Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ларченко О. В.
старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета


Управление инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития
В статье рассматривается инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития. Представлена классификация элементов инфраструктуры, а также субъектов управления инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития. Указаны проблемы, препятствующие ее совершенствованию. Предложены некоторые пути их решения
Ключевые слова: инфраструктура территории, территории опережающего социально-экономического развития, моногорода, субъекты управления инфраструктурой
УДК 332.12; ББК 65.04   Стр: 139 - 141

Среди важных направлений пространственного развития в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» названы: социально-экономическое развитие моногородов за счет диверсификации их экономики; социально-экономическое развитие сельских территорий; обеспечение усиления межрегионального сотрудничества, в том числе при создании территорий с особым режимом предпринимательской деятельности.
Новым инструментом для развития территорий в Российской Федерации с 2015 г. стали территории опережающего социально-экономического развития, которые вначале создавались на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, а затем и на территории моногородов. Территории опережающего социально-экономического развития в моногородах создаются под потенциального резидента с конкретным инвестиционным проектом. Но одним из препятствий для успешного функционирования такой территории является отсутствие качественной инфраструктуры в широком смысле.
Для современной науки является важным введение понятий, связанных с управлением инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития, так как в настоящее время в исследованиях рассматриваются в основном отдельные аспекты функционирования таких территорий (технические характеристики, резиденты, направления деятельности, предоставляемые льготы) [1,2,3], их значение для региона (создание рабочих мест, инвестиции) [5], либо инфраструктура региональной экономики [4, 6]. В связи с этим считаем целесообразным акцентировать внимание на механизмах управления инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития.
В современном экономическом словаре «инфраструктура» (от лат. infra — под, structura — строение) рассматривается как «совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать создание условий для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей» [7].
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру территории опережающего социально-экономического развития можно рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо — и макроуровне. На микроуровне инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития представляет собой совокупность различных субъектов и объектов, необходимых для функционирования резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. На мезоуровне — это совокупность субъектов и объектов, обслуживающих определенную территорию: муниципальное образование, город, республику, край, область. На макроуровне она выглядит как совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
По нашему мнению инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития в широком смысле представляет собой совокупность производственной, социальной и институциональной инфраструктур (рис. 1).
Рис. 1. Элементы инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития
Составлено автором
Изучив публикации некоторых авторов, например, посвященных производственной инфраструктуре региона [8], можем сформулировать свое определение производственной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития как совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно резидентов территории опережающего социально-экономического развития. К ней относятся: инженерная инфраструктура, земельные участки, транспорт, связь, объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры. Производственная инфраструктура на территории моногорода характеризуется высокой степенью износа основных фондов коммунального хозяйства, социальной сферы, жилищного фонда, дорожного хозяйства. Для того, чтобы создать производственную инфраструктуру, обслуживающую территорию опережающего социально-экономического развития, необходимы огромные средства. В данном случае речь идет о федеральных средствах (рис. 2), так как возможности бюджетов субъектов Российской Федерации, а особенно муниципальных бюджетов, ограничены.
Рис. 2. Расходы федерального бюджета Российской Федерации, млрд рублей [9]
Социальная инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития — это совокупность общих условий, связанных с человеческим капиталом, его развитием и качеством. В настоящий момент человеческий капитал в моногородах обладает рядом особенностей: ухудшаются его количественные и качественные характеристики, низкий уровень средней заработной платы и среднедушевых доходов, достаточно высокие показатели качества образовательной системы при нехватке рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника. Отличительной чертой социальной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития является то, что ее управление осуществляют организации, финансируемые из средств местных и региональных бюджетов. Бюджеты субъектов Российской Федерации, а особенно муниципальных бюджетов, являются дефицитными, доля собственных доходов в доходной части региональных и местных бюджетов снижается. Например, в бюджете Республики Карелия доля собственных доходов снижается, а безвозмездные поступления из федерального бюджета растут [10].
Институциональная инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития обеспечивает благоприятные условия для жизнедеятельности населения и формирование условий для успешного функционирования территорий опережающего социально-экономического развития.
Управление инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития следует рассматривать как целенаправленное воздействие со стороны органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления на резидентов и экономические объекты. Целью управления такой территории является обеспечение устойчивости и сбалансированности инфраструктуры для улучшения социально-экономического положения моногорода и региона.
Поскольку элементами инфраструктуры территорий опережающего социального — экономического развития являются производственная, социальная и институциональная, то и субъектов инфраструктуры можно классифицировать также (рис. 3).
Рис. 3. Субъекты управления инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития
Составлено автором
Субъекты управления инфраструктурой территорий опережающего социально-экономического развития могут находиться на разных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном (рис. 4).
Рис. 4. Субъекты управления инфраструктурой территории социально-экономического развития по уровню управления
Составлено автором
Так, Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ) осуществляет контроль за: социально-экономическим положением моногородов; созданием условий для стабильного развития моногородов путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций; регулирование вопросов функционирования закрытых административно-территориальных образований. Кроме того, в Министерстве экономического развития Российской Федерации создается комиссия по принятию решения о создании территории опережающего социально-экономического развития на основании заявки от моногорода. На основании положительного решения комиссии Министерство вносит в Правительство Российской Федерации предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития. Правительство принимает решение и издает распоряжение. Между Министерством экономического развития Российской Федерации, высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом моногорода, на территории которого создана территория опережающего социально-экономического развития, заключается соглашение.
К субъектам федерального уровня управления можно отнести Фонд развития моногородов, который осуществляет:
– софинансирование расходов бюджетов регионов и бюджетов муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и/или реконструкции объектов инфраструктуры;
– содействие в подготовке и/или участие в финансировании инвестиционных проектов в моногородах;
– выполнение функций проектного офиса по проектам развития моногородов;
– формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения;
– деятельность, способствующая улучшению социально-экономического положения в моногородах и их развитие.
На муниципальном уровне управление инфраструктурой территории опережающего социально–экономического развития осуществляют Администрации городских округов и муниципальных районов. Они принимают участие в подготовке проекта бюджета; разрабатывают и реализуют комплексные планы социально-экономического развития территории; владеют и распоряжаются муниципальным имуществом; создают условия для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; оказывают содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Подводя итог, следует сказать, что формирование качественной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития приведет к повышению привлекательности моногородов для проживания высоко подготовленных специалистов, закреплению на территории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых мигрантов. Кроме того, повышение комфортности проживания будет способствовать созданию условий для привлечения туристов и повышения инвестиционной привлекательности за счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, транспортной доступности, поддержки занятости и самозанятости населения.


Литература
1. Анимица Е.Г., Кузнецов В.Н., Ергунова О.Т. Создание ТОСЭР в границах закрытых административно-территориальных образований Свердловской области // Успехи современной науки и образования. — 2016. — №12. — Том 4. — С. 92–95 (Дата обращения: 10.10.2019)
2. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. — 2014. — №3(45). — С.12–19 (Дата обращения: 14.10.2019)
3. Балашова С.П., Сиротенко М.В. Территории опережающего развития как пространственная трансформация социально-экономической системы региона URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorii-operezhayuschego-razvitiya-kak-prostranstvennaya-transformatsiya-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-regiona (Дата обращения: 10.10.2019)
4. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2018. — №2. — С. 61–76 (Дата обращения: 14.10.2019).
5. Лукаш Е.Н., Бухарова Е.М. Анализ влияния территорий с особыми правовыми режимами на региональное развитие России: эконометрический подход // Проблемы прогнозирования. — 2019. — №2. — С.152–162 (Дата обращения: 16.10.2019).
6. Пономарев А.А. Институциональная инфраструктура: сущность и содержание // Научный журнал КубГАУ. — 2015. — № 107(03). — С.2–16 (Дата обращения: 13.10.2019).
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2011 (Дата обращения: 10.10.2019)
8. Тихонов Н.Б. Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе // Вестник ОГУ. — 2014. — №8(169). — С. 138–143 (Дата обращения: 07.10.2019).
9. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 05.10.2019).
10. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия. Режим доступа: http://krl.gks.ru/ (Дата обращения: 05.10.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия