Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций, научный руководитель
Научно-образовательного центра менеджмента и маркетинга евразийского сотрудничества
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Борисова В. В.
профессор кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


О возможности применения междисциплинарного подхода в изменяющемся мире экономической науки и образовании
Рецензия на книгу: Афанасенко И.Д. Россия в изменяющемся мире. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 337 с.
Статья посвящена осмыслению вопросов, затронутых заслуженным деятелем науки РФ, профессором И.Д. Афанасенко в его книге «Россия в изменяющемся мире». Рассмотрен широкий круг проблем, которые определяются тематикой междисциплинарности и конвергенции научного знания. В центре внимания — возможность практического применения в научной и педагогической деятельности разработок, представленных в вышеназванной книге. Авторы обращают внимание на необходимость дальнейшего развития междисциплинарности современного образования -междисциплинарные связи, оптимизации набора компетенций и формирование интегрального учебного комплекса по направлению подготовки обучающихся в вузе
Ключевые слова: междисциплинарность, конвергенция наук, совокупное знание, способы организации научного опыта, методика обучения, маркетинг взаимодействия
ББК С550.35я43   Стр: 249 - 250

Книга профессора И.Д. Афанасенко «Россия в изменяющемся мире» посвящена продолжению его исследований духовных ценностей Русского культурно-исторического мира и развивает идеи закономерностей развития мировых цивилизаций. Автор при изложении материала использует совокупное знание, накопленное о предмете исследования целым рядом наук. Особенность новой книги — в сочетании информационной полноты материала с доступным способом его изложения в виде модулей и тезисов. Отмечая идейную инновационность процесса междисциплинарности научного знания, следует подчеркнуть оригинальность подхода автора к изложению материала, который облегчает его восприятие читателем и позволяет дополнять модули-тезисы по мере эволюции процессов общественного развития.
Мы живём в «эпоху глубоких перемен, для которой характерны стремительно обновляющиеся: дух времени, культура и уровень цивилизации; образ человека и его жизни» [1, с.12]. И эти перемены И.Д. Афанасенко связывает с квантовой парадигмой реальности, поясняя, что «материальное и духовное — это две проекции одной и той же реальности» [1, с.14]. По его убеждению, квантовая парадигма реальности означает, что «все процессы материального мира — всего лишь проявление гораздо более сложных процессов всеобъемлющего квантового домена реальности. Описывая динамику квантовой реальности в человеческом обществе, автор использует понятие «цивилизационный сдвиг», когда «новая виртуальная реальность предстаёт в чувственно-воспринимаемом виде» [1, с.15]. С таких позиций в книге изложены происходящие цивилизационные преобразования и роль в этих преобразованиях Русского культурно-исторического мира.
В процессе исследования этой проблемы, автор сталкивается со сложностью и дискуссионностью многих вопросов, поставленных и обсуждаемых в книге. Среди них: противоречия между Русским культурно-историческим миром и Западным миром, имеющие цивилизационный характер; вопросы мира-хозяйства и государственности; историческая роль языка и др. Автор включает в действие принцип единства способа организации научного опыта в виде тенденции к совокупному, общему знанию. Он отмечает, что происходит стирание искусственных границ между науками и их развитие в будущем определяет совокупное знание.
Актуальность и своевременность книги обусловлена тем, что преобразования, происходящие в современном обществе, выявили острую потребность в проведении междисциплинарных исследований и поставили задачу их практической реализации. Это коснулось возникновения новых методов исследования мира-хозяйства. Ключом к пониманию науки о хозяйстве автор считает «теорию человека, которая рассматривает человека как существо духовно-материальное» [1, с. 78]. А значит, каждый народ создаёт свой мир-хозяйство и это реализуется в отборе вариантов эволюционного пути человечества.
И.Д. Афанасенко, как пропагандист идей Русского мира, отмечает «Русская цивилизация — реальный культурно-исторический мир, суть бытия, имеет свой генетический код, свои нравственные ценности и заслуживает самого серьёзного научного внимания» [1, с.8].
Постановка вопросов о путях развития России в изменяющемся мире потребовала от автора концентрации гуманитарных, социальных, естественнонаучных и других знаний.
Мы живём в эпоху крутого перелома во всех сферах человеческой деятельности, включая и область научного знания. Описать сложнейшую систему взаимосвязей, используя сведения узкоспециализированного знания, и при этом выйти на достоверные обобщения и формулировки просто невозможно.
С таких позиций в книге специальному анализу подвергаются перемены, обусловленные происходящими цивилизационными переломами. «Перемены происходят буквально во всём: обновляется дух времени, трансформируется культура, повышается уровень цивилизации, совершенствуется образ человека и модернизируется его жизнь. Человечество стремительно переходит от существующей тысячелетия буквенной эпохи к цифровой»[1, с. 9].
Чтобы проникнуть в глубины происходящего, автору пришлось начинать с анализа фундаментальных особенностей Русского мира и определить статус России. «Россия не просто самая большая в мире по территории страна. Она — самобытная цивилизация. Причём Россия единственная в современном мире северная цивилизация. Она ведёт хозяйство при дефиците природно-климатических ресурсов. Этим определяются устои народной жизни» [1, с.251].
Важным истоком идей книги является язык. Автор обращается к исторической роли языка, как форме общения и орудию организованности. Научное знание невозможно без слова. «Именно слово делает индивидуальную мысль общим достоянием» [1, с.21–42]. В книге успешно применяется сравнительно-исторический метод исследования, обобщается историческое прошлое языка и на этой основе автор выходит на процесс научного познания понятий.
«Многомерность пространства Русского мира» представлена в книге как зонтичный фон понятий: «культура», «цивилизация», «евроцентризм», «фазы этногенеза», «этническая история», «интерференция», «принцип сенкритизма», «междисциплинарность», «историческое сознание», «эффект пассионарности». Именно на этом синергическом фоне построена авторская теория цикличной динамики русской цивилизации, в которой этнический фактор взят за основу.
В книге показано, что Россия — это не север Евразии; такой подход к определению исторического места России автор считает «неудачной попыткой уйти от проблемы исследования. «Евразия не является цивилизацией. Как понятие она содержит элемент условности. А Русская цивилизация — реальный культурно-исторический мир, суть бытия, имеет свой генетический код, свои нравственные ценности и заслуживает самого серьёзного научного внимания» [1, с.9].
Характеризуя творческие поиски автора книги, обратим внимание на его стремление к практическому внедрению преобразований действительности с помощью междисциплинарного проекта, разработанного им в виде семинара для научно-педагогических кадров в системе повышения их квалификации. В общей сложности к междисциплинарному семинару подключилось около сотни человек, в том числе учёные из Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПб ГЭУ), Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ, РИНХ), Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) имени К.Г. Разумовского.
Участники семинара подчёркивают исключительную важность вопросов, рассматриваемых в рамках этого проекта и высокую социальную потребность в их разработке[1, с. 292–319].
Так, Д.Ю. Миропольский отмечает, что участие в междисциплинарном семинаре позволило ему «посмотреть на известные, казалось бы, проблемы под другим углом зрения, под неожиданным углом зрения. Это очень важно. Это развивает и помогает в своей собственной научной работе. Поэтому данный курс очень важен, как курс повышения квалификации именно для преподавателей: увидеть традиционную проблему с совершенно нестандартного угла зрения — с точки зрения междисциплинарного подхода» [1, с.297].
С.Г. Ковалёв обращает внимание на глубокую взаимосвязь тем семинара с философским, культурно-историческим, экономическим, социальным знанием. «Экономическая мысль традиционной России впитывала многие теории. Пыталась переосмыслить, а не просто заимствовать. И имеются оригинальные достижении, чего не было на Западе. И в этой своеобразности одной из таких вещей является теория хозяйства. Термин хозяйство всегда широко употреблялся в России. А также словосочетание «народное хозяйство», в котором подчеркивалась целостность»[1, с.300].
М.В. Кузенкова характеризует междисциплинарный семинар как «увлекательную и удачную попытку найти место России в череде человеческих цивилизаций, понять, кто мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории и современности Европы и Азии. Структура лекций интересна своим многообразием, всеохватывающим, комплексным постижением сущностей российского цивилизационного процесса. Сделаны интересные выводы об отличительных особенностях российского народа. Развитие России показано во всем его многообразии и комплексе» [1, с.304].
По итогам участия в междисциплинарном семинаре, И.А. Сафроновым замечено, что «Совершенствование физико-космологических идей должно привести к тому, что “пространство и время будут управляемы, подобно другим явлениям природы, которые в наши дни уже подчинены воле человека”. Физика найдет способ “сокращать пространство и время до нуля или почти до нуля”. И возможно, что «вечное теперь» древних греков и других народов было выражением величайшей догадки о структуре времени».
Сам автор книги считает, что междисциплинарный метод позволяет рассматривать исследуемое явление с разных сторон, с позиции разных наук, и это делает объект изучения более полным, объёмным и целостным. Междисциплинарность открывает доступ к решению сложнейшей общенациональной проблемы — духовному и национальному самоопределению, прежде всего, молодёжи. Она выходит на воспитание сознания» [1]. Интерес среди учёных и практиков к проблемам междисциплинарности расширяется [2, 3].
Тем более, что воспитание молодёжи выдвигает на первый план идеи рыночного восприятия мира и в этой связи основы маркетинга взаимодействия [4], создают научную платформу для развития междисциплинарности, расширяя научные коммуникации. Дело в том, что маркетинг как наука, интегративна в междисциплинарности. Она использует знания, накопленные другими науками, для исследования маркетинговых проблем и, наоборот, результаты маркетинговых исследований передаются для использования другим наукам и технологиям воспроизводства спроса и удовлетворения растущих потребностей. Реальный эффект от создания маркетинговых междисциплинарных площадок усиливается в условиях цифровизации коммуникаций и подключения социальных сетей для осуществления научного и практического диалога. Появляется возможность не только дифференциации маркетинговых функций, но и «перемешивания» научных знаний, и для конструирования принципиально новых междисциплинарных объектов, интегрирующих гуманитарные, социальные, естественные и другие научные дисциплины.
Положения, затронутые в ходе проведения междисциплинарного семинара, обсуждались в рамках Международных Рождественских чтений (г. Москва), на международных Форумах и конференциях, заседаниях Общероссийской общественной организации «Российское профессорское собрание», встречах, инициированных Советом старейшин и молодых учёных СПб ГЭУ и на других дискуссионных площадках.
Таким образом, вопросы, затронутые в книге И.Д. Афанасенко «Россия в изменяющемся мире» способствуют улучшению интеллектуального климата в науке, выдвигают на первый план задачи преодоления разобщённости в исследовательской и педагогической деятельности. Создаются предпосылки для формирования междисциплинарных сообществ учёных и практиков. В этом контексте важная роль отводится маркетинговому коммуникационному инструментарию, тренды которого позволят превентивно высоко оценить эффективность междисциплинарного подхода в экономической науке и высшем образовании [4]. Это обусловливает необходимость продолжения исследований феномена междисциплинарности и создания интегрированных учебных комплексов, отражающих междисциплинарные связи учебных дисциплин и перспективный набор компетенций для обучающихся.
Несомненно, появление данной оригинальной книги восполнит существующий пробел на рынке таких прогрессивных монографий, которые ждут благодарные читатели.


Литература
1. Афанасенко И.Д. Россия в изменяющемся мире. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — 337 с.
2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Междисциплинарность в логистическом знании //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2017. — № 3. — С.12–16.
3. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью, Измерение и оценка ценности / Г.Л.Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н.Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.
4. Багиев Г.Л. Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». — 2015. Т. 9. — № 1. — С. 146–152.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия