Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Ли Син
профессор Исторического института Пекинского педагогического университета,
директор Научного центра по изучению Евразии,
директор Академического Комитета научно-исследовательского центра россиеведения,
доктор исторических наук,


К вопросу о сопряжении экономического пояса шелкового пути и евразийского экономического союза
Автором статьи проанализированы следующие вопросы: Что такое сопряжение? Как осуществляется сопряжение Экономического Пояса Шелкового Пути и Евразийского экономического союза? Как оценивать перспективу сопряжения «одного пояса — одного союза»? Рассмотрены несколько положений: при распространении и толковании этих проектов нужно обращать внимание на различия между странами, избегая возникновения любых противоречий и разногласий; Использовать ШОС как площадку для развития двусторонних и многосторонних отношений; добиваться взаимовыгодного сотрудничества и соразвития Китая, России и стран Центральной Азии; разумно оценивать риски и их влияние на проекты; осуществлять сотрудничество путём усовершенствования институциональной структуры; сотрудничество — это процесс, рассчитанный на длительный срок в будущем; Необходимо исследование внутренней политики и политических установок стран вдоль «Одного Пояса и Одного Союза». Показано, что сопряжение «Одного пояса и Одного Союза» — это постепенный и планомерный процесс, в котором следует обращать большое внимание на роль механизмов, форумов, внешних факторов и на главные области сотрудничества и сопряжения
Ключевые слова: «Один Пояс, Один путь», Евразийский экономический союз, Большое Евразийское партнерство, российско-китайские отношения
ББК У9(2)89(5Кит)я43   Стр: 92 - 94

В мае 2015 г. Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин подписали Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Соответствующие органы правительств обеих стран достигли ряд важных договоренностей о сотрудничестве. Китай и Россия подчеркнули, что ШОС станет основной площадкой для расширения пространства реального делового сотрудничества обеих стран в развитии Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В июне 2016 г. главы обоих государств встретились в Пекине и еще раз отметили огромную важность проекта «Один Пояс и Один Путь». После того, правительства двух стран подписали пакет важных соглашений, а два лидера много раз повторяли и подчеркивали стратегическое значение сопряжения ЭПШП и ЕАЭС.
Спустя несколько лет после продвижения Китаем концепции ЭПШП, прилегающие страны от намерений перешли к реальной поддержке данного проекта. Строительство ЭПШП началось с появления международной инициативы и в настоящее время делаются шаги, связанные с распространением и пониманием данной концепции. Следует выделить два этапа ее реализации: (1) «Что это значит?» и (2) «Что нужно делать?» и «Как это делать?». В настоящий момент основное внимание уделяется тому, как следует реализовать объединенное строительство Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза.
Мы предлагаем рассмотреть несколько положений.
1. При распространении и толковании данных проектов нужно обращать внимание на различия между странами, избегая, таким образом, возникновения любых противоречий и разногласий. В Китае данный проект можно назвать стратегией, потому что решение о его реализации принималось на государственном уровне. Для представителей других стран этот проект не следует называть стратегией, а, скорее, инициативой. Участвовать или не участвовать в этом проекте, отзываться на него или нет — это внутреннее дело каждого суверенного государства. Кроме того, необходимо избегать использования выражений, вызывающих двусмысленность и раздражение, не навязывать свое мнение кому-то, не принуждать делать то, что не соответствует чьим-либо национальным интересам. Это решение можно назвать стратегической инициативой. В работе нужно уметь браться за самое главное и добившись успеха на отдельном участке, распространить полученный опыт на все остальные.
2. Используя ШОС как площадку для развития двусторонних и многосторонних, глобальных и государственных механизмов прямого сотрудничества и механизмов не прямого сотрудничества, также необходимо учитывать экономические и неэкономические факторы. Так, существующее напряжение между Москвой и Европой, и связанный с этим запрет на импорт в РФ европейской сельскохозяйственной продукции значительно снижает потенциальные экономические выгоды проекта. Все эти моменты являются взаимообусловленными.
3. Добиваться взаимовыгодного сотрудничества Китая, России и стран Центральной Азии. Внутри Евразийского экономического союза основной упор делается на Россию. Среди центрально-азиатских стран Казахстан и Узбекистан являются ключевыми пунктами работы, они «производят» демонстрационный эффект. Соответствуя общим интересам, совместной и взаимной выгоде, а также статьям законодательных и нормативных актов обеих сторон, можно осуществлять активное продвижение сотрудничества. В пунктах, которые более соответствуют выгоде одной стороны, и не соответствуют интересам другой, нельзя осуществлять выгодное взаимодействие. Также это относится к несоответствию законодательных и нормативных актов участников сотрудничества. Если такие проблемы возникли, то нужно урегулировать или даже прекратить работу из-за отсутствия устойчивости. В ближайшее время этот проект не будет прибыльным, но в будущем он имеет очень большие перспективы, которые будут отвечать интересам всех сторон. Также необходимо привести в соответствие законодательные и нормативные акты. Это поможет избежать появления рисков, связанных с возможными внутригосударственными переменами в одной из соседних стран, расположенной в непосредственной близости от границы с соседними государствами. Не должно быть разницы — кто или какая партия находится у власти, главными должны быть государственные интересы. Мы должны искать общие точки соприкосновения и стремиться к взаимной выгоде и взаимопомощи. Наши совместные интересы должны ставиться выше интересов отдельных стран, районов, предприятий и секторов. Только в этом случае можно достигнуть максимальной взаимной выгоды. Россия — большая держава. В свою очередь, страны Центральной Азии являются либо средними, либо малыми по площади. Однако все они являются важным субъектом международных отношений, у них есть свои собственные национальные приоритеты и особенности, проблемы и перспективы. Ввиду этого, сопряжение двух проектов не должно возводиться в ранг «абсолюта», а должно плавно реализовываться в соответствии с интересами всех участников. В целом, у народов стран Центральной Азии нет укоренившихся антикитайских традиций. Нужно правильно задействовать потенциал родственного и эмоционального чувства казахстанцев китайского происхождения, дунган и северных корейцев, что позволит и дальше укреплять взаимное доверие. Общая дискуссия, общее строительство, общее достижение — это золотое правило сопряжения «Один Пояс, Один союз».
4. Разумно оценивать риски и их влияние на проекты. Большие проекты стратегического характера, особенно крупные инвестиционные проекты, требуют привлечения партнеров. В таком случае необходимо применять метод «связки». Так называемый метод «связки» предусматривает инвестиционный проект, и его следует реализовывать совместными усилиями. Так, ради достижения общего блага стороны должны укреплять доверие и вместе преодолевать все невзгоды и трудности. При этом необходимо помнить о разнице в экономических возможностях участвующих стран. Необходимо соблюдение баланса между предоставлением инвестиций и обеспечением национальных интересов каждой из участвующих стран.
5. Осуществлять сотрудничество путём усовершенствования институциональной структуры. Для китайской стороны важно учредить национальный кабинет при Евразийском экономическом союзе, который будет: содействовать экономическому и социальному развитию; формулировать мероприятия и проекты, связанные с его помощью в сфере развития и отвечающие потребностям и приоритетам региона; обеспечивать техническое обслуживание и подготовку документации; проводить исследования, обзоры, иные мероприятия и т.д.
Не исключено создание подобной структуры и при ШОС с назначением специального ответственного лица, которое будет осуществлять координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации; контролировать выполнение решений органов ШОС, согласованность политических установок (экономических и законодательных), одновременно проводить исследования, тщательно отслеживать и оценивать вероятную политику участников, экономику и риски в области безопасности, а также вносить альтернативные предложения. Необходимо наблюдать и мониторить все процессы, начиная с больших объектов до микрообъектов, от абстрактных до конкретных, от ложных до фактических явлений, избегая таких вещей, как беспорядок и бессмыслица.
Если рассматривать организационную структуру как механизм, то ЕАЭС соответствует критериям Европейского союза. ЭПШП — это инициатива, а не международная организация. Она не конкурирует с ЕАЭС, поскольку является инновационной, обновленной версией сотрудничества. В целях развития объединенного сотрудничества, обе стороны должны придерживаться инициативы «трех возможностей» и «трех Д». «Три возможности» — это возможности оценки погрешности (оценка качества), оценка риска, оценка непрерывности (переплетение интересов). «Три Д» — это «диалог», «доверие» и «действие». «Три Со» — это «сопряжение», «соразвитие» и «сорасцветание». В соответствии с «Три Со» нужно — Три «Совместное» — это «совместное обсуждение», «совместное строительство» и «совместное использование».
6. Cотрудничество — это процесс, рассчитанный на длительный срок в будущем. Важность и трудность сотрудничества состоят в процессе и в поэтапном достижении результата. Необходимо придерживаться принципа постепенности. Самое важное кроется не во внешнем виде и словах, а в выполнении договоренностей. Практические действия — самый лучший учитель, а время — самый лучший судья.
Приоритетное направление при сотрудничестве — это, прежде всего, взаимное доверие и взаимовыгодный подход в решении вопросов, связанных с коммуникацией и инфраструктурой, включая железные дороги, дороги общего пользования, порты, аэропорты, особенно строительство высокоскоростной железной дороги. При этом необходимо внимательно просчитать экономические выгоды от создания сухопутных путей по сравнению с морскими.
Первым шагом является упрощение визового режима. Безвизовой режим — самый лучший показатель достижения договоренности. В перспективе не исключена возможность заключения договора о создании зоны свободной торговли, зоны преференциальной торговли или специальной экономической зоны с отдельными государствами при их согласии. Если все пройдет успешно, то можно постепенно развивать это направление. Обсуждение стоимости таможенной пошлины, даты решения данного вопроса — все зависит от последовательности. Двусторонняя взаимодополняемость экономик начинается с уровня рыночной экономики (торговли и экономики, инвестиций, сделок и т.д.), что поможет постепенно развивать стратегию на уровне базовых секторов экономики (энергоресурсы, боеприпасы, высокие технологии и т.д.) и перейти с низкого уровня политики (экономика, инвестиции, торговля, культура, социальное общество и т.д.) на высший уровень политики (политика, безопасность, стратегия, международные отношения). Конечная цель — это создание зоны свободной торговли.
7. Необходимо исследование внутренней политики и политических установок стран на пути «Одного Пояса и Одного Пути». Важно уважать законы и обычаи другой стороны, отвечать местным интересам и потребностям. Нужно уметь правильно понимать ситуацию, как у себя в стране, так и в странах-парт­нёрах. Экономическое и гуманитарное сотрудничество являются приоритетными направлениями. Кроме того, следует рассматривать успех партнера как основу своего успеха, а его прогресс как предисловие к своему прогрессу. Необходимо сформировать структуру благоприятного взаимодействия и добросовестной конкуренции.
8. Сопряжение «Одного пояса и Одного Союза» — это постепенный и планомерный процесс. Так, 1 + 2 (Россия + Белоруссия, Казахстан) — начало Таможенного союза, 3 + 2 (Россия, Белоруссия, Казахстан + Кыргызстан, Армения) заложили начало ЕАЭС, 5 + 1 (ЕАЭС + КНР) — осуществление сопряжения Евразийского экономического союза и Китая. Следует начинать с создания непреференциальной торговой зоны, постепенно приближаясь к созданию преференциальной торговой зоны и зоны свободной торговли. Начиная с фундамента и нижних уровней, постепенно дойти до высшего уровня и стать одним целым. Следует начинать с «твердого сопряжения», постепенно развиваясь до более трудного «мягкого сопряжения», т.е. от «сопряжения» до «состыковки». Тогда следующим шагом будет создание фундамента для интеграции толерантно развивающейся Евразии и большего Евразийского партнерства. Это тоже важный вклад для строительства сообщества единой судьбы человечества.
9. Обращать большое внимание на роль механизмов, форумов, внешних факторов и на главные области сотрудничества и сопряжения “Одного Пояса, Одного Союза”. Дипломатия между лидерами и региональное сотрудничество содействуют Сопряжению ЕАЭС и ЭПШП. Форумы высшего уровня в разных областях способствуют Сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, например, Восточный экономический форум и Санкт-Петербургский форум по международному сотрудничеству России, форум высшего уровня по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс, Один путь» в КНР и другие, в том числе прошедший 10–11 июня 2019 г. Казанский евразийский научно-практический форум. Что касается внешних факторов, например, экономических санкций западных стран против России, торговой войны США против Китая и других стран. Они только помогают Сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, прежде всего, в главных областях сотрудничества — энергетике, сельском хозяйстве, высоких технологиях, инфраструктуре, электронной коммерции, туризме, логистике и т.д.


Статья написана при поддержке Научного проекта Китайского национального фонда философско-общественных наук — «Всеобьемлющее сотрудничество Китая и России в рамках Экономического Пояса Шелкового Пути» (код:16ZDA,040GJ039)

Литература
Ли Син, Братетский М.В. Россия и Китай в Евразийской интеграции: Сотрудничество или Соперничество? — M., СПб.: Нестор-История, 2015.
Ли Син. О перспективе сопряжения Евразийского Союза и Экономического Пояса великого Шелкового пути: Роль Шанхайской организации сотрудничества // ПОЛИТЭС — политическая экспертиза (J). — 2017. — Том 12. — № 4.
Макаров И.А. Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора. — M., 2015.
Макаров И.А., Соколова А.К. Сопряжение Евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: Возможности для России //Вестник Международных Организаций. — 2016. — № 2.
С.比留科夫:《“丝绸之路”与欧亚一体化:两大战略项目相结合的前景》,《俄罗斯研究》(J)2015年第6 期.
Ларин А.Г. К анализу сущности проекта ЭПШП и его сопряжения с ЕАЭС, Китай в глобальной и региональной политике // История и Современность. — 2016. — № 21.
Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вест­ник Международных организаций. — 2016. — № 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия