Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Яхменев П. А.
руководитель Центра мировой экономики Дипломатической академии МИД России (г. Москва),
кандидат экономических наук


О перспективах дальнейшего совершенствования СНГ и целесообразности актуализации концепции его развития в современных условиях
В статье показано, что Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (СНГ) требует эволюционного совершенствования. Возрастающая роль процессов регионализации в международных отношениях диктует необходимость постоянной адаптации СНГ к современным реалиям, актуализации действующей Концепции развития Содружества. Рекомендуется учитывать опыт иных интеграционных объединений на евразийском пространстве, прежде всего ЕАЭС, ОДКБ, ШОС
Ключевые слова: содружество независимых государств, СНГ, Концепция развития СНГ, интеграционные процессы на евразийском пространстве, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС
УДК 330.342; ББК 65.012.4   Стр: 25 - 27

Содружество независимых государств (СНГ) является наиболее представительной региональной межгосударст­венной организацией на постсоветском пространстве. На страны СНГ приходится 16% мировой территории, 5% населения планеты (283 млн чел.), 40% мировых запасов природного газа, 20% нефти, 25% угля. ВВП СНГ составляет около 5% от мирового.
В период масштабных геополитических перемен Содруже­ство достаточно успешно выполнило одну из своих исторических функций — сформировало на началах суверенного равенства всех его членов каркас новых межгосударственных отношений постсоветских стран. СНГ не обладает наднациональными полномочиями. Подход, основанный на принципах универсальности, добровольности, равноправия, взаимовыгодного партнерства, учета интересов друг друга не только способствовал «цивилизованному разводу» советских республик, но и заложил основу для сохранения тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Содружество способствовало сдерживанию многих губительных дезинтеграционных процессов, стабилизации экономики, поддержанию торговых связей.
Вместе с тем на протяжении всего периода существования СНГ испытывает на себе влияние экономических и политических перемен, происходящих как внутри Содружества, так и за его пределами. В некотором смысле СНГ представляет собой «сочетание противоречий». Их источниками являются различия в уровнях социально-экономического развития входящих в организацию государств, формах и результатах происходящих в них политических и экономических реформ, демократизации обществ.
До сих пор в Содружестве не завершено формирование пространства свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Инвестиционная активность не в полной мере отвечает требованиям достижения быстрого роста экономики. Уровень инноваций в недостаточной степени обеспечивает конкурентоспособность товаров стран СНГ на мировом рынке.
Не способствуют углублению сотрудничества и интеграции позиция национальных правящих элит в ряде государств-участников, «цветные революции», происходящие порой с подачи внешних игроков, риски сиюминутного изменения внешнеполитических приоритетов ради получения конъюнктурных выгод от Запада, недостаток дисциплины в выполнении принятых членами Содружества обязательств.
Необходимость и пути эволюционного совершенствования организации нашли отражение в одобренной главами государств Содружества 5 октября 2007 г. Концепции дальнейшего развития СНГ и утвержденном Плане основных мероприятий по ее реализации. Концепция стала основой для дальнейшего конструктивного взаимодействия. Ее принятие явилось итогом многолетних дискуссий относительно оптимального формата и механизмов работы в условиях, сложившихся к тому времени на постсоветском пространстве.
Концепция подтвердила развитие СНГ как состоявшейся региональной межгосударственной организации, признанной международным сообществом, обладающей интеграционным потенциалом и дающей возможность ее членам избирательно подходить к своему участию в форматах и сферах коллективного сотрудничества. В документе отмечается необходимость углубления политического, межпарламентского сотрудничест­ва, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование деятельности СНГ и его механизмов. При этом предполагается основываться на гибком и эволюционном подходе, замене «постоянного реформирования органов СНГ» «адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества». Ценность Концепции заключается в том, что она, вобрав в себя взгляды каждого участника на развитие Содружества, создала предпосылки для дальнейшего движения вперед без встрясок и слома сложившихся структур, с опорой на накопленный опыт совместной работы.
План по реализации Концепции включает 107 основных мероприятий, в том числе 67 — со сроками исполнения в 2008–2012 гг., 2 — в 2008–2017 гг. и 38 — со сроком исполнения «постоянно». К настоящему времени большая часть мероприятий выполнена.
Позднее, в октябре 2008 г., на основе принятой Концепции и Плана основных мероприятий была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. (без Узбекистана; Азербайджан, Молдова и Украина сделали оговорки по ее реализации). В октябре 2011 г. восемью государствами — участниками СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина), на долю которых приходилось свыше 90% взаимной торговли стран Содружества, был подписан Договор о зоне свободной торговли, ставший ключевым элементом фундамента торгово-экономического сотрудничества. В 2013 г. к Договору присоединился Узбекистан. Реализация принятых решений положительно повлияла на интеграционные процессы в СНГ. Кардинальные изменения, произошедшие в сфере экономического и гуманитарного взаимодействия, системе безопасности по всему периметру организации, вернули государства Содружества к осознанию важности широкого, многостороннего формата СНГ.
Однако стремительность происходящих в мире событий возрастающая роль процессов регионализации в международных отношениях диктуют необходимость постоянной адаптации Содружества к современным реалиям. Вопросы путей обновления СНГ, поиска дополнительных стимулов для интеграции, ресурсов для экономического роста, изменения структуры и принципов работы, актуализации нормативной базы не раз поднимались лидерами стран Содружества. Их суть состоит в преобразовании Содружества в организацию, нацеленную в основном на социально-экономическое развитие государств-участников и на содействие экономическим связям между ними. Предлагалось повысить эффективность работы СНГ, избегать повтора функций с другими интеграционными объединениями (Евразийский экономический союз — ЕАЭС, Организация договора о коллективной безопасности — ОДКБ), сделать структуру органов Содружества менее громоздкой, отказаться от ряда отраслевых органов, переставших быть востребованными. В целом, вызовы, стоящие в настоящее время перед СНГ, актуальны для многих интеграционных объединений.
В сентябре 2016 г. в Бишкеке главами государств Содружества принято решение об адаптации организации к современным реалиям, повышении эффективности деятельности ее уставных и отраслевых органов. На реализацию данного решения были направлены усилия российского председательства в СНГ в 2017 г. На саммите в Сочи в октябре 2017 г. перераспределены полномочия между Советом глав государств и Советом глав правительств, утверждены предложения по дальнейшей оптимизации деятельности Совета министров иностранных дел (СМИД) и Экономического совета.
В рамках работы по дальнейшему совершенствованию Содружества рассматривается вопрос актуализации действующей Концепции от 5 октября 2007 г. и разработки нового плана основных мероприятий на среднесрочную перспективу до 2025 г. Соответствующее предложение, инициированное казахстанской стороной, было поддержано всеми главами государств — участников СНГ в октябре 2017 г. В апреле 2018 г. в Минске, на очередном заседании СМИД принято решение о начале работы по актуализации положений Концепции и разработке нового Плана мероприятий по ее реализации. Состоялись заседания профильной экспертной группы.
Обновление Концепции невозможно без учета сложившихся форм многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. На нем, помимо СНГ, действуют международные организации, отличающиеся высокой степенью интеграции (по крайней мере, в некоторых сферах), — Евразийский экономический союз, Организация договора о коллективной безопасности, ряд других. Однако состав их участников является более узким, чем Содружества. СНГ остается востребованным как широкая площадка диалога и сотрудничества и не исчерпало свой потенциал.
Вызовы, с которыми сталкиваются страны — участницы интеграционных объединений на постсоветском пространстве, объективно ставят на повестку дня вопрос координации работы, ведущейся в рамках данных организаций, в целях повышения их эффективности и практической отдачи. На фоне наметившейся «пробуксовки» глобализации, региональная интеграция в мире продолжает развиваться. Перспективным для сохранения общего пространства представляется постепенное сближение СНГ и ЕАЭС. В обновляемую Концепцию было бы целесообразно включить меры по сопряжению деятельности данных интеграционных объединений. Это позволит избежать возникновения дополнительных барьеров в торгово-экономических отношениях с государствами, которые входят в СНГ, но не являются членами ЕАЭС. Шагом к обеспечению сопряжения стало предоставление странам Содружества возможности получения статуса наблюдателя при Союзе (такой статус получен Молдовой в 2018 г.), не обремененный обязательствами последующего оформления членства в нем.
Анализ основных целей и задач СНГ, ЕАЭС, ОДКБ свидетельствует о совпадении круга поставленных перед ними задач во многих сферах, что надлежит учитывать при актуализации действующей Концепции развития СНГ. Необходимо исходить из объективной оценки результатов глубоких политико-экономических преобразований в странах Содружества за годы их государственной независимости, учета неизбежности проблем, которые будут возникать в ходе интеграционного строительства, имеющих как временный, так и системный характер.
Представляется, что в кратко- и среднесрочной перспективах СНГ будет в большей степени сфокусировано на экономической сфере. По этой причине при разработке предложений по актуализации Концепции в первую очередь необходимо уделить внимание острым проблемам экономик государств Содружества, скорректировать ряд положений Концепции, касающихся взаимодействия в данной сфере. В актуализированном варианте Концепции могли бы найти отражение задачи создания экономики, опирающейся на передовые технологии, развитие «интернет-экономики», реализацию «цифровой повестки», формирование механизмов и инструментов обеспечения финансовой безопасности. Требуется более сильный акцент на тематику научно-технического и инновационного сотрудничества, сферы транспорта и коммуникаций, углубления инвестиционных связей, расширения промышленной и технологической кооперации. В ближайшей перспективе потребуется разработка стратегии экономического сотрудничества на период после 2020 года, «дорожных карт» взаимодействия.
Необходимо продолжить работу по использованию потенциала Договора о зоне свободной торговли, задаться целью скорейшего выхода на подписание соглашения о свободной торговле услугами, устранения остающихся барьеров на пути движения товаров и услуг.
Для дальнейшего поступательного развития СНГ в гуманитарной сфере необходимы продолжение разработки согласованных подходов к оценке качества образования и сертификации квалификаций, развитие академической мобильности и сетевого взаимодействия вузов Содружества, подготовка единых образовательных стандартов и инновационных образовательных программ, устойчивое развитие туризма, спорта, молодежного взаимодействия, в том числе с использованием популярных у молодежи информационных технологий, парламентской и народной дипломатии. Следует сообща решительно выступать против возрождения нацисткой идеологии.
В актуализированном варианте Концепции необходимо развить тематику безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом и его финансированием, наркоугрозой, нелегальной миграцией. Перспективной задачей при обеспечении общей безопасности государств СНГ является создание к 2025 г. объединенной системы воздушно-космической обороны на основе существующей в Содружестве объединенной системы ПВО.
На политическом треке ключевая задача видится в полном задействовании широких возможностей СНГ в сфере политического диалога и координации подходов по различным аспектам эволюции ситуации на пространстве организации и в мире. Следует и далее направлять усилия на повышение роли Содружества на мировой арене, наращивание взаимодействия с крупными международными организациями, дальнейшую координацию внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ.
Модель взаимодействия Содружества и иных интеграционных структур на постсоветском пространстве, в состав которых входят государства — участники СНГ в различных сочетаниях, должна исключать параллелизм и дублирование взаимодействия. Это во многом касается координации действий в реализации конкретных программ в торгово-экономической сфере с ЕАЭС, на долю государств-членов которого приходится около 90% совокупного ВВП СНГ. Для минимизации негативных последствий дублирования функций необходимо оптимизировать их распределение между региональными организациями, расширять практику и форматы регулярных консультаций. Решению данной задачи будет в определенной степени содействовать достигнутая ранее договоренность об участии Председателя Исполкома СНГ — Исполнительного секретаря СНГ в заседаниях Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
Актуализированная Концепция могла бы предусматривать комплекс мероприятий по дальнейшей модернизации институциональных механизмов интеграционного взаимодействия в СНГ. Следует продолжить уже начатое совершенствование системы межгосударственных органов, уточнение полномочий уставных органов Содружества, повышение роли и статуса Исполкома организации, оптимизацию отраслевого сотрудничества. Межгосударственные органы СНГ, очевидно, должны обладать ровно таким объемом полномочий, который необходим для достижения целей и задач с учетом динамики самой интеграции.
Представляется востребованным совершенствование договорно-правовой основы, правил и процедур принятия решений и контроля их исполнения. Следует однозначно определить правовой статус и степень обязательности актов Содружества. В ряде случаев необходимо предусмотреть правило имплементации в национальное законодательство решений Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов, устанавливающих какие-либо обязательства непосредственно для государств-участников. Должна совершенствоваться работа по подготовке международных договоров и других нормативных правовых актов, что предполагает, в частности, конкретизацию обязательств, ответственности сторон, механизмов разрешения спорных вопросов.
Преобразования в работе Содружества, возможно, потребуют внесения поправок в Устав организации. Очевидно, что изменение ныне действующего институционального механизма в организации — задача непростая, для ее реализации необходимы время и последовательные целенаправленные усилия. При разработке и реализации новых положений, актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ следует действовать поэтапно, взвешенно, сохраняя накопленный положительный опыт сотрудничества.
Дальнейшая реализация Содружеством интеграционной идеи потребует активного использования практики и достижений ЕАЭС и ОДКБ. Поиск механизмов взаимодействия, например, СНГ и ЕАЭС особенно важен в условиях наметившегося разрыва в экономической повестке стран–участниц зоны свободной торговли Содружества и членов Союза, самоизоляции Украины от процессов регионального сотрудничества на пространстве СНГ, угрозы ее официального выхода из организации. Притягательность ОДКБ заключается в упрочении внешних рубежей ее зоны ответственности, в том числе в защите от террористической угрозы на центральноазиатском направлении с территории Афганистана и в некоторой степени от гибридных угроз, в потенциале Организации по укреплению международной и региональной безопасности и стабильности, в принципе приоритета политических средств перед военными. Взаимодействие стран СНГ с ОДКБ имеет важную практическую значимость, особенно в условиях ослабления некоторых фукций Содружества в военно-политической сфере, опасности эскалации внутренних или приграничных конфликтов.
Интеграционный аспект актуализированной Концепции дальнейшего развития СНГ должен быть нацелен уже не просто на сохранение связей на постсоветском пространстве и развитие самого Содружества, а на перспективы формирования нового конкурентоспособного пространства — Большой Евразии. Выходу на Большое евразийское партнерство могут способствовать взаимодополнение и переплетение интересов СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, других интеграционных объединений. Актуализированная Концепция, выверенные шаги по ее реализации в определенной степени способны содействовать решению амбициозной задачи формирования евразийского партнерства.
Евразийские интеграционные процессы сталкиваются с постоянным и последовательным внешним противодействием, которое продиктовано стремлением внешних игроков сохранить и расширить влияние на страны постсоветского пространства. В работе по актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ необходимо уделить должное внимание теме координации подходов государств-участников Содружества в международных организациях.
К работе по совершенствованию Концепции следует шире привлекать органы отраслевого сотрудничества, представителей академических кругов, экспертов. Важно добиваться того, чтобы гражданское общество было должным образом осведомлено и поддерживало цели и задачи интеграции в СНГ.
Совершенствуя Содружество и его базовые документы, важно обеспечивать преемственность интеграционной деятельности в СНГ. Корректировка ранее принятых программных документов организации востребована, но соответствующая работа должна проводиться с осмотрительностью, поскольку многие их положения сохраняют актуальность по сей день.


Литература
1. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. // http://www.mid.ru/bdomp/ns-sndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ea 0017
2. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (5 октября 2007 г., Душанбе) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18763
3. Аникин В.И., Сурма И.В. Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире // Вопросы безопасности. — 2016. — № 3. — С.1–18.
4. Бажанов Е.П. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Философские науки. — 2015. — № 1. — С.12–28.
5. Иванов О.П. Военно-политическая стратегия США в АТР. В сборнике: Современный мир и геополитика Аникин В.И., Анненков В.И., Бажанов Е.П., Громыко А.А., Жильцов С.С., Иванов О.П., Келин А.В., Конышев В.Н., Кукарцева М.А., Митрофанова Э.В., Мозель Т.Н., Неймарк М.А., Орлов В.А., Рудницкий А.Ю., Сурма И.В., Соловьев Э.Г., Чуркин В.И. — Москва, 2015. — С. 309–326.
6. Калашников Л.И., Слуцкий Л.Э. О законодательном регулировании приграничного сотрудничества в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2 (62). — С.6–7.
7. Карпович О.Г. Цветные революции как инструмент системной дестабилизации политических режимов: угрозы и вызовы для России. Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 1 (36). С. 73–87.
8. Кротов М.И. Разрешение противоречий ЕАЭС — источник углубления евразийской интеграции в новой глобальной реальности. // В сборнике: Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник ИНИОН РАН, 2018. — С.227–230.
9. Петраков М. О Концепции дальнейшего развития СНГ // http://www.interaffairs.ru/jautor/material/41
10. Яхменев П.А. Миграционная политика и совершенствование регулирования миграции. В книге: Социальные аспекты конкурентоспособности человека, общества, государства. Коллективная монография. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во Проспект, 2004. — С.241–251.
11. Яхменев П.А. Особенности миграционных процессов в регионах российского Севера и их влияние на политику занятости: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Москва, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия