Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Антропова Т. Г.
доцент академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан (г. Казань),
кандидат экономических наук


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Проблема обеспечения национальной безопасности стояла перед человечеством во все времена, но к началу ХХI в. она приобрела особое звучание. Это объясняется возрастанием и усложнением взаимозависимости государств и народов мира, интернационализацией хозяйственной жизни, научно-техническим прогрессом, в связи с чем появляются новые факторы, способствующие экономическому росту, и одновременно факторы риска, увеличивающие и неопределенность в сфере не только бизнеса, финансовых отношений, но и государственной политики. Обостряющиеся социальные, экономические, сырьевые и другие проблемы приобрели глобальный характер.
Сформировался мировой хозяйственный комплекс как единство торговых, производственных и кредитно-финансовых отношений, национальные экономики тесно переплелись и взаимодополняют друг друга. Основной тенденцией мирового хозяйства является движение ко все большему экономическому сближению отдельных стран. Одновременно почти все национальные хозяйства становятся все более открытыми. Соответственно и хозяйственная деятельность населения глубоко трансформируется.
До недавних пор многие считали, что внешние факторы оказывают преимущественно благоприятное влияние на развитие отдельных стран, что международное разделение труда приносит выгоды всем его участникам. Однако развитие мировой экономики, особенно в последние два-три десятилетия, продемонстрировало неоднозначность этого воздействия.
Включение российской экономики в глобализационный процесс выразилось в либерализации внешней торговли, способствовало ликвидации товарного дефицита, наполнению отечественного рынка разнообразными средствами технического и технологического назначения, способствовало приобщению населения к прогрессивным формам организации труда. В то же время в условиях обостряющейся международной конкуренции интересы обеспечения экономически безопасной интеграции потребовали, как отметил В.В. Путин, "работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова"1 .
Глобализация воспроизводственных процессов влечет за собой глубокие изменения и во всей системе экономических понятий, изменяет представление об экономических отношениях, ресурсах и результатах, всю государственную информационную, экономическую и социальную политику. В связи с этим трудно не согласиться с В. Сенчаговым, утверждающим, что геополитическая стратегия становится определяющей стратегией в системе: "геополитика - национальные интересы - экономическая безопасность"2 .
В настоящее время можно говорить о том, что в России существуют по крайней мере две геополитические стратегии. Первую характеризует представление о России как европейской стране, соответствующей современным экономическим стандартам, структуре экономики и социального поведения людей. В частности, праволиберальные политики выдвигают задачу "раз и навсегда" повернуть на дорогу западной цивилизации, а глобальной миссией России считают завершение формирования так называемого "Северного Кольца", охватывающего Западную и Центральную Европу, Россию, Японию, Северную Америку. Такая позиция в значительной степени согласуется с геополитической теорией З. Бжезинского, полагающего, что наилучший выбор для России - усиление связей с другими европейскими странами, поскольку "для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы просто быть ее пациентом"3 . По существу, данная позиция означает призыв "замкнуть" ослабленную Россию в границах Европы. Вместе с тем, по оценке З. Бжезинского, "демократически настроенные "прозападники" просто хотели очень много, но сделали очень мало" 4 .
По мнению идеологов "правого движения", носителями национальных интересов может быть только "класс активных самостоятельных людей, приверженных демократическим ценностям и включенным в свободную рыночную экономику", а не государственные учреждения или корпорации. Однако если степень активности и самостоятельности будет определяться только на основе благосостояния 10% богатых граждан, то остальные, а их подавляющее большинство, оказываются вообще не носителями национальных интересов. Между тем реальным носителем национальных интересов может быть только народ. Соответственно защита его, повышение уровня его благосостояния - одна из главных задач стратегии национальной безопасности.
Вторая геополитическая стратегия предлагается сторонниками нового "евразийства", по мнению которых Россия является не просто евроазиатской страной, Россия и Запад - разные цивилизации, реализующие разные цивилизационные модели, имеющие разные системы ценностей5 . Они придерживаются "гетеродоксальной экономической традиции" - третьего пути в области классического либерализма, который они называют неортодоксальным либерализмом или неортодоксальным социализмом, считая, что у России как государства и ее народа недостаточно прагматизма. В связи с этим подчеркивается, что евразийское мировоззрение - "не только философская идея, это еще и инструмент стратегического планирования".
Однако у сторонников такой стратегии нет ответа на простые вопросы, которые задают не только оппоненты из либерального лагеря, но и те, кто в той или иной мере разделяет их идеи, и прежде всего на вопрос - в чем конкретно состоит особый путь России, отличный от сложившихся моделей современного рыночного хозяйства?
Определенный ответ на эти вопросы дается в принятой Государственным Советом РФ Концепции внешнеполитического развития страны (которую назвали "Доктриной Путина"). Она обосновывает модель безопасности, обеспечивающую защиту России от внешних угроз и создание благоприятных внешних условий для модернизации экономики. Рядом исследователей в этой связи делается вывод о том, что политическое взаимодействие с НАТО и США, а также устойчивые отношения с Евросоюзом должны, в частности, "уравновешиваться тесным взаимодействием в рамках "Шанхайской организации сотрудничества", что внешние отношения России должны охватывать и Запад, и Восток, опираться на двусторонние договоры о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Такая концепция внешней политики действительно может обеспечить защиту от внешних угроз, одной из которых стал и международный терроризм.
Особый образ рыночной экономики формируется в Китае, где наряду со стратегическим планированием широко используются инструменты рыночной экономики. Сохраняя свою философско-культурную самобытность, КНР вовсе не отрицает европейские ценности рыночных отношений, а применяет их в адаптированном варианте, с учетом специфики страны, придавая серьезное значение и проблеме ее экономической безопасности. Реализация национальной концепции стратегии экономических реформ на наших глазах превратила Китай во вторую мировую державу, самую быстроразвивающуюся страну: ВВП за 10 лет вырос в 3,5 раза, доходы населения - в 65 раз, и рост доходов обгоняет рост цен. Успех Китая зиждется на принципах градуализма в проведении реформ, решительном отказе от шоковых методов, на стремлении к развитию самого современного производства, на реальной заинтересованности всего населения в успехе преобразований в экономике и решении социальных проблем. Экономический рост Китая основан не столько на факторах удачи или благоприятной экономической конъюнктуры, сколько на позиции формирования "общества духовного и физического здоровья".
К сожалению, до сих пор теория экономической безопасности не обладает признаками комплексности и поэтому не может предложить методы изучения безопасности, имеющие междисциплинарную значимость. Соответственно и парадигма экономической безопасности находится лишь на стадии становления.
Экономическая безопасность - элемент системы государственной безопасности. Ее обеспечение является одним из первоочередных национальных приоритетов, гарантией независимости страны, стабильной и эффективной жизнедеятельности общества и его членов.
Целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности предполагает определение системы условий, критериев, показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от разного рода угроз системе национально-государственных интересов. Последние фиксируют проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства, генофонда нации, предпосылки ее физического здоровья и социально-культурного процветания, геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика должны находиться во взаимозависимости, взаимодействовать.
Стратегия обеспечения экономической безопасности России основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" (от 5 марта 1992 г.), Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г., Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., и Модели безопасности страны, утвержденной Госсоветом РФ 22 января 2003 г. Экономическая безопасность в этих документах определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.
Исследователи данной проблемы выделяют в государственной стратегии три аспекта:
- определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны;
- выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
- формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики6 .
Стратегия экономической безопасности должна содержать:
- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти соответствующих правовых, экономических и административных мер воздействия.
К основным принципам обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности, на наш взгляд, относятся:
- противодействие источникам потенциальной экономической опасности;
- мониторинг и индикативный анализ состояния экономики;
- технологическое совершенствование экономики как условие прогресса и устойчивого ее развития;
- целевое управление внешнеэкономической деятельностью;
- постоянное взаимодействие органов власти при реализации стратегии экономической безопасности;
- определение ориентиров инвестиционной политики.
Реакция на изменения, происходящие на мировом рынке, предпочтительна в форме так называемой ограничительной деловой практики, т. е. предупреждения ущерба экономике с помощью протекционистских либо иных мер. Ограничительная деловая практика должна осуществляться по экономически и юридически мотивированным соображениям, в том числе в интересах определенных фирм, корпораций, хозяйствующих субъектов в целом.
Интересы обеспечения экономической безопасности должны учитываться при подготовке проектов бюджетов, законодательных предложений и основополагающих решений, в области финансово-кредитной и денежной политики.
Господствующий долгое время принцип обеспечения национальной безопасности за счет силовых мер или угрозы их применения в современном мире уступает место гуманитарно-социальным, научно-техническим, политическим, информационным и особенно экономическим методам, которые способствуют ослаблению или снятию угроз7 .
Концепция национальной безопасности РФ 1917 г. со временем дополняется новыми положениями. Прежде всего, усиливаются акценты на информационную и внешнеэкономическую составляющие безопасности, на решение задач по расширению рынков сбыта российской продукции и либерализации внешней торговли и по усилению роли государства в сфере валютного контроля8 .
С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальными являются: обеспечение режима расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России.
Криминализация и те или иные попытки противоправных действий в сфере экономики требуют адекватной политики, должны своевременно оцениваться как экономически опасные для принятия не только экономических, финансовых мер, но и мер репрессивного характера.
К приоритетным целям при отражении угроз экономическим интересам России можно отнести:
- уже упомянутую активизацию инвестиционного процесса в стране;
- консолидацию общества на основе повышения уровня жизни всего населения;
- стимулирование притока частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты;
- жесткую налоговую политику;
- меры по укреплению национальной валюты;
- государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль;
- поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны, отечественной науки;
- укрепление позиций на внутреннем экономическом пространстве России на основе формирования эффективных экономических подсистем в ее регионах;
- обеспечение экономической самостоятельности решений при выходе на мировой рынок.
Можно согласиться с Т.Д. Ромащенко9 , что основными направлениями обеспечения внешней экономической безопасности России в условиях открытой экономики являются:
создание стабильной политической системы, ориентированной на достижение благосостояния всего общества путем эффективного использования преимуществ рыночной экономики;
совершенствование внешнеэкономической деятельности государства;
привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций;
разрешение проблемы внешнего государственного долга;
структурная трансформация экспорта и импорта, снижение импортзависимости, диверсификация внешних связей и источников сырья и комплектующих;
проведение политики разумного протекционизма;
обеспечение продовольственной независимости;
использование достижений научно-технического прогресса и активное взаимодействие с мировыми партнерами в этой области;
постоянное совершенствование хозяйственного механизма для повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке и т. д.
Переход к открытой экономике должен сопровождаться усилением регулирующей роли государства в области внешнеэкономической деятельности. Приоритетными в этой сфере должны быть национальные интересы, имеющие стратегический характер, с учетом и положения России как великой державы. Россия имеет особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в ряде случаев иностранная конкуренция приводит к разрушению целых отраслей, увеличивает зависимость от импорта, изменяет сложившуюся экономическую структуру и даже образ жизни. Основные выгоды от расширения мирохозяйственных связей получают, в первую очередь, ТНК и компании с определенной экспортной ориентацией. Многие же сферы национального хозяйства - отстающие в развитии отрасли и регионы, мелкие и средние предприниматели при усилении взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении.
Конкуренция импортных товаров была одной из причин глубокого спада производства в ряде отраслей российской промышленности - легкой, пищевой, электронной, электротехнической и др. Открытие экономики России, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек, цен и улучшения качества продукции, изменения структуры хозяйства в пользу отраслей, имеющих перспективы для развития.
Экономическая безопасность предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, обеспечивающий расширенное воспроизводство национального продукта, высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, поскольку не может быть экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами.
На экономическую безопасность, естественно, влияет и то обстоятельство, что в настоящее время примерно 20% наличных долларов США, циркулирующих вне США, сосредоточено в России, которая, нуждаясь в определенной иностранной помощи, таким образом фактически выступает и в роли кредитора Америки. Начиная с 1992 г., то есть с года начала реформ, наличный доллар был и остается фактически параллельным платежным средством на российском внутреннем рынке. Однако доллар теряет свои позиции как резервная валюта мира, да и доля США в мировой экономике упала с 60 до 12-15%.
Вообще степень экономической зависимости России от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных российских городов, поступает из-за рубежа. Глубокая же долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Между тем подавляющая часть внешней торговли России (до 2/3) связана с Европой: одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущем иностранным инвестором в экономику России.
В условиях экономической глобализации необходимо всесторонне оценивать влияние научно-технической революции, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, появление множества точек соприкосновения, где пересекаются интересы и потребности многих государств. Поэтому обеспечение национальной безопасности становится все усложняющейся задачей.


1 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 апреля.
2 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. N 8. С. 67.
3 Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 143.
4 Там же. С. 128
5 Дугин А. Евразийство: от философии к политике //Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 8.
6 Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманиттарные знания. 2000. N 3. С. 130.
7 Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 3. С. 136-137.
8 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. С. 7
9 Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национальной экономики: механизм и система обеспечения в России. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 124.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия