Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Остовская А. А.
доцент Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
кандидат наук государственного управления

Смирнова Е. А.
доцент кафедры логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Институциональное обеспечение развития региональной инновационной системы Республики Крым
В статье показано, что целью государственного регулирования инновационной деятельности является, прежде всего, достижение положительных сдвигов с использованием всех преимуществ рыночного механизма хозяйствования, мобилизация возможностей производственного и научно-технического потенциалов, установление соответствия развития инновационной деятельности требованиям концепции устойчивого развития. Также, в процессе исследования был проведен SWOT анализ инновационной политики Республики Крым для выявления её слабых сторон (внутренние риски), которые могут препятствовать эффективному использованию существующих инструментов и возможностей развития инноваций в регионе, выявлены принципы, направленные на совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в регионе. Отмечено, что эффективность функционирования инновационной системы в современной экономике зависит от качества взаимодействия между ее основными участниками, а также представлено институциональное обеспечение развития РИС Республики Крым
Ключевые слова: инновации, институциональное обеспечение, региональная инновационная система, регион, государственное регулирование, инновационная деятельность
ББК У9(2)–55(2Р)   Стр: 142 - 145

С момента признания инновации как ключевого движущего фактора экономического роста (исследования развития экономики США 1909–1949 гг.), инновации стали важным предметом интересов не только ученых, но и представителей бизнеса и органов публичной власти. Это внимание привело к росту числа исследований по определению места формирования инноваций и наиболее благоприятного уровня (местного, регионального, национального, международного и т.п.) для разработки и реализации инновационной политики.
С 90-х гг. ХХ в. ученые подчеркивают важность локального уровня инновационных процессов и определяют именно регион как место создания и стимулирования инноваций [1]. В частности американский ученый М. Портер утверждал, что конкурентное преимущество создается и поддерживается через высоко локализованные процессы [2].
В целом научные исследования показывают, что знания и инновации тесно сконцентрированы в отдельных регионах. Это объясняется тем, что ключевые элементы инновационного процесса имеют региональный характер, также ускоряет появление инноваций пространственная близость [3]. С другой стороны, причины этого явления усматриваются в распространении «тихих» (неявных) знаний и опыта, ведь эти ценности сосредоточены на определенной территории и не могут быть легко перемещены [4]. Наиболее эффективное использование этих ресурсов происходит, когда субъекты знаний и опыта, а также субъекты, которые передают свои знания и опыт, сконцентрированы географически, поскольку данная близость позволяет построить доверие между заинтересованными сторонами.
Еще одной из причин важной роли географической близости по инновациям является то, что неявные знания могут быть переданы быстрее и проще, так как формируются условия, когда субъекты инновационного процесса находятся близко друг к другу и могут оперативно взаимодействовать. Это способствует укреплению доверия между участниками инновационного процесса (требует регулярного прямого взаимодействия) [5].
Взаимодействие субъектов инновационных процессов усиливается под влиянием социокультурных норм и ценностей, которые сформировались в регионе. Для того чтобы делиться неявными знаниями, необходимо совместное социальное и культурное понимание, без которого отношения между субъектами значительно усложняются. Еще одна причина, по которой географическая близость влияет на инновации, является эффект агломерации, в частности он ускоряет формирование инфраструктуры, необходимой для создания знаний путем концентрации университетов, научно-исследовательских центров и центров трансфера технологий [2, 6].
Существующая неоднородность развития базовых компонент региональной экономической системы вызывает необходимость использования механизмов государственного регулирования, внедрения и корректировки мероприятий по стратегическому управлению, направленного на повышение конкурентоспособности национального товаропроизводителя через реализацию инновационной модели развития, которая позволит увеличить объем наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью.
Как показывает опыт, в рамках решения обозначенной проблемы развитые страны придают особое значение созданию и поддержке региональных инновационных систем (РИС), которые связывают науку и производство, что обеспечивает коммерциализацию результатов научных разработок и во многом определяют конкурентоспособность стран и регионов на мировом рынке.
Для регионов России, а в частности для Республики Крым создание и поддержка региональной инновационной системы позволит создать реальные предпосылки для формирования региональной экономики инновационного типа.
Формирование РИС зависит от конкретной экономической ситуации в отдельно взятом регионе. В этой связи считаем, что в Республике Крым необходимо учесть следующие аспекты:
— сложившуюся отраслевую структуру экономики региона;
— уровень развития регионального промышленного производства;
— наукоемкость продукции, производимой в регионе;
— степень научного обеспечения инновационных разработок и др.
Модель РИС для каждого региона является особой, поэтому планирование ее формирования на начальном этапе требует проведения комплексного анализа развития региона. С учетом факторов влияния, особенностей и свойств в каждом регионе формируется промышленный комплекс, который занимает особое место в территориальном разделении труда, использовании средств производства, природных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Все это обусловливает многообразие целей регионального инновационного развития [2, 7].
Основной целью региональной политики Республики Крым в сфере формирования РИС является создание условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в соответствии с национальными и региональными приоритетами, а также повышение уровня жизни населения, достижение экономического роста, развитие науки, социальной сферы и т.д., путем объединения усилий субъектов подсистем РИС на основе взаимовыгодного партнерства. Авторами в процессе исследования был проведен анализ инновационной политики Республики Крым для выявления её слабых сторон (внутренние риски), которые могут препятствовать эффективному использованию существующих инструментов и возможностей развития инноваций в регионе.

Таблица 1
Сравнение основных результатов SWOT-анализа инновационной системы Республики Крым
Сильные стороныСлабые стороны
наличие производственной базы;
наличие организаций в области;
наличие исследований, разработок и высшего образования в Республике Крым;
повышение статуса ведущих региональных университетов до федерального;
на политическом уровне имеется поддержка инноваций
ограниченное количество глобально ориентированных компаний;
снижающееся количество студентов научно инженерных специальностей и недостаток специалистов с уже законченным образованием;
недостаток инновационной культуры среди бизнес- и исследовательского сообществ;
слабая связь между исследовательскими институтами и индустриальным сектором;
ограниченность в использовании инструментов мониторинга и оценки инновационной политики региона.
ВозможностиУгрозы
тенденция роста инвестиций в регионе в пользу отраслей экономики знаний;
Развитие КФУ имени В.И. Вернадского, для вхождения в перечень российских вузов, участвующих в программе «5–100»;
развитие проектов, реализуемых университетами по заказам бизнеса, вовлечение в коммерческий оборот действующих объектов инновационной инфраструктуры;
доступ к глобальным рынкам через вступление в ВТО. Санкции на РФ осложнили доступ к внешним рынкам, хотя прямых ограничений на экспорт продукции из России и, в частности, Республики Крым нет.
управление и финансирование исследовательских институтов и университетов на федеральном уровне не следует рыночно ориентированным принципам исследований и разработок;
федеральные программы инновационной поддержки не оказывают достаточной поддержки рыночно ориентированным исследованиям и разработкам или проектам на ранней стадии инновационного цикла;
слабая конкурентная политика на национальном уровне.

Акцентируя внимание на основных результатах SWOT-анализа инновационной системы Республики Крым, необходимо дополнительно отметить угрозы (внешние риски):
1. Общестрановые риски в связи с сохраняющимися санкциями в отношении России и Республики Крым (ограничения на заимствование технологий, закрытие рынков для экспортной продукции, ограничения на доступ к мировым финансовым рынкам и др.).
2. Технологический риск: быстрая смена технологического уклада, в результате которой ведущие предприятия и отрасли региона (машиностроительные комплексы) могут быстро стать неконкурентоспособными, в то время как новые отрасли (ИТ, нано-, био-, робототехника, новые материалы и др.) не успеют набрать оборотов для сохранения устойчивости в развитии региональной экономики.
3. Фискальный (ресурсный) риск исчерпания ресурсов федерального бюджета и федеральных институтов развития, дальнейшее сокращение и/или ухудшение структуры федеральных межбюджетных трансфертов, что может увеличить налоговую нагрузку на предприятия региона со снижением их возможностей по инвестированию в инновации.
4. Риск нехватки в Республике Крым квалифицированных кадров мирового уровня для обеспечения конкуренции с мировыми лидерами [8].
В то же время, сдерживающее влияние на развитие инновационной системы оказывают такие характеристики региональной модели, как излишняя централизация системы управления, закрытость структуры собственности на ключевые региональные активы, ограниченные возможности для социального лифта, отставание с проведением реформ в системе высшего образования.
Преодоление данных сдерживающих факторов требует активного и целенаправленного взаимодействия основных участников инновационного процесса региона: субъектов секторов науки, образования, бизнеса, органов публичной власти и общественности. Поэтому для достижения положительных результатов в формировании региональной инновационной системы Республики Крым должны быть сформированы эффективные механизмы взаимодействия органов публичной власти, субъектов хозяйствования сферы науки и бизнеса, общественности, которые должны лечь в основу разработки программных документов на региональном уровне.
Основными из таких механизмов являются:
1) стратегия развития региона — инструмент стратегического планирования, целью которого среди прочего является стимулирование экономической активности, повышение конкурентоспособности и инновационности экономики региона. Этот документ является основополагающим для других стратегий и программ в регионе. Ее реализация предполагает процесс принятия решений, обеспечивая общий план действий (например, определить приоритеты и распределить ограниченные ресурсы) с целью достижения согласованных целей;
2) план мероприятий по реализации региональной стратегии, т.е. документы, которые предусматривают пошаговую реализацию региональной стратегии;
3) региональная стратегия инновационного развития является документом, который предусматривает систематические, целенаправленные мероприятия, проводимые региональными партнерствами с целью определения или просмотра региональной инновационной политики [2, 9].
Также, по нашему мнению, целесообразно в современных условиях хозяйствования выделить принципиальные положения совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, направленные на институциональную модернизацию (табл. 2).
Модернизация современной институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности в Республике Крым должна способствовать максимальному использованию накопленного ранее инновационного потенциала территории. В связи с этим считаем, что основной целью функционирования институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на региональном уровне должно стать повышение темпов роста экономической активности субъектов хозяйствования в регионе в стратегическом ракурсе. Такое определение целевого ориентира обусловлено тем, что, по нашему мнению, важнейшей функцией государства является создание благоприятных условий социально-экономического развития страны, увеличение денежных доходов граждан и, соответственно, повышение уровня качества жизни населения.
Эффективность функционирования инновационной системы в современной экономике зависит от качества взаимодействия между ее основными участниками. Это взаимодействие обусловливает формирование и оборот интеллектуального капитала в системе производства и потребления экономических и других благ [12].
На региональном уровне взаимодействие осуществляется в следующих направлениях:
— между крупными и средними предприятиями региона (обычно в рамках производственной и научно-технической кооперации). Как правило, это взаимодействие принимает форму создания кластера, где, кроме собственно малых инновационных предприятий, активность проявляют региональные центры создания знаний (университеты) и элементы инновационной инфраструктуры вокруг них (бизнес-инкубаторы, региональные центры трансфера технологий и т.д.);
— между крупными и малыми предприятиями (на разных стадиях инновационного цикла, в рамках модели открытых инноваций, в различных формах, например, участие малых инновационных предприятий в государственных контрактах и др.);
— между предприятиями и университетами, научными центрами, а также между самими университетами;
— между всеми участниками инновационного процесса и органами власти региона.
Основу институционального обеспечения составляют субъекты с технопарковыми видами деятельности, типичные институциональные компоненты технологической платформы в структуре региональной инновационной подсистемы (табл. 3).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, к основным инструментам инновационной политики, рекомендуемых к использованию в Республике Крым, можно отнести:
– отлаженные механизмы согласования действий властей всех уровней в продвижении инновационных инициатив;
– эффективную мобилизацию федерального финансирования для реализации региональных инновационных программ, а также активное участие в существующих федеральных программах;
– поощрение стратегического сотрудничества между региональными предприятиями, включая сектор НИОКР;
– поддержание интенсивного диалога между государственными структурами и бизнесом;
– кластерный подход к поддержке инновационного развития;
– долгосрочное территориальное планирование и программы комплексного развития территорий;
– развитие ОЭЗ на инвестиционных площадках;
– жесткий административный контроль за реализацией принятых решений;
– активное участие в межрегиональных и международных структурах, ориентированных на поддержку инновационных процессов.

Таблица 2
Принципы, направленные на совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Крым [2, 9, 10]
ПринципХарактеристика
1Целевая ориентация на решение стратегических задачпредусматривает, что процесс формирования системы государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне должен осуществляться на основе долгосрочного планирования; обеспечивает комплексное решение имеющихся проблем инновационного развития региона; достижение совокупности целевых ориентиров инновационной деятельности, высокий уровень результативности управляющих воздействий.
2Рациональное взаимодействие государства и инвесторовв соответствии с принципом рационального взаимодействия государства и инвесторов, усилия органов государственной власти на всех уровнях управления в процессе модернизации институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности должны быть сосредоточены на привлечении средств институциональных и не институциональных инвесторов для решения текущих и перспективных задач инновационного развития страны.
3Адекватная реакция на изменения во внешней средетребует достижения высокой адаптивности институциональной системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, своевременной разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное реагирование на трансформационные процессы, которые обусловливают результативность перспективных управляющих воздействий в инновационной сфере.
4Ресурсное обеспечение принятых решенийв процессе формирования совокупности мероприятий, направленных на повышение инновационного потенциала Республики Крым, необходимо определить основные направления привлечения материальных, человеческих, финансовых и информационных ресурсов, что позволит системно решать существующие проблемы инновационного развития. Действующая финансовая инфраструктура не позволяет эффективно решать задачи инвестирования бюджетных средств с целью активизации инновационного процесса в национальной экономике. Таким образом, к началу осуществления перспективных инновационных проектов необходимо создать инфраструктуру, которая обеспечит решение, как текущих, так и перспективных задач ускоренного инновационного развития региона.
Перспективным направлением ресурсного обеспечения инновационных проектов является создание условий для частно-государственного партнерства, что позволит использовать преимущества бюджетных и внебюджетных источников финансирования инновационно активных предприятий. Представляется, что инициаторами реализации инновационных проектов с привлечением механизма частно-государственного партнерства должны выступать местные администрации и органы местного самоуправления, которые обладают всей необходимой информацией об особенностях инновационного развития региона.
5Учет особенностей территориального развитияпринцип требует предварительного анализа инновационных возможностей Республики Крым, чтобы обеспечить максимально эффективное использование её материальных, человеческих, финансовых и информационных ресурсов в процессе формирования профильной институциональной системы. В процессе анализа необходимо установить:
— общие закономерности развития социально-экономической системы региона, основные факторы, влияющие на результативность хозяйственной деятельности;
— комплекс отраслей и сфер деятельности, которые в краткосрочной, долгосрочной и стратегической перспективе могут выступать точками роста экономики региона, что позволит определить перспективы его инновационного развития;
— основные направления повышения эффективности функционирования экономики региона за счет комплексного использования его инновационного потенциала.
6Непрерывный мониторинг инновационного процессанеобходимое условие эффективного использования ограниченных ресурсов национальной экономики в процессе решения, как текущих, так и перспективных задач рационализации инновационной деятельности. Создание системы мониторинга позволит определить:
— количество инновационных проектов, в том числе финансируемых за счет средств государственного бюджета;
— объем средств государственного и местных бюджетов, которые используются для реализации инновационных проектов;
— объем внебюджетного финансирования инновационных проектов, в том числе в отраслевом и региональных разрезах;
— перечень субъектов хозяйствования всех форм собственности, которые выступают как наиболее активные участники процесса производства и внедрение инноваций;
— объем финансовых ресурсов, необходимых отдельным субъектам хозяйствования различных отраслей экономики с целью реализации перспективных инновационных проектов.
Мониторинг инновационной деятельности позволит также получить оперативную информацию о проблемах, которые возникают в процессе реализации инновационных программ, что будет способствовать повышению адаптивности системы управления инновационной деятельностью, адекватной реакции механизма государственной поддержки инноваций на изменения, происходящие во внешней среде.

Таблица 3
Институциональное обеспечение развития региональной инновационной системы Республики Крым
Виды деятельности и области взаимодействияИнституциональная принадлежность
РегиональнаяРыночнаяНаучная
Исследования и разработки (НИОКР)Органы регионального управления, формирующие и реализующие региональную инновационную политикуПредприятия, их исследовательские, проектно конструкторские, технологические подразделения, малые научно-технические предприятияЛаборатории и научные центры в составе КФУ им. В.И. Вернадского
ИнфраструктураРегиональные программы, технико-внедренческие (ОЭЗ, региональный технопаркВенчурные фонды, центры подготовки научных кадров, инновационно технологические центры, технопаркУниверситетский бизнес инкубатор, центры инновационного предпринимательства, базовые кафедры и лаборатории, центры коллективного пользования оборудованием
Предпринимательская активностьОрганы регионального управления, формирующие и реализующие региональную экономическую политикуКрупные и средние предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.
Малые инновационные предприятия, кластеры
Малые инновационные предприятия при КФУ.
Центры трансфера технологий и центры коммерциализации в университете
Коммерциализация знания и передача технологийОрганы регионального управления, выступающие заказчикамиИнновационные предприятия, осуществляющие передачу и внедрение новых технологийНаучные организации и университеты, осуществляющие распространение новых знаний и технологический трансфер
Источник: составлено авторами на основе [12]


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00952.

Литература
1. Трухин С.А. Оценка инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала (на примере Алтайского края) // Ползуновский вестник. — 2006. — № 3. — Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_03_1/pdf/200truh.pdf
2. Лотарев А.Г. Усовершенствование механизмов государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне : дис. ... к-та. наук. гос. управления — Мариуполь, 2018. — 230 с.
3. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — 3- е изд. — М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. — 192 с.
4. Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Глобальные проблемы. — 2016. — № 2 (37). — Режим доступа: http://mirec.ru/2016–02/analiz-mirovykh-tendentsiy-finansirovaniyainnovatsionnoy-deyatelnosti.
5. Annoni P., Dijkstra L., Gargano N. The EU Regional Competitiveness Index 2016 // European Union, Directorate-General for Regional and Urban Policy WP 02/2017, 2017. Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/work/201701_regional_competiti veness2016.pdf
6. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: [учебник] / Л.С. Барютин, С.В. Валдайцев, А.В. Васильев, П.Н. Завлин, Л.Э. 219 Миндели и др.; под ред. А.К. Казанцеа, Л.Э. Миндели. — 2-е перераб. и доп. изд. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. — 518 с
7. Яковлев А.А., Фрейнкман Л.М., Макаров С.А., Погодаев В.С. Элитный консенсус и экономическое развитие региона: опыт Республики Татарстан // Экономическая политика. — 2018. Т.13. — № 1. — С. 1–38.
8. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? // Форсайт. — 2009. — Т.3. — № 2. — С. 28–46.
9. Каартемо В., Лиухто К. Технологические инновации в особых экономических зонах России: уроки Китая // Форсайт. — 2010. — Т.4. — № 2. — С. 18–24.
10. Bertoni F., Tykvovб T. Does governmental venture capital spur invention and innovation? Evidence from young European biotech companies // Research Policy. 2015. Vol. 44. No. 4. P. 925–935.
11. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
12. Рудская И.А. Формирование и развитие региональных инновационных систем в Российской экономике : дис. ... д-ра. э.наук. Санкт-Петербург, 2017. — 288 с.
13. Макаров С.А., Абзалилова Л.Р. Институты как драйвер развития инноваций в российском регионе: опыт Республики Татарстан [Электронный ресурс]: препринт WP1/2018/02 / С.А. Макаров, Л.Р. Абзалилова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (1 Мб). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики»). — 47 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия