Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Джанатаев Т. А.
старший научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки
Республики Казахстан (г. Алматы),
кандидат экономических наук

Байсултанова К. Ш.
декан факультета послевузовского образования
Казахского университета международных отношений и мировых языков (г. Алматы),
кандидат политических наук, профессор

Дауен Д. Б.
декан факультета Востоковедения Казахского университета международных отношений и мировых языков (г. Алматы),
доктор философии

Дуйсекина А. Б.
студент PhD-докторантуры, Казахского национального университета им. аль-Фараби (г. Алматы)

Пояс и путь: созидание общества единой судьбы
В статье рассматриваются вопросы реализации инициативы «Один Пояс — Один Путь» сквозь призму философии Лао-цзы и этики Конфуция как методологической основы управления обществом. Проводится различите между философией Востока и философией Запада. Выявляются особенности миропонимания Востока и Запада
Ключевые слова: философия Лао-цзы, этика Конфуция, Великое Равновесие, Великий Предел, Великое Дао
УДК 11.25.19; 5–012   Стр: 98 - 100

Постановка проблемы. Последние сто лет население Земли растет взрывными темпами. Начиная с 1927 года каждые 12–13 лет оно увеличивается на один миллиард человек. Большинство исследователей разделяют точку зрения, что в 1000 г. население Земли едва ли превышало 300,0 млн чел., в 1820 г. — 1,0 млрд чел., в 1927 г. — 2,0 млрд чел., в 2011 г. — 7,0 млрд чел., в 2024 г., по прогнозам, население Земли составит 8,9 млрд чел. Средняя продолжительность жизни человека по миру в 1800–1900 гг. составляла 36 лет, 1900–1950 г. — 46 лет, 1951–2000 гг. — 66 лет. В развитых странах продолжительность жизни в 2018 г. составила 80–85 лет, в Латинской Америке — 67 лет, в Азии — 61 год, в Африке — 53 года. Ежегодный прирост населения мира в 1900 г. составлял 10,0 млн чел., в 1850 г. — 45 млн чел., в 2000-е годы — 90 млн чел. Увеличивается численность населения старше 60 лет: в 1950 г. — на 8,0%, в 2015 г. — на 10%, в 2050 г., по прогнозам — на 20%. К 2050 г. 46% трудоспособного населения будет содержать 54% нетрудоспособного населения. Взрывные темпы роста населения Земли выдвигают перед мировым сообществом задачи по объединению усилий в решении проблем экономического, экологического, социального, культурного порядка.
Выступая в Назарбаев-университете в 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин впервые обозначил концептуальные положения инициативы «Один Пояс — Один Путь»:
1. Усиление положительного согласования.
2. Усиление строительства единой дорожной сети.
3. Усиление торговых связей.
4. Усиление валютных потоков.
5. Усиление народных связей.
Инициатива «Один Пояс — Один Путь» направлена на улучшение отношений между странами, ориентирует Китай не на региональное или мировое лидерство, не на доминирование Китая в международных отношениях, а на равноправное сотрудничество, на активизацию дружественных отношений для укрепления взаимопонимания.

Философия Востока и Запада. В качестве духовных и мировоззренческих ориентиров китайское руководство выбрало две философские концепции:
— философия Лао-цзы как методологическую основу социально-экономической политики;
— этику Конфуция как практическое руководство к дейст­вию.
Философская культура Лао-цзы и этика Конфуция избегают конфронтации. Там, где возникает опасность кризисной ситуации конкурентной борьбы, философия Лао-цзы и этика Конфуция учат превращать ее в возможность сотрудничества. Вместо того чтобы выискивать врагов, необходимо находить общие точки соприкосновения для совместной работы, что и является концептуально важным положением инициативы «Один Пояс — Один Путь».

Различия философии Востока и Запада
Восточная философияЗападная философия
Общинная собственностьЧастная собственность
КоллективизмИндивидуализм
Культ производстваКульт потребления
Знание — условие самосовершенствованияЗнание — сила
Единство духовного и материальногоМатериальные выгоды
Гармония общества и окружающей средыСвобода личности в обществе
Семья — основа обществаИндивид — основа общества
Социальные обязательства индивида в семье, коллективе, обществеИндивидуальные права личности каждого человека
Превращение конкурентной борьбы в возможность сотрудничестваСиловое решение конкурентной борьбы посредством торговых, валютных, информационных войн

Основные положения философии Лао-цзы и этики Конфуция
1. Общество единой судьбы: Канон Великого Равновесия.
В философии Востока судьба, при всей изменчивости и относительности, регулируется нормами морали. Судьба человека зависит от нравственных поступков. В философии Запада считается, что судьба — это высшие силы, которые сводят человеческую личность к всеобщему «ничто», зависимым от слепого случая. Власть судьбы нивелирует личность человека. Судьба в силу линейности западного мышления воспринимается как предопределение, которую невозможно избежать.
Согласно философии Востока судьба каждого человека зависит от «человечности» (жень), которая определяет Великое Равновесие в обществе. От Великого Равновесия зависят социальные и этические взаимоотношения в обществе. При Великом Равновесии «... ущербное становится совершенным, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым» (Дао дэ цзин, гл. 22). Метафорой, разъясняющей природу Великого Равновесия является звучание музыкальной гармонии. Председатель КНР Си Цзиньпин говорит: «Один пояс — Один Путь» — это не соло одного лишь Китая, а симфония всех стран!». Только взаимовыгодное сотрудничество всех государств мира, охваченных одним «Поясом», может создать гармонию во взаимодействии различных частей и элементов политической, экономической, социальной, культурной жизни народов.
Идеал Великого Равновесия исключает конфронтацию. Разнообразие различных социально-экономических, культурных программ многих государств мира требует гармонии. Философии Востока свойственно воспринимать мир в гармонической целостности. Природа и человек сливаются в такой гармонии, где всюду ощущается мир и спокойствие духа. В Великом Равновесии реализуется динамическое единство инициативы «Один Пояс — Один Путь». Природа нравственного идеала в Великом Равновесии выражения в понятии «общество единой судьбы» как целостность всего окружающего мира, как единство всех государств мира. Председатель КНР Си Цзиньпин придал этому понятию этический смысл как вершины человеческой добродетели.

2. Соответствие материального и духовного: Великий Предел. В философии Востока мир рассматривается как духовная сфера. Материальный мир — это внешняя сторона духовного мира. Духовный мир — это внутренняя сторона материального мира. В пользовании миром материальных вещей есть свой Великий Предел, переступив который человек сталкивается с коллизиями духовного и материального мира. Римский клуб еще в 1970-е годы обозначил, что между духовным миром и материальным миром достигнут Предел, после чего наступает разрушение, как материального мира, так и духовного мира. В начале ХХI века человек начинает осознавать разрушительные последствия эксплуатации материальных ресурсов Земли и начинает понимать, что достигнут Предел.
Инициатива «Один Пояс — Один Путь» — это символ Великого Предела, в котором находит свое отражение целость мироздания и цикличность движения в духовной сфере. Философия Востока подходит к Великому Пределу, объединяя восточное и западное мироощущение, миросозерцание в единое целое. Вселенная — разумное целое и «нужно знать Предел каждой вещи. Знание Предела позволяет избавиться от опасности» (Дао дэ цзин, гл. 32) узкой трактовки мироздания. По философии Востока нет границы между духовным миром и предметным миром, но каждая вещь имеет Предел — это так называемая граница вещи. Предел же безграничного — это беспредельность ограниченного» [5, с. 137]. Предел ограниченно­сти и беспредельность неограниченного пролегает в духовной сфере, где осуществляется духовное освоение предметной действительности.
В Великом Пределе энергия жизни «ци» превращается в двигатель духовной сферы. Именно на этом основана система различных программ многих стран мира, сопряженных с инициативой «Один Пояс — Один Путь». Духовная сфера крепнет от взаимного сопряжения различных программ между различными странами, укрепляется дух «общества единой судьбы». В странах, охваченных инициативой «Один Пояс — Один Путь» происходит всеединство духовной сферы, осуществляется гармония между духовной и материальной сторонами жизни.

3. Великое Дао: грани Великого Предела и Великого Равновесия. Великое Дао — это пространство между Небом (духовное пространство) и Землей (материальное пространство). Человек — это дух. Дух — это мысль. Мысли появляются в голове, но исходят от сердца. Поэтому на Востоке говорят, что думать надо сердцем, а не головой. Духовное пространство начинается от сердца. Даосы говорят, что если не узнаешь как сделать сердце пустым, никогда не поймешь, что такое истинное Инь и Ян. Дух Дао естествен тогда, когда сознание «Я» составляет одно целое с окружающим миром. Когда сознание «Я» противопоставляет себя окружающему миру, нарушается Великое Равновесие. Поэтому даосы говорят, что тот, кто противопоставляет себя окружающему миру, тот уже сбился с Пути. Великое Дао не обладает материальной формой. Дао можно постичь разумом.
Великое Дао превращает мир материальной действительности в духовные ценности. Полнота жизни в духовной сфере превращает нравственного человека в духовного «небожителя». Постигший дух Великого Дао — это человек, реализовавший полноту жизни в нравственных поступках. Дух Великого Дао порождает этические отношения между государствами. Этика Конфуция как система управления инициативой «Один Пояс — Один Путь» призывает к человечным взаимоотношениям между народами, между государствами, между различными культурами. Особенность Великого Дао в духовной сфере такова, что она создает Полноту и Пустоту. Дух Великого Дао сам по себе не является ни полным, ни пустым. Дух Великого Дао создает начало движения в Пустоте, но сам не является ни началом, ни результатом.
Дух Великого Дао одновременно перетекает вовнутрь и вне себя. Познать дух Великого Дао — это слышать гармонию Великого Равновесия и познание Великого Предела. Отсюда и сложности в реализации инициативы «Один Пояс — Один Путь». Она осложняется и культурой миропонимания Востока и Запада. На Западе человек — в центре мироздания, на Востоке человек не смеет быть впереди всех. Так воспитывает этика Конфуция.

4. Пустота: Сфера движения Великого Дао. Если между участниками инициативы «Один Пояс — Один Путь» достигнуто понимание, то возникает духовная сфера для движения Великого Дао. Это значит, что страны, народы находятся на пути созидания общества единой судьбы. Инициатива «Один Пояс — Один Путь» находится на начальной стадии своего развития, еще не достигнуто взаимопонимание в реализации многочисленных проектов экономического, экологического, социального, культурного характера. Сознание пребывает в «Пустоте» и надо его очистить от наслоений неправильных трактовок созидания общества единой судьбы.
Пустота в философии Лао-цзы означает:
— духовную сферу, способную вместить то, что духовно освоено;
— чем выше уровень духовной культуры, тем больше «пустого» места для духовного освоения мира материальных ценностей;
— пустота как духовная сфера безгранична.
Понятие «пустота» — это условие для духовного роста Великого Дао, рассматриваемое как нечто материальное — это Пустота, относящаяся к духовности. Пустота — это определенный уровень духовности, степень усвоения предмета материального мира. Дух Великого Дао не имеет материальной природы. Поэтому говорят, что Великое Дао пусто. Пустота постигается в единстве духовного и материального. Полупустой стакан нельзя постигнуть без наполовину наполненного водой.
Чаша — символ пустоты. Пустотность чаши — это символ единого многого. «В существовании там, где ничего нет, заключается смысл фразы: форма — это пустота. В том, что все вещи рождаются из небытия, заключается смысл фразы: «Пустота — это форма. Не следует думать, что это разные вещи» [6, с. 105]. Пустота — это то, что не обладает физической формой. Пустоту нельзя исчислить рациональными методами. Пустоту нельзя охватить. Пустота постигается мыслью. Только мыслью можно придать форму вещам. Поэтому инициатива «Один Пояс — Один Путь» пуста. Она наполняется в процессе движения Великого Дао. Она не сводится к инициативе со стороны Китая, а ждет отклика со стороны народов мира.

5. Дао Неба и Земли: небесное измерение земных дел. В Китае действует принцип социального государства, зафиксированный в Конституции КНР: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим государством» (Ст. 5). В отличие от западной модели экономики, построенной на частной соб­ственности, в Китае основу экономики составляет общинная собственность — собственность семьи, коллектива, общества. Эти положения Конституции КНР вытекают из этики Конфуция, согласно которой общественный порядок строится на политике, которая является продолжением естественных отношений в семье, коллективе, обществе и опирается на принцип Дао-жень (человеколюбие) и Шань-жень (социальное дао). Основным принципом экономической, социальной политики является не материальный, а этический. Социально-экономическая политика в Китае имеет нравственную основу.
Ритуалы и церемонии Конфуция на первое место ставят морально-нравственные принципы как основу служения обществу, государству, народу. Китай — это общество ценностей семьи, коллектива, тогда как для западного мира характерны ценности индивидуума.
Цель этики Конфуция — сделать общество стабильным, мирным, процветающим. Опираясь на этику Конфуция, Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении с трибуны ООН сказал: «На первый план выходит партнерство, а не альянсы. Мы должны наращивать межцивилизационный обмен, продвигая гармонию, толерантность и уважение к различиям. Каждая цивилизация представляет уникальное видение мира и вклад своих народов, и ни одна из цивилизаций не может быть выше других». Этика Конфуция — это практиче­ское воплощение основных положений философии Лао-цзы. Мораль — субъективный аспект поступков, то, какими видятся поступки в субъективной оценке. Поэтому заповеди Лао-цзы — нравственные. Нравственность — это сами поступки, то, какими являются люди в жизни. Поэтому наставления Конфуция и его требования к ритуалам — моральные. Инициатива «Один Пояс — Один Путь» насыщена моральными принципами созидания общества единой судьбы.

6. У-вэй: условия свершения Великого Дао. Современный мир переживает смену эпохи и очень важно понять — на каких принципах строить общество единой судьбы. Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул ряд положений, которые легли в основу инициативы «Один Пояс — Один Путь»:
1. Формировать общество нужно на основе равенства всех стран. Каждая страна выбирает свой путь развития, который требует уважения.
2. Надо отказаться от стереотипов победителей и побежденных, надо развивать сотрудничество на принципах уважения к малым странам.
3. Мать природа и зеленое развитие требуют бережного отношения. Мы не можем быть выше природы. Здоровая экология — это уважение к законам природы.
4. В современном мире все страны взаимозависимы. У них общее будущее, которое должны формировать все страны.
5. Суверенитет и территориальная целостность всех стран неприкосновенны. Никто не имеет права вмешиваться в их внутренние дела.
6. На первый план выходит партнерство, а не альянсы. Большие страны должны относиться к малым как к равным и ставить справедливость прежде интересов. Те, кто высокомерно применяют силу, занеся камень над слабым, в итоге обнаружит, что камень упал ему на ноги.
7. Глобальное благополучие невозможно построить на шатком основании рынка без нравственных ограничений.
8. Мы должны наращивать межцивилизационный обмен, продвигая гармонию, толерантность и уважение к различиям.
9. Каким бы сильным не становился Китай, он никогда не будет стремиться к гегемонии и к расширению сферы влияния.
Эти положения в китайской философии обозначаются словом «У-вэй» — искусство непринужденного усилия, из которого вытекают следующие принципы У-вэй:
— следовать естественному ходу перемены вещей и не допускать искусственного вмешательства для извлечения пользы;
— общими усилиями использовать блага Неба и Земли для созидания общества единой судьбы.
На эти принципы опирается инициатива «Один Пояс — Один Путь».

Заключение. На XIX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (октябрь 2017 г.) принято решение о преобразовании системы глобального управления. Первый шаг — это инициатива «Один Пояс — Один Путь» в деле созидания сообщества единой судьбы человечества. В этих целях образован Институт Конфуция при Канцелярии Госсовета КНР. К 2020 году Китай создаст до 1000 Институтов Конфуция почти во всех странах мира. Слушатели Института Конфуция проходят курсы обучения китайскому языку, знакомятся с культурой Китая, открывают туристические маршруты, обмениваются знаниями.
Институту Конфуция необходима базовая дисциплина «Пояс и Путь: созидание сообщества единой судьбы», раскрывающая специфику философии Лао-цзы об особенности этики Конфуция как системы управления обществом. Такая дисциплина необходима для устранения недопонимания инициативы «Один Пояс — Один Путь», которая вызывает неоднозначную реакцию в мире. Есть попытки разжечь пламя «синофобии», чтобы не допустить распространения восточной философии, которая фундаментально отличается от западной философии. Западная философия внедряет в сознание мысль об «агрессивной» экономической политике, об «экспансии» Китая в мировое социо-культурное пространство, попытке стать «гегемоном» в мировой политике. Дисциплина «Пояс и Путь: созидание сообщества единой судьбы» как обязательный курс для слушателей Института Конфуция всего мира позволит лучше и глубже понять инициативу «Один Пояс — Один Путь».


Литература
1. Конституция Китайской Народной Республики. — М.: Б.и., 1954. — 12 с.
2. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина на Генеральной Ассамблее ООН в 2015 г. // https://inosmi.ru › world › 20151001
3. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете в сентябре 2013 г. // http://kz.china-embassy.org/rus/ztbd/XJPFWHSKST/t1077192.htm
4. Лао-цзы. Даодэцзин. Пер. Ян Хин шуна. — М.: Мысль, 1972.
5. В мире китайской мудрости. — М.: Мартин, 2006. — 448 с.
6. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытие в листве. — М.: ЭКСМО, 2006.
7. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: Фолио, 1999.
8. Чжуан-цзы. — СПб.: Амфора, 2005. — 367 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия