Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Селищев А. С.
доктор экономических наук, профессор
Селищев Н. А.
старший корреспондент Агентства ИТАР-ТАСС в КНР (г. Пекин),
кандидат экономических наук


Экономическая терапия по-китайски (часть 4)
В статье рассматривается второе пятилетие «этапа совершенствования современной экономики Китая» (2003–2020 гг.). Показано, что страна преодолела мировой финансовый кризис и достигла очередных экономических высот
Ключевые слова: 11-я пятилетка КНР, преодоление Китаем мирового финансового кризиса 2008–2009 гг., промышленность и транспорт в КНР, «зеленая экономика» в КНР, политика доходов в КНР
УДК 339.97; ББК 65.5   Стр: 171 - 176

Великая Китайская стена,
Не думал, что когда-нибудь увижу
Ее, — многоступенчата она,
Мы к Риму пригляделись и Парижу,
В Египте даже были, как Кузмин
Говаривал покойный, и на Крите,
Но эту стену видел я один
Из всех, кого я знаю, извините. (2015)
Кушнер Александр Семёнович.

Введение. 11-я пятилетка (2006–2010 гг.) — второе пятилетие этапа совершенствования современной экономики, который начался в 2003 году и продолжается до сих пор. Успешно преодолев мировой финансовый кризис, экономика Китая достигла очередных успехов, заняв лидирующие позиции во многих сферах.

Одиннадцатая пятилетка (2006–2010 гг.): минуя кризис — к новым высотам

Кайфуя в фугах,
Спешите медленно,
Найдя в Конфуции
Монады Лейбница (1998)
Вознесенский Андрей
Андреевич (1933–2010)

11-я пятилетняя программа социально-экономического развития КНР на 2006–2010 гг., одобренная 4-й сессией ВСНП 10-го созыва (14 марта 2006 г.), явилась действенным инструментом модификации модели экономического роста и строительства в Китае к 2020 году общества средней зажиточности (小康, сяокан). От задач 10-й пятилетки (2001–2005 гг.), новый документ имел следующее отличие: количественные и качест­венные ориентиры именовались не «планом» (计划, цзихуа), а «программой» (规划, гуйхуа). При близости этих терминов, первый из них в большей степени отражает административную, а второй — рыночную составляющую, что больше соответствует переходу к макроэкономическим методам управления. Постепенное уменьшение нормативных количественных показателей при расширении горизонта планирования отразило качественное изменение структуры экономики, степени развития рыночных отношений и многообразия форм собственности.
Основные приоритеты новой пятилетки предусматривали среднегодовые темпы прироста ВВП на уровне 7,5%, что подразумевало его увеличение с ¥18,2 трлн в 2005 году до ¥26,1 трлн в 2010 году. Впрочем, по мнению многих китай­ских экономистов, темпы прироста вполне могли бы планироваться и на уровне 8%. Однако и утвержденные программой темпы обеспечивали Китаю выход к 2010 году с четвертого (после Германии) на третье место в мире по объему ВВП, исчисленному по номинальному валютному курсу (после США и Японии).
Среднедушевой прирост ВВП намечался на уровне 6,6%: что обеспечивало его увеличение с ¥13985 на человека в 2005 году до ¥19270 в 2010 году. За 11-ю пятилетку доля городских жителей в общем населении (степень урбанизации) должна была возрасти с 43% до 47%. При этом предусматривалось создание в городах 45 млн рабочих мест [1]. Располагаемый доход среднего горожанина должен был увеличиться с ¥10493 до ¥13390, а чистый доход селянина — с ¥3255 до ¥4150.Приоритетным объявлялось развитие четырех сфер: электроники и информатики, биоинженерии, исследования космоса, а также внедрения новых материалов и технологий. Предусматривалось увеличение продолжительности среднего обязательного образования с 8,5 до 9 лет. Особое значение уделялось мероприятиям по защите окружающей среды. Программой предусматривалось за пять лет снизить уровень загрязнения на 10%; снизить потребление электроэнергии на производство единицы ВВП на 20%; увеличить покрытие страны лесами с 18,2 до 20%.
XVII съезд КПК: приоритет социально-экономическому развитию страны и соответствие изменяющемуся базису обновляющейся надстройки. Очередной съезд КПК прошел в Пекине с 15 по 21 октября 2007 года. На нем были подведены итоги 10-й пятилетки. В докладе Председателя КПК Ху Цзиньтао (胡锦涛, 1942–) особое внимание уделялось обеспечению сбалансированного и устойчивого развития страны. Отмечалось, что развитие должно быть «как хорошим, так и быстрым», что позволило бы создать систему рационального и упорядоченного распределения доходов, чтобы люди со средними доходами составляли большинство населения, и было покончено с бедностью.
На съезде была выдвинута «концепция научного развития» (科学发展观, кэсюэ фачжань гуань). Она обосновывала необходимость перехода от экстенсивных к интенсивным методам развития экономики, отказ от стимулирования экономиче­ского роста любой ценой, снижение затрат на производство единицы продукции ВВП. Сохранение устойчивого развития должно обеспечивать более справедливое распределение его результатов.
Ху Цзиньтао впервые много лет спустя после Дэн Сяопина еще раз подчеркнул, что центр классовой борьбы окончательно переносится на экономическое строительство. Необходимо развивать внутренний потребительский спрос населения. При этом производственные отношения должны соответствовать производительным силам, а надстройка — экономическому базису. В предыдущие годы после начала реформы Китай активно развивал различные формы собственности в экономике. Теперь это должно было коснуться и надстройки. То есть, по сути, объявлялось в рамках «тройного представительства» допущение в правящие органы страны частных предпринимателей, с тем, чтобы «многоцветному» базису соответствовала обновленная политическая надстройка.
Влияние мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. на развитие Китая. Первое испытание Азиатским финансовым кризисом в 1997–1998 гг. китайская экономика уверенно выдержала [2, 188–194, 220–221]. То же самое можно сказать и о воздействии мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. [2, 239–243]. За 10 лет после первого из упомянутых кризисов экономика Китая заметно усилила свою вовлеченность в международную экономику, но в то же время существенно укрепила внутреннюю устойчивость. Темпы годового прироста ВВП страны снизились с докризисных 13% до 8–9%. Тем не менее, уже в декабре 2007 года, то есть за два года раньше запланированного срока, Китай обошел по показателю ВВП (исчисленному по обменному курсу), Германию и вышел на третье место после США и Японии. Что касается показателя ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС), то еще в 1995 г. Китай занял второе место в мире. КНР превратилась в ведущего мирового экспортера в 2009 г., опередив Германию. В списке же импортеров товаров, а также по размещению прямых инвестиций за рубежом (ПИИ) страна заняла второе место после США.
Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. вынудил руководство КНР изыскивать способы его преодоления, не отказываясь при этом от выполнения задач 11-й пятилетки. Стало очевидно, что только экспорт больше не способен обеспечить динамичное развитие китайской экономики, что необходимо стимулировать внутреннее потребление. Тем более, что уже с начала 2000-х годов китайские экономисты настойчиво продвигали эту идею, для реализации которой требовались, однако, серьезные реформы и перестройка экономической системы. Таким образом, мировой финансовый кризис послужил катализатором углубления реформ. В конце 2008 г. была принята программа стимулирования внутреннего спроса [3], на реализацию которой было выделено ¥4 трлн ($586 млрд).
Вливания в экономику распределялись следующим образом (табл. 1). С конца 2008 года началось бюджетное субсидирование покупок крестьянами товаров длительного пользования: телевизоров, холодильников, стиральных машин, мобильных телефонов, мотоциклов, компьютеров, кулеров, кондиционеров микроволновых печей. Эти меры были рассчитаны на четыре года. В июне 2009 г. запущена программа субсидирования: «Меняем старое на новое» на покупку телевизоров, холодильников, стиральных машин, кондиционеров, компьютеров и автомобилей.

Таблица 1
Антикризисное инвестирование в КНР в 2008–2010 гг. (¥ млрд)
Целевое назначениеОбъемДоля, %
Строительство транспортной инфраструктуры150037,50
Восстановление провинции Сычуань, пострадавшей от землетрясения100025,00
Строительство социальных объектов в городах40010,00
Социальные объекты в деревне3709,25
Охрана окружающей среды, экономия природных ресурсов2105,25
Нужды образования и здравоохранения1503,75
Другие цели (в том числе поддержка финансово-банковского сектора)3709,25
Всего4000100,00
Источник: [4, 134].

В феврале 2009 г. Госсовет утвердил планы оживления и реструктуризации 10 ведущих отраслей народного хозяйства: автомобильной промышленности, машиностроения, судостроения, электроники и информатики, текстильной промышленно­сти, нефтехимии, черной и цветной металлурги, а также оптовой торговли. При этом для всех малых предприятий была снижена ставка НДС до 3% (с 4–6% ранее существовавшей) [5].
Оптимизация экономической структуры. В самом общем виде по форме собственности китайские предприятия подразделяются на четыре группы: государственные предприятия центрального подчинения, государственные предприятия местного подчинения, коллективные, а также частные предприятия. Роль костяка экономики КНР исполняют государственные предприятия центрального подчинения, для оптимизации функционирования которых в 2003 году при Госсовете КНР был создан Комитет по контролю и управлению государственным имуществом (国务院国有资产监督管理委员会) или SASAC (State-owned Assets Supervision and Administration Commission). Основной задачей SASAC является постепенное сокращение числа государственных предприятий при повышении эффективности их функционирования. В табл. 2 приведены данные о количестве центрально-управляемых предприятий в 10-й и 11-й пятилетках.

Таблица 2
Центрально-управляемые государственные предприятия КНР (2003–2010 гг.)
20032004200520062007200820092010
196178169159151142129122
Источник: SASAC

В начале 11-й пятилетки планировалось сократить число государственных предприятий центрального подчинения до 100, однако в декабре 2010 года Комитет посчитал, что это было бы преждевременным. Комитет объявил, что, во-первых, государство продолжит абсолютно контролировать 7 стратегически важных отраслей экономики: военную промышленность, угольную промышленность; энергетику и энергосети, гражданскую авиацию, судостроение, телекоммуникации, а также добычу нефти и нефтехимию. Вторая группа предприятий объявлена ключевой: машиностроение, автомобильная промышленность, электроника, строительство, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, проектирование, наука и техника. В-третьих, прочие сектора, находящиеся под государственным контролем: торговля и логистика, инвестирование, медицина, производство строительных материалов, сельское хозяйство и геологоразведка.
Крупные китайские предприятия неуклонно укрепляли свои позиции на мировой арене. В табл. 3 приведены данные о динамике численности американских и китайских компаний в списке Fortune Global 500за период с 2005 по 2012 гг.

Таблица 3
Количество американских и китайских компаний в списке Fortune Global 500
Год20052006200720082009201020112012
США176170162153140140133132
КНР1823303543546979
Источник: Fortune Magazine statistics

Когда Fortune впервые опубликовала данные в 1995 году — в нем было 3 китайские компании, в 2002 году — 10. Процесс вхождения ускорился после кризиса 2008 года. В списке за 2012 год было 132 американских фирм, 79 китайских, 68 японских; и по 32 немецких и французских. При этом количество японских и американских компаний неуклонно сокращалось.
Малые, средние и частные предприятия. С 1978 по 1992 гг. роль частного сектора была незначительной. После решений XIV съезда КПК начался взрывной рост частного сектора, о чем можно судить на основании табл. 4.

Таблица 4
Развитие частных предприятий в КНР в 1978–2007 гг.
 1978199220022007
Количество частных компаний0140 тыс.2,44 млн5,51 млн
Число занятых02,32 млн34,1 млн127 млн
Активы (¥)022,1 млн2,5 трлн9,4 трлн
Налоги частных компаний (¥)0450 млн94,6 млрд477,15 млрд
Источник: All-China Federation of Industry and Commerce

В 2010 году частные компании обеспечивали до 65% ВВП Китая и до 70–80% его прироста. Что касается малых и средних предприятий, то их количество к концу 11-й пятилетки от общего числа составляло 99%, при этом они обеспечивали 80% занятости в городах и 60% ВВП.
Координация развития города и деревни. На 3-м пленуме ЦК КПК семнадцатого созыва (2008) принята новая аграрная стратегия Китая: «Согласованное развитие экономики и социальной сферы города и деревни» (统筹城乡, тунчоу чэнсянь). В рамках же 11-й пятилетки сформировались шесть направлений этой политики: а) стратегическое урегулирование экономической структуры сельского хозяйства; б) курс на «возврат промышленностью долгов сельскому хозяйству»; в) ускорение урбанизации; г) системные реформы в деревне; д) строительство «новой социалистической деревни»; е) модернизация сельского хозяйства[6].Тем самым был сделан очередной важный шаг в оптимизации структуры китайской экономики и в устранении социально-экономического неравенства городских и сельских жителей страны, интеграции города и деревни (城 一体化, чэнсянь итихуа ).
Развитие транспортной инфраструктуры. За годы 11-й пятилетки Китай совершил гигантский рывок в области развития транспорта.
Железнодорожный транспорт. После образования КНР основным видом транспорта в стране стал железнодорожный. Первая железная дорога в Китае появилась в 1876 году, на 51 год позже, чем в Англии, на 39 лет позже, чем в России и на 4 года позже, чем в Японии. За свою историю железнодорожное строительство в Поднебесной прошло пять этапов: 1876–1911; 1912–1948; 1949–1978; 1979–2003 гг. С 2004 года начался современный, пятый этап. К 2000 году протяженность китайских железных дорог составляла примерно 58,7 тыс. км; средняя скорость пассажирских поездов — 56,8 км/час, а грузовых — 31,8 км/час. Однако с 1997 г. Китай стал повышать скорость железнодорожного движения: на некоторых участках скорость поездов к 2000 году достигла 200 км/час. В январе 2004 года Госсовет КНР утвердил первый среднесрочный и долгосрочный планы строительства скоростных железных дорог (СЖД), которые подразделяются по скорости на 3 категории: 1) 300–350 км/час; 2) 200–250 км/час и 3) 200 км/час. За 11-ю пятилетку (2006–2010) планировалось довести общую протяженность железных дорог до 90 тыс. км, а к 2020 году — до 120 тыс. км. 1 июля 2006 года открыта самая высокогорная в мире тибет­ская железная дорога Синин-Лхаса, протяженностью 1956 км. К апрелю 2007 года скорость поездов увеличилась в 6 раз.
26 декабря 2009 г. сдана в эксплуатацию первая протяженная СЖД Ухань-Гуанчжоу (1069 км). Время в пути сократилось с 10 до 3 часов при скорости поездов до 350 км/час. В апреле 2008 года началось строительство СЖД Пекин-Шанхай протяженностью 1318 км, которая была сдана в эксплуатацию 30 июня 2011 года. В результате время в пути сократилось с 12 до 5 часов. Поезда по этой трассе движутся со скоростью 250 и 300 км/час, при максимальной скорости до 350 км/час. Стоимость сооружения составила ¥221 млрд ($34 млрд). При этом железнодорожный парк СЖД функционирует исключительно на отечественной технике.
Автомобильный транспорт. В июле 1953 года в северо-восточном городе Чанчунь (провинция Гирин) при помощи СССР началось строительство первого в КНР автомобильного завода. 12 мая 1958 года был выпущен первый в стране легковой автомобиль «Дунфэн» (东风, «Восточный ветер»). Ныне данная корпорация — FAW или China First Automobile Work Group Corp. (第一汽车集团) является одним из четырех крупнейших автогигантов Китая. В мае 1988 FAW подписала договор о кооперации с Фольксвагеном, а в 1991 г. основана совмест­ная компания FAW — Volkswagen Automobile Co. Ltd. В 1990 году в Китае было 5,54 млн автомобилей, но из них лишь 820 тыс. (14,8%) — личные, в том числе 240 тыс. легковых и 580 тыс. грузовых. В 2004 году ежегодные продажи FAW превзошли 1 млн автомобилей. В 2002 году компания скооперировалась с япон­ской «Тоётой» для производства Мазды. В 2008 году было продано более 1,5 млн автомобилей Мазда, что составило примерно шестую часть тогдашнего рынка страны. Основные автомобили в КНР в те годы были сборочными: немецкие, французские, итальянские, американские, японские, южнокорей­ские, а также английские и шведские. В 2006 году Китай занял третье место в мире по производству легковых автомобилей после США и Японии. За 11-ю пятилетку (2006–2010) количест­во автомобилей в КНР увеличилось с 49,9 млн до 90,9 млн, в то время, как в 2001 году их было 18 млн. В 2009 году страна вышла на первое место в мире по их производству. С 1999 по 2010 год в стране построено 65 тыс. км автодорог.
«Зеленый» автотранспорт. Стремительный рост автомобильного парка Китая стимулировал разработку автомашин на экологически чистых видах энергии. Китайское правитель­ство запланировало довести парк гибридных и электромобилей в 2015 году до 0,5 млн и до 5 млн в 2020 году.
Метростроение. В 1954 году в Пекин были приглашены советские специалисты для оказания помощи в создании столичного метро. В 1957 году был разработан план по строительству одной кольцевой и шести радиальных линий со 114 станциями и протяженностью 172 км. Однако ухудшение советско-китайских отношений вынудило советских специалистов вскоре покинуть страну.
1 июля 1965 года прошла церемония начала строительства столичного метро. 1 сентября 1969 года состоялось открытие Пекинского метро (北京地铁) — первой китайской подземки длиной в 21 км. К 2000 году метро состояло из двух веток: одной радиальной и одной кольцевой. Однако в связи с подготовкой к китайским олимпийским играм, темпы метростроения многократно ускорились. На начало 2006 года длина Пекинского метро составила 114 км, а к открытию Олимпиады конце июля 2008 года была запущена уже 10-я ветка. 22 августа 2008 года пекинская подземка перевезла 4,92 млн пассажиров, своеобразный рекорд того времени. В 2010 году ежедневные перевозки превысили 5 млн пассажиров. С 2010 года столичные власти были вынуждены форсировать строительство в связи с резким ухудшением пропускных возможностей городских автотрасс.
Первая линия Шанхайского метро (上海地铁) была запущена 28 мая 1993 года, а в сентябре 1999 года — вторая линия. После пекинского и шанхайского почина многие китайские города начали планировать возведение метрополитенов. Однако в 1995 году Госсовет КНР издал документ, который ограничивал создание метро тремя городами: Пекином, Шанхаем, а также Гуанчжоу. Лишь в июне 2005 года Комиссия национального развития и реформ санкционировала строительство метро в городе Ханьчжоу. Всего же в 11-й пятилетке (2006–2010) строительство метро велось в 20 городах страны.
Воздушный транспорт. Первый авиазавод в Китае был основан в 1919 году. Тем не менее, до 1949 г. национальная авиапромышленность находилась в зачаточном состоянии и получила существенный импульс развития в 1950-е годы при поддержке СССР. В Сиани, Шанхае, Шэняне и Чэнду были созданы 4 авиапромышленных центра, способные производить гражданские и военные самолеты. Однако охлаждение советско-китайских отношений замедлило развитие китайского авиастроения.
Существенный импульс китайское самолетостроение получило с началом экономических реформ. Отныне основными партнерами в данной области стали США и Западная Европа: фирмы Боинг и Аэробус. Боинг начал продавать свои самолеты в Китай в 1930 году. Во время визита президента Никсона в 1972 году КНР заказала первые 10 Боингов 707. Первый самолет был поставлен в 1973 году, в 1992 году — сотая, а в 1994 году — двухсотая машина. По договоренности за 2005–2024 гг. Китай должен закупить более 2600 Боингов на сумму $213млрд Компания Аэробус продала свой первый самолет Китаю в 1985 году.
Парк гражданской авиации в 1990 году КНР состоял из 421 самолетов, которые перевезли 16,6 млн пассажиров. В декабре 2005 года в КНР насчитывалось 888 коммерческих авиалайнеров, из них 542 (61%) представляли Боинг, а 238 (27%) — Аэробус. Всего в 2006 году парк гражданской авиации насчитывал 1614 самолетов, которые перевезли 159,68 млн пассажиров.
В 2001 году более 20 китайских академиков написали письмо в центральное правительство с просьбой организовать работы по созданию крупного отечественного авиалайнера. В феврале 2006 года Госсовет КНР опубликовал среднесрочную и долгосрочную программу развития китайского авиастроения на 2006–2020 гг. По этой программе намечалось, в частно­сти, создать крупный отечественный авиалайнер к 2020 году. В феврале 2007 года была опубликована программа развития гражданской авиации КНР, согласно которой воздушный флот страны в 2025 году должен составить 3900 самолетов. Как отметил профессор Пекинского университета авиации и космонавтики Ли Ченчжи (李成智, 1961–): «Страна, производящая 800 млн штанов может создать такой же объем ВВП, как страна, производящая один самолет, однако страна, производящая самолеты — богатая страна, а экспортер штанов — страна бедная» [7].
В 11-й пятилетке начали производиться китайские региональные самолеты. Так, в декабре 2007 года на Шанхайском авиационном заводе изготовлен ARJ21 под названием «Летящий феникс» (翔风, сянфэн). Самолет на 70–110 мест — первый летательный аппарат китайского производства такого рода. В июне 2008 года сианьский авиазавод выпустил первый отечественный турбовинтовой региональный самолет МА 600 на 60 мест. Максимальная скорость — 515 км/час, протяженность полета 2450 км.
Формирование «зеленой экономики». В 2006 году, в первый год 11-й пятилетки Китай начал рассчитывать индексы «Зеленой экономики». Согласно документу, в том году примерно 58% территории страны были «легко загрязненными», а 18% испытывали «серьезное загрязнение».
Озеленение и лесопосадки. В 1978 г. Китай запустил широкомасштабную программу лесопосадок на севере и северо-западе страны длиной 4480 км. Проект получил название «Китайская зеленая стена» (三北防护林, The Tree-North Shelterbelt Development Program). Площадь лесов в стране увеличилась с 134 млн га в 1978 г. до 175 млн га в 2006 году. Леса в начале 11-й пятилетки составили 18,21% территории страны, а в 2010 г. должны были быть доведены до 20%. Однако уже в 2009 г. покрытие лесами составило 195 млн га или 20,36% территории.
Борьба с пустыней. Программа озеленения и лесопосадок тесно связана с борьбой с пустыней. Китай является страной с самыми обширными пустынными территориями. За 2000–2004 годы удалось сократить площадь пустынь на 37 900 км2. Если в последние годы XX века площадь пустынь увеличивалась, то в первое десятилетие XXI в. начала сокращаться. По сравнению с 2004 годом, на начало 2010 года площадь пустыни сократилась на 12 454 км2, а песчаных территорий — на 8587 км2. На начало 2010 года площадь пустыни в Китае составляла 2 623 700 км2 (27,33%), а площадь песчаных территорий — 1 731 100 км2 (18,03%).
Ирригация и проблема чистой воды. Ирригационные работы в Китае насчитывают более 2000 лет. Придя к власти, новое народное правительство уделяло в 1950-е и 1960-е гг. огромное внимание ирригации сельского хозяйства. За 30 лет: с 1949 по 1979 г. ирригация обеспечила водой 49 млн га. И по этому показателю Китай занимал первое место в мире. Однако с 1979 года в сельском хозяйстве начался переход на подрядную систему, что губительным образом отразилось на ирригационных работах. Так, если в 1949–1979 гг. было построено 86 тыс. водных резервуаров, то в 1980–2009 гг. — лишь 827. В 2010 г. из 124 млн га обрабатываемых площадей лишь 57,8 млн га (44%) были обводнены, что лишь на 8,8 млн га больше, чем в 1979 г. Проблема ирригации и водоохраны в 11-й пятилетке оставалась напряженной: 70% китайских городов и 50% ирригационных сооружений испытывали нехватку воды. В связи с этим КНР, помимо всего прочего, сделал ставку на привлечение частного и международного капитала, в том числе, через Всемирный банк.
Весьма острой в 11-й пятилетке была проблема чистой воды в стране. Еще в 1972 году премьер Чжоу Эньлай объявил компанию за чистую воду. В 1989 году в городе Аньяне провинции Хэнань состоялась первая конференция, посвященная проблеме чистой воды. Однако впервые серьезно за решение проблемы власти страны взялись лишь в 2007 году. По данным Министерства водных ресурсов, в 2010 году Китай располагал 2100 кубометров пресной воды на человека (28% мирового уровня), и потреблял за год 600 млрд кубометров воды. При этом 2/3 китайских городов признаны «нуждающимися в воде», около 300 млн сельских жителей не имеют доступа к безопасной чистой воде. 40% китайских рек серьезно загрязнены, а 20% имели токсичную воду, к которой нельзя даже прикасаться. Министерство поставило задачу к 2030 году обеспечить годовое потребление воды объемом 700 млрд кубометров, а к 2020 году — 670 млрд кубометров.
Альтернативная энергетика. За 11-ю пятилетку Китай инвестировал ¥ 1,73 трлн ($272,44 млрд) в развитие инновационных технологий возобновляемой энергетики, став в данной области мировым лидером (инвестиции США за 2006–2010 годы составили 86% от китайских). В табл. 5 приведены данные об инвестициях Китая в чистую энергетику.

Таблица 5
Инвестиции Китая в чистую энергетику (2006–2010 гг.)
 ¥ млрдДоля всех вложений
в чистую энергию (%)
Гидроэнергия621,835,9
Атомная энергия368,821,2
Энергия ветра469,927,1
Энергия солнца199,711,5
Энергия биомасс74,94,3
Источник: [8].

Энергия солнца. Активные работы в этом направлении ведутся с 1992 года. Первый китайский производитель оборудования Suntech Power (Wuxi, Jiansu Province) основан в январе 2001 года и быстро стал мировым лидером в данной области. Следом появились и другие фирмы. Если в 2002 году в производстве солнечных батарей лидирующие места занимали Япония, США и ЕС, то в 2007 году на первое место вышел Китай. При этом до 80% продукции шло на экспорт.
Энергия ветра. Ветряная энергетика КНР в 11-й пятилетке испытала стремительный рост. К концу 2010 года общая мощность ветряных электростанций достигла 44,73 млн кВт, при этом страна обогнала США и вышла на первое место в мире в данной области. Всего в стране было более 80 предприятий, производящих оборудование для ветряных электростанций. В 12-й пятилетке (2011–2015) намечено довести мощность ветряных электростанции до 70 млн кВт.
Энергия биомасс. Первое китайское предприятие по производству электроэнергии из биомасс было построено в уезде Шаньсянь провинции Шаньдун в 2006 году. К концу 11-й пятилетки количество таких предприятий достигло 27. Крупнейшей компанией в данной области является China National Bio Energy Co. Ltd (NBE).
Атомная энергия. Первая коммерческая атомная электростанция в Китае была пущена 15 декабря 1991 года. В результате КНР стала 7-й в мире производителем атомной энергии после России, США, Британии, Франции, Канады и Швеции. К концу 11-й пятилетки в стране действовало 11 атомных электростанций.
В 2011 году энергетические мощности КНР имели следующий вид. Традиционные источники, в том числе уголь, нефть и газ — 765 млн кВт (73,4%). Гидроэнергетика — 231 млн кВт (21,9%). На энергию ветра приходилось 45,05 млн кВт (4,3%). Ядерная энергетика обеспечивала 12,57 млн кВт (1,2%) мощностей. 2,14 млн кВт (0,2%) — солнечная энергия. Общие энергетические мощности составляли 1,056 млрд кВт. Инвестиции Китая в новую энергетику в 2011–2020 гг. планировались на сумму в ¥ 5 трлн ($787,4 млрд).
Доходы населения. Еще в начале 1980-х годов Дэн Сяопин выдвинул идею содействовать обогащению вначале небольшого количества людей, за которыми спустя некоторое время последовало бы большинство населения страны. Но к началу 11-й пятилетки результаты оказались обескураживающими. Так, в 1980 г. коэффициент джини равнялся 0,23 (один из самых низких в мире); в 1985 году — 0,341; в 1990 году — 0,348; в 1995 году — 0,389, в 2000 году — 0,417, а в 2005 году — 0,47 [9], что свидетельствовало об угрожающе высоком имущественном расслоении населения. Некоторое утешение заключалось в том, что росту данного расслоения сопутствовало повышение благосостояния всех слоев общества и регионов страны. Вместе с тем, проблема бедности оставалась острой. За годы реформ китайское правительство постоянно корректировало параметры черты бедности, что отображено в табл. 6.

Таблица 6
Изменение параметров черты бедности в КНР в 1985–2011 гг.
ГодКрайняя бедность
(¥ в год)
Низко-доходная
бедность (¥ в год)
1985<200201–399
1990<300301–399
1993<400401–700
1995<530531–700
2000<625626–800
2001<630631–872
2002<627628–869
2003<637638–882
2004<668669–924
2005<683684–944
2006<693694–958
2008<785786–1067
2009<10671067–1196
2010 1274 ($202,05)
2011 2300 ($364,77)
Составлено по: [10].

По официальным данным, в начале реформ в 1978 году в Китае было около 250 млн бедных. До 2009 года в Китае официально существовало фактически 2 черты бедности: крайней и низко-доходной. К 2009 году количество бедных в стране определялось в 36 млн человек. Однако 29 ноября 2011 года китайское правительство приняло решение поднять порог бедности более, чем на 90% — с ¥1274 до ¥2300. Это было продиктовано стремлением приблизиться к стандартам Всемирного банка, который в 2008 году определял черту бедности доходами $1,5 в день. В результате этой корректировки количество бедных по формальным признакам увеличилось с 36 до 100 млн. Тем не менее, китайское правительство огласило решение покончить с бедностью в стране к 2020 году, тем более, что по данным ООН, за последние 25 лет 70% бедняков, которым удалось лишиться этого своего статуса 70% были китайцы.
Разрыв в доходах между городскими и сельскими жителями увеличивался до 2009 года. Затем наметилась некоторая тенденция к сокращению (табл. 7)

Таблица 7
Соотношение доходов городского и сельского населения КНР
200120022003200420052006
2,903,113,263,213,223,28
20072008200920102011 
3,333,313,353,233,13 
Источник: [11].

В 2011 году годовой чистый доход на душу населения в сельской местности составлял ¥6977 ($1107), а располагаемый доход на душу населения в городах — ¥21810 ($3462). Это оказалось возможным при динамичном росте ВВП на душу населения: $1000 — в 2002 году, $2000 — в 2006 году; $3000 — в 2010 году.
Итоги 11-й пятилетки. Задачи пятилетки в основном были выполнены. Так, среднегодовые темпы прироста ВВП превысили 10% при плане в 7,5%. Объем ВВП в 2010 г. составил ¥39,8 трлн или на 84,3% больше, чем в 2006 г. Обрабатывающая промышленность Китая стала третьей после США и Японии, а производство средств информатики вышло на второе место в мире после США. При этом производство большей части промышленной продукции превысило половину мирового объема, а по бытовым товарам — составило одну треть [12]. За 11-ю пятилетку Китай переместился с четвертого на второе место в мире по объему ВВП, исчисленному по номинальному валютному курсу, обойдя в 2007 году Германию, а в 2010 году — Японию, что явилось своеобразным «перевыполнением» пятилетнего плана. Ежегодные темпы прироста ВВП за 1978 — 2010 годы составили 9,8%.
В 2008 г. Китай произвел 504,9 млн тонн стали — первое место в мире (38%). Это равнялось совместному производству Японии, США, России, Индии, Южной Кореи, Украины и Бразилии, которые соответственно занимали 2–8 места в мире. В то же время, производственные мощности Китая составляли 660 млн тонн. Страна добилась устойчивого лидерства по производству многих продуктов и товаров. По объему внешней торговли страна заняла второе место в мире ($2,973 трлн). За годы реформ объем внешней торговли КНР увеличился в 144 раза (с $20,6 млрд в 1978 году).
Китай справился с испытанием мирового экономического кризиса, хотя не все намеченное удалось достигнуть. Нерешенными оставались проблемы «пяти разрывов»: безработица (особенно в сельской местности); неравномерное развитие города и деревни; разрыв в развитии восточных и западных регионов страны; социальная и имущественная поляризация общества; проблемы в создании общегосударственных систем социального обеспечения, здравоохранения и образования. Давала себя знать нехватка энергоресурсов; трудно решалась экологическая проблема.
1 июля 2011 года исполнилось 90 лет Коммунистической партии Китая, в рядах которой находилось более 80 млн человек — больше населения Франции.



Литература
1. Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: основные ориентиры 11-й пятилетки // Проблемы Дальнего Востока. — 2006. — № 3. — С. 30–32; Lan Xinzhen. Chinain 2010 // Beijing Review, Apr. 13, Vol. 49, 2006, # 15. p. 34–37.
2. Селищев А.С., Селищев Н.А., Селищев А.А. Китайский юань: на пути к глобальному статусу. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 с.
3. Островский А.В. Китайская экономика в условиях мирового финансового кризиса // Экономика КНР: меры по преодолению влияния мирового финансового кризиса. — М.: ИДВ РАН, 2010, с. 20; ChiFulin. China’s Reform in the Shadow of the Global Financial Crisis. — Beijing Foreign Language Press, 2009, p. 25.
4. Карлусов В.В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом // Вопросы экономики. — 2009. — № 6. — С. 129–136.
5. Мозиас П.М. Китай в период мирового кризиса: бенефициар, жертва или виновник? // Вопросы экономики. — 2010. — № 9. — С. 93–114.
6. Бони Л.Д. Стратегия интеграции города и деревни в Китае: успехи, проблемы, противоречия (2002–2011) // Проблемы Дальнего Востока. — 2012. — № 3. — С. 73–92.
7. Feng Jianhua. China Tales Wing // Beijing Review, May 24, Vol. 50, 2007, # 21. p. 18–20.
8. Lan Xinzhen. Frameworkfora Low-Carbon Future // Beijing Review, Dec. 1, Vol. 54, 2011, # 48. p. 32–33.
9. Prosperity for all // Beijing Review, Nov. 15, Vol. 50, 2007, # 46. p. 16–17.
10. Lan Xinzhen. Redrawing the Poverty Line // Beijing Review, Jan. 13, Vol. 54, 2011, # 2. p.30–31; Li Li. Toward a Future Without Want // Beijing Review, Dec. 15, Vol. 54, 2011, # 50. p. 18–19.
11. Wang Hairong. Gap Narrowing // Beijing Review, Mar. 8, Vol. 55, 2012, # 10. p. 20–21.
12. 光明日报 (Гуанмин жибао), 10 июня 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия