Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Расширение спектра интеграционных инициатив
Из научного доклада авторского коллектива под научной редакцией доктора экономических наук, профессора МГИМО(У) МИД РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Агеева, представленного к обсуждению на Первом Евразийском аналитическом форуме

В ближайшей перспективе международное сотрудничество ЕАЭС будет развиваться по широкому спектру направлений, в том числе путем внедрения и развития наднациональных проектов.
Во-первых, сопряжение проекта Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Россия отстаивает идею создания Большого евразийского партнерства на основе ЕАЭС и концепции «Один пояс — один путь» с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и АСЕАН, а также ряда других государств. Китай, судя по всему, считает более эффективным сотрудничество с каждым из членов союза на двусторонней основе, что подтверждается уже заключенными Китаем соглашениями с отдельными странами ЕАЭС.
При этом реализация стратегии Экономического пояса Шелкового пути позволяет России увеличить долю товарооборота со странами — членами ШОС к 2020 г. с нынешних 27,6% (359 млрд дол.) до 30,4% (395 млрд дол.) и сократить долю нереализованного товарооборота России со странами — членами ШОС к 2020 г. с 27,6% (89,8 млрд дол.) до 16,6% (53,9 млрд дол.). Однако для России ЕАЭС имеет особое значение: в его составе — государства, с которыми сохранились разнообразные производственные, культурные и человеческие контакты.
Хотя на ЕАЭС приходится менее 10% внешней торговли России, он является наиболее тесным и институциональ­но организованным экономическим образованием, а все его члены входят и в состав ОДКБ.
Во-вторых, новый интеграционный проект, связанный с открывающимися в Арктической зоне новыми ресурсными и логистическими возможностями. Северный морской путь как один из транзитных маршрутов в рамках проекта «Один пояс — один путь», в частности, в форме «Ледяного Шелкового пути», предусматривает соединение арктических транспортных маршрутов с Китаем и странами Северо-Восточной и Центральной Азии. Главным стимулом развития интегра­ционных инициатив в Арктике являются успешные проекты на Севере России «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
Однако для полноценного развертывания сотрудничества в Арктике и продвижения этого проекта необходимо преодолеть разногласия в понимании арктической политики Россией, Китаем и партнерами ЕАЭС как основы их будущего арктического сотрудничества. В частности, в Арктическом регионе важно достичь соглашений о принятии единых таможенных правил, стандартов и тарифов, использовании передовых наработок в области создания машин и агрегатов для работы в суровых климатических условиях, а также привлечении инженерных кадров для развития арктической инфраструктуры. Необходим прагматичный подход и конструктивное согласование позиций.
В-третьих, важным вопросом развития ЕАЭС является торгово-экономическое сотрудничество стран — партнеров ЕАЭС, помимо Китая, с иными третьими странами. При этом оптимальным механизмом взаимодействия сторон представляется участие стран-партнеров в многосторонних проектах, зонах свободной торговли (ЗСТ). Например, со­глашение о ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам вступило в силу в 2016 г. Оно предусматривает обнуление для поставщиков из стран ЕАЭС ввозных таможенных пошлин на 60% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. Один из главных плюсов этой ЗСТ заключается в том, что ключевые экспортные товары ЕАЭС и Вьетнама дополняют друг друга. В отношении ряда чувствительных товаров, производимых на территории ЕАЭС, сохраняется тарифная защита. В некоторых отраслях предусмотрен триггерный механизм: если резкий рост вьетнамских поставок поставит под удар евразийские предприятия, на ввоз могут быть установлены пошлины на уровне единого тарифа ЕАЭС.
Возможно также появление новых соглашений такого типа, например, с Ираном, Монголией, Сингапуром, Индией, Египтом и др.
Вместе с тем, эффективность торговли с третьими странами зависит от множества факторов. Так, Вьетнам уже имеет ЗСТ с Китаем, который не исключает возможность создания ЗСТ со странами постсоветского пространства в рамках ШОС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути». При этом реэкспорт китайской продукции через Вьетнам в рамках ЗСТ способен снизить конкурентоспособность местных производителей.
В скором времени заработают Временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Решается вопрос о свободной торговле между ЕАЭС и Сербией. Успешно завершились переговоры по Рамочному соглашению о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве и Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром. Успешно развивается переговорный процесс с Израилем и Египтом. Идет подготовка к началу аналогичных переговоров с Индией. Расширяется круг партнеров ЕАЭС из числа региональных организаций, ЕЭК уже сотрудничает с АСЕАН, МЕРКОСУР, Андским сообществом. 5 июля 2019 г. подписана Декларация о партнерстве с Тихоокеанским альянсом -молодым, стремительно развивающимся интеграционным объединением. 23–24 октября 2019 г. на саммите «Россия-Африка» заявлены масштабные инициативы по сотрудничеству ЕАЭС с Африканским союзом.
В-четвертых, приоритетной задачей остается повсеместное развитие сотрудничества ЕАЭС с соседями по СНГ. Вместе с тем, усиление сотрудничества стран ЕАЭС без России со странами СНГ представляет для нее серьезный вызов. Так, на фоне частичной международной санкционной изоляции двусторонних разногласий России, усиливается стремление Беларуси и Казахстана проводить многовекторную внешнюю политику. Так, Беларусь продолжает развивать торгово-экономическое сотрудничество с Украиной, Молдовой, Грузией, а также стремится расширить связи с Евросоюзом, заявляя о своей готовности участвовать в «Восточном партнерстве». Все страны ЕАЭС, кроме России, вве­ли безвизовый краткосрочный въезд для граждан ЕС и США.
Экономическое сотрудничество с Украиной является предметом дебатов внутри ЕАЭС. В частности, Казахстан и Беларусь не согласились с отменой преференций в торговле с Украиной, вытекающих из соглашения о ЗСТ в СНГ. Россия, при принятии такого решения, сослалась на нормы Приложения № 6 к Договору о ЗСТ СНГ, которые дают странам-членам возможность в одностороннем порядке ввести пошлины на товары из стран СНГ, заключивших соглашения о свободной торговле с третьими государствами, если реализация таких соглашений наносит ущерб их национальной экономике. Однако это положение касается всех стран ЕАЭС и поэтому требует взаимных консультаций России со своими партнерами. В противном случае такая ситуация становится новым испытанием на прочность таможенной политики ЕАЭС. И здесь только электронным декларированием товаров не обойтись, поскольку могут быть задействованы варианты с созданием совместных предприятий на территории ЕАЭС, классические схемы с сокрытием реальных собственников товаров и т.п.
В-пятых, особый интерес вызывает развитие отношений ЕАЭС со странами БРИКС, представляющих собой пять мировых цивилизаций. Становится все более очевидным, что в формате БРИКС реально прорастают контуры нового многополярного мира.
В-шестых, реализация потенциальных экономических альянсов ставит ребром вопрос об изменениях в ведущих мировых финансовых регуляторах — МВФ и Всемирном банке: распределении активов, голосов и руководящих постов с учетом возросшего веса этих альянсов.


Перепечатано из: Евразийский экономический союз: опыт, проблемы, приоритеты развития и безопасности (К 5-летию образования): сборник документов. Москва, Общественная палата РФ, 14 ноября 2019 г. — Москва: РУДН, 2019. — 176 с. С. 27–30.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия