| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Пашкус В. Ю. профессор кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Кулакова Т. А. профессор кафедры политического управления
Санкт-Петербургского государственного университета
доктор политических наук Пашкус Н. А. профессор кафедры отраслевой экономики и финансов
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук Зюзина Л. А. аспирант факультета политологии
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В современном мире растет значение региональной составляющей промышленной политики. Отметим, что сегодня, когда промышленная политики России проводится в сложных условиях (которые можно охарактеризовать как условия целенаправленного противодействия) растет значение как инновационной составляющей и стратегии импортозамещения, с одной стороны, так и возникает необходимость гармонизации промышленной политики и экономической безопасности. В этих условиях обостряется проблема обоснования приоритетов региональной промышленной политики, что и делается в статье с помощью Метода анализа иерерхий (МАИ) | Ключевые слова: промышленная политика, региональная промышленная политика, импортозамещение, метод анализа иерерхий (МАИ) | УДК 338.2; ББК 65.9(2Рос)-1 Стр: 119 - 122 | Эффективное развитие регионов страны требует реализации обдуманной промышленной политики на уровне региона и страны в целом. В настоящее время часть регионов России в полной мере не использует свой потенциал, следуя в основном необходимости, чем стремлению целенаправленно формировать сбалансированные промышленные кластеры производства и добиться роли компетента на внутреннем и, тем более, на глобальном рынке. Необдуманные меры реализации промышленной политики на уровне регионов приводят к возникновению множества проблем реализации промышленной политики в стране, множественному дублированию удачных стратегий без оглядки на реальные тенденции, потребности и ресурсный потенциал региона. Кроме того, сложившаяся ситуация приводит к возникновению диспропорций в развитии регионов и их неспособности к созданию тех самых промышленных кластеров, которые бы смогли обеспечивать промышленное развитие по выбранному направлению в полной мере. Все это, в конечном итоге, оборачивается серьезными проблемами необеспеченности региона необходимыми кадрами, высокой потребностью в иностранном сырье и компонентах, отсутствием важных связующих звеньев в реализуемых процессах. Следовательно, важно не просто осуществлять промышленную политику на уровне региона, но и отслеживать все элементы промышленной цепи, участвующие в реализации выбранного направления, а также координировать промышленную политику региона с другими регионами России, чтобы экономическое развитие регионов происходило равномерно, и не возникало серьезных диспропорций.
Оценка приоритетов региональной промышленной политики. С целью формирования комплексного подхода к реализации промышленной политики на уровне региона, необходимо осуществить анализ её перспективных инструментов и выбрать среди них наиболее эффективные. Анализ показывает, что каждый инструмент является мерой комплексного воздействия. Вместе с тем, каждый из них должен быть направлен на решение определенной задачи. Промышленная политика должна разрабатываться с учетом контекста и отвечать современным реалиям, быть нацеленной на конкретный результат [1].
Практическая же оценка промышленной политики, ее целесообразности и результативности является крайне сложным вопросом. Для этого есть целый ряд причин, среди которых можно выделить многофакторность и комплексность воздействия, сложности с количественной фиксацией ее результатов, а также очень большой временной лаг между непосредственным воздействием и видимым откликом [2; 3]. Кроме того, анализ адекватности и целесообразности каких-либо инструментов и их эффективности затруднен тем, что «политика» не проводится в чистом виде.
Оценка степени соответствия используемых инструментов промышленной политики ее актуальным задачам может проводиться по ряду наиболее важных критериев, выбор которых определен современными целями и направлениями реализации государственной промышленной политики на уровне региона. Можно обозначить следующие «задачи», стоящие перед субъектами промышленной политики:
1. Сокращение трансакционных издержек при реализации промышленной политики (как оптимизация государственного управления). Оптимизация государственного управления решает целый ряд задач для развития промышленной политики, в том числе связанных, например, со снижением издержек и повышению эффективности самого государственного управления [4; 5] или созданием механизмов стимулирования малого и среднего бизнеса [6; 7].
2. Стимулирование импортозамещения (как поддержка отечественных производителей). Импортозамещение должно быть имманентной частью промышленной политики (и экономической политики, и в политики более широком смысле). Если программы импортозамещения принимаются лишь исходя из политических соображений — проблем в экономике «не оберешься», даже в самом недалеком будущем [8; 9].
3. Повышение уровня экономической безопасности (как развитие и поддержка стратегически важных отраслей). Экономическая безопасность является одним из трендов современной промышленной политики: современная промышленная политика должна защищать экономику от разного рода угроз (вплоть до отключения высокоэффективной иностранной техники через спутник) [9; 10; 11].
4. Увеличение потока инвестиций (как непосредственное финансирование). Отметим, что сами инвестиции могут идти не только на развитие конкретных производств, но и на создание инвестиционного климата и развитие социально-экономической среды, необходимой для инновационного развития [12; 13; 14].
5. Увеличение доли высокотехнологичного производства (как поддержка и стимулирование развития высокотехнологичного производства). Отметим, что необходим не просто «запуск» отдельных инновационных производств, а развитие инновационных кластеров и реализация соответствующих стратегий в рамках региональной инновационной системы [15; 16; 17].
6. Развитие наукоемких отраслей (как развитие науки, образования, исследовательских центров и трансферта технологий из науки в производство) [18; 19].
7. Повышение глобальной конкурентоспособности (повышение качества отечественной продукции, стимулирование экспорта и т.д.) [20; 10].
С целью выявления перспективных инструментов промышленной политики и их оценки на уровне региона можно провести анализ с помощью матричных алгоритмов, что позволит выявить более привлекательные доминанты развития региона и «взвесить» их по качественной шкале. Более того, применение матричного анализа позволяет выявить те инструменты промышленной политики, которые наилучшим образом способны решить стоящие перед регионом задачи, а также найти пути повышения их результативности.
В 1970 г. Томас Саати (США) разработал метод анализа иерархий (Analityc hierarchy process), который относится к классу критериальных методов [21]. В целом МАИ состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие и дальнейшей обработке последовательности суждений по парным сравнениям. В результате может быть получена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов иерархии, причем с численным выражением таких суждений [22]. Применение метода анализа иерархий для комплексного анализа инструментов промышленной политики на уровне региона возможно в отношении 7 основных инструментов:
1) специальный инвестиционный контракт (в части финансирования предприятий, их отбора);
2) государственная информационная система промышленности (в части координации, площадки взаимодействия и обмена информацией между государством и бизнесом, предприятиями);
3) госпрограмма развития промышленности (в части координации, стратегического планирования и формирования вектора развития);
4) фонд развития промышленности (в части финансирования крупных проектов, тактического планирования реализации промышленной политики);
5) технопарки и промышленные кластеры (в части создания реальной инфраструктуры и формирования каналов взаимодействия предприятия внутри кластеров);
6) налоговые льготы (в части субсидирования определенных отраслей);
7) особые экономические зоны (в части привлечения иностранных инвестиций).
Поэтому, для начала, необходимо построить матрицу взаимозависимости критериев, которая получается путем опроса групп экспертов. На основе контент-анализа и анализа проводимой в России промышленной политики получаем следующую матрицу (см. табл. 1).
Попарно сравнивая инструменты реализации промышленной политики относительно критерия обозначенной задачи, мы получаем 7 матриц согласованности. Анализ данных таблиц позволяет сделать вывод о том, какие инструменты являются наиболее подходящими для решения данной задачи. Так, сокращению трансакционных издержек при реализации промышленной политики в наибольшей степени способствует государственная информационная система промышленности. А стимулированию импортозамещения — госпрограмма развития промышленности (с 2015 года резко возрастает стоимость соглашений по экспорту технологий РФ), а также непосредственно деятельность фонда развития промышленности (который обозначает проведение политики импортозамещения одной из своих главных задач).
Таблица 1
Матрица взаимозависимости критериев | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Вектор приоритетов | Приоритет |
---|
1 | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 0,5 | 2,415653 | 0,282962741 |
---|
2 | 0,33 | 1 | 0,5 | 0,25 | 1 | 1 | 0,2 | 0,504631 | 0,059111081 |
---|
3 | 0,25 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0,2 | 0,968625 | 0,113462018 |
---|
4 | 0,2 | 4 | 0,5 | 1 | 0,25 | 0,2 | 0,5 | 0,517947 | 0,06067091 |
---|
5 | 0,25 | 1 | 0,5 | 4 | 1 | 0,5 | 0,33 | 0,701183 | 0,08213458 |
---|
6 | 0,25 | 1 | 0,5 | 5 | 2 | 1 | 0,5 | 0,935061 | 0,10953043 |
---|
7 | 2 | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2,493898 | 0,29212824 |
---|
∑ | 4,28 | 17 | 12 | 19,3 | 13,3 | 10,7 | 3,23 | 8,536999 | |
---|
Относительная согласованность: 0,12 (допустимое значение — не более 0,1–0,15)
На повышение уровня экономической безопасности наиболее нацелены три инструмента — сама госпрограмма развития промышленности, а вследствие ее реализации фонд развития промышленности и развитие технопарков и промышленных кластеров. Увеличение потока инвестиций, безусловно, реализуют такие инструменты как специальный инвестиционный контракт, деятельность Фонда развития промышленности (в структуре привлеченных инвестиций подавляющее большинство занимают бюджетные средства) и меры по привлечению иностранных инвестиций в рамках особых экономических зон (с 2013 года инвестиции из-за рубежа занимают около 1,5–2% всех привлеченных средств).
Развитию высокотехнологичного производства способствует государственная программа развития промышленности (на стратегическом уровне) и строительство и формирование сетей кластеров и технопарков (на тактическом), эти же инструменты тесно связаны с повышением глобальной конкурентоспособности. Развитию наукоемких отраслей содействует именно промышленные кластеры и технопарки.
Матрица итоговых приоритетов (табл. 2) показывает нам, решению каких именно задач в наибольшей степени способствует комплекс рассматриваемых инструментов.
Таблица 2
Матрица итоговых приоритетов по методу анализа иерархий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итоговый приоритет |
---|
| 0,28 | 0,06 | 0,11 | 0,06 | 0,08 | 0,11 | 0,29 | | 1 | 0,07 | 0,53 | 0,12 | 0,09 | 0,09 | 0,05 | 0,05 | 0,09715 |
---|
2 | 0,09 | 0,03 | 0,24 | 0,37 | 0,19 | 0,05 | 0,04 | 0,1081 |
---|
3 | 0,11 | 0,04 | 0,29 | 0,2 | 0,27 | 0,05 | 0,05 | 0,1197 |
---|
4 | 0,26 | 0,03 | 0,07 | 0,29 | 0,04 | 0,07 | 0,23 | 0,1802 |
---|
5 | 0,08 | 0,03 | 0,25 | 0,09 | 0,45 | 0,05 | 0,05 | 0,1157 |
---|
6 | 0,06 | 0,04 | 0,2 | 0,09 | 0,48 | 0,07 | 0,05 | 0,1110 |
---|
7 | 0,09 | 0,05 | 0,23 | 0,15 | 0,36 | 0,04 | 0,09 | 0,1226 |
---|
Общая относительная согласованность: 0,03 (допустимое значение — не более 0,1–0,15)
Наиболее существенный приоритет имеет задача увеличения потока инвестиций. Действительно, наибольшая часть инструментов ориентирована на непосредственное финансирование, чаще всего со стороны государства [16]. Кроме того, можно отметить, что задача повышения глобальной конкурентоспособности также имеет значительный приоритет, поскольку каждый инструмент, так или иначе, нацелен на то, чтобы в итоге отечественные предприятия могли выходить на мировой рынок и побеждать на нем конкурентов. [23]
Вместе с тем, наиболее низкий приоритет имеет задача снижения трансакционных издержек в части оптимизации государственного управления. Так, лишь один инструмент (ГИСП) в значительной степени нацелен на снижение информационной асимметрии, высокий уровень которой снижает возможности прогнозирования и стратегического планирования, а значит принятия адекватных управленческих решений, причем это касается, как государственных структур, так и коммерческих и некоммерческих организаций [24]. Оптимизация государственного управления посредством введения элементов электронного правительства значительно ускоряет и упрощает взаимодействие субъектов рынка, а также позволяет сократить реальные расходы государства. Отметим, для реализации данной стратегии необходимы значительные вложения в сферу образования и активное вмешательство государства в процесс формирования публичных ценностей, что требует времени [25; 26]. Возможно, такой результат предопределен отношением экспертов к перспективам реформ государственного управления, определенными ожиданиями улучшения данной сферы в исследуемом регионе и хорошими перспективами развития высокотехнологичных кластеров в регионе.
Заключение. По результатам исследования можно сделать ряд выводов о современной промышленной политике России.
Во-первых, очевидно, что реальная промышленная политика крайне ситуативна, а это значит, что не существует универсального «рецепта» (парадигмы; методологии) ее формирования и проведения. С 2000-х годов происходило динамичное расширение инструментария промышленной политики, как в рамках вертикальной промышленной политики, так и горизонтальной. Сегодня нет сомнений в необходимости проведения промышленной политики как таковой, главный вопрос состоит в том, каким образом грамотно определить ее приоритеты и сформировать инструментарий, который даст желаемый результат (а оценить его затруднительно). Также крайне важная проблема — баланс интересов и приоритетов в условиях недостатка информации и влияния групп интересов на процесс формирования промышленной политики России, а также координация субъектов рыночного взаимодействия.
На сегодняшний день промышленная политика России имеет ряд основополагающих задач, на решение которых направлен комплекс ее инструментов. Так, сокращению трансакционных издержек при реализации промышленной политики в наибольшей степени способствует государственная информационная система промышленности; стимулированию импортозамещения — госпрограмма развития промышленности, а также непосредственно деятельность фонда развития промышленности (который обозначает проведение политики импортозамещения одной из своих главных задач). На повышение уровня экономической безопасности наиболее нацелены три инструмента — сама госпрограмма развития промышленности, а вследствие ее реализации — фонд развития промышленности и развитие технопарков и промышленных кластеров. Увеличение потока инвестиций, безусловно, реализуют такие инструменты как СПИК, деятельность ФРП и меры по привлечению иностранных инвестиций в рамках ОЭЗ. Развитию высокотехнологичного производства способствует государственная программа развития промышленности (на стратегическом уровне) и строительство и формирование сетей кластеров и технопарков (на тактическом). Эти же инструменты тесно связаны с повышением глобальной конкурентоспособности. Развитию наукоемких отраслей содействует именно промышленные кластеры и технопарки.
Также, ввиду того, что важными проблемами в проведении промышленной политики является недостаток информации, влияние на промышленную политику заинтересованных групп, а также присутствует «недоверие» к государству, важно отметить «мягкие» методы проведения промышленной политики, которые являются, скорее, сопутствующими, но немаловажными, а именно: лоббистская деятельность (в широком смысле), государственный маркетинг и брендинг территории. |
| |
|
|