Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
АГРОЭКОНОМИКА
Дудник А. В.
профессор Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева
Марфицын С. В.
генеральный директор ООО «Дельта» (г. Курган)

Социально-экономическая модель развития кооперационного сегмента апк в России как элемент стратегии повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса страны
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития кооперационных процессов в сельской местности как важного условия развития агропродовольственной сферы страны и обеспечения системного, устойчивого развития сельских территорий. В качестве рабочей гипотезы исследования принимается решающая роль инициативы «снизу», от наиболее активной части проживающего в сельской местности населения в деле развития аграрного производства, особенно на территориях, подвергшихся существенной деградации производственного потенциала и депопуляции и после этого так и не вовлеченных в эксплуатацию крупными интегрированными компаниями, как это, например, имеет место в Курганской области. Оставшиеся на селе после проведения т.н. «рыночных реформ» и оттока населения в города жители трудоспособного возраста при их правильной организации могут стать той прочной основой, на которой, в рамках кооперационных процессов, будет выстраиваться новая ткань экономической жизни на территориях, в наибольшей степени пострадавших от разрушительных процессов в аграрном секторе экономики 1990-х — 2000-х гг
Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, конкурентоспособность, государственное регулирование, кооперация, потребительский кооператив, самоуправление, устойчивое развитие
УДК 338.2+334+332.1   Стр: 222 - 226

Проблема депопуляции населения российской деревни является одной из острых социально-экономических проблем современной России. В течение последних 15–20 лет неуклонно уменьшается численность сельского населения — как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока. Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень, а также количество сельских населенных пунктов с небольшим числом жителей. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдевших деревень превысила 20% — в основном в регионах Центральной России и Севера. Только в период между переписями населения 2002 и 2010 гг. число обезлюдевших деревень выросло более чем на 6 тысяч. Свыше половины сельских населенных пунктов имеют население менее 100 человек. Основные причины уменьшения численности сельского населения лежат в социально-экономической плоскости. Прежде всего, для сельских населенных пунктов характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы. Сегодня отдельные меры по сдерживанию депопуляции сельских территорий в России предусмотрены на уровне государственных программ. Однако, следует признать, что общее направление государственной политики ведет к концентрации финансов, рабочих мест и, как следствие, населения, в столице и других крупных городах. Попытки сохранения численности сельского населения и стимулирования миграции населения в сельскую местность не работают в полной мере, поскольку фактически отсутствуют условия для развития сельских территорий.
Отечественные ученые-экономисты провели большую работу по исследованию генезиса этого процесса, описывая, каким образом сложились социально-демографические и институциональные механизмы, приведшие к постепенному опустению российских сел [1, 2, 3, 4]. Отмечается, что начало этому процессу было положено в конце 1940-х — начала 1950-х, когда был взят курс на укрупнение колхозов. Тенденция продолжилась после введения политики оценки «перспективности» деревень в 1960-х гг. Вплоть до 1990-х гг. тенденция вымирания деревень сохранялась, а после была только усилена неолиберальной политикой «оптимизации» [5].
На 1 января 2016 г. численность сельского населения составила около 37,89 млн человек. Что касается возрастных распределений, то доля людей в трудоспособном возрасте среди жителей села сравнительно ниже — 55% (среди жителей города — 58,3%), и, соответственно, выше доли людей моложе и старше трудоспособного возраста — 20% и 25% (среди жителей города — 17,3% и 24,4%). По данным Росстата, на 1 января 2016 г. в целом по России доля городского населения в общей численности составляет 74,1%, доля сельского населения — 25,9%, соответственно. Число сельских жителей на 1000 горожан составляет 349 человек. На 1000 жителей села трудоспособного возраста приходится 819 лиц нетрудоспособного возраста (на 1000 жителей города трудоспособного возраста — 715 лиц нетрудоспособного возраста), из которых 365 — это дети младше 15 лет и 454 –это люди старше трудо­способного возраста [6].
Перемещение сельского населения в города усиливают потоки трудовых мигрантов из сельской местности. Доля отходников из сельской местности велика в Центральной России, где их притягивают крупнейшие агломерации, предлагающие разнообразные вакансии и более высокие, чем в месте проживания, зарплаты. К югу и востоку от Московской области потери занятых в сельском хозяйстве достигают 20–50% из-за его низкой конкурентоспособности на рынке труда в сравнении с другими отраслями экономики [6]. Из-за продолжающегося переселения граждан в города сельское население ежегодно сокращается на 1,5–3% [7].
Целью настоящей работы является поиск модели развития кооперативного сегмента АПК в России, которая бы на единой концептуальной основе со стратегией повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса страны и способствовала бы устойчивости развития сельских территорий и преодолению указанных выше проблем российского села.
В хозяйствах населения, которые, собственно, и являются основной целевой аудиторией кооперационного движения, различают три категории домохозяйств: 1) население, производящее продукцию и для собственного потребления и на продажу; 2) собственников дач, садов, огородов, производящих продукцию в основном для своего потребления и 3) дачников, садоводов, владельцев коттеджей, либо производящих продукцию для себя, либо вообще не занимающихся агропроизводством. Фермерские хозяйства образуют четыре типа домохозяйств: 1) крупные фермы-колхозы, работающие на рынок; 2) средние фермерские хозяйства с высокотоварным производством; 3) семейные фермы, недостаточно оснащенные сельскохозяйственной техникой; 4) мнимые фермеры с невысокой товарностью [7]. Отдельные экономисты-аграрии отмечают, что для некоторых видов продукции крупные и средние высокотоварные фермы обеспечивают меньший объем производства, чем небольшие и менее товарные ЛПХ, которые в соответствии с Федеральным законом № 112-ФЗ от 2003 г. «О личном подсобном хозяйстве» определяются как «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции» [8].
Идеи диверсификации сельского хозяйства, многофункциональности аграрной экономики, а также развития местного самоуправления нашли частичное отражение в действующем Федеральном законе РФ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9]. Согласно этому закону, работа по переустройству села должна быть передана вниз — на уровень районных администраций и муниципальных образований. Особая роль в этом отводится территориальному общественному самоуправлению (ТОС). Под этим понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [9].
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) — представительным органом муниципального района.
Принципиально важным моментом является то, что ТОС могут осуществлять не только хозяйственную деятельность по благоустройству территории, но и иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, при чем осуществлять ее, как за счет средств граждан, проживающих на соответствующей территории, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета
Представляется целесообразным создание ТОС во всех селах, входящих в тот или иной административный район субъекта Федерации. Таким образом, общественное самоуправление предлагается осуществлять на территории села (деревни).
Чтобы начать деятельность ТОС, необходимо вступившее в силу решение общего собрания участников. На этом собрании, в частности, избираются органы территориального общественного самоуправления. В их состав должны войти наиболее инициативные люди, которым небезразлична территория, на которой они проживают, у них есть потребность в развитии данной территории и потребность в улучшении собственного благосостояния не вопреки, а за счет обеспечения роста благосостояния проживающих на территории ТОС людей в рамках стратегии «win-win». Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, в данном случае муниципального района.
От муниципального района должна исходить определенная помощь в организации ТОС, в том числе разъяснение выгод от объединения в ТОС и определенная организационная поддержка, так как сами жители не смогут организоваться без помощи районной администрации (рис.1). Таким образом, муниципальный район должен стать не только пропагандистом и агитатором, но и фасилитатором в организации ТОС.
На уровне ТОС следует выявить потребности и возможности жителей, проживающих на данной территории. Для этого предлагается осуществить опрос на уровне каждого домохозяйства о его производственных возможностях и потребности в межхозяйственных кооперационных связях. Аккумулированные данные целесообразно представить с помощью такого инструмента визуализации, как график «Потребность-Возможность Домохозяйства». Суммирование индивидуальных графиков дает возможность построить диаграмму «Потребность-Возможность ТОС».
В более ранних работах [10] авторы предлагают создание потребительского кооператива на территории сельского Совета на основании закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Представляется целесообразным развить данные положения за счет включения в состав потребительского кооператива (по его желанию) жителя любого села, проживающего на территории данного сельского Совета или ТОС, находящегося на данной территории (рис.1).
Рис.1. Потребительский кооператив, организованный на территории сельского Совета района
Составлено авторами
На уровне сельского Совета следует выявить потребности и возможности жителей, ТОС, (КФХ) Крестьянско-фермерских хозяйств, обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальных предпринимателей и других кооперативов, входящих в потребительский кооператив, образованный на базе одного из сельских Советов района. На данном уровне предполагается изучить спрос и предложения входящих в данный потребительский кооператив участников. Данные отражаются в графике Потребность-Возможность потребительского кооператива — сельского Совета (Потребность — Возможность ПК — сельского Совета). Каждый кооператив, организованный на базе сельского совета, сможет решить проблемы, описанные выше, лишь частично. Для полного решения данных проблем целесообразно обеспечить взаимодействие единичных кооперативов, созданных на базе сельских советов муниципального района, в рамках структуры более высокого уровня, например, в форме ассоциации (рис.2) [10].
Рис. 2. Ассоциация потребительских кооперативов (сельских Советов района), организованная на территории района
Составлено авторами
На уровне ассоциации потребительских кооперативов (сельских Советов выявляются потребности и возможности данных потребительских кооперативов (сельских Советов), входящих в ассоциацию потребительских кооперативов, образованных на базе района. На данном уровне изучаются спрос и предложение входящих в данную ассоциацию участников. Данные отражаются в графике Потребность-Возможность Ассоциации потребительских кооперативов (сельских Советов района).
На примере Половинского района Курганской области, который был выбран авторами в качестве модельного для проведения исследований, можно отметить ряд проблем, с которыми может успешно справляться основанная на ТОС кооперация (табл. 1).

Таблица 1
Мероприятия, доступные на уровне кооператива (ассоциации кооперативов) для решения проблем развития сельских территорий муниципального района
(на примере Половинского района Курганской области) [10]
ПроблемаВозможные способы решения в рамках кооператива (ассоциации кооперативов)
Отсутствие квалифицированных кадровНа базе ассоциации кооперативов организовать школу по переподготовке кадров: школу агронома, зоотехника, пчеловода, механизатора, пекарей, сыроваров, менеджеров по сбыту, бухгалтерского учета. Найти в районе, в области специалистов и организовать курсы со сдачей выпускного экзамена и выдачей сертификата кооператива, который будет котироваться внутри кооператива. Для этого предлагается организовать взаимодействие с профильными организациями среднего профессионального и высшего образования, в частности, с ФГБОУ ВО «Курганская ГСХА» и сельскохозяйственным техникумом
Отсутствие жилья для молодых специалистовПри ассоциации организовать планово-технический отдел (ПТО) с привлечением строительных специалистов. Производить строительные материалы в первую очередь силами участников ассоциации, организовать оптовые закупки стройматериалов непосредственно у производителей. Внедрить малозатратные способы строительства. Например: строительство домов из пенобетона, каркасное домостроение. Для уменьшения себестоимости жилья привлечение самих граждан. При ассоциации организовать курсы строительных специальностей: каменщиков, штукатуров, маляров, кровельщиков... Здесь решаются сразу две социальные задачи: получение второй специальности и постройка своего собственного жилья. При таком подходе стоимость собственного жилья можно снизить на 30–50% от рыночной стоимости [11].
Отток молодежи в другие регионыПри помощи ассоциации, на базе средних школьных учебных заведений, находящихся на территории сельских советов, проводить просветительскую работу. Организовывать экскурсии в крестьянско-фермерские хозяйства. Показывать выгоды при открытии собственного крестьянско-фермерского хозяйства. Оказывать новым фермерам консультационную и возмездную материальную помощь, в частности, сопровождать разработку бизнес-плана, выдавать материальный кредит на развитие деятельности кооператива. Возможно назначить куратора из числа специалистов ассоциации и производить постоянный контроль за реализацией поддержанных бизнес-планов.
Низкая заработная платаПри ассоциации предлагается создать маркетинговый отдел, который будет заниматься прогнозированием и сбытом продукции. Количество направлений и групп товаров определяют члены ассоциации, то есть главы сельских советов при помощи сотрудников Курганской ГСХА и Курганского филиала Института экономики УрО РАН, профессионально изучающих проблемы маркетинга агропродовольственной продукции. Специалисты Курганской ГСХА и маркетинговый отдел ассоциации разрабатывают систему планов продаж, включающую годовые, месячные и недельные планы. На каждое направление товаров берутся менеджеры с опытом работы. Каждый менеджер имеет оклад и процент с продаж, который определяют члены ассоциации кооперативов. Каждый член кооператива должен иметь потребительскую выгоду. Потребительская выгода считается экономистом каждого кооператива на основании КТУ (коэффициент трудового участия) каждого участника кооператива. КТУ разрабатывается специалистами Курганской ГСХА и утверждается общим собранием каждого кооператива (каждого сельского совета). Заработная плата плюс потребительская выгода должна соответствовать или быть выше средней зарплаты по области.
Высокие цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ)В маркетинговом отделе при ассоциации кооперативов закрепляется специалист, который напрямую занимается договорами с нефтеперерабатывающими заводами. Каждый кооператив направляет заявку на ГСМ в ассоциацию. На основании данной заявки составляется график оптовых поставок ГСМ, позволяющих приобретать горючее ниже розничной и мелкооптовой цены. График и платежи утверждаются советом ассоциации.
Высокие цены на запасные части для сельхозтехники.В маркетинговом отделе при ассоциации кооперативов закрепляется специалист, который напрямую занимается договорами с производителями запасных частей для сельхозтехники. В период уборки урожая, можно спрогнозировать какие запчасти необходимо иметь на складе. Номенклатура склада запчастей утверждаются советом ассоциации. Также при ассоциации создается мастерская мелкого ремонта с комплектом необходимого оборудования (станки: токарный, фрезерный, сверлильный и т.д.)
Низкая закупочная цена на продукциюВозможность выступать с консолидированной позиции при сбыте излишков продукции вне кооператива, а также выходить на потенциальных покупателей, заинтересованных в более крупных и более устойчивых поставках. Маркетинговый отдел ассоциации совместно с Курганской ГСХА, Институтом экономики УрО РАН и Департаментом АПК Курганской области производит поиск новых возможных путей и каналов реализации продукции.
Наличие необрабатываемых пахотных земельПри организации выше перечисленных мероприятий, совместно с маркетинговым отделом ассоциации и Курганской ГСХА, составляется план необрабатываемых пахотных земель, определяются потребности участников кооператива и участников рынка в сельскохозяйственной продукции, например, в целях переработки, и на основании выявленной потребности формируется план посева культур, сбора урожая и продаж (поставок членам кооператива).
Составлено авторами

Авторы предлагают объединять Ассоциации потребительских кооперативов (сельских Советов) в Союз ассоциаций потребительских кооперативов (сельских Советов). На уровне Союза ассоциации потребительских кооперативов (сельских Советов) следует выявить потребности и возможности данных ассоциаций потребительских кооперативов (сельских Советов), входящих Союз, образованный на уровне области. На данном уровне изучаются спрос и предложение входящих в данный Союз участников. Данные отражаются в графике По­требность — Возможность Союза ассоциаций потребительских кооперативов (сельских Советов района).
В результате на уровне области появляется полная информация о возможностях и потребностях всех участников, начиная с жителя села, домохозяйства, ТОС, сельских Советов до Союза ассоциаций сельских Советов каждого района. Благодаря такой кооперации можно спланировать объем производства и реализации необходимой продукции, построить необходимые мощности для этого, вывести АПК на новый уровень инновационного развития.
Стратегической целью развития села при создании Союза ассоциации потребительских кооперативов (сельских Советов) является обеспечение качественного прорыва в повышении уровня и качества жизни сельского населения и устойчивого развития сельских территорий.
Достижение данной стратегической цели развития АПК, в первую очередь, должно опираться на внутренние ресурсы, а именно:
1. развитие местного самоуправления;
2. возрождение сельскохозяйственной кооперации;
3. развитие малого и среднего бизнеса на селе;
4. четкая государственная политика по защите интересов отечественного сельхозпроизводителя;
5. государственно-частное партнерство между государ­ством, бизнесом и населением;
6. формирование в общественном сознании положительного образа российского жителя сельской местности.
Развивая данные механизмы взаимодействия, появится возможность обеспечить рост инвестиционной привлекательности регионального АПК, повышение его конкурентоспособности, снижение инвестиционных рисков и здоровую конкуренцию между потребительскими кооперативами (сельскими Советами района), ассоциациями потребительских кооперативов (сельских Советов района), входящих в Союз, организованный на территории любой области Российской Федерации.


Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, заявка № 18-010-00652 А

Литература
1. Неганова В.П., Дудник А.В. Совершенствование государственной поддержки АПК региона // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 2. — С. 651–662.
2. Ушачев И.Г. Стратегические подходы к развитию АПК России // АПК: экономика, управление. — 2015. — № 1.- С.3–16.
3. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Причины продовольственной зависимости России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2014. — № 3. — С. 6–11.
4. Буздалов И.Н. Основное направление обеспечения устойчивости сельского развития. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2013. — № 7. — С. 1–8.
5. Россия –страна умирающих деревень. http://cepr.su/wp-content/uploads/2016/12/Россия-страна-умирающих-деревень. Дата обращения 10.03.2019.
6. Нефедова Т.Г., Мкртчян Н.В. Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России. Вестник московского университета. Серия 5. География. 2017. № 5. — С.58–67.
7. Нефедова Т.Г., Мкртчян Н.В. Региональные различия размещения и прогноза трудовых ресурсов сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]: URL https://ecfor.ru/publication/prognoz-trudovyh-resursov-selskogo-hozyajstva-rossii/. Дата обращения 10.03.2019.
8. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/12131702/. Дата обращения 05.04.2019.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/. Дата обращения 20.04.2019.
10. Дудник А.В., Марфицын С.В. Потребительская кооперация сельских советов как инструмент повышения устойчивости развития сельских территорий региона // Российское предпринимательство. — 2019. — Том 20. — № 1. [Электронный ресурс]: URL: http://www. — doi: 10.18334/rp.20.1.39751/ Дата обращения 12.04.2019.
11. Дудник А. В., Марфицын С.В. — Жилищно-строительный кооператив как инструмент решения жилищной проблемы на селе //Проблемы современной экономики. — 2018. — № 2 (66). — с. 258–261 [Электронный ресурс]: URL: http://www. m-economy.ru›art.php?nArtId=6382/ Дата обращения 12.04.2019.
12. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад. — М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с. https://neuromir.tv/media/1981/doklad-glazyeva-s-yu-_o-merakh-ek-bezopasnosti.pdf.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия