Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Александров И. Н.
доцент Высшей школы технологий управления бизнесом
Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого,
кандидат экономических наук

Фёдорова М. Ю.
аспирант Института экономики Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск)

Развитие предпринимательства в сельских поселениях с помощью цифровизации как фактор развития региональной экономики
В статье рассматриваются проблемы сельских территорий России. Безработица, низкое качество жизни и низкие зарплаты приводят к миграции сельских жителей в крупные города, что наносит ущерб экономике регионов. Проведенное авторами исследование в одном из районов Республики Карелия, показало, что местные жители заинтересованы в возможности заработка через Интернет и хотели бы получить знания в данной области. Предлагается развивать сельскую экономику с помощью инструментов саморазвития, вовлекающих местное сообщество в предприниматель­ство в цифровой среде с помощью сети Интернет
Ключевые слова: региональная экономика, предпринимательство, саморазвитие сельских территорий, цифровизация
УДК 332.1; ББК 65.05   Стр: 156 - 159

В настоящее время ресурсы большей части территории России не используются надлежащим образом для обеспечения экономического развития страны. Развитие сельского предпринимательства может стать отправной точкой в развитии территории, дать новые рабочие места местным жителям, задействовать простаивающие инфраструктурные единицы, дать новый импульс развитию местной и региональной экономики.
Основная часть населения России предпочитает жить в городах из-за наличия в них инфраструктуры и возможностей трудоустройства. 68,3% населения России сосредоточено на менее чем 21% территории страны. При этом социологами отмечается, что жители крупных городов устают от густонаселенных пространств и ищут места для жизни с лучшей окружающей средой. Многие пенсионеры предпочли бы жить в сельской местности, но отсутствие медицинской и иной инфраструктуры делает смену места жительства для них затруднительным. Ориентация экономики только на сельское хозяйство не может гарантировать необходимого уровня и качества жизни в сельской местности. Очевидно, что более равномерное заселение огромной территории России уменьшит воздействие на инфраструктуру городов, что приведет к росту качества жизни граждан.
Наша гипотеза заключалась в том, что сельские жители могут работать удаленно или продавать свои товары и продукты с помощью сети Интернет и зарабатывать дополнительные деньги. Проблема в том, что сельские жители не знают о специальных инструментах, которые могут помочь им в продвижении через сеть Интернет результатов своего труда.
Интервью, проведенное среди сельских жителей с целью выявления навыков удаленной работы и интереса к возможности получить дополнительный доход с помощью Интернета, показало, что есть значительная доля (более 50%) людей в возрасте от 25 до 70 лет, которые заинтересованы в заработке через Интернет, но они не обладают необходимыми знаниями и навыками.
Для исследования была выбрана деревня Толвуя Медвежьегорского района Республики Карелия. Медвежьегорский район расположен в отдалении от столицы Карелии Петрозаводска. Одним из уникальных ресурсов Медвежьегорского района всегда считались уникальные памятники деревянного зодчества Русского Севера — его архитектурно-культурное наследие.
Самые привлекательные архитектурные памятники находятся на острове Кижи, одном из самых известных среди туристов объекте в Республике Карелия. В настоящее время экономика Медвежьегорского района от данного объекта не получает значительного эффекта. Других значимых предприятий на территории Медвежьегорского района, особенно на его периферии, нет.
Основными крупными селами района являются Великая Губа, Шунгаи Толвуя. В советское время основная часть жителей данных сел работала в местных совхозах. На сегодняшний момент сельскохозяйственное предприятие есть только в селе Толвуя, но заработанная плата его сотрудников находится на очень низком уровне.
Село Великая Губа расположена в непосредственной близости от острова Кижи, охраняемого ЮНЕСКО. Несмотря на то, что многие туристы посещают только архитектурные памятники острова Кижи, мы предполагаем, что Великая Губа в некоторой степени выигрывает от близости к этой туристической достопримечательности. Деревня Шунга находится ближе, чем Толвуя к центру района и имеет лучшую транспортную доступность. В связи с этим, в качестве примера отдаленной деревни с населением более 1000 человек была выбрана Толвуя.
По статистическим данным Республики Карелия, население всего Медвежьегорского района составляет 27934 чел., а в сельской местности — 7401 чел. По данным на 1 января 2017 года население села Толвуя составило 1133 чел.
Исследование проводилось на основе стратифицированной выборки по принципу пропорциональной численности единиц типических групп. Затем в каждой страте применялась простая случайная выборка. Анкета была внедрена как через Интернет, так и с помощью телефонных звонков, поскольку люди пенсионного возраста предпочитают разговаривать по телефону, а молодежь предпочитает более быстрые интервью через Интернет. Всего было опрошено 158 человек, что составляет чуть более 10% всего населения села Толвуя. Выборка была разделена на три основные группы людей. Первая группа включала людей от 25 до 45 лет. Вторая группа — от 46 до 55 лет, т.е. люди среднего возраста, близкие к выходу на пенсию. Третьей группой опрошенных были люди от 56 до 70 лет, в основном пенсионеры.
На открытый вопрос «Какую главную проблему нужно решить в вашей деревне?» наиболее популярными ответами были «безработица» и «низкая зарплата».
На вопрос «Хотите ли вы заработать дополнительные деньги?» 85,7% женщин 46–55 лет ответили положительно, 14,3% женщин ответили «нет», а 100% мужчин 46–55 лет ответили «Да» на тот же вопрос (см. рис.1). Респонденты в возрасте от 56 до 70 лет (женщины и мужчины) также проявили интерес к дополнительному заработку, дав положительные ответы соответственно 73% и 65,3%.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Хотели бы Вы зарабатывать дополнительные деньги?»
(женщины и мужчины, 46–70 лет, %)
Среди респондентов 26–45 лет на вопрос «Хотите ли вы заработать дополнительные деньги?» 100% респондентов ответили «Да». Следует отметить, что респонденты дали положительный ответ, независимо от того, работают они или нет, живут с семьей или одни.
На вопрос «Зарабатываете ли вы деньги с помощью Интернета» 100% респондентов всех возрастов ответили «Нет».
Рис.2 показывает восприятие сельскими жителями работы с помощью Интернет-инструментов. Данные рис.2 соответствуют следующим ответам:
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Хотите узнать, как заработать дополнительные деньги с помощью Интернета?» (женщины и мужчины, 26–70 лет, %)
1 — «Да, я ничего не знаю об этом и никогда не пробовал»;
2 — «Да, я хочу улучшить свои навыки и заработать больше денег»;
3 — «Нет, я не заинтересован в заработке через Интернет»;
4 — «Нет, я все об этом знаю, и сейчас я зарабатываю достаточно через Интернет».
Несмотря на положительный ответ о желании заработать, не все положительно ответили на вопрос «Хотите узнать, как заработать дополнительные деньги с помощью Интернета?».
Женщины всех возрастов больше заинтересованы в том, чтобы заработать дополнительные деньги через Интернет. Доля мужчин, заинтересованных в заработке через Интернет, составляет от 30 до 40%. В настоящее время никто не зарабатывает с помощью сети Интернет, но есть мужчины и женщины, которые заинтересованы в такой работе. Поэтому мы предполагаем, что мужчины и женщины среднего возраста сталкиваются с трудностями из-за недостатка знаний в этой сфере («Да, я хочу улучшить свои навыки и заработать больше», «Да, Я ничего об этом не знаю и никогда не пробовал»).
Исследование [1] проведенное в 2015 г. показало, что сельские жители в качестве основных проблем своих территорий отмечают безработицу и низкие зарплаты. За прошедшее время ситуация к лучшему не изменилась, а социальное неравенство между деревней и городом растет. Вот почему происходит миграция из сельской местности в города и быстрая урбанизация.
Существует острая необходимость создания жизнеспособной экономической системы в сельской местности, чтобы раскрыть ее потенциал и потенциал каждого человека [2, 3]. Существует также необходимость в усилении чувства общно­сти в сельской местности, на отсутствие которой указывали авторы [1]. Еще одной важной задачей является формирование в сельской местности культуры самодостаточности. Такая система может быть устойчивой к внешним экономическим воздействиям. Это требует прочной взаимосвязи между различными экономическими субъектами, расположенными вокруг сельской территории. Целью такой взаимосвязи является расширение и укрепление социальных связей, совместное продвижение и продажа товаров и услуг. Эндогенное развитие сельских территорий, когда местные жители получают больше свободы для управления своей экономикой и ресурсами, было бы более целесообразным для достижения экономического и экологического процветания сельских территорий, на что указывал также Ф. Котлер [4].
Основой эндогенного развития территории должны быть местные жители, которые занимаются собственным бизнесом. Повышение активности предпринимателей, которые будут получать прибыль от продвигаемых через интернет товаров и услуг, облегчит достижение целей саморазвития территории. Цифровая экономика предлагает новые варианты развития отдаленных территорий.
Постиндустриальная экономика характеризуется множеством самозанятых людей, которые могут продвигать и продавать свою продукцию потребителям или организациям напрямую. Интеллектуальные услуги или физические товары могут быть реализованы благодаря Интернету. Например, исследование [5] показывает, как сельское сообщество может извлечь выгоду из использования новых интернет-технологий. Исследование [6] подтверждает, что рынок фрилансеров имеет тенденцию к миграции из крупных городов в другие регионы России и даже в сельские территории. Но следует отметить, что доля фрилансеров на сельских территориях минимальна. Более того, доля фрилансеров Республики Карелия, по данным исследований [6], составляет всего 1%. Фрилансеры, как правило, люди творческие, талантливые, полные идей. С помощью новых технологий они могут реализовывать свои товары и продукты, производя, таким образом, добавленную стоимость.
Исследование М.Н. Мухановой [7] показало рост числа занятых в сельской местности в сфере обслуживания из-за низкой заработной платы и безработицы в традиционных секторах. Исправить это положение может удаленная работа или использование Интернета для продвижения и продажи товаров и услуг, а также превращение сельского жителя в предпринимателя. Такое развитие является наиболее желательным для сельской территории, т.к. сельская экономическая система становится более устойчивой, получает больше денег для развития социальной инфраструктуры.
Еще один важный момент, касающийся цифровых инструментов, полезных для эндогенного развития территории, заключается в том, что в настоящее время, как утверждается в [9], большинство горизонтальных взаимосвязей в сообществе или между сообществами исчезло из-за государственного «ручного регулирования». Горизонтальные взаимосвязи между людьми в сельской местности очень важны для построения устойчивой и гибкой экономической системы. Традиционно сельские жители общались с помощью церкви, молодежь собиралась не только для развлечения, но и для обсуждения важных вопросов домашних хозяйств. В настоящее время инфраструктура сельских территорий очень бедна. Таким образом, мы видим, что Интернет мог бы стать местом для объединения людей и решения местных проблем.
Проекты, проблемы территории, проблемы, связанные с созданием новых рабочих мест, можно решать с помощью краудсорсинга. Мы видим, что Интернет является наиболее реальным пространством для первоначальных шагов по формированию сообщества единомышленников и генерации идей для создания новых услуг и товаров. Постиндустриальная экономика облегчает зарабатывание денег даже в отдаленных от центра районах. Но чтобы сделать экономическую систему устойчивой к внешним потрясениям, сообществу необходимо создать связи для экономического и социального общения.
Что касается проблемы безработных на сельских территориях, то исследование [6] показывает, что большинство безработного сельского населения составляют молодежь от 25 лет и люди среднего возраста от 56 лет. В то же время молодежь наиболее чувствительна к тому, чтобы быть интегрированной в сферу новых технологий и использования Интернета. Следует также отметить, что проблема безработицы и низких зарплат возникает не только среди молодежи. Как правило, молодежь мигрирует в большие города. Но люди среднего возраста предпочитают остаться, вернуться на родину или переселиться в более спокойное место из большого города. Вот почему проблема безработицы также очень важна для них. По данным исследования [8] риск бедности и неудовлетворенности качеством жизни заставляет сельское население заняться сельским хозяйством (88%). Доля близких к пенсии людей среднего возраста, которые начинают заниматься сельским хозяйством, составляет 36,9%. Мы предполагаем, что они могли бы расширить возможности дополнительного заработка с помощью Интернет-инструментов, например, используя Интернет для продажи своей сельскохозяйственной продукции. Еще один вариант для фермеров получить дополнительные деньги с помощью Интернета — научить других людей фермерству или другим специальностям.
В сфере постиндустриальной экономики нестандартные формы занятости являются вариантом преодоления бедности и безработицы в сельской местности. Именно поэтому экономика сельских территорий должна быть диверсифицирована. Традиционная сельскохозяйственная сфера не предоставляет ни достаточных возможностей для трудоустройства, ни желаемых зарплат и стандартов жизни. С другой стороны, в сельской местности не хватает квалифицированных специалистов, способных удовлетворить потребности современных сельскохозяйственных предприятий. Это также проблема, которая должна быть решена с помощью инструментов цифровых услуг.
Мы предполагаем, что удаленная работа может стать одним из вариантов диверсификации рынка труда в сельской местности и развития предпринимательства. Проведенное исследование показало (см. рис. 1), что местные жители хотят зарабатывать с помощью Интернета и цифровых инструментов. Более того, они хотели бы улучшить свои навыки в этой сфере (рис.2).
Новые возможности трудоустройства очень важны, поскольку в действительности уровень безработицы в сельской местности выше, чем показывают статистические данные. Проблема в том, что местные жители не просто хотят регистрироваться как безработные, а часто и не могут этого сделать вследствие высоких трансакционных издержек.
В период стремительного распространения цифровизации диверсификация рабочих мест может быть осуществлена с помощью удаленной работы и/или продажи уникальных товаров и услуг через Интернет. Исследования показывают, что сегодня местные жители не верят, что сельская территория обладает какими-либо ресурсами, которые можно было бы продать. Вот почему мы видим повсеместную миграцию из сельской местности в города из-за экономических обстоятельств. Природные, архитектурные и культурные ресурсы, упомянутые выше, не считаются сельскими жителями потенциальным капиталом для создания основ экономики. Очевидно, что развитие экономики возможно только в том случае, если местные жители осознают важность сохранения природных и культурных ресурсов своего региона и увидят, какую пользу они смогут получить от данных ресурсов.
Еще один важный момент, который следует иметь ввиду — это уникальность каждого региона, которая имеет большое значение для территориального развития, способствующего коммерциализации его товаров.
Поскольку выявлена потребность сельских жителей к заработкам с помощью Интернета, мы предполагаем, что роль государства в этом вопросе должна заключаться в создании конкурентных условий для подключения к Интернету не только крупных сельских поселений, но и небольших населенных пунктов. Вторая задача — научить людей зарабатывать в Интернете путем коммерциализации уникальных товаров и услуг, и эта задача самая сложная. Мы видим в этом начальный этап эндогенного развития сельской территории.
Выводы. В эпоху постиндустриальной экономики, когда цифровизация играет основную роль в распространении инноваций и предлагает широкий спектр новых рабочих мест, следует выработать новую стратегию и политику для развития региональных сообществ, чтобы сделать их процветающими.
В настоящее время миграция из больших городов в деревни очень незначительна. Основным препятствием для миграции из городов в сельскую местность является отсутствие медицинской и сокращение иной социальной инфраструктуры.
В соответствии с эндогенной или неоэндогенной теорией, сельская местность должна иметь больше возможностей для своего развития. Такое развитие может быть реализовано проще и быстрее в рамках постиндустриальной и цифровой экономики, где основными продуктами являются услуги, и они коммерциализируются с помощью Интернета.
Данное исследование показало, что жители сельских территорий заинтересованы в удаленной работе и нуждаются в дополнительных доходах. Они также проявляют интерес к получению новых знаний о заработках с помощью сети Интернет.
Результаты настоящего исследования могут быть экстраполированы, а область исследования может быть расширена за счет более крупных или более мелких деревень, которые более отдалены от районных или региональных центров. Также важно учитывать наличие на территории крупных рыночных предприятий.
Интернет может быть пространством для коммерциализации продуктов и услуг, а цифровизация способствует предпринимательской деятельности и открывает новые возможности для создания более благоприятного пространства и взаимосвязей между субъектами экономической деятельности.


Литература
1. Морозова Т.В., Козырева Г.Б., Белая Р.В., Сухарев М.В., Михель Е.А, Дьяконова М.В., Тимаков И.В., Морозов А.А. Труды КарНЦ РАН. — 2015. — №3. — С. 103–116.
2. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — №3(53). — С. 93–95.
3. Соколов Б.И. Институты финансовой информации // Финансы и кредит. — 2013. -№31. -(559). — С. 2–16.
4. КотлерФ.Конец капитализма? 14 антидотов от болезней рыночной экономики. — М.:Эксмо, 2016.
5. Александров И., Федорова М. Новые подходы к стратегическому управлению развитием сельского туризма как инструменту развития региональной экономики//Научный журнал КубГАУ. — 2017. — №10.
6. Стребков Д.О., Шевчук А.В., Спирина М.О.Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009–2014 гг. / Отв. ред.В.В. Радаев. Вып.16. — М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015.
7. Муханова М.Н. Структура занятости сельского населения в неформальном секторе // Социологический журнал. — 2017. — Том 23. — №2.
8. Сукнева С.А., Барашкова А.С., Неустроева А.Б. Предпосылки и особенности самозанятости сельского населения северного региона // Региональная экономика: Теория и практика. — 2017. — №7.
9. Syssoeva N.M. (2010) Institutional Problems of Regional Development in Russia. Quastiones Geographicae, 29, 2, 19–25.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия