Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Минеева В. М.
доцент кафедры финансов и кредита
Уфимского государственного нефтяного технического университета,
кандидат экономических наук


О некоторых аспектах разработки алгоритма формирования стратегии цифровизации предпринимательских структур
В статье рассмотрена необходимость построения алгоритма формирования стратегии цифровизации предпринимательских структур. Автором отображена связь между стратегией цифрового преобразования и другими стратегиями предпринимателей. Предложенный автором алгоритм формирования стратегии цифровизации позволяет адаптировать условия функционирования предпринимательской структуры к изменениям глобальных финансовых и товарных рынков, современным мировым политическим и социально-экономическим тенденциям
Ключевые слова: предпринимательство, цифровизация, предпринимательские структуры
УДК 336; ББК 65   Стр: 258 - 259

В последние годы предприниматели почти во всех отраслях инициировали изучение новых цифровых технологий и использование их преимуществ. Это касается преобразований в ключевых бизнес-операциях и оказывает принципиальное влияние на процессы создания товаров и услуг, а также на организационные структуры и концепции управления. Компании должны разрабатывать новые методы управления этими сложными преобразованиями. В этой связи важно сформулировать стратегию, которая будет служить центральной концепцией для координации, определения приоритетов и реализации цифровых преобразований внутри фирмы. Несмотря на первые исследовательские усилия и проблемы, с которыми сталкиваются на практике, в научных кругах по-прежнему отсутствуют конкретные рекомендации — как формулировать, реализовывать и оценивать стратегии цифровой трансформации [1].
Использование и интеграция цифровых технологий характерна, прежде всего, для крупных компаний, оказывая влияние на бизнес-процессы, каналы продаж и цепочки поставок [2]. Потенциальные преимущества оцифровки многообразны и включают, среди прочего, увеличение продаж, повышение производительности, инновации в создании стоимости, а также новые формы взаимодействия с клиентами [3]. В результате целые бизнес-модели могут быть изменены или заменены. Благодаря широкому охвату, цифровая стратегия стремится координировать и расставлять приоритеты во многих независимых потоках преобразования. Присущие для компании характеристики пересекаются с другими бизнес-стратегиями и должны с ними коррелироваться (рис.1).
Рис.1. Связь между стратегией цифрового преобразования и другими стратегиями предпринимателей
Составлено автором
Существуют различные концепции формирования стратегий. Они в основном определяют текущую и будущую операционную деятельность, необходимые прикладные системы и инфраструктуру, а также адекватную организационную и финансовую структуру. Стратегии цифровизации должны фокусироваться на управлении информационными технологиями внутри фирмы. В некоторой степени это ограничивает возможности, ориентированные на производство продукта и обслуживание клиента. Кроме того, стратегии цифровизации представляют собой системно-ориентированные «дорожные карты» будущего использования технологий, но они не обязательно учитывают преобразование продуктов, процессов и структурных аспектов, которые сопровождают интеграцию технологий.
При этом очень важно получить точное соответствие между стратегиями цифрового преобразования и всеми другими организационными и функциональными стратегиями. Как уже говорилось, цифровые бизнес-стратегии часто описывают желаемые будущие бизнес-возможности, но они, как правило, не включают трансформационные идеи о том, как достичь этих будущих состояний. Мы полагаем, что стратегия цифровой трансформации — это план, который помогает компаниям управлять преобразованиями, возникающими вследствие интеграции цифровых технологий, а также их операциями после определенных преобразований [4].
Хотя базовые основы стратегий цифровой трансформации изначально понятны, однако существуют различные возможности их использования для дальнейших направлений развития бизнеса. Структура цифровой трансформации описывает «краеугольные камни» трансформации по четырем измерениям. Будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее выявление и конкретизацию общих элементов, относящихся к этим четырем измерениям. Это относится, в частности, к различным атрибутам, которые компании могут использовать для каждого из этих элементов. Эмпирические данные могут помочь в сравнении стратегий цифрового преобразования в разных отраслях для оценки общих черт и различий, чтобы повысить показатели успеха. Ключевой вопрос касается оптимальной степени оцифровки, которой должна достичь фирма, поскольку более широкое использование цифровых технологий не всегда может быть желательным.
Необходимо проанализировать, влияет ли на эти процессы размер фирмы или степень оцифровки ее основных продуктов [5]. Кроме того, цифровые преобразования часто сопровождаются изменением наборов навыков, необходимых для самого преобразования, а также для последующих операций. Эта проблема является сложной и существенной. Хотя нынешние сотрудники могут иметь менее технически грамотное мышление и не иметь необходимых технологических возможностей, чтобы справиться с предстоящими изменениями, однако новых, высококвалифицированных и целенаправленных сотрудников возможно будет трудно найти. Помощь может заключаться в предоставлении возможностей, и процедур обучения существующих сотрудников новым формам деятельности, связанным с цифровизацией.
Вышеизложенное позволило нам рассмотреть и предложить возможность формирования алгоритма стратегии цифровизации предпринимательских структур, который позволяет провести разделение информации по сферам (экономическая или социальная), определить влияние внешней и внутренней среды, выявить показатели развития предпринимательской структуры в условиях цифровизации (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм формирования стратегии цифровизации предпринимательских структур
Разработано автором
При помощи конкретных для каждой предпринимательской структуры (сферы деятельности, рынка и пр.) критических точек, связанных со стратегическими целями, необходимо провести выбор стратегических решений из сложившегося набора альтернатив в соответствии с сформировавшимися условиями функционирования.
Другие ключевые вопросы включают желаемую степень цифровых преобразований, а также временную степень стратегий цифрового преобразования, которые могут варьироваться от быстрых одноразовых действий до нескольких последовательных проектов.
Стратегии цифровой трансформации имеют кросс-функциональный характер и должны быть согласованы с другими функциональными и операционными стратегиями. Однако, приведение таких стратегий в соответствие с другими стратегиями остается трудной и противоречивой задачей.
Учитывая относительно недавнее появление стратегий цифровой трансформации, необходимы дополнительные доказательства того, как такое согласование можно проводить на практике — не только в отношении ИТ-стратегий, но и с организационной точки зрения. В этом отношении взаимодействие стратегий цифровой трансформации со стратегиями развития бизнеса и другими бизнес-моделями также необходимо оценивать с точки зрения эффективности. Поскольку оцифровка охватывает одновременно и другие стратегии, то необходимы сложные координационные усилия. Следует выработать руководящие принципы, чтобы помочь структурировать эти процессы для достижения общей постановки целей, согласования различных стратегий и сотрудничества между различными людьми и организациями. Предложенный алгоритм формирования стратегии цифровизации позволяет адаптировать условия функционирования предпринимательской структуры к изменениям глобальных финансовых и товарных рынков, современным мировым политическим и социально-экономическим тенденциям.
В заключение можно сказать, что оцифровка деятельности предпринимательских структур является важным условием адаптации России к новым рыночным условиям, что позволит ей быть конкурентоспособной и противостоять вызовам внешней среды. В связи с этим необходима государственная поддержка при решении данной проблемы. Понимание уровня развития цифровых технологий и их влияния на предпринимательский сектор может послужить руководством для дальнейших действий, адекватных цифровой эпохе.


Литература
1 Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. — 2017. — №7. — С.1127–1136.
2 Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. — 2018. — №37–1. — С.311–318.
3 Цифровая экономика: социально-экономические и управленческие концепции. Колл.монография / А.А. Степанов и др.; под ред. А.А.Степанова. — М.: Изд-во «Виктория+», 2018. — 186 с.
4 Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2018. — №2. — С.7–15.
5 Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. — 658 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия