Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Тарханов О. А.
эксперт Поволжской логистической ассоциации (г. Казань),
кандидат технических наук

Саттаров В. Р.
магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета

Транспортно-логистический каркас стратегического пространственного развития России
В статье рассматривается важность и необходимость реализации утвержденной государственной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года для обеспечения устойчивых внутрироссийских межрегиональных и межгосударственных эффективных производственно-торговых связей путем внедрения прогрессивных транспортно-логистических систем грузовых перевозок по транспортным коридорам, в том числе по международным коридорам «Европа — Западный Китай», «Север-Юг», «Запад-Восток», с достижениями установленных целей и задач, а также показателей эффективности их функционирования. Предлагается «поясная модель» формирования пространственно-экономического пояса транспортно-логистических коридоров шириной 400–600 км с расположенными в нем производственно-торговыми зонами субъектов Российской Федерации. Совокупность пространственно-экономических поясов транспортных коридоров должна сформировать функционирующую на всей территории России общую транспортно-логистическую систему (каркас)
Ключевые слова: транспортная стратегия Российской Федерации, эффективность грузовых перевозок, производственно-торговые связи, грузовая транспортно-логистическая система, пространственно-экономический пояс транспортно-логистического коридора
УДК 656:164 (075.8)   Стр: 85 - 87

Одним из важнейших направлений Российской государ­ственной политики в сфере экономического развития, согласно Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии пространственного развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 13.02.19 № 207-р) является реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [1] на основе результатов выполнения приведенных в ней основных мероприятий, конкретных проектов Государственной программы «Развитие транспортной системы России» (Распоряжение Правительства РФ от 15. 04. 2014 г. № 313-р), Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010–2020 г.» (Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 г. №  848), Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. № 2101-р), а также региональных целевых проектов развития транспортных комплексов субъектов РФ, программ развития видов транспорта, например, ОАО «РЖД», взаимосвязанных с этими федеральными нормативными актами.
Важность реализации мероприятий Транспортной стратегии РФ и проектов вышеуказанных программ заключается в обеспечении устойчивых внутрироссийских межрегиональных и межгосударственных эффективных производственно-торговых связей путем внедрения прогрессивных транспортно-логистических систем грузовых перевозок с использованием как существующих, так и вновь создаваемых объектов (дорог, путей, станций, терминалов, логистических центров, сервисных пунктов и др.) транспортной инфраструктуры федеральных транспортных коридоров, в том числе входящих в них международных транспортных коридоров «Запад — Восток», «Север — Юг», «Европа — Западный Китай», приведенных в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 (пункт 15).
Прошло более десяти лет с момента принятия Транспортной стратегии России, однако до настоящего времени Минтрансом РФ не установлены федеральные транспортные коридоры с входящими в них транспортными коммуникациями. Отсутствуют правительственные решения по территориальному прохождению вновь создаваемых новых автомобильных дорог, железнодорожных путей не только по международным коридорам «Европа –Западный Китай», «Север-Юг», но и «Запад-Восток» (скоростной дороги и железнодорожного пути Москва — Казань — Екатеринбург) по требованиям перспективных транспортно-экономических параметров. Создание международных транспортных коридоров «Европа — Западный Китай», «Север — Юг» в установленные сроки является проблематичным, а грузопоток по железнодорожному коридору «Запад — Восток» в настоящее время незначителен [2].
Известно, что совершенствование (модернизация и новое строительство) транспортных коммуникаций под современные требования перевозок грузов, особенно по международным транспортным коридорам, связано со значительными государственными и частными инвестициями с длительными сроками выполнения строительных работ, что подтверждается реальными фактами нехватки бюджетных средств и финансовых возможностей частных инвесторов. Ввод в эксплуатацию транспортных коммуникаций международных транспортных коридоров в установленные Транспортной стратегией РФ в 2021–2024 годы (через 3–5 лет) реально невозможны, что может привести к задержке ускорения развития российской экономики, использования транзитного потенциала российской транспортной системы.
Учитывая проблемы несвоевременности инвестиционных вложений в модернизацию и новое строительство объектов транспортной инфраструктуры, а также потребность в создании и обеспечении функционирования грузовых транспортных коридоров с выполнением запланированных показателей в установленные сроки необходимо использовать существующие транспортно-логистические объекты, а также вводимые в эксплуатацию, по мере возможности, новые коммуникации.
Следует отметить, что целями и задачами Транспортной стратегии РФ в области грузовых перевозок являются:
— формирование единого транспортного пространства России путем совершенствования и сбалансированного развития интегрированной транспортной инфраструктуры (ввод новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, скоростных транспортных коммуникаций, создание товарораспределительных логистических центров, сухих портов, терминалов и др.), а также создания единой системы и среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев и других участников транспортного процесса ;
— обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребно­стей развития экономики страны, совершенствование функционирования российской транспортной системы (за счет обновления и наращивания парков грузового подвижного состава, создания интеллектуальных транспортных систем, формирования рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг, реализации высокоэффективных товаротранспортных технологий, развития контейнерных перевозок и т.д.);
— интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны в результате создания конкурентоспособных транспортных коридоров на основе технически и технологически интегрированной транспортно- логистической инфраструктуры, систем координации бизнес-процессов в цепях поставок, внедрения технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах, обеспечения взаимодействия в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а также АТЭС и ШОС сотрудничества с ЕС.
Результатами достижения вышеуказанных целей Транспортной стратегии являются обеспечение требуемых объемов оказываемых транспортно-логистических услуг отечественным грузовладельцам и транзитных перевозок зарубежных грузов с достижением следующих основных эффективных показателей:
— увеличение продолжительности грузодвижения в межрегиональных и международных сообщениях до 1100 км/сутки (до 16–20 часов/сутки);
— повышение производительности транспортных систем в 1,7–2 раза;
— уменьшение энергоемкости транспорта на 30%;
— сокращение сроков доставки грузов в смешанном сообщении на 25%;
— увеличение транзитных перевозок грузов до 85 млн тонн;
— рост экспорта транспортных услуг в 5,7 раза.
Достижение эффективных показателей деятельности транспортной системы должно обеспечить грузовладельцам:
— сокращение транспортных затрат в цене реализуемой на рынке продукции с 21–24% до 7–9%, (в 2–3 раза), как в промышленно-развитых странах Европы и Китае;
— снижение складских запасов для товарного производства до 3–6 дней.
Автономно функционирующие в настоящее время виды транспорта, осуществляющие низкоскоростные, малопроизводительные, высоко затратные перевозки грузов с применением устаревших организационных, технологических процессов и низко эффективных технических средств, не способны удовлетворить указанным выше показателям Транспортной стратегией, требованиям повышения конкурентоспособности грузовой транспортно-логистической системы, обеспечить дальнейшее развитие российской экономики и интересы грузовладельцев.
В связи с этим важно задать ряд вопросов к ответственным исполнителям и участникам реализации Транспортной стратегии, программ и проектов развития российской транспортной системы:
1. Каким образом могут быть достигнуты цели, решены задачи и выполнены установленные эффективные транспортные показатели грузовых перевозок, обеспечены экономические интересы грузовладельцев?
2. Могут ли действующие или модернизируемые отраслевые грузовые транспортные системы (железнодорожные, автомобильные, водные) их обеспечить?
3. Почему под созданием транспортных коридоров понимается в первую очередь модернизация и строительство объектов транспортной инфраструктуры, а затем организация и обеспечение функционирования эффективных транспортно-логистических систем?
4. Возможно ли использовать существующие транспортные коммуникации и иные действующие инфраструктурные объекты для обеспечения транспортно-логистического функционирования международных транспортных коридоров в установленные сроки 2022–2024 годы?
5. Является ли основанием создания международных транспортных коридоров только обеспечение транзитных перевозок зарубежных грузов и получение валютных доходов экспорта транспортных услуг?
6. Почему ответственные федеральные и региональные органы исполнительной власти (министерства), промышленные и торговые объединения, грузовладельцы не требуют создания и функционирования установленной Транспортной стратегией эффективной грузовой транспортно-логистической системы?
7. Почему до сих пор не осуществляется подготовка предложений и формирование концепции транспортных коридоров, соответствующей требованиям Транспортной стратегии?
Основные положения формирования такой концепции для их рассмотрения, обсуждения, принятия решения о ее разработке [3,4] были предложены федеральным государственным ведомствам: Минтрансу, Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго РФ.
Понятие (определение) транспортного коридора, в том числе международного, в существующих российских нормативно-правовых документах не установлено. Транспортный коридор представляется как совокупность проходящих по территории (территориям) в установленном направлении транспортных коммуникаций (железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог, воздушных линий) с необходимыми грузо-транспортными объектами (станциями, портами, терминалами и др.) или как направленный массовый (межрегиональный, экспортно-импортный, транзитный) грузопоток от одного региона (государства) до другого региона (государства), осуществляемый действующими в данном направлении видами транспорта.
Исходя из такой «линейной модели» представления транспортного коридора формируется узконаправленный вариант создания и функционирования скоростной транспортной коммуникации, например, железнодорожной в международном коридоре «Запад-Восток» или автомобильной магистрали в коридоре «Европа — Западный Китай». Такой способ формирования и функционирования транспортных коридоров не позволяет создать пространственно-экономическую транспортно-логистическую систему страны.
Авторами статьи предлагается «поясная модель» формирования пространственно-экономического пояса транспортно-логистических коридора шириной 400–600 км с расположенными в нем производственно-торговыми зонами субъектов РФ как непосредственно вдоль находящихся в поясе скоростных федеральных транспортных коммуникаций, а также вдоль примыкающих к ним внутренних (региональных, межрегиональных) коммуникаций, связанных между ними грузовыми сообщениями. Организация и обеспечение грузовых связей производственно-торговых зон осуществляется транспортно-логистической системой коридора. Совокупность пространственно-экономических поясов коридоров, в том числе имеющих статус международных, образует функционирующую на всей территории России общую транспортно-логистическую систему (каркас), способствующую обеспечить ее пространственное экономическое развитие.
Формирование поясов транспортных коридоров, функционирование в них грузовых транспортно-логистических систем основывается на параметрах транспортно-экономических балансов долгосрочного прогнозирования, а также текущего планирования в производственно-торговых зонах выходящих и входящих грузопотоков (объемов, номенклатуры отправляемых и получаемых грузов), соответствующих их потребностям транспортных услуг (объемов перевозок, переработки, хранения, доставки грузов), требуемого количества транспортных средств и перегрузочной техники, необходимых терминально-складских мощностей с использованием методов транспортно-экономического имитационного моделирования.
Параметры и показатели грузовых перевозок, состава транспортных средств, размещение и количество сервисных пунктов для их обслуживания (заправочных станций, центров технического обслуживания), используемых станций, грузовых консолидирующих и распределительных (логистических) центров, терминально-складских комплексов (грузовых дворов) в производственно-торговых зонах по направлениям и маршрутам сообщений в поясах транспортных коридоров определяются исходя из условий выполнения требований Транспортной стратегии, а также Стратегии пространственного развития России.
Функционирующие в пространственно-экономических поясах внутрироссийских и международных транспортных коридоров грузовые транспортно-логистические системы являются системами открытого типа для участников (субъектов), принимающих на себя обязательства по выполнению условий и требований организации, обеспечения и осуществления транспортно-логистического процесса в соответствии с законодательно-нормативными актами и установленными внутрисистемными регламентами (порядками, стандартами, тарифами, финансовыми расчетами, передачи информации).
Субъекты, как участники транспортно-логистического процесса, входят в ассоциацию грузовой транспортно-логистической системы коридора и взаимодействуют между собой по долгосрочным соглашениям и договорам. Субъектный состав включает: грузовладельцев, логистических операторов, экспедиторов, перевозчиков, владельцев грузовых транспортных средств (грузовиков, вагонов, судов, прицепов, контейнеров), железнодорожные станции, порты, логистические центры, терминально-складские комплексы, информационно-аналитические центры, грузовые причалы, топливо-заправочные и сервисные станции, финансово-кредитные (банковские) и страховые учреждения и т.д.
Создаваемая грузовая транспортно-логистическая система функционирует в пространственно-экономическом поясе транспортного коридора в конкурентной среде грузовых перевозок и оказания логистических услуг с другими действующими транспортными системами, а также самостоятельными (автономно действующими) субъектами транспортно-логистического рынка.
Структура грузовой транспортно-логистической системы транспортного коридора включает взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы: территориально-транспортную, грузо-логистическую, организационно-функциональную, транспортно-технологическую, финансово-экономическую, инвестиционно-проектную, информационно-аналитическую, нормативно-правовую.
Формирование и создание функционирующей в простран­ственных поясах транспортных коридоров грузовой транспортно-логистической системы возможно только на условиях государственно-частного партнерства с активным участием как федеральных, так и региональных государственных органов, ответственных за реализацию Транспортной стратегии и Стратегии пространственного развития Российской Федерации, безусловно влияющую на социально-экономическое развитие страны в ближайшие годы.


Литература
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. — М., 2008–2014 г. — 365 с. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 г. № 1734-р с изм по распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 1032–р.
2. Транспортные коридоры шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. ЕБР. Центр интеграционных исследований. Доклад № 49. — С-Петербург, 2018. С.74.
3. Тарханов О.А. Формирование грузовой транспортно-логистической системы в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. — 2018. — № 1. — Т.2. — С.145–148.
4. Тарханов О.А., Чернов П.П. О широкомасштабном использовании газомоторного топлива в автотранспортных перевозках по транспортным коридорам // Доклады ХVIII Международного симпозиума «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение». Казань. 13–15 марта 2018, с.197–199.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия