Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова М. О.
зав. кафедрой истории и управления персоналом
Государственного университета гражданской авиации (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Методологические подходы к управлению системой непрерывного профессионального образования
В статье рассматривается суть непрерывного образования как социально-экономического явления, его типология и специфика. Идентифицируется непрерывное профессиональное образование, раскрываются методологические подходы к его формированию и реализации в современных условиях
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, маркетинг-менеджмент
ББК Ч34(2Р)я7   Стр: 212 - 215

Одним из направлений образовательной политики, реализуемой в Российской Федерации и ее регионах, является развитие профессионального образования на принципах последовательности и непрерывности, формирование его нового качества за счет совершенствования созданной в стране особой образовательной системы — системы непрерывного образования (НО).
Непрерывное образование как явление и процесс, его сущность, истоки, методологическая платформа уже несколько десятилетий находятся в фокусе исследовательского интереса многих отечественных и зарубежных ученых. Накопленный вклад в изучение феномена непрерывного образования внесли А.В. Даринский, А.П. Владиславлев, А.М. Новиков, Н.А. Лобанов, Т.Ю. Ломакина, В.Г. Осипов, Е.И. Рыбнов, В.Н. Скворцов и целый ряд других исследователей, труды которых становились научным достижением в различные периоды российской истории и имеют продолжение в наши дни.
В общем виде непрерывное образование рассматривается как система получения профессионального образования, повышения уровня общей культуры, воспитания нравственности и гражданской ответственности [3, c. 69]. При этом свойство непрерывности распространяется по трем направлениям:
— применительно к личности, что означает постоянство обучения человека, его движение в образовательном пространстве;
— применительно к образовательным процессам и технологиям, опирающимся на принцип преемственности;
— применительно к организационной структуре образования.
Последнее из направлений охватывает совокупность субъектов — образовательных учреждений и систему связей между ними (взаимосвязей), формирующих пространство образовательных услуг и обеспечивающих реализацию образовательных процессов, которые в совокупности способны удовлетворить все множество динамично развивающихся образовательных потребностей.
Указанный способ идентификации НО дополняется в отечественной литературе несколькими десятками различающихся между собой определений, многие из которых представляют собой попытки предметной конкретизации рассматриваемого объекта. Анализ этих определений позволяет структурировать и типологизировать их. Такая структуризация выделяет три типа НО:
— непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning);
— непрерывное образование как образование взрослых;
— непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование.
Обращает на себя внимание следующее обстоятельство — приведенная структуризация находится в полном соответствии с принципами типологизации и формирует именно типологию, а не другой вид структуризации — классификацию. Уместно вспомнить, что классификация есть способ структуризации объекта по определенному количественному критерию, а типология — это структуризация некоего объекта по качественному критерию, при которой при пересечении границ выделенных типов (при переходе от одного типа к другому) появляются существенно значимые признаки. С этой точки зрения, типология предстает как более сложный способ структуризации исследуемого объекта и, соответственно, более насыщенный содержанием. Итог классификации зависит от выбранного критерия — если меняется критерий, изменится и сама классификация. Типология более устойчива. Она формируется, когда объективирован важный качественный признак, когда само определение этого признака является результатом осмысления и логического выбора. Устойчивость типологии позволяет использовать ее в качестве методологической основы, что применимо, в частности, в данном случае, когда применительно к каждому из указанных типов непрерывного образования формируется собственная вариация базового методологического принципа — применение обеспечения преемственности и непрерывности.
Особое место в триаде типов НО принадлежит его трактованию как непрерывного профессионального образования. Такая трактовка наиболее близка к условиям трактовки хозяйствования в отраслях и сферах, видах профессиональной деятельности. Представляется, что с позиций реальной экономики со всей сложностью стоящих перед ней стратегических задач, требующих решения в длительной, но все же обозримой перспективе, именно она приобретает первоначальное значение.
Непрерывное профессиональное образование (НПО) может быть охарактеризовано в контексте нескольких теоретико-методологических подходов. В качестве основополагающего, безусловно, следует выделить системный подход, который идентифицирует непрерывное профессиональное образование как систему. Целью данной системы является поддержание высокого уровня профессиональной подготовки человека в течение всей его трудовой жизни. Данная цель является основной, она подвергается последовательной декомпозиции с построением «дерева целей».
НПО следует относить к открытым системам, активно взаимодействующим с внешней средой. Это означает, что по отношению к ним формируются связующие процессы, к которым относятся коммуницирование, обеспечивающее обмен информации внутри системы и между ею внешней средой; приспособление к внешней динамике и достижение соответствия между потребностями работников, занятых непрерывным профессиональным образованием, и потребностей НПО как системы, а также принятие соответствующих управленческих решений. Последний из указанных связующих процессов регулирует данную систему и управляет ею.
Вторым из методологических подходов к реализации непрерывного профессионального образования выступает процессный подход. В рассматриваемом случае принципы процессного подхода распространяются на два направления. С одной стороны, само непрерывное образование функционирует как процесс, как последовательность технологически связанных этапов. С другой стороны, управление НПО служит его объектом. Процессный подход формирует и методологию функционирования, и методологию управления системы НПО.
Двойственность процессного подхода, проявляющаяся как по отношению к непрерывному профессиональному образованию, так и по отношению к другим системам, сказывается на свойствах понятийно-терминологического аппарата, отражающего данный подход. В частности, Т.Ю. Иванова и В.И. Приходько отмечают, что процессный подход, несмотря на его глубокие исторические корни (он сформулирован А. Файолем, М.Х. Месконом), переживает «этап становления, насыщенный противоречиями» [1, c. 265]. В существующих интерпретациях переплетаются исполнительно-технологические функции и процессы, и процессы управления, что зачастую вносит путаницу в само понимание процессного подхода.
Не добавляют ясности и представленные в научной литературе основные положения процессного подхода. В [1, c. 264] выделено три таких положения:
— отказ от приоритета структуры в организации деятельности;
— идентификация и управление применяемыми в организации процессами и обеспечение их взаимодействия;
— учет тенденций самоорганизации.
Опираясь на данные положения, можно утверждать, что процессный подход абстрагируется от «традиционной роли структуры в организации бизнеса, той роли, которая была ей задана еще в представлениях теории рациональной бюрократии» [1, c. 265]. При этом, совокупность исполнительно-технологических функций, будучи самостоятельной проблемой, является, скорее, объектом функционального подхода, также входящего в методологическую конструкцию классического менеджмента.
В отношении применения процессного подхода к управлению любой системой противоречий не наблюдается. Управление характеризуется как «непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций» (по [6, c. 66]) — тезис, высказанный Месконом, развитый Файолем, который указывал, что «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (по [1, c. 67]).
Если функциональный подход опирается на структуру организации и рассматривает ее как системообразующий фактор, то процессный подход ориентируется на самостоятельные бизнес-процессы (долевые процессы), которые и являются объектом управления.
Пытаясь сформулировать определение бизнес-процесса, следует отметить, что и оно определяется недостаточно точно в силу множественности исследовательских позиций. Но в любом случае это серия логически связанных действий и процедур, имеющих «вход» и «выход». Принципиально важно, что бизнес-процесс включен в систему процессов, формирующих конечный результат функционирования этой системы. Эта особенность актуализирует проблему верного определения бизнес-процессов. Применительно к непрерывному профессиональному образованию можно выделить, например, такие бизнес-процессы, как последовательная передача общетеоретических знаний, предметных знаний в конкретных сферах, практических навыков. Как самостоятельные бизнес-процессы, могут рассматриваться услуги, обеспечивающие обучение, процессы подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, процессы информационного сопровождения обучения и другие. Нельзя не отметить, что формирование бизнес-процессов в системе НПО относится к классу сложных задач, ждущих своего решения.
Как отмечается в монографии Т.Ю. Ивановой и В.И. Приходько, процессный подход закладывает основы сетезации [1, c. 266]. Переход к самостоятельным и самодостаточным бизнес-процессам, представленным в самостоятельном бизнес-пространстве, ведет к формированию в организации структуры сетевого типа. Отличия такой структуры заключаются в увеличении степени автономности ее элементов при сохранении целостности сети, а также в использовании не «жестких», иерархических связей, а их «мягких» форм — взаимодействие, согласование интересов, планов, программ, тактических действий, формирование партнерства и т.п.
Сетевая форма организации вполне соответствует идеологии непрерывного профессионального образования. Демократизм, присущий данной форме, жизненно необходим и непрерывному обучению, и реализации всех других задач, решаемых с помощью НПО. Вряд ли будет преувеличением следующее утверждение — непрерывное профессиональное образование должно иметь сетевую форму, сохраняющую его системные признаки, но обеспечивающую условия для саморазвития каждой из образовательных организаций, входящих в сеть.
Рассматривая методологию непрерывного профессионального образования, нельзя не выделить ситуационный подход. Под ситуацией — его базовым понятием — понимается конкретный набор переменных, влияющих на функционирование организации в определенный момент времени. Инструментом реализации ситуационного подхода является мониторинг этих переменных, осуществляемый, в принципе, в постоянном режиме — ситуационный мониторинг, который осуществлял бы наблюдения как за внутренней, так и за внешней средой организации. Набор наблюдаемых переменных в таком мониторинге может быть различным. В системе НПО их число, безусловно, будет велико, что обусловлено такими факторами, как:
— сложность самой системы непрерывного образования;
— необходимость полной скоординированности ее функционирования;
— необходимость достижения ее преемственности;
— связь НПО с человеком и его потребностями в их множественности и динамизме;
— рыночные условия, в которых функционируют организации НПО, в частности, высокий уровень конкуренции в данной сфере и другие.
Изложенные подходы базируются на постулатах теории менеджмента. Но в современных условиях эта теория претерпевает некоторые изменения. Она преобразуется в теорию маркетинг-менеджмента, сформулированную в работах таких авторов, как Г.Л. Багиев, Е.В. Песоцкая, О.В. Фирсанова и др. Специфика маркетинг-менеджмента заключается в интеграции положений теории менеджмента и теории маркетинга и фиксации ведущей роли последнего. Такая роль маркетинга обуславливается формирующими свойствами маркетингового подхода, его способностью находить детерминанты успешного рыночного поведения любой организации.
В общем виде маркетинговый подход заключается в необходимости полного и всестороннего учета всей совокупности рыночных факторов, их анализа и прогноза на период различной продолжительности и, соответственно, в адаптации к сложившейся и будущей рыночной ситуации.
В непрерывном профессиональном образовании маркетинговый подход проявляется по многим направлениям. Основное из них — соблюдение принципа адаптации предложения к потребительскому спросу. Следуя этому принципу — базовому в маркетинговой концепции управления, можно выделить две категории носителей спроса на услуги, предоставляемые системой непрерывного профессионального образования. В первую категорию входят непосредственные потребители услуг данного вида — отдельные лица, повышающие свою квалификацию в непрерывном режиме и в течение всего периода трудовой деятельности. Внешние условия (особенно динамика НТП в конкретной сфере деятельности), а также факторы внутреннего характера (например, видоизменение корпоративных стандартов, увеличение масштабов хозяйственной деятельности, ее широкая диверсификация, проводимая в организации политика реинжиниринга и реструктуризации) диктуют необходимость развития профессиональных качеств работников, т.е. формируют потребность в таком развитии. Факторы платежеспособности ограничивают данную потребность, формируя спрос.
Во второй категории потребителей услуг НПО представлены предприятия и организации, которые по отношению к субъектам первой категории выступают в роли работодателей. Будучи субъектами рынка труда, они формируют требования к уровню квалификации и профессиональным качествам работников, выступают в качестве потребителей рабочей силы и носителей спроса на работников определенного квалификационного уровня, причем с учетом дифференциации, присущей сложившейся отраслевой структуре хозяйственного комплекса. Такие предприятия и организации не потребляют услуги НПО непосредственно, но обладают по отношению к нему вполне конкретными и зачастую четко сформулированными целями и интересами. Представляется, что потребителей этой категории можно охарактеризовать как косвенные, заинтересованные в услугах непрерывного профессионального образования, но не потребляющие их непосредственно.
Очевидно, что каждая из категорий потребителей, при использовании маркетингового подхода к управлению системой НПО, служит объектом маркетингового исследования, как основного атрибута маркетинга, как отражение его концепции, которая (в отличие от целого ряда других концепций) вполне устойчива, давно миновала стадию дискуссий и реализуется представителями как отечественной, так и зарубежной научных школ.
Маркетинговое исследование непосредственных потребителей услуг системы непрерывного профессионального образования целесообразно проводить с использованием традиционного, многократно апробированного инструментария, сфокусированного на использование первичной информации, полученной в условиях непосредственного контакта между потребителем и представителем производителя (при условии достаточности числа таких контактов). Но при исследовании спроса косвенных потребителей услуг НПО данный исследовательский прием мало применим, т.к. достаточное число контактов в звене «производитель-потребитель» в этом случае сложно обеспечить. При исследовании спроса такой категории потребителей следует сконцентрироваться на сборе, систематизации и анализе вторичной информации, демонстрирующей, по сравнению с первичной информацией, меньшую точность, но способной отразить отраслевые и межотраслевые процессы.
Возможные источники вторичной информации о состоянии спроса на специалистов различного профессионально-квалификационного уровня в отдельных отраслях и хозяйственных сферах представлены в современных условиях в рассматриваемом множестве. Современное информационное «поле», в принципе, весьма насыщенно, и отмечается тенденция к увеличению его насыщенности в обозримой перспективе, что является в целом приметой информационного общества — сформировавшегося и развивающегося. Но степень информационной насыщенности не только способствует нахождению информации, пригодной к проведению маркетингового исследования в сфере НПО, но и ставит «барьеры» на пути ее эффективного использования. В современном информационном обществе (а значит, и в рассматриваемой предметной области) сформировалась новая проблема — при объеме информации снизилась и продолжает снижаться ее точность, надежность и достоверность. Существуют и вполне успешно функционируют информационные агентства, центры, другие субъекты информационного рынка, которые распространяют и транслируют неполную, искаженную, недостоверную информацию, полученную из ненадежных источников и собранную, проанализированную и интерпретированную без применения научно-обоснованных методов. Эти обстоятельства нельзя не учитывать, а реагируя на них, следует использовать такой методический прием — сопровождать анализ вторичной информации по развитию и управлению НПО аналитическими процедурами, структурирующими информационные источники по критерию достоверности, полноты и надежности информации, и опираться на те из них, которые предоставляют материалы, соответствующие этому критерию.
Маркетинговый подход в непрерывном профессиональном образовании проявляется в форме, отражающей элементы комплексного маркетинга. Известно, что комплекс маркетинга состоит из нескольких видов действий — политик. В классической модели выделено четыре вида политик — товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная. В современных моделях их число иногда увеличивают до шести-восьми (по-разному у разных авторов). Но каково бы ни было количество входящих в состав комплексного маркетинга видов политик, неизменно наличие в нем в качестве первоосновы товарной политики, которая формируется непосредственно после проведения маркетинговых исследований и по его результатам. Товарная политика в любых условиях должна соответствовать состоянию и структуре спроса (фактического, планируемого или прогнозируемого). Применительно к системе НПО наличие двух категорий потребителей, а значит, и двух категорий спроса актуализирует следующий вопрос: как отразить различия категорий в единой товарной политике? В поиске верного ответа, т.е. в построении взвешенной товарной политики необходимо опираться на ряд методических положений и рекомендации:
— обеспечить согласованность товарной политики, т.е. достичь ее непротиворечивости обеим категориям спроса: (непосредственных и косвенных потребителей услуг НПО);
— в случае невозможности достижения полной согласованности отдавать приоритет второй категории спроса на услуги непрерывного профессионального образования, т.к. именно она отражает экономические реалии и в этом смысле более объективна. Кроме того, такая расстановка приоритетов позволяет не только ориентироваться на задачи самой системы непрерывного профессионального образования, но и влиять на решение задач более высокого уровня — отраслевых, регионально-отраслевых, общехозяйственных.
Представленные методологические подходы к функционированию непрерывного профессионального образования не противоречат друг другу. Они затрагивают разные аспекты и в теоретической конструкции в целом находятся в состоянии равнозначимости. Но фундаментальную основу составляет, безусловно, системный подход и предлагаемые им способы познания отражающей действительности во всех ее проявлениях. Примат системного подхода обуславливает значимость самого построения (конструирования) системы непрерывного профессионального образования, стремясь при этом к формированию предпосылок для реализации всех других методологических подходов. При этом, система НПО, как искусственная система, становится объектом организационного проектирования, охватывающего несколько иерархических уровней. При осуществлении такого проектирования необходимо опираться на положения теории систем и обеспечить привнесение в непрерывное профессиональное образование всех системных признаков.


Литература
1. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. — М.: Изд-во «Кнорус», 2010.
2. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования. — СПб.: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2006.
3. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. — М.: Изд-во «Наука», 2006.
4. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты (колл. монография). — М.: Изд-во «МАКСПресс», 2006.
5. Непрерывное образование и потребность в нем. — М.: Изд-во «Наука», 2005.
6. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент. — М.: Изд-во «Юрайт», 2012.
7. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. — СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия