациональной стоимости американского доллара на 50%. Это произошло благодаря реализации политики «дорогих денег», способствующей росту процентных ставок и уменьшению уровня инфляции.
Экономический рост в США в период рейгановского правления стал возможен благодаря росту бюджетного дефицита. В этот период поступления налоговых сумм сократились, а расходы государства выросли, что послужило причиной роста внутреннего долга государства. К 1988 году госдолг США достиг отметки в 2600 млрд дол. (в 1980 — 908,5 млрд дол.). Военно-промышленный комплекс США в годы правления Р. Рейгана процветал, сбыт военной продукции был гарантирован государством.
В 1985 году имел место торговый дефицит, что послужило причиной снижения интернациональной стоимости национальной валюты. «Рейганомика», несмотря на некоторые позитивные достижения, очертила проблемы экономики того периода. К ним теоретики предложения и советники Р. Рейгана отнесли следующие:
– недостаточные темпы роста производительности труда;
– недостаточное инвестирование;
– замедление внедрения инноваций;
– утрата конкурентности на международных рынках.
Пытаясь решить эти проблемы, администрация Рейгана предпринимала соответствующие шаги, однако, этого было недостаточно, чтобы получить полный экономический эффект. Общие меры не в силах справиться со структурными экономическими деформациями. Как оказалось, только уменьшением налогового бремени невозможно поднять слабые отрасли и укрепить конкурентную среду. Лишь системные реформы могут способствовать оздоровлению всей экономической системы.
Наследие, оставленное Рональдом Рейганом, довольно неоднозначно. Его экономическая политика принесла как позитивные, так и негативные результаты. Наиболее положительными результатами «рейганомики» можно назвать незначительную инфляцию, экономический рост в долгосрочном периоде, коренное изменение ситуации на рынке труда, формирование новых рабочих мест, уменьшение налогового бремени, отход от протекционизма и стимулирование иностранного инвестирования, реформа госаппарата, повышение качества жизни. Несмотря на это, новый курс привел к тому, что дефицит бюджета и государственный долг росли безостановочно, промышленная продукция не была достаточно конкурентоспособной по сравнению с товарами из других стран, внешнеторговый дефицит сохранился, бедное население еще больше обеднело, а богатые граждане стали еще богаче.


Литература
1. Золотых В.Р. «Консервативная волна» и социальная политика Р. Рейгана. (США в 1970–80-е гг.): учебное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 95 с.
2. Meltzer Allan H. Economic policies and actions in the Reagan administration // Journal of Post Keynesian Economics / Summer 1988, Vol. X, No. 4. — P. 528–540.
3. Мотылев В.В. Программы президентов США: очерки экономической политики, 1933–2004 гг. / В.В. Мотылев, В.Б. Моттл. — Сан-Франциско: [б. и.], 2006. — 214 с.
4. Stein, Herbert, Presidential economics : the making of economic policy from Roosevelt to Reagan and beyond / Herbert Stein. — 2nd rev. ed. p. cm. — AEI studies 473 р.
5. Charles E. Jacob Reaganomics: the revolution in American political economy // Law and Contemporary problems. Vol. 48: No. 4. 1985. — P. 7–30
6. President Reagan’s Economic Legacy: The Great Expansion Joint Economic Committee Staff Report Office of the Chairman, Connie Mack October 2000. — 46 р.
7. Золотых В.Р. Попытки реформирования американской системы государственного вспомоществования в 1980-е годы администрацией Р. Рейгана // Вестник удмуртского университета. 2010. Вып. 3. — С. 135–142.
8. Brownlee E. W., Graham H. D.(Eds.) The Reagan Presidency. Pragmatic Conservatism and Its Legacies. Kansas City, 2003. 127 р.
9. Birnbaum N. After Progress. American Social Reform and European Socialism in the Twentieth Century. Oxford, 2001. 159 р.
10. President Ronald Reagan’s economic policies. URL: https://www.thebalance.com/president-ronald-reagan-s-economic-policies-3305568 (дата обращения: 17.02.2019.)

Сноски 
1 Meltzer Allan H. Economic policies and actions in the Reagan administration// Journal of Post Keynesian Economics/Summer 1988, Vol. X, No. 4. — P. 532.
2 Мотылев В.В. Программы президентов США: очерки экономической политики, 1933–2004 г. г. / В. В. Мотылев, В. Б. Моттл. — Сан-Франциско: [б. и.], 2006. — С. 54.
3 President Reagan’s Economic Legacy: The Great Expansion Joint Economic Committee Staff Report Office of the Chairman, Connie Mack October 2000. — р.42.
4 Stein, Herbert, Presidential economics : the making of economic policy from Roosevelt to Reagan and beyond / Herbert Stein. — p. 49.
5 Золотых В.Р. «Консервативная волна» и социальная политика Р. Рейгана. (США в 1970–80-е гг.): учебное пособие. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — C.34.
6 Золотых В.Р. Попытки реформирования американской системы государственного вспомоществования в 1980-е годы администрацией Р. Рейгана // Вестник удмуртского университета. 2010. Вып. 3. — С. 138.
7 Charles E. Jacob Reaganomics: the revolution in American political economy// Law and Contemporary problems. Vol. 48: No. 4. 1985. — P. 12.
8 Brownlee E. W., Graham H. D.(Eds.) The Reagan Presidency. Pragmatic Conservatism and Its Legacies. Kansas City, 2003. Р. 17.
9 Birnbaum N. After Progress. American Social Reform and European Socialism in the Twentieth Century. Oxford, 2001. р.87.
10 President Ronald Reagan’s economic policies. URL: https://www.thebalance.com/president-ronald-reagan-s-economic-policies-3305568 (дата обращения: 17.02.2019)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия