Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Скобельцына А. С.
Директор Русско-Индийского Информационного Центра (РИИЦ) (г. Санкт-Петербург),
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат культурологии


Перспективы развития связей России и Индии в области туризма и гостеприимства в контексте евразийской интеграции
Статья посвящена отношениям России и Индии в сфере туризма и гостеприимства. Обоснованы перспективы роста этих отношений в условиях евразийской интеграции. Проанализирована статистика развития туризма двух стран. Показаны предпочтения индийских туристов во время путешествий и деятельность в рамках программы «India Friendly» по развитию российско-индийских отношений
Ключевые слова: евразийская интеграция, Индия, въездной туризм России, выездной туризм Индии, программа «India Friendly»
ББК 75.8   Стр: 101 - 104

Интеграция экономик стран Евразии является важным процессом современности, с которым связывают перспективы экономического роста России. Одним из важных стратегических партнеров России была и остается Республика Индия, 70-летие дипломатических отношений с которой было отмечено двумя странами в 2017 году. Основополагающий документ отношений двух стран — Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 года. В 2000 г. была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между странами. Регулярно встречаются руководители двух стран. На очередной встрече двух лидеров, которая состоялась в г. Осака в рамках саммита «большой двадцатки», Президент России В.В. Путин отметил, что по большинству вопросов мировой экономической и политической повестки позиции России и Индии близки или совпадают. Последняя встреча лидеров состоялась в сентябре 2019 г. в рамках Пятого Восточного экономического форума.
Развитием экономических связей двух стран занимается Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Экспорт из России в Индию за период с января 2016 г. по август 2018 г. составил $16,5 млрд Из России в Индию поставляются минеральные продукты (в основном нефть и нефтепродукты, 24,71% от всего объема экспорта); машины, оборудование и транспортные средства (19,95%); драгоценные металлы и камни (16,01%); продукция химической промышленности (11,24%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,95%); металлы и изделия из них (4,41%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (2,44%). [4] Импорт в Россию из Индии за период с января 2016 г. по август 2018 г. составил $7,37 млрд. В основном импортировались продукция химической промышленности (30%), машины, оборудование и аппаратура (14%) [9].
Туристские услуги также рассматриваются как сущест­венная статья экспорта-импорта. Туризм в современном мире является важным фактором экономики. Для многих стран доходы от туризма — существенная доля ВВП (например, в 2018 г. для Мальдив этот показатель составил 66,4%, для Греции 20%, для Индии 9,24%, для России 4,81%) [7]. Рост данного показателя для России — одна из задач Федеральной целевой программы по развитию туризма на 2019–2025 гг. Другая важная задача — увеличение въездного турпотока не менее чем на 30%.
В последние годы в связи со снижением потока туристов из европейских стран российский туристический бизнес переориентируется на прием туристов из Азии. Это определяется такими объективными факторами, как колоссальный рост азиатских экономик, процессы евразийской интеграции, сложные политические процессы в странах Европы и другими.
Одной из важнейших стран для экспорта туристических услуг России может стать Индия — страна с крупнейшей развивающейся экономикой и населением около 1,3 млрд, где почти половина — средний класс. Важный фактор, способствующий развитию туризма — дружественные отношения двух стран, регулярные встречи на высшем уровне, активные экономические контакты. Все это создает положительный имидж России в глазах индийцев, подогревает их интерес к стране, формирует желание ее посетить.
Что же касается россиян, то Индия для них — уже давно известное и хорошо освоенное туристическое направление, страна экскурсионного, пляжного и оздоровительного туризма. По данным Министерства туризма Индии [6], в 2017 г. около 280 тыс. россиян посетило Индию. Россия находится в первой десятке стран, обеспечивающих въездной турпоток для Индии. По данным Федерального агентства по туризму Российской Федерации (раздел статистики на официальном сайте Ростуризма) [14], в 2016 году 169 тыс. россиян посетило Индию, в 2017 г. — 219 тыс. Цифры немного меньше, возможно потому, что россияне могли посещать Индию, въезжая в страну через другие страны. Эти въезды фиксировали индийские пограничники, но не фиксировали российские.
Так как для Российской экономики более важен въездной туризм, рассмотрим перспективы выездного индийского туризма. Согласно данным Министерства по туризму Индии, в 2016 г. из Индии выехало 21,87 млн туристов, что на 7,3% больше, чем в 2015 г. [6] В 2017 г. из Индии выехало 23,94 млн туристов, что на 9,5% больше, чем в 2016 г. [5] В целом следует отметить, что год от года наблюдается стабильный рост выездного индийского туризма.
В основном индийцы покидают страну воздушным путем. Наибольшая доля международных рейсов (около 52%) приходится на аэропорты Дели, Мумбаи и Кочин.
Если рассматривать статистику выездов по месяцам, то такой заметной сезонности путешествий, как у россиян (новогодние каникулы и летние месяцы), у индийцев нет. Чуть меньше выездов в ноябре, феврале и марте, но в целом зарубежные поездки распределяются по месяцам более-менее равномерно.
Рис. 1. Количество российских туристов, прибывших в Индию в период с 2001 по 2017 гг.
(по данными Министерства туризма Индии, тыс. чел.)
Таблица 1
Показатели въезда граждан Индии в страны мира (выборочно) [5, 6]
 Страна / направлениеЧисло въездов граждан Индии (чел.)
20092010201120122013201420152016
1.Саудовская Аравия24707538911675823410754591006229119341213652921619454
2.США54947465093566346572443385915696213311257831172256
3.Кувейт73311775105978969482652691753999994710601751138733
4.Сингапур72562482899486899189499393355394363610139861097200
5.Таиланд596529746214891748985883102841490642810393951076970
6.Россия5981553364601918012795542942596380059311
Рис. 2. Количество выездов граждан Индии за границу (2010–2017 гг., млн чел.)
Наиболее популярные туристические направления для индийцев — Саудовская Аравия, США, Кувейт, Сингапур и Таиланд.
Мы видим, что показатели въезда индийских туристов на территорию России пока не очень высокие. По данным Ростуризма, в 2016 году в Россию въехало 59 тыс. индийцев, в 2017 г. — 71 тыс.
Полной статистики въездов в РФ за 2018 год на сайте Ростуризма пока нет, но предварительный анализ показал, что в 2018 году въездной туризм в Россию в целом вырос за счет туристов из стран Юго-Восточной Азии и стран-участниц Чемпионата мира по футболу 2018 года. По неофициальным данным, в 2018 году из Индии в Россию было совершено 86 тыс. поездок. [13] На сайте Ростуризма представлены данные по въезду в РФ только за 2 квартал 2018 г. Из Индии в Россию въехало 33,82 тыс. человек, что на 20,84% больше, чем за аналогичный период 2017 года.
Все эти разрозненные статистические данные говорят о том, что, несмотря на небольшие количественные показатели въездов индийцев на территорию России, мы видим большой ежегодный процент роста турпотока. По этому показателю Индия находится в десятке самых перспективных партнеров России с точки зрения экспорта туристских услуг.
2019 год отмечен продолжающимся ростом туризма из Индии в Россию. При этом эксперты отрасли отмечают, что турпоток из Индии растет и в низкий сезон: так, в I квартале 2019 года число граждан Индии, посетивших Россию с целью туризма, выросло на 40% в годовом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. [10]
К факторам роста туризма из Индии в Россию можно отнести следующие:
– процессы евразийской интеграции;
– положительный имидж России как торгово-экономиче­ского партнера Индии;
– рост интереса индийцев к России как к туристскому направлению;
– упрощение визовых процедур для индийских туристов;
– активное развитие выездного туризма в Индии;
– развитие транспортных маршрутов между Индией и Россией;
– благоприятный курс валют и сравнительно низкая стоимость туров в Россию;
– публикация в индийских СМИ информации о туристских ресурсах России;
– рекламные туры в Россию для представителей индийского туристического бизнеса;
– развитие программы «India Friendly».
Рассмотрим некоторые моменты более подробно.
Принципиальным фактором для развития международного туризма является наличие или отсутствие визового режима, сложность и стоимость получения визы. Как мы знаем, первое место по въезду в Россию занимает Китай (более 1,5 млн туристов в год). Одной из причин колоссального роста турпотока из Китая за последние годы является действующий безвизовый режим для туристических групп. Вопрос введения аналогичного порядка въезда в Россию для индийских групп обсуждался в кулуарах, но впервые открыто прозвучал в июле 2019 г. в ходе Второго Российско-Индийского стратегического экономического диалога в Дели. Его высказала глава Ростуризма З.В.Догузова в беседе с министром туризма Индии г-ом Прахладом Сингхом Пателем [10]. Также на встрече была отмечена важность развития транспортного сообщения с Россией и рекламно-маркетинговых мероприятий, касающихся продвижения регионов России на туристском рынке Индии.
Если визовые вопросы могут решать только государственные органы, то в решении остальных вопросов возможно активное участие частного бизнеса.
Например, частная индийская компания Russ Information Center LLP / Русский информационный центр (РИЦ) в Мумбаи под руководством директоров П. Навани и Е. Беляковой уже более 5 лет занимается продвижением туристских ресурсов России среди представителей турбизнеса Индии через участие в туристических выставках, электронные рассылки, презентации, личное общение с индийскими туроператорами. Также РИЦ организует рекламные туры в Россию. Участниками самого масштабного 13 тура в апреле 2019 г. стали 120 топ-менеджеров и руководителей туристических компаний, покрывающих около 50% рынка выездного туризма Индии, а также представители ведущих СМИ Индии. 1 апреля группа прибыла в Москву, затем посетила Крым и Екатеринбург. Тур продолжался 9 дней, за время которого туроператоры успели посмотреть массу достопримечательностей. [1]
Во время этого тура решалась и транспортная проблема. Туроператоры прилетели в Москву из Мумбаи первым рейсом Уральских авиалиний. Следует отметить, что пока этого рейса нет, все еще идут необходимые переговоры и согласования. Пока же прямые рейсы между Россией и Индией — это рейс «Москва — Дели» авиакомпании «Аэрофлот». Конечно же, их должно быть больше, от этого во многом зависит въездной туризм в регионы России. Например, руководство Приморского края очень заинтересовано в прямых рейсах в Индию из Владивостока, так как в регионе действует режим электронной визы по прибытии, в том числе и для индийцев.
По инициативе Русского информационного центра в 2016 году в России стартовала первая в мире программа «India Friendly». Ее цель — создание для индийских туристов специальных и привычных для них бытовых условий. Сегодня программа продолжает развиваться и расширять круг участников. На данный момент это 22 отеля Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Ялты, также аэропорт Екатеринбурга «Кольцово».
Русско-Индийский Информационный центр (РИИЦ) в Санкт-Петербурге является российским представительством Русского Информационного Центра в Индии. Эксперты РИИЦ консультируют по вопросам обслуживания индийских туристов. Также компания выполняет функции принимающего туроператора. Анализ турпотока прибывших в Россию по приглашениям ООО «РИИЦ» в период с января по июль 2019 г. показал следующие основные характеристики индийских туристов.
Рис. 3. Средний возраст туристов из Индии (в %)
Здесь и далее диаграммы составлены по данным Русско-Индийского Информационного центра (ООО «РИИЦ») www.riicenter.ru
Наибольшая часть турпотока (рис.3) представлена туристами среднего возраста — от 30 до 50 лет (35%). Это активные и обеспеченные индийцы, которые часто приезжают с детьми. Вообще для индийцев характерно приезжать семьями, родственными или соседскими группами. Это, в частности, связано с кастовой системой Индии, опасением оказаться перед необходимостью нежелательного общения. 39% турпотока составляют туристы старше 50 и старше 60 лет. В целом же преимущественного доминирования какой-либо возрастной группы нет. Распределение туристов по возрасту соответствует общемировой тенденции.
Анализ срока пребывания индийцев в России (рис. 4) показывает, что большинство индийцев приезжает в Россию на 7–8 дней (60%). За этот период гости успевают посетить Москву и Санкт-Петербург.
Те туристы, которые приезжают на срок от 9 дней и более (21%), успевают посетить еще один-два города. В нашей выборке это были Сочи, Екатеринбург, Крым, Мурманск, Казань, Суздаль.
Рис. 4. Продолжительность пребывания в России туристов из Индии (в %)
Анализ по полу показал, что индийские мужчины путешест­вуют чаще, чем женщины. Преобладание мужчин в индийских туристических группах накладывает некоторые особенности на организацию их пребывания в России. Например, предпочтителен гид — мужчина, ему легче будет найти общий язык с туристами. Популярны такие виды развлечений, как шоу и музеи военной направленности, активные виды отдыха — аэротруба, катание на мотоциклах и велосипедах и т.п.
Рис. 5. Туристы из Индии, классификация по полу (в %)
Женщины, как правило, едут с мужем, а девочки со своими родителями. Иногда индийские женщины путешествуют отдельно, в составе исключительно женских групп, но пока не в Россию. Это касается, в частности, мусульманского населения Индии (в стране проживает около 15% мусульман), которые путешествуют в мусульманские страны с соответствующим сервисом для женщин-мусульманок.
К основным услугам, которые заказывают индийские туристы, относится проживание, услуги транспорта и питание.
Что касается проживания, то туристы из Индии (80%) предпочитают отели категории «четыре звезды» (рис.6). Группы студентов и школьников бронируют отели категории «три звезды», а индивидуальные туристы и корпоративные клиенты предпочитают останавливаться в пятизвездочных отелях.
Рис. 6. Статистика по выбору индийскими туристами категории отеля
В отеле индийцам важен англоговорящий персонал, свободный доступ к питьевой воде и кипятку, кондиционер, особый набор туалетных принадлежностей, санузел, приспособленный для гигиенических процедур, привычных для индийцев, доставка багаж в номер, наличие лифта. Все это входит в комплекс требований к отелям — партнерам программы «India Friendly». Именно такие отели пользуются наибольшим спросом у индийцев. Например, персонал отеля «Вега» (Москва), участника программы India Friendly с 2017 г., подтверждает, что поток индийских туристов в отель заметно вырос. «Встречаем группы с индийским божеством, предоставляем адаптеры для гаджетов, специальные лосьоны, а для туалетных комнат приобрели кувшины для санитарно-гигиенических процедур. На завтрак на кухне готовится индийский омлет, на обед — блюда индийской кухни». Отель заинтересован в индийских туристах, потому что туристический рынок Индии обладает большим потенциалом. Индийцы всегда приезжают большими группами, большими семьями с детьми. Индийцев отличает скромность, непритязательность в быту». [8] В 2018 году отель «Вега» принял около 4000 индийских туристов. В марте-июле 2019 года 49% туристов, прибывших в Россию по приглашению РИИЦ, останавливались в отеле «Вега».
Для всех индийцев важно во время поездки индийское питание, так как привычка к определенному типу питания, сформированная с рождения, сопутствует человеку всю жизнь. Рост индийского туризма зависит от питания — считаем, что это уже доказанный тезис.
На пути организации питания программа «India Friendly» существенно продвинулась вперед. Экспертами программы был разработан «краткий курс» индийской кухни. За три-четыре дня повара российских отелей и ресторанов осваивали азы индийского питания, около 40 индийских блюд, достаточных для питания по групповому меню. Также программа «India Friendly» предлагает стажировку для российских поваров в ресторанах Индии. Эти вопросы курирует эксперт программы Яшик Аггарвал, директор сети отелей AP Residency Pvt Ltd, Индия. Под его руководством на базе кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета состоялись первые курсы индийской кухни, было издано учебное пособие по индийской кухне, адаптированное под возможности российских предприятий питания. Под руководством эксперта программы Ильи Шапиро в 2019 г. прошли обучение индийской кухне повара отелей «Вега», «Альфа», «МосУзЦентр» и «Принц Парк отель» в Москве, отеля «Азимут» в Санкт-Петербурге, три отеля в Екатеринбурге и два отеля в Ялте. Для ресторана аэропорта «Кольцово» было разработано специальное индийское меню.
Из дополнительных туристских услуг индийские туристы обычно заказывают обзорную экскурсию, экскурсии в места «must see», то есть те, которые турист «должен увидеть». В Москве это Кремль и Красная площадь, в Санкт-Петербурге — Эрмитаж, Петергоф или Пушкин. Из дополнительных развлечений — цирк, фольклорное шоу, прогулка по рекам и каналам. Следует отметить, что индийцы очень мало знают о России и русской культуре, поэтому погружение, например, в специфику реформ Петра Великого или особенности художественного стиля «петровское барокко» покажется большинству индийских туристов слишком сложным и скучным. Также слишком сложно для восприятия индийцами русское искусство живописи и балета (посещение Мариинского театра или Третьяковской галереи заказывают редко).
Подводя итог, следует отметить, что отношения России и Индии в разных областях будут и дальше поступательно развиваться. Этому способствуют процессы, происходящие в настоящее время на территории Евразии и общемировые процессы в целом, а развитие этих отношений невозможно без роста делового, конгрессно-выставочного и иных видов туризма между двумя странами, что и определяет актуальность данной проблематики.


Литература
1. 13 FAM тур в Россию для представителей индийского туристического бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: http://india-friendly.ru/09.04.19.html
2. Аггарвал Я., Белякова Е.С., Музыченко Е.В., Скобельцына А.С., Шапиро И.А., Широкожухов В.В. Индийская кухня: приготовление основных блюд и особенности организации питания туристов из Индии: учебное пособие / под ред. А.С. Скобельцыной. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019 . — 77 с.
3. Бочарова Э. А. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма Индии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 2. — С. 227–229. Электронный ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/570046.htm. Дата обращения 01.07.2019.
4. Межгосударственные отношения России и Индии //РИА новости. — 28 мая 2018 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ria.ru/20180521/1520754447.html. Дата обращения 01.07.2019.
5. Министерство туризма Правительства Индии / Ministry of Tourism Government of India. Market Research and Statistics. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tourism.gov.in/market-research-and-statistics
6. Министерство туризма Правительства Индии / Ministry of Tourism Government of India. Годовой отчет 2017–2018 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tourism.gov.in/annual-report-2017–18 Дата обращения 01.07.2019
7. Мировой Атлас Данных. Ключевые показатели туризма. Электронный ресурс. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/topics/ Дата обращения 01.07.2019.
8. Новости India-Friendly: индийскую еду теперь готовят и в регионах — Урал, Крым // Правительство Севастополя: официальный портал государственной власти. Новости главного управления культуры от 17.07.2019 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://guk.sev.gov.ru/news/76540/ Дата обращения 18.07.2019.
9. По данным Ru- Stat. Режим доступа: https://ru-stat.com/ Дата обращения 01.07.2019.
10. Россия предложила Индии взаимно отменить визы для туристических групп // Вестник АТОР. 10.07.2019. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/47716.html). Дата обращения 18.07.2019.
11. Сазыкин А.М. Выездной туризм Индии // Россия — Индия, 2015. 65 лет по пути мира и демократии. Материалы круглого стола «Индия в фокусе: экономика, политика, культура». 2016. — Владивосток: Изд-во Дальневост. федерального ун-та, 2016. — С.97–103.
12. Сазыкин А.М. Туристские потоки и экономика туризма Индии // Россия — Индия. 2009. Политика, экономика, религия, филология, этнология, туризм, сельское хозяйство, образование, музыковедение: материалы исследований, посвященные 10-летию Индийского образовательного центра. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. — С.134–145.
13. Турстат. Статистика. Электронный ресурс. Режим доступа: http://turstat.com/inboundtravelrussia3month2019 Дата обращения 18.07.2019.
14. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. Статистика. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ Дата обращения 18.07.2019.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия