Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Молонова А. В.
доцент кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Чжан Нин
магистрант кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Мировые тренды развития логистики розничной торговли
В статье исследованы основные мировые тенденции в сфере традиционной и онлайн розничной торговли, оказывающие влияние на развитие логистики и актуализирующие потребность применения омниканальных моделей взаимодействия в рамках формирования открытых логистических систем предприятий розничной торговли
Ключевые слова: торговля, розничная торговля, логистика розничной торговли, тренды развития розничной торговли, омниканальная модель взаимодействия, экосистема ритейла
УДК 658; ББК 65.291.59   Стр: 89 - 91

Сфера розничной торговли во всем мире претерпевает значительные изменения, что, в первую очередь, характеризуется активным развитием электронной коммерции. Статистические данные показывают, что в России наблюдается значительный рост онлайн розничной торговли, однако, на сегодняшний день традиционный ритейл сохраняет существенную рыночную долю.
Так, в 2017 году продажи в сегменте электронной торговли в России составили 4% от общего объема розничных продаж, а к 2023 году прогнозируется увеличение их доли до 6% (см. рис. 1). Как отмечают многие эксперты рынка, на сегодняшний день Россия имеет один из самых высоких темпов роста онлайн торговли в мире.
Рис. 1. Общий объем онлайн продаж в России, 2017–2023 гг., млрд руб. [8]
В то же время, несмотря на значительный рост показателя, доля онлайн-торговли в России относительно мала. Так, например, в Китае на онлайн-торговлю приходится около 35% общего оборота ритейла.
Российский рынок интернет торговли характеризуется следующими особенностями, влияющими на организацию логистики:
— географическая неравномерность: большая доля интернет заказов приходится на мегаполисы, в частности — г. Москва, что приводит к гиперконцентрации ритейла;
— инфраструктурные ограничения: фрагментированное и неравномерное развитие логистической инфраструктуры в стране;
— покупательские предпочтения, характеризующиеся большой долей самовывоза интернет заказов из магазинов и пунктов выдачи;
— покупательские предпочтения, относящиеся к преобладанию постоплаты — оплаты заказов при получении;
— завышенные потребительские ожидания относительно скорости доставки;
— достаточно невысокая доля международных компаний на российском рынке при высокой доли кросс-бордерной торговли (онлайн импорта);
— специфические (локальные) каналы распределения.
Мировые тренды в сфере розничной торговли обусловлены, прежде всего, повышением уровня конкурентности внешней среды, а также становлением и развитием цифровой экономики и применением новых технологий [2]. В данной работе выделены основные тренды традиционного и онлайн ритейла, оказывающие влияние на развитие распределительной, финансовой, возвратной, маркетинговой и других видов логистики.
1. Активизация международной экспансии компаний онлайн розничной торговли, что приводит к необходимости создания и развития собственной логистической инфраструктуры на мировых рынках. В качестве примера можно привести кейс российского лидера интернет торговли — компанию «Wildberries», инвестирующую в открытие логистического хаба в Европе.
2. Изменение потребления в результате цифровизации, обусловленного влиянием социальных сетей, форумов, блогов и пр. информационных онлайн ресурсов на выбор покупателей. Это приводит к необходимости компаниям применять специальные инструменты сбора данных и аналитики, а также создавать собственные сообщества для взаимодействия с клиентами.
3. Персонализация в различных точках взаимодействия: на стадии предпродажного сервиса, этапах совершения покупки и постпродажного обслуживания. Для компаний становится необходимым развивать не только персонализированные маркетинговые предложения, где товар подбирается потребителю с учетом его индивидуального опыта и предпочтений, но также сервисы по обеспечению информационной поддержки на стадии выбора товара (информация о товаре «в режиме онлайн»), сервисы на этапе постпродажного обслуживания (например, напоминание о повторных покупках), различные сервисы, основанные на геолокации (определение местоположения клиента с целью повышения эффективности маркетинговых и логистических коммуникаций, виртуальная навигация с помощью ИТ-технологий в рамках физических магазинов) и прочие.
4. Клиентоориентированность в условиях цифровизации становится основополагающей концептуальной основой бизнеса как в онлайн, так и в традиционной розничной торговле. Если раньше компании ориентировались на товар, то сейчас фокус сдвигается на потребителя — его потребности и точки взаимодействия с ним на протяжении всего цикла осуществления заказа, предпродажного и постпродажного обслуживания. Необходимо отметить, что на сегодняшний день каждая итерация взаимодействия с клиентами — это возможность для компании предоставить полезный, инновационный цифровой опыт, что способствует обеспечению ее конкурентного преимущества.
5. Развитие различных способов оплаты и доставки. Если развитие финансовых сервисов и инструментов в России находится на достаточно высоком мировом уровне, то логистические сервисы только сейчас претерпевают существенное изменение. Пункты выдачи заказов и постаматы предлагают конечным покупателям более высокий уровень сервисного обслуживания, чем традиционные способы доставки. Среди их основных функций можно отметить: оплату наличными; банковскими картами или бесконтактную оплату смартфоном с технологией NFC; обслуживание возвратов (логистика возвратных потоков). Можно отметить следующие ключевые преимущества для конечного потребителя при использовании постаматов или пунктов самовывоза: более низкая цена доставки; возможность планирования времени; безопасность; комфорт. Необходимо отметить, что развитая логистическая сеть постаматов и пунктов выдачи заказов становятся частью городской жилой и коммерческой инфраструктуры.
6. Активное использование логистического сервиса срочной доставки. На данный момент срочные заказы составляют до 11% от общего числа заказов онлайн магазинов в России. Так, согласно проведенному исследованию [7], наибольшая скорость доставки у товарных категорий продуктов питания и медицинских товаров, тогда как наименьшая скорость доставки — книг и дисков. Необходимо отдельно выделить наиболее важные факторы качества доставки для российского пользователя: стоимость (58%); скорость (55%); пунктуальность (39%); узость интервала (20%). У 41% респондентов опроса хотя бы раз возникала необходимость в срочной доставке за последние три месяца, а при отсутствии срочной доставки 48% тех клиентов, которым она была необходима, уйдут из интернет-магазина: сделают покупку в другом месте (33%) или вовсе отменят её (15%). Также стоит подчеркнуть, что российские потребители готовы платить за срочную доставку — положительный ответ дали 72% респондентов проведенного исследования. Результаты данного исследования доказывают потенциал и необходимость развития логистического сервиса срочной доставки российского ритейла.
7. Возрастание роли и значимости дополнительных услуг. Среди исследователей встречается понятие фулфилмента, который предполагает обработку небольших заказов розничных магазинов с большой ассортиментной матрицей товаров. Среди базовых операций фулфилмента выделяются следующие: приемка товаров на склад; хранение; комплектация заказов; передача заказов службе доставки; обработка возвратных потоков (возвращенных покупателем товаров). Необходимо отметить, что, как правило, основные услуги фулфилмента являются низкомаржинальными. Таким образом, предоставление дополнительных сервисов является перспективным направлением развития бизнеса. На сегодняшний день крупные интернет магазины превратились в логистических провайдеров, обеспечивающих операции складирования и хранения, обработки заказов, а также функционал магистральной логистики и логистики «последней мили». Данная модель отличается от модели, существующей до недавнего времени. Необходимо отметить общемировую тенденцию прихода «в онлайн» брендов и крупных торговых сетей. Они заинтересованы не только в фулфилменте, но и в получении дополнительных услуг, полностью обеспечивающих функционирование интернет магазина. Вторым драйвером мирового, а также российского рынка являются небольшие магазины и производители с небольшим опытом в онлайн или традиционных продажах. Их спрос, помимо базовых операций фулфилмента, на дополнительные услуги достаточно высок. Среди дополнительных сервисов можно выделить такие как: контактный центр; маркетинг и привлечение клиентов; фото и видео; карточки товаров; создание и поддержка сайтов и др. Например, компания ЗАО «СДТ» (Сервис дистанционной торговли) является одним из крупнейших логистических фулфилмент-операторов полного цикла для электронной торговли и предоставляет комплексные услуги логистики: обеспечение приема товаров от поставщиков; ответственное хранение товаров; обработка заказов интернет-магазина (комплектация, упаковка и тарификация); доставка заказов и предоставление услуги самовывоза; отгрузка заказов в транспортные компании; обеспечение приема наложенных платежей от служб доставки и перевод клиентам; прием и обработка возвратных заказов и прочие сервисы.
8. Развитие прямых продаж в онлайн сегменте. По данным Aero and e-Pepper, RBC только 6 из топ-100 ведущих интернет магазинов принадлежат производителям: доля их продукции в общем обороте электронной коммерции составляет менее 2% [8]. Таким образом, видится большой потенциал для дальнейшего развития данного рыночного сегмента.
9. Появление новых форматов физических магазинов розничной торговли. Традиционный ритейл создает новые форматы с целью удовлетворения «спроса на атмосферу и впечатления» [8]: шоу-румы, концептуальные магазины и др., обеспечивающие потребности современного потребителя. Создание данных форматов требует также пересмотр существующих логистических систем компаний и формирование новых, учитывающих современные способы взаимодействия с клиентом.
10. Становление и развитие омниканальной модели «ритейл-клиент» как концептуальной модели взаимодействия. Можно представить эволюцию моделей взаимодействия с клиентом следующим образом (см. рис. 2): от начальной стадии одноканального до современной модели — омниканального взаимодействия [1], предполагающей интеграцию полного потребительского опыта в офлайн и в онлайн среде в единую цифровую экосистему.
Рис. 2. Эволюция моделей взаимодействия с клиентом в розничной торговле
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что компании на различных рынках розничной торговли становятся частью единой интегрированной открытой экосистемы, включающей в себя: 1) традиционный ритейл; 2) онлайн ритейл; 3) интернет сообщества, социальные сети и пр.; 4) компании, предоставляющие сервисы в области финансов; 5) компании в сегментах развлечений; 6) логистические компании: операторы «последней мили» и магистральные перевозчики, организации, специализирующиеся на обработке заказов, складском хранении, 3PL, 4PL 5PL провайдеры, компании, поддерживающие и обслуживающие логистический бизнес; 7) разработчики программного обеспечения, в т.ч. для обеспечения эффективности логистики (CMS, WMS, трекинг заказов и пр.); 8) научные и образовательные учреждения; 9) медиа компании, обеспечивающие открытость и прозрачность информации; 10) прочие участники — элементы экосистемы.
Исследованные выше тенденции ведут к актуализации применения омниканальных форм взаимодействия с клиентами в рамках формирования открытых логистических систем компаний розничной торговли: с открытыми внешними и внутренними границами не только для материальных и финансовых, но также для информационных и кадровых потоков. Модели открытых логистических систем разработаны и представлены в исследовании Новицкой В.Д., Щербакова В.В. [5], которые, с нашей точки зрения, могут быть успешно модифицированы и применены для предприятий розничной торговли в современных условиях цифровизации экономики.


Литература
1. Аренков И.А., Шагиева Я.М. Омниканальность в управлении покупательским опытом // Креативная экономика. — 2019. — Т.13. №2. — С. 357–370.
2. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Соловьева Ю.Н. Форсайт технологии маркетинга: Маркетинг взаимодействия. Системно-рефлексивный маркетинг. Бенчмаркинг. Управление компетентностью. Измерение и оценка ценности: Монография / Под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион,. 2016. — 400 с.
3. Молонова А.В., Сунь С. Стратегии развития международной торговли Китая // Логистика и управление цепями поставок: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. — Санкт-Петербург, 2019. — С.137–140.
4. Мясникова Л.А., Букринская Э.М. Реверсивные потоки в логистике сетевой торговли // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2018. — № 3. — С. 23–28.
5. Новицкая В.Д., Щербаков В.В. Модельное обоснование системных решений в логистике НИОКР // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2018. — № 3 (111). — С. 92–98.
6. Парфенов А.В., Горский Д.В. Эволюция технологий доставки товаров в электронной торговле в РФ // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, 2018. — С. 6–9.
7. Рынок срочной доставки // Исследование Dostavista и Data Insight. 2018. 45 с.
8. Цифровая эра в ритейле: Успех в будущем зависит от эффективности адаптации к цифровой среде уже сегодня // Исследование PwC. 2019. 20 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия