Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Горюнова Н. Д.
доцент кафедры экономики и финансов
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат экономических наук

Громов Д. Н.
начальник отдела закупок Комитета по информатизации и связи
Правительства Санкт-Петербурга,
кандидат физико-математических наук


Определение нормативных затрат на создание и развитие информационных систем в бюджетной сфере
Экономность при закупках достигается путем проведения торгов, а также установлением нормативных затрат и предельных цен на закупаемые товары, работы, услуги. В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с определением нормативных затрат на создание и развитие информационных систем в бюджетной сфере, предлагаются способы определения данных затрат
Ключевые слова: нормативные затраты, информационные системы, план закупок, нормирование затрат, бюджетная сфера
УДК 338.5; ББК 65.05   Стр: 224 - 226

Законодательно определено (ст. 34 БК РФ), что выполнять задания государства нужно эффективно и расходовать экономно, грамотно бюджетные средства, чтобы достичь необходимых заданных результатов. Поэтому при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), и установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков. Таким образом, объем финансирования на закупки напрямую связан с установленными нормативными затратами на закупки.
При формировании нормативных затрат ГРБС должны соблюдать правила определения нормативных затрат, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 [1] (далее — Общие правила), а также правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, разработанные в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Федерального закона (далее — Правила).
Проведенный авторами анализ Правил, разработанных субъектами Российской Федерации показывает, что данными Правилами не достаточно проработан порядок определения затрат на создание и развитие информационных систем (далее — Затраты). Как правило, в Правилах указывается, что ГРБС следует самостоятельно устанавливать данный порядок.
По нашему мнению при определении Затрат ГРБС могут использовать методы, которые применяются для формирования начальной максимальной цены контракта (далее- НМЦК), цены контракта, указанные в статье 22 Федерального закона.
Для получения информации о Затратах при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчику следует осуществить запросы о предоставлении ценовой информации организациям, обладающим опытом выполнения соответствующих работ, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет») и определить их по формуле (1):

(1)

где Зрын — затраты на создание и развитие информационных систем (далее — ИС), определенные рыночным методом;
Зi — затраты представленные организациям, которым отправлены соответствующие запросы;
n — количество организаций, которым отправлены запросы.
По мнению, авторов для определения Затрат следует использовать затратный метод поскольку в этом случае ГРБС может привлечь высококвалифицированных экспертов в области определения трудозатрат на создание и развитие ИС для определения трудоемкости данных работ.
При определении Затрат затратным методом предлагается использовать следующую формулу (2):

(2)

где Ззат — затраты на создание и развитие информационных систем (далее — ИС), определенные затратным методом;
Кi — трудоемкость — количество человеко-часов, необходимых для выполнения определенного вида работ специалистами соответствующего уровня;
Цi — стоимость человека-часа специалиста соответствующего уровня;
НАЛ = 1,302 — коэффициент, определяющий затраты на налоги с заработной платы;
Н — коэффициент, определяющий накладные расходы организаций, которые способны осуществить работы по созданию и развитию ИС;
П — коэффициент, определяющий плановые накопления (плановую прибыль) организаций, которые способны осуществить работы по созданию и развитию ИС;
НДС = 1,2 — коэффициент, связанный с налогом на добавленную стоимость.
Коэффициент, определяющий затраты на налоги с заработной платы определяется на основании законодательно установленных ставок на зарплату специалистов, включая все отчисления в фонды по нормам НК.
Для определения трудоемкости ГРБС следует использовать информацию об объеме трудозатрат, которая получена на основании опроса организаций, имевших в течение последних трех лет, предшествующих определению Затрат, опыт выполнения работ по созданию и развитию ИС (далее — опрос организаций). К подрядчикам, которые участвуют в опросе не должны были предъявляться оплаты неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, которые предусмотрены контрактами по выполнению данных работ (услуг). Для определения трудоемкости также можно использовать существующие методики определения трудозатрат среди которых следует выделить методику COnstructive COst MOdel (конструктивная модель стоимости) (далее — COCOMO). Это алгоритмическая модель оценки стоимости разработки программного обеспечения (ПО), разработанная Барри Боэмом (Barry Boehm) [3].
Накладные расходы и плановые накопления могут быть определены на основании опроса организаций. При этом Н и П определяются по формулам (3) и (4):

(3)

где Нi — накладные расходы организаций, которые способны выполнить работы по созданию и развитию ИС, %.
n — количество организаций которым отправлены запросы на предоставление информации по накладным расходам.

(4)

где Пi — плановая прибыль организаций, которые способны выполнить работы по созданию и развитию ИС,%.
n — количество организаций которым отправлены запросы на предоставление информации по плановым накоплениям.
Накладные расходы Нi и плановые накопления Пi могут быть также определены на основании средних значений накладных расходов и плановых накоплений по процедурам, проводимым заказчиками в единой информационной системе закупок на сайте www.zakupki.gov.ru . В таблице 1 представлены данные по закупкам работ по созданию и развитию информационных систем, которые были проведены крупнейшими государственными заказчиками РФ (Федеральное казначейство, Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»).
Таблица 1
Данные по определению средних значений накладных расходов и плановых накоплений организаций, которые способны выполнить работы по созданию и развитию информационных систем
Анализируя информацию, представленную в таблице 1, можно констатировать наличие большого разброса данных по накладным расходам, что связано с отсутствием отраслевого нормирования накладных расходов в сфере информационных технологий. По мнению авторов Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций необходимо разработать нормативы по накладным расходам и плановым накоплениям в сфере разработок информационных систем. В настоящее время подобные документы разработаны только для ряда отраслей народного хозяйства. Среди этих документов можно выделить следующие:
● в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12–367, Госстроя РФ от 18.10.1993 №12–248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
● при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
● для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
● при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
● для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
● в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
● при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
● для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).
Для определения стоимости человека-часа специалиста соответствующего уровня Цi можно использовать статиче­ские данные:
● Мосгорстата (http://moscow.gks.ru);
● Петростата (http://petrostat.gks.ru);
● данные сайтов вакансий и аналитические исследования агентств, например, агентства Super Job (https://www.superjob.ru).
В таблице 2 приведен пример расчета стоимости человека-часа по данным Петростата за март 2019 года.

Таблица 2
Пример расчета стоимости человека-часа по данным Петростата за март 2019 года
№ п/пНаименованиезначение
1Рабочее время за 2019 год при 40-часовой неделе, час.1970
2Количество месяцев12
3Средняя заработная плата за март, рублей111426
4Стоимость человека-часа, руб. ((1*2)/3)678,74


Комитетом по информатизации и связи (далее — Комитет) города Санкт-Петербурга Затраты определяются не по формуле (2), а как произведение итоговых трудозатрат на работы на среднюю стоимость человека-часа специалиста, участвующего в процессе создания и развития ИС.
При этом средняя стоимость человека-часа специалиста, участвующего в процессе создания и развития ИС, определяется по формуле (5):

(5)

где Сч.ч. — стоимость человека-часа специалиста в организации, имевшей в течение последних трех лет, предшествующих определению Сч.ч., опыт выполнения работ по созданию и развитию ИС и к данному подрядчику не предъявлялись оплаты неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, которые предусмотрены контрактами по выполнению данных работ (услуг).
n — количество организаций, которым отправлены и обработаны запросы на представление информации по стоимости человека-часа специалиста, участвующего в процессе создания, развития и обслуживание ИС.
Стоимость человека-часа специалиста включает в себя среднюю заработную плату в час, начисления на фонд оплаты труда, накладные расходы, плановые накопления и налог на добавленную стоимость. При этом средняя заработная плата специалистов, участвующих в создании и развитии ИС, в час определяется как отношение средней заработной платы специалистов в месяц к среднему количеству рабочих часов в месяце.
Введение Комитетом понятия средней стоимости специалиста, участвующего в процессе создания и развития ИС обусловлено тем, что в настоящее время в области информатизации нормативно не установлен уровень накладных расходов и плановых накоплений для организаций, которые выполняют данные работы, как это сделано, например, в области строительства.
Трудозатраты на создание и развитие ИС Комитетом определялись с использованием модели COnstructive COst MOdel (конструктивная модель стоимости) адаптированной для информационных систем Санкт-Петербурга. Расчет трудозатрат на создание и развитие ИС Санкт-Петербурга производился с использованием методики оценки трудозатрат на создание и развитие информационных систем, которая утверждена Распоряжением Комитета по информатизации и связи от 04.05.2018 № 117-р (далее — Распоряжение) [2]. В соответствии с данным Распоряжением Комитетом была определена и утверждена стоимость человека-часа специалиста на 2018 год в размере 1318,36 рублей.
Следует отметить, что стоимость человека-часа специалиста, определенная Комитетом, соответствует данным, которые рассчитаны по формуле 2 с использованием информации, представленной в таблицах 1 и 2 (1745,94 рублей = 1,2*1,302*1,47*1,12*678,74 рублей).
Представленные в работе подходы для определения затрат на закупку работ, услуг могут быть использованы и в других сферах, где не имеется формул по которым ГРБС следует определять нормативные затраты в стоимостном выражении. Например, при закупке работ услуг в области культуры, спорта и т.д.


Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» // https://base.garant.ru/77683033/
2. Распоряжение Комитета по информатизации и связи от 04.05.2018 №117-р «Об утверждении Методики оценки трудозатрат на создание и развитие автоматизированных систем и Методики оценки трудозатрат на сопровождение автоматизированных систем» // https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_information/documents/novye-normativnye-pravovye-akty/
3. Barry Boehm, et al. «Software cost estimation with COCOMO II». Englewood Cliffs, NJ: Prentice—Hall, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия