Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Шабанова Н. В.
аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета

К вопросу о разработке системы индикаторов устойчивого развития туризма
В статье рассматривается процесс управления устойчивым развитием туризма. Это сложная многогранная проблема, которая в значительной степени заключается в процессе поиска, формирования и рационального использования ресурсов, туристской инфраструктуры, в частности туристических достопримечательностей. При этом важную роль играет формирование оптимальной системы показателей мониторинга состояния туризма в стране, на основе которой разрабатывается система индикаторов устойчивого развития туризма. Сделан вывод о необходимости доработки системы показателей мониторинга состояния туризма для реализации российских программ развития туризма с использованием лучших примеров систем индикаторов устойчивого развития
Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, система индикаторов, мониторинг состояния туризма
УДК 338.481; ББК 65   Стр: 191 - 194

Управление устойчивым развитием туризма является сложной многогранной проблемой, которая в значительной степени заключается: в процессе поиска, формирования и рационального использования ресурсов; развития туристской инфраструктуры; цены и качества туристских услуг [1, 2]. Основные показатели развития туризма в России в настоящее время заложены в нескольких документах: «Стратегия развития туризма в Россий­ской Федерации на период до 2020 г.» [3]; Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Россий­ской Федерации (2011–2018 гг.)» [4]; Государственная программа «Развитие культуры и туризма до 2020 г.» [5]; Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [6].
Для разработки системы индикаторов управления устойчивым развитием отечественного туризма проведен сравнительный анализ базовых индикаторов устойчивого развития туристских дестинаций ЮН ВТО (United Nations World Tourism Organization; UNWTO), целевых показателей «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г.» [3], Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)» [7], и индикаторов подпрограммы «Туризм» Государственной программы «Развитие культуры и туризма до 2020 г.» [5]. Часть результатов проведенного анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1
Сравнительная характеристика индикаторов устойчивого развития
Программы / индикаторыЦелевые индикаторы подпрограммы ГП «Развитие культуры и туризма до 2020 года»Целевые индикаторы ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2019–2025 г»Целевые показатели реализации стратегии развития туризма в РФ до 2020 годаИндикаторы устойчивого развития дестинаций ЮН ВТО
1Количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, млн чел.Индикатор отсутствуетВъезд иностранных граждан в Россию, млн поездокОбщее количество туристских прибытий (в среднем, ежемесячно, в высокий сезон)
2Объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм), млрд руб. в годОбъем платных туристских услуг, оказанных населению, млрд руб.Индикатор отсутствуетДоходы от туризма — как % от общего дохода в дестинации
3Объем платных услуг и аналогичных средств размещения, млрд руб.Объем платных услуг и аналогичных средств размещения, млрд руб.Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб. 
4Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления туристских услуг, %Индикатор отсутствуетИндикатор отсутствуетУровень удовлетворения местного населения туризмом Уровень удовлетворенности туриста (анкетирование)
5Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, в туристских фирмах, тыс. чел.Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, в туристских фирмах, тыс. чел.Индикатор отсутствуетКоличество и % профессий в туристской сфере полной занятости вне зависимости от сезона (по сравнению с временными рабочими местами)

В документах, характеризующих развитие российского туризма, наибольший акцент сделан на экономический аспект, в то время как индикаторы устойчивого развития ЮНВТО, Всемирного Совета по устойчивому туризму предлагают индикаторы, отражающие не только экономические, но и в полной мере социальные, экологические стороны развития туризма.
Одним из шагов к управлению развития туризма стала разработка индикаторов мониторинга состояния туризма. В августе 2014 года Ростуризмом были опубликованы сводные результаты мониторинга состояния туризма в субъектах Российской Федерации по итогам 2013 года, состоящих из 15 показателей, которым соответствуют в общей сложности 106 индикаторов (табл.2). Большинство из них основывается на уже существующих статистических данных, которые применяются в сборнике статистики «Туризм в цифрах». В основном, у регионов не структурирована информация о гостиницах по категориям, не собраны данные по объему инвестиций в туризм с распределением доли федерального и частного бюджетов [8].

Таблица 2
Индикаторы мониторинга состояния туризма по версии Ростуризма
ТемаНаименование индикатора (группы индикаторов)
Объекты туристского показа/ время препровождения10200количество доступных туристам природных достопримечательностей (единиц)
10210количество доступных туристам культурно–исторических достопримечательностей (единиц)
10220количество доступных туристам искусственных аттракций (единиц), в т.ч.
10224
10223
10221
10222
объектов досуга и развлечений
спортивных объектов
горнолыжных трасс
пляжей
Туроператоры, турагенты, экскурсоводы, гиды — переводчики10230количество туроператоров, работающих на туристском рынке региона (единиц)
10240количество сформированных туристских продуктов в регионе (единиц)
10250количество турагентств в регионе (единиц)
10260количество организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков (единиц)
10270количество лиц, работающих в туристских фирмах региона (человек)
Гостиницы и аналогичные коллективные средства размещения (КСР)10300количество действующих гостиниц и аналогичных КСР (единиц), по категориям
10310площадь номерного фонда в гостиницах и аналогичных КСР (кв. м.), по категориям
10320количество койко-мест в гостиницах и аналогичных КСР (единиц), по категориям
10360среднегодовая занятость койко-места в гостиницах и аналогичных КСР за отчетный год (дней)
10370средняя доходность гостиничного койко-места за отчетный год (тыс. руб.)
Специализированные КСР10400количество действующих специализированных КСР (единиц)
10410количество койко-мест в специализированных КСР (единиц)
10420среднегодовая занятость койко-места в специализированных КСР за отчетный год (дней)
Дороги10500протяженность сети автомобильных дорог в регионе (км)
10510доля автомобильных дорог в регионе с твердым покрытием (%)
Организация общественного питания10650количество объектов общественного питания (единиц)
10660совокупное количество посадочных мест на объектах общепита (единиц)
Информационное обеспечение туристов10800количество туристско-информационных центров (ТИЦ) (единиц)
10810количество обратившихся в ТИЦ за отчетный год (человек)
10815количество посвященных туризму интернет- ресурсов (сайтов) в регионе (единиц)
Кадровое обеспечение туризма10830количество расположенных в регионе учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства (единиц)
10840количество выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений региона по профилю туризма и гостеприимства за отчетный год (человек)
10850количество работников туристской индустрии, повысивших квалификацию за отчетный год (человек)
Обеспечение безопасности туристов10900количество инцидентов с туристами в регионе за отчетный год (единиц)
10910количество поисково-спасательных станций в регионе (единиц)
10920наличие в регионе опорного пункта МЧС или единого центра помощи туристам (да/нет)
Объем внутреннего туристского потока11000всего за отчетный год (тыс. чел.), в т.ч.:
11010познавательный (событийный, этнографический, культурно-исторический, археологический) туризм
11020рекреационный (пляжный, круизный (морские и речные круизы)) туризм
11030профессионально-деловой (бизнес-туризм, конгресс-туризм) туризм
11050лечебно-оздоровительный туризм
11060экологический туризм (в т.ч. сельский)
11070активный (в т.ч. физкультурно-спортивный, горнолыжный, горный (альпинизм и скалолазание), пешеходный, автомобильный, водный, парусный (яхтенный), конный, велотуризм, экстремальный, рыболовные и охотничьи туры, спелеотуризм) туризм
11080религиозно-паломнический туризм
Численность занятых в сфере туризма и смежных секторах экономики:11100всего на конец отчетного года (тыс. чел.), в т.ч.:
11110КСР и специализированные средства размещения
11120организации дорожного сервиса
11130организации транспортного обслуживания
11140объекты общественного питания
11150туроператоры и турагенты
11160организации, предоставляющие услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков
Количество новых рабочих мест в туристской индустрии и смежных секторах экономики:11200всего на конец отчетного года (тыс. чел.), в т.ч.:
11210КСР и специализированные средства размещения
11220организации дорожного сервиса
11230организации транспортного обслуживания
11240объекты общественного питания
11250туроператоры и турагенты
11260организации, предоставляющие услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков
Объем платных услуг населению11300Объем платных туристских услуг за отчетный год (тыс. руб.)
11310Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за отчетный год (тыс. руб.)
Объем налоговых поступлений в бюджеты11370всех уровней за отчетный год (тыс. руб.), в т.ч.:
11375федеральный бюджет
11380региональный бюджет
11385местные бюджеты
Объем вложений в туристскую индустрию11400объем бюджетных средств из регионального и местных бюджетов, затраченных на развитие туристской индустрии региона за отчетный год (тыс. руб.)
11410объем фактически привлеченных инвестиций (из федерального бюджета и внебюджетных источников) на развитие туристской индустрии региона за отчетный год (тыс. руб.)
11410.2Федеральный бюджет
11410.3Внебюджетные источники
Источник: составлено автором на основе данных Ростуризма [12].

Указом Президента РФ от 17.09.2018 г. Федеральное агентство по туризму перешло в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации [9]. Это обусловлено тем, что в настоящее время туризм является самостоятельной отраслью экономики, а вклад туризма в глобальном ВВП составил 11%. В России вклад туристической отрасли в ВВП составляет около 5% [10].
Предложенные индикаторы условно могут быть разбиты по следующим подгруппам: инфраструктура туризма; кадры в сфере туризма и смежных отраслях экономики; экономика туризма.
Предложенная система индикаторов мониторинга состояния туризма не отвечает в полной мере принципам устойчивого развития туризма. Большая часть данной системы индикаторов является хорошей базой для статистических данных, но в меньшей степени подходит для мониторинга устойчивого развития туризма в дестинации [11].
Вместе с тем, выявлено, что не учтены требования к таким серьезным принципам устойчивого развития как:
1. доступность дестинации (Доступная среда) для людей со специальными потребностями и ограниченными возможностями;
2. локальные права собственности, то есть затраты на приобретение активов являются законными, соблюдаются местные нормативные акты и права коренных народов;
3. управление сезонностью — наличие программ для снижения эффекта сезонной изменчивости туризма по мере возможности, учитывая экологические и культурные воздействия таких программ;
4. антикризисная готовность (устойчивость) — дестинация установила и обеспечила ресурсы антикризисной программы готовности, которые доступны туристам и предприятиям туризма, организациям и местным сообществам;
5. осведомленность о туризме — программы пропаганды туризма и развития осведомленности о туризме регулярно предлагаются для жителей дестинации.
6. сокращение загрязнения — в дестинации осуществляется система мер по минимизации загрязнения воздуха, воды и почвы от сточных вод, эрозии, шума, света, вредоносных веществ, разрушающих озон составов, и требует, чтобы предприятия туризма придерживались этих методов.
Грамотно выбранное, согласно специфике конкретного региона, лимитированное количество индикаторов позволит легче и эффективнее управлять развитием туризма (рис. 1).
В части совершенствования статистического наблюдения Ростуризмом вместе с Росстатом была проведена работа по формированию национальной системы статистического учета. В конце 2014 года была утверждена собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм», которая позволяет определить совокупный вклад сферы туризма в экономику и ее долю в ВВП страны. Собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм» разработана на основе действующего Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029–2007 (ОКВЭД) в соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма, 2008 (МРСТ-2008) [13].
Однако следует иметь ввиду, что индикаторы не являются самоцелью устойчивого развития туризма. Это средство управления и мониторинга его развития. Система индикаторов должна соответствовать следующим критериям:
– доступный сбор информации для индикаторов и последующей разработки на их основе индексов;
– возможность оценки во временной динамике, стабильность и надежность информации;
– ограниченное число индикаторов;
– интерпретируемость, чувствительность, управляемость и репрезентативность индикаторов.
С учетом вышесказанного для формирования эффективной системы мониторинга устойчивого туризма целесообразно выполнить следующую работу.
1. Доработать систему базовых и дополнительных индикаторов, их мониторинга для реализации российских программ развития туризма с адаптацией лучших примеров систем индикаторов устойчивого развития.
2. Объединить по группам родственные показатели, а также использовать при оценке устойчивого развития туризма интегральные показатели.
3. Выделить группы показателей и индексов, отражающих региональную, муниципальную специфику устойчивого развития туризма.
4. Регулярно проводить мониторинг полученных показателей развития туризма.
5. Разработать методические материалы для организаций, занимающихся туризмом для определения и контроля их вклада в туристскую отрасль.
Система индикаторов устойчивого развития туризма, разработанная на основе лимитированных показателей устойчивого развития с учетом высказанных предложений, может явиться универсальным инструментом устойчивого развития, как регионального туризма, так и туризма в масштабах страны.
Рис. 1. Набор лимитированных индикаторов устойчивого развития туризма в регионе
Источник: составлено автором


Литература
1. Пилявский В.П. Проблемы туризма в Российской Федерации и пути их решения // Вестник национальной академии туризма. — 2011. — №4(20). — С. 9–10.
2. Пилявский В.П., Смирнова И.А. Туристско-рекреационный потенциал Приладожья: оценка и перспективы развития // Вестник Национальной академии туризма. — 2014. — №3(31). — С. 40–43.
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (ред. от 21.03.2019) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/
4. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 07.02.2018) «О федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)”«. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры и туризма”«. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162185/
6. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/
7. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)”«. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/
8. Павленко И.Г., Пилявский В.П. Современные особенности и тенденции развития отечественной сферы гостеприимства // Вестник Орловского государственного университета экономики и торговли. — 2017. — №3(41). — С. 99–107.
9. Ближе к планам и к деньгам // Российская газета. https://rg.ru/2018/09/17/rosturizm-ot-minkultury-peredali-minekonomrazvitiia.html
10. Орешкин М. Туризм может стать драйвером экономики на предстоящие шесть лет. Сайт Министерства экономического развития: http://economy.gov.ru/minec/press/news/20189112?presentationtemplate=m_activityFormMatherial&presentationtemplateid=aabc27004b74dbd4bfa4bf77bb90350d
11. Павленко И.Г., Османова Э.У. Сущность и содержание туристской дестинации // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4(60). — С. 209–212.
12. Сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации // www.russiatourism.ru.
13. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год: https://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM_83rev1r.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия