Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Амосова Е. В.
магистрант Санкт-Петербургского государственного академического института живописи,
скульптуры и архитектуры им. Е.И. Репина при Российской академии художеств


Экологическая значимость и методы ресайклинга в эпоху экономии ресурсов
Статья раскрывает возможности повторного использования материалов при условии экономически эффективной и экологически направленной строительной деятельности. Освещаются основные задачи ресайклинга и результаты этой деятельности, которые иллюстрируются примерами зарубежных стран
Ключевые слова: ресайклинг, повторное использование, устойчивое развитие, экология, экономическая эффективность
УДК 304.444; ББК 60.561.2   Стр: 203 - 207

Архитектура XXI века становится все более глобальной, расширяя свои границы и все больше пересекаясь с окружающим миром. Она отражает ключевые штампы эпохи, проблемы современного мира.
В современном обществе экологичный образ жизни – это не только здоровье, но и модный тренд. Бережное отношение к окружающему миру – это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Мы живем в окружении массы ненужных вещей, постоянно создавая из них мусор, не задумываясь о других способах их использования.
Современное общество привыкло к потреблению, не осознавая и не отдавая себе отчет в том, что ресурсы планеты не безграничны. Множество окружающих нас предметов быта, также как и уже использованных строительных материалов, довольно быстро отправляются на утилизацию, не утратив при этом своих физических свойств. Однако они могут служить и быть использованы дольше, если из них создавать новые арт-объекты или даже целые здания.
Одним из актуальных направлений такого экономичного подхода является ресайклинг, что в переводе с английского («recycling») буквально означает «вторичное использование», где вещи, предметы и материалы подвергаются химической переработке.
Главная задача ресайклинга — поиск всевозможных путей полного устранения пагубного воздействия на окружающую среду бытовыми и строительными отходами, пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм, а также изучение и разработка таких новых средств, как использование альтернативных ресурсов и энергии, обеспечивающих максимальную экономию ресурсов.
Обращение специалистов различных отраслей к использованию в своей деятельности технологий вторичной переработки и вторичного использования ресурсов вносит значительный вклад в решение вопросов улучшения сложившейся экологической ситуации и формирования новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества потребляемых ресурсов.
Еще некоторое время назад ликвидация отслуживших свой срок строительных объектов производилась их разборкой (снос, взрыв) и последующей утилизацией на специальных полигонах. В эпоху экономии ресурсов и земельных площадей этот метод стал неприемлемым. Именно это стало толчком для развития новой и одной из самых перспективных сфер развития строительного рынка — переработки и дальнейшего повторного использования материалов.
В странах ЕС свалки строительного мусора уже запрещены законодательно, а в США складирование отходов на полигоне обойдется дороже, чем их переработка. Законодательное регулирование вопросов дальнейшего распоряжения отходами способствует тому, что во всех развитых государствах на долю переработки и вторичного использования выпадает практиче­ски 50% реализуемой на рынке стройматериалов продукции. А в странах Северной Европы (например, Швеции, Дании и Нидерландах) этот показатель практически достигает 100%.
В европейских странах, которые давно используют различные методы переработки мусора, в среднем около 60% отходов производства подвергаются ресайклингу, и лишь 40% отправляются на свалку. В России ситуация иная – только 30% отходов подвергаются переработке, а основная доля мусора закапывается на полигонах ТБО.
Причина этого, в первую очередь, связана с историческими факторами. Во времена существования централизованной экономики СССР затраты на переработку продукции включались в себестоимость готового товара, а вопросы утилизации регулировались законодательно. В современной России специальные меры государственного регулирования и действенные экономические инструменты в этой сфере отсутствуют. [1]
Однако, в соответствии с последними данными, в Москве дан старт реализации программы раздельного сбора видов мусора. Фонд «Сколково» участвует в объединении разработок различных отраслей промышленности для создания новых, экологически чистых перерабатывающих комплексов. С 2016 года идет активная работа по внедрению новой реформы, регулирующей вопросы по сбору и переработке мусора. Кроме того, уже сейчас в России успешно действует Ассоциация ресайклинга отходов, представляющая собой объединение представителей бизнеса – как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Эта ассоциация занимается координацией действий участников индустрии утилизации отходов.
Ежегодно в России образуется около 18 млн. тонн строительных отходов и с каждым годом этот показатель увеличивается. Опираясь на зарубежный опыт, правительство страны стимулирует и поощряет активное развитие перерабатывающей отрасли, что способствует снижению нагрузки на свалки строительных отходов. При этом бизнес-ниша предприятий, занимающихся ресайклингом, все еще далека от заполнения [2].
Использование переработки строительного мусора дает возможность выполнения большинства операций непосред­ственно на демонтируемом объекте, исключая необходимость в перевозке, хранении и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, если на месте демонтированного объекта предполагается возведение нового, большая часть продуктов ресайклинга может быть использована на нем (например, щебень, арматура).
Продукты, полученные в процессе переработки, не претендуют на звание полноценных стройматериалов, но уже имеют свою область применения. После переработки кирпич, стекло, бетон, металл, пластик, асфальт могут использоваться для возведения новых объектов. Старое асфальтовое покрытие, благодаря термической обработке, может вновь использоваться для ремонта дорог, а арматура, изъятая из железобетонных конструкций при их разрушении, применяться для создания армокаркасов новых сооружений.
Основной объем строительного мусора после демонтажа здания составляет бетон. После сортировки спецтехникой крупногабаритные глыбы крошатся при помощи гидромолота, а затем перерабатываются в дробилках, устанавливаемых прямо на площадке. В данном случае продуктом ресайклинга будет являться щебень, который широко применяется для отсыпки технологических дорог, заполнения пазух котлованов, устройства дренажа на болотистых территориях. [3]
Вторичные ресурсы играют важную роль в производстве строительных материалов с экономической точки зрения. За счет использования в производстве промышленных и строительных отходов снижается себестоимость производства строительных материалов. Один из методов снижения потребности в денежных средствах во время кризиса, когда предприятия любых отраслей стремятся снизить себестоимость изготавливаемой продукции, — использование различных промышленных, покупных или собственных строительных отходов в производстве строительных материалов или при сооружении, например, фундаментов зданий и некоторых других конструктивных элементов. Однако, далеко не все строительные организации и предприятия по производству строительных материалов используют такую возможность. Не исключено, что это происходит из-за недостатка информации о том, какие отходы при изготовлении каких строительных материалов можно использовать. Здесь важно упомянуть, что при использовании отходов не должно страдать качество строительства и должны соблюдаться все требования к безопасности работников строительных предприятий и сооруженных зданий и строений.
Об эффективном использовании строительных и других производственных отходов дискуссии ведутся в течение последнего десятилетия, но, по-прежнему, вокруг больших городов продолжают образовываться несанкционированные свалки, в том числе и строительного мусора. Несанкционированные свалки ликвидируются, а вместе с ними уничтожаются и строительные отходы.
В то же время есть предприятия, которые весьма успешно занимаются сбором, очисткой, сортировкой и продажей строительных отходов. Кроме того, существует немало предприятий, занимающихся переработкой строительных отходов и при помощи недорогих технологий, производящих из бросового сырья, которым и являются отходы, высококачественные строительные материалы.
Эффективное использование возможно практически всех строительных отходов, входящих в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (в ред. от 03.06.2016).
В таблице 1 [4] представлены направления использования промышленных и строительных отходов в строительстве и краткое описание основных технологических процессов подготовки и переработки, которые необходимы для вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
Для определения экономической эффективности использования вторичных строительных материалов, обратимся к сравнительной таблице, иллюстрирующей актуальные ценовые предложения на вторичные ресурсы по Москве, Екатеринбургу и некоторым другим городам и их сравнение с ценами на заменяемый ими материал (таблица 2) [4].
Согласно результатам приведенного сравнения, можно сделать вывод об экономической выгоде использования вторичных ресурсов, поскольку в значительной степени цена на них существенно ниже цены на заменяемый ими материал.
Существуют возможные ситуации, при которых использование отходов в производстве строительных материалов является нерентабельным. Например, когда стоимость использования отходов с учетом их транспортировки превышает общую стоимость основного материала с транспортными расходами. Или если стоимость сбора и переработки на единицу веса или объема используемых в производстве отходов выше, чем цена закупаемого рекомендуемого нормативными документами материала.
В большинстве случаев использование отходов позволяет существенно снижать себестоимость строительной продукции, а также увеличивать или сохранять докризисный уровень прибыли предприятия и снижать потребность в денежных средствах, затрачиваемых на приобретение сырья и материалов [4].
Выводы. Вопрос переработки и утилизации отходов в современном мире стоит очень остро и требует обновленного подхода к его решению. Ресайклинг – сложный, многоплановый процесс, который предполагает участие и вовлеченность каждого: как потребителя, так и производителя. Бережное отношение к природе, внимание к экологическим проблемам позволяет не только снижать производственные затраты, но и способствует сохранению ресурсов для будущих поколений. Переработка и вторичное использование отходов находятся в согласии с принципами устойчивого строительства и благотворно влияют на состояние окружающей среды.
На экономическую целесообразность ресайклинга влияют различные факторы. Метод переработки следует выбирать исходя из стоимости первичного и вторичного сырья, необходимого топлива, трудоемкости выполнения операций, а также технологической сложности процесса переработки. В случае, когда переработка слишком убыточна, принимается решение об обычном захоронении отходов.
Зачастую вторсырье является более дешевым источником материалов по сравнению с природными компонентами. Ярким примером может служить ресайклинг бетонных отходов. Долгое время бетон считался материалом - непригодным для переработки. Тем не менее, современные исследования доказали недостоверность этой гипотезы. Дело в том, что при создании нового бетона, в разы выгоднее добавлять в него осколки дробленого бетона, а не портландцемент, как это было ранее. Полученный материал не только ничем не уступает по характеристикам новому, но и оказывается прочнее, чем «первичный» бетон.
Таким образом, очевидно, что применение материалов для повторного использования или использование отходов производства при строительстве объектов транспортного, промышленно – гражданского назначения должно поддерживаться и активно развиваться в нашей стране в дальнейшем. На государственном уровне необходимо утверждение концепции разработки и широкого внедрения указанных технологий в регионах с учетом их особенностей, строгое соблюдение и глубокий анализ возможности применения материалов для повторного использования с построением приоритетного базиса по их применению без снижения качества реализации объектов [5].
Рис. 1. Распоряжение отходами в странах Евросоюза, 2018 г. [6]
Какие проблемы в сфере экологии Вы считаете наиболее конфликтогенными на сегодня в вашем регионе?
(можно было давать не более трех ответов)
Рис. 2. Опрос участников публичных мероприятий Общественной платы РФ [7]


Литература
1. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: СПГУТД, 2009. — 110 с.
2. Что такое рециклинг отходов и зачем он нужен [Электронный ресурс] // URL: https://vtorothody.ru/othody/retsikling.html (дата обращения: 23.10.2019)
3. Рециклинг строительных материалов [Электронный ресурс] // URL: https://maistro.ru/articles/building-materials-and-technologies/recikling-stroitelnyh-materialov (дата обращения: 15.10.2019)
4. Киюцен Л.И. ПЭО ООО «Корпорация Маяк» // Справочник экономиста. – 2016. — № 10. — С. 47–53.
5. Чередников А.B. Повторное использование строительных материалов и отходов промышленного производства, как эффективное решение для строительства в условиях с ограниченными источниками снабжения материальных и финансовых ресурсов [Электронный ресурс] // URL: https://dmstr.ru/articles/povtornoe-ispolzovanie-stroitelnykh-materialov-kak-effektivnoe-reshenie-dlya-stroitelstva/ (дата обращения: 15.10.2019)
6. Кульбачевский А. рук. Деп. Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, докл. [Электронный ресурс] // URL: http://www.chem.msu.su/rus/ecology_2018/kulbalchevskii.pdf (дата обращения: 15.10.2019)
7. Докл. Общественная палата РФ, Москва, 2018 г. [Электронный ресурс] //URL: https://oprf.ru/files/1_2018dok/Doklad_OPRF_othodi15102018.pdf С. 53-73. (дата обращения: 15.10.2019)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия