Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Казанский А. В.
доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Паккарь А. А.
магистрант экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета

Давыдов Д. В.
магистрант юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Расширенное банковское сопровождение государственных контрактов
В настоящее время банки принимают активное участие в исполнении государственных и муниципальных контрактов. Существует мнение, что с развитием законодательства, регулирующего такие сделки, ответственность за осуществление контрольных функций, по своей специфике присущих государству, принудительно возлагается на банковские организации. При анализе соответствующих нормативно-правовых актов авторами был установлен факт наличия перехода такой ответственности. Несмотря на это, авторами был сделан вывод о том, что указанные функции не носят контрольный характер
Ключевые слова: государственный контракт, муниципальный контракт, банковские организации, простое банковское сопровождение, расширенное банковское сопровождение, государственный (муниципальный) финансовый контроль
ББК У41(2)-381(2Р)я73; Х623.211.14я73   Стр: 222 - 224

Государственные и муниципальные контракты играют важную роль в развитии инфраструктуры и реализации задач социальной политики государства. Развитие сотрудничества государства и бизнеса способствует эффективному взаимодействию административного ресурса и «невидимой руки рынка». Рассмотреть это взаимодействие в рамках заявленной темы предлагается на примере осуществления расширенного банковского сопровождения, которое сегодня всё чаще применяется как способ хеджирования рисков при закупках товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках, в том числе государственных контрактов, что позволяет модернизировать российское предпринимательство [5].
Целью данной статьи является исследование простого и расширенного банковского сопровождения, на основе которого будет подтверждена или опровергнута гипотеза о том, что в рамках банковского сопровождения государственных (муниципальных) контрактов на банки возлагаются обязанности, присущие государственным (муниципальным) органам финансового контроля. В рамках заявленной цели будут выполнены следующие задачи:
1) Краткая характеристика государственных закупок;
2) Определение простого и расширенного банковского сопровождения, содержание и случаи его применения;
3) Сравнение полномочий государственных (муниципальных) органов финансового контроля и обязанностей банка по договору расширенного банковского сопровождения.
Система государственных закупок представляет собой механизм удовлетворения государственных и муниципальных потребностей в определенных видах товаров и услуг. В данной системе принимают участие органы государственной власти и муниципальные органы, казенные и бюджетные учреждения, государ­ственные и муниципальные унитарные предприятия (заказчики); юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (поставщики). При этом стоит учитывать, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ позволяет участвовать в закупках любому юридическому лицу, вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, перечень которых установлен Постановлением Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г № 108н. Сама закупка товара, работы, услуги представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №  44-ФЗ).
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №  44-ФЗ был принят вместо Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, не предусматривавшего такой формы участия банков в государственном заказе, как банковское сопровождение.
Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — Закон о госзакупках), государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд [1].
Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов определены согласно ч. 2 ст. 35 Закона о госзакупках в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. №  963 (далее — Постановление). Так, исходя из системного толкования положений данного Постановления, банковское сопровождение контрактов не применяется в отношении государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа, а также государственных контрактов, заключаемых вне рамок государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2 Постановления) [2].
В соответствии с п. 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, банковское сопровождение контракта — обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее — поставщик), и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее — соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. Банковское сопровождение предполагает проведение банком мониторинга расчетов в рамках исполнения сопровождаемого контракта. Расширенное банковское сопровождение представляет собой не только проведение банком мониторинга, но и возможно оказание банком дополнительных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ и услуг условиям сопровождаемого контракта.
Права и обязанности банка по договору банковского сопровождения (п. 2 Постановления):
А) обеспечение банком проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика;
Б) оказание банком иных услуг, определенных Постановлением, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта (расширенное банковское сопровождение) (п. 3 Постановления).
Банковское сопровождение (мониторинг) осуществляется без взимания платы, расширенное банковское сопровождение осуществляется за плату (п. 4).
Согласно п. 3 Постановления, простое банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в отношении:
1) Контракта жизненного цикла, т.е. контракта, предусматривающего закупку товара или работы (в том числе, при необходимости — проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного объекта, при этом цена контракта должна превышать 10 млрд рублей;
2) Контракта, заключаемого с единственным поставщиком, цена которого превышает 10 млрд рублей, или такого контракта, в акте, на основании которого осуществляется закупка, предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
3) Контракта, в отношении поставщика по которому действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством (санкции).
Расширенное банковское сопровождение может быть осуществлено в случае заключения следующих государственных контрактов:
1) Контракта, заключаемого в целях строительства объекта капитального строительства с единственным поставщиком, цена которого превышает 10 млрд рублей и актом не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
2) Контракта, начальная (максимальная) цена которого превышает 15 млрд рублей, предусматривающего участие банка в целях банковского сопровождения согласно утвержденной государственной программе Российской Федерации;
3) Государственного контракта, определенного Правительством Российской Федерации и предусматривающего казначейское обеспечение обязательств;
4) Контракта, в отношении поставщика по которому дейст­вуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством (санкции).
При этом минимальные размеры начальной (максимальной) цены контрактов, описанных выше, могут быть снижены по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо местной администрации, принятому на основании части 2 статьи 35 Федерального закона о госзакупках, но не менее 100 млн рублей (для субъекта РФ), не менее 50 млн рублей (для муниципального образования) — для простого банковского сопровождения контракта, и не менее 1 млрд рублей (для субъекта РФ), не менее 500 млн рублей (для муниципального образования) — для расширенного банковского сопровождения.
Согласно пп. Б п. 9 Постановления расширенный сопровождаемый контракт включает обеспечение банком оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля или техниче­ского (технологического) надзора. Конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия, так одновременно и действие фактического порядка, не создающее отношений принципала с третьими лицами. По агентскому договору принципал (заказчик) поручает, а агент (исполнитель) берет на себя обязательство совершать от имени и за счёт принципала юридические и иные действия. Принципал, кроме того, обязуется уплатить агенту вознаграждение за выполнение этого поручения [3]. В контексте расширенного банковского сопровождения, банк может нанять подрядчика для выполнения сюрвейерских работ по расширенному банковскому сопровождению. Под сюрвейерскими услугами понимается вид независимых экспертных услуг, оказываемых по просьбе заинтересованных лиц для контроля за качеством товара при его транспортировке (иными словами — инспекция грузов).
Проанализировав посреднические функции банков как исполнителей сопровождения контрактов, перейдем к рассмотрению функций государства как контрольного органа.
Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Такой контроль подразделяют на внутренний и внешний, предварительный и последующий [4].
Одной из целей настоящей работы является подтверждение или опровержение гипотезы о том, что по договорам банковского сопровождения на банки возлагаются контрольные функции, относящиеся к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) контроля. Приведем аргументы в опровержение данной гипотезы.
Согласно ст. 266.1 БК РФ, объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридиче­ские лица в части исполнения ими заключённых государственных (муниципальных) контрактов. Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (ч. 2 ст. 267.1 БК РФ).
Исходя из системного толкования ст. 269, 269.1 БК РФ, можно сделать вывод о том, что возложение на банк обязанности по мониторингу расчетов, осуществляемого в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, и контролю за качеством оказания услуг не является переложением на него полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.


Литература
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 14. — ст. 1652. — (в ред. от 1 мая 2019). — СПС «Консультант Плюс».
2. Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства от 20 сентября 2014 г. № 963 (в ред. от 12 сентября 2018) [Электронный ресурс] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 39. — ст. 5259. — СПС «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — ст. 410. — (в ред. от 29.07.2018). — СПС «Консультант Плюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодатель­ства Рос. Федерации. — 1998. — № 31. — ст. 3823. — (в ред. от 6 июня 2019). — СПС «Консультант Плюс».
5. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — № 3(53). — С. 93–95.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия