Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Коршунова О. Н.
профессор кафедры государственного, муниципального управления и социологии
Казанского национального исследовательского технологического университета,
доктор исторических наук

Пуляев В. Т.
профессор кафедры социальной антропологии
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, президент Академии гуманитарных наук России

Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан


Факел миротворчества: ООН и вызовы современности
о книге Тагирова Э.Р. Вызовы «времени-кайрос»: миссия ООН
(Казань: издательство «Познание», 2019. 360 с.
В статье акцентируется внимание на формате замысла книги Э.Р.Тагирова, выдвинутой автором аргументации и стиле изложения, относя новое издание историка к жанру книги-эссе. В ней воспроизведены основные структурно-значимые проблемы современности, представленные во взаимосвязи и в соответствии со степенью неотложности решения, борьбы полярных начал — войны и мира, стабильности и турбулентности процессов, происходящих в разных сферах жизнедеятельности человечества, рисков и гарантий выживания планеты. Особое внимание автором книги уделено миссии ООН в современном мире. В книге Э.Р. Тагирова обоснована необходимость нового подхода к задачам региональной политики в ситуации, когда для России открывается «эра национального достоинства и ответственности за мир»
УДК 93/94:316:327.7   Стр: 253 - 256

Ускорение бега Времени, усложнение картины мира, вступление человечества в фазу исторических вызовов, нарастание каскада жизненных проблем, все это, казалось бы, должно ослабить интерес к трансцендентальным размышлениям. В ситуации разломных этапов судьбы человечества ослабевает градус интеллектуальных исканий, возникает опасность психологической амнезии — потери желания и убывания способности широкоформатного анализа. На этом фоне появление очередной книги профессора Тагирова стало заметным научным явлением. В ней представлена широкая палитра событий и процессов, приоткрывающих вариации будущего, анализ судьбоносных дилемм выживания.
Процессы цивилизационного эшелонирования стран и народов набирали обороты. Но никто, как и человечество в целом, не обладал даром высветить на табло времени ответы на вопросы метафизического порядка — «куда идем?», «что впереди?» Вопросы, объективно возникшие на рубеже крушения старого и наступающего нового» [8, с.27]. Глобальность проблем Э.Р. Тагиров относит к числу примет «времени-кайрос». Это принципиально значимое время для осознания и решения неотложных задач. Замыслу соответствует философичность раздумий автора. Осознание и демонстрацию перспектив развития общества П. Рикер относит к важнейшим функциям философии. Направление мысли Э.Тагирова пролегает в русле рассуждений французского философа с его призывом помыслить о творческом ядре современной цивилизации, о ее ценностях и установках, глубинных архетипах, питающих тенденции современной эпохи, без чего нельзя более или менее четко представить поле восприятия сложившихся в ХХ веке антропосоциальных отношений и альтернатив [3; 8, с.18–19].
В ХХ столетии мир стал глобальным и единым, но одновременно многие шаги по установлению универсальной цивилизации сопровождаются распадом «творческого ядра цивилизаций». Глобальность мира требует нарастания практик коммуникации и доверия, понимания и искусства интерпретации и компаративистики. В этой вязи становление современного типа цивилизации требует работы по конституированию новых ценностей и идеалов. Это предпосылка создания метасистемы антропосоциальных отношений, основанной на эффективной ассимиляции опыта предшествующих цивилизаций и выявления тенденций будущего. Отсутствие понимания, то есть усилий по развитию сознания современного субъекта истории обрекает на отчуждение и изоляцию. Одним из свидетельств жизненности социально-философского анализа стала предыдущая монография Э.Р. Тагирова [7]. В 2019 г. вышло следующее в серии глобалистики капитальное издание. Включение в водоворот идей книги побуждает к творческому взгляду на динамику развития человечества, к интеллектуальной мобилизации и открытости сознания.
Тема многоукладности, дискурс полицентричности и гетерономности, представленная в издании, имеет политическое, экономическое, социокультурное измерения. Э.Р. Тагирова интересует социально-философский аспект концептуальной геополитики, теории глобальной интеграции. В известном смысле автор книги остро чувствует и передает единство всемирной истории, которая воплощена в сюжетике локально-конкретных культурно-исторических форм, но одновременно погружена в контекст «большого времени». По замечанию О. Розенштока-Хюсси, действительность — это не абстрактная действительность физики, а полнокровная действительность человеческой жизни, и она является крестообразной. «Наше существование — это постоянное страдание и борьба с силами, конфликтующими между собой, это парадоксы, внутренние и внешние противоречия. Человеческая жизнь, как индивидуальная, так и социальная — протекает в месте, где перекрещиваются четыре «фронта», ведущих назад, к прошлому, вперед к будущему, внутрь нас самих, к нашим чувствам, желаниям и мечтам, и наружу, к тому, против чего мы должны бороться или что должны использовать, с чем мы должны приходить к согласию или чем должны пренебрегать» [4, с.501–503; 8, с .20–21].
Новые измерения обрела ныне тема отношений Востока и Запада. Однако предупреждение, сформулированное еще В.О.Ключевским, по-прежнему «работает». «Азия просветила Европу и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой?», вопрошал патриарх русской истории [1, с.305; 8, с.29]. В начале двадцатого столетия на опасность подобного бумеранга обращал внимание лидеров европейских держав и «идеолог третьего мира» Мирсаид Султан-Галиев. «Придет час, и колонии хлынут в Европу. Восток уже краснеет» [6; 8, с.29]. Однако «красного пророка» не услышали — ни Запад, ни Европа. А жаль: особенность и последствия нового «переселения народов», в отличие от прошлых, в том, что его волны не растекутся по широкому азимуту, а осядут на европейской почве, которую готовили как площадку для «европеизации» некогда обиженных, колонизированных народов. В нынешнем веке Восток находится на пути перехвата лидерства в конкуренции мировых цивилизаций, — констатирует Тагиров [8, c.303].
Книга профессора Э.Р. Тагирова, выполненная в рамках Программы ООН «Вклад научных сообществ» и посвященная 75-летию ООН, не вписывается в привычные каноны академического издания, равно как публицистического эссе. Новаторского подхода требует сам замысел обращения к причинам происходящей эрозии фундаментальных основ человеческого обще­жития, превращения homo sapiens в homo faber, потере цивилизацией векторов прогресса. Авторские мысли, лишенные претензии на законченность и бесспорность, фиксируют «опорные точки» философии геоантропологического мировидения в эру «всклоченного» мира, приметами которого стали состояние турбулентности. Куда идет человечество, запутавшееся в нарастающих глобальных проблем? Где корни феномена «войны всех против всех»? Куда ведут следы сил, клонирующих «майданы», волны экстремизма и терроризм — симптомов разлома?
Глава, посвященная взаимодействию цивилизаций в регистре «Запад — Восток», содержит рефлексию по поводу двух ценностных полюсов, которая насчитывает столетия и вписывается в дискурс межцивилизационных противоречий. Профессор Э.Р. Тагиров не согласен с прямолинейным суждением С. Хантингтона, определяющего эти противоречия как столкновение, войну. Мир не столь богат, чтобы позволить себе «растопить» накопленное богатство в пламени столкновений между цивилизациями. Он пребывает в той степени риска, а одновременно зрелости, мудрости и дальновидности, что может перевести «войну богов» на меже истории в конкуренцию идей, технологий, интеллектуальных открытий, что обеспечит взаимоусиление и продление срока жизнетворчества народов [8, c.148]. На наш взгляд, это не только оптимистическая, но и реальная формула дальнейшего существования сообщества людей. Особый акцент в книге сделан на проблемы, составляющие остов бытия. Среди них идея устойчивости, вошедшая в Устав ООН как ценность и условие продолжения жизни на земле. Устойчивость принято воспринимать обычным «фантомом», не выделяющимся в ряду привычных явлений. Но автор книги взывает к переоценке и выведению понятия за пределы устоявшегося взгляда. Череда возникавших, достигавших фазы расцвета и ушедших в небытие государств свидетельствует, что проблема устойчивости играла в истории определяющую роль.
Устойчивость — одна из главных предпосылок адекватного ответа на «вызовы» времени, если рассматривать их в конструкте А.Тойнби. Причем вызовы присущ всем временам и народам, неизбежно сталкивающимся с ситуацией неуправляемости и потери равновесия. Подобные ситуации чреваты войнами. Главными катастрофами минувшего века стали мировые войны. Но ХХI век не стал примером осмысления уроков прошлого: он начался с войны террористической. Накал этноконфессиональных конфликтов с новой силой актуализируют тему судеб человечества в будущем.
Храмом мира в условиях разлома истории можно назвать ООН, основным фактором создания которой стала победа советского народа над фашизмом [8, c.311]. Объединенные нации превратились в фундаментальную структуру, главный орган глобального управления жизнедеятельностью народов и государств, и развитие мира во многом связано с его интеллектуальным потенциалом и эффективностью. Исходной этической нормой, условием реализации миссии Организации по сохранению мира служит философия коллективизма как образа мышления и практического действия. Широко разветвленная сеть вертикальных и горизонтальных связей обеспечивают коллективистский стиль принятия решений и стратегий их выполнения. Внедрение коллегиальности представляет собой управленческую новацию, своеобразную менеджерскую революцию. В сочетании с оперативностью, мобильностью информации коллективность представляет собой секрет успеха социально-управленческого искусства. Другого способа, инструмента панорамного взгляда, мониторинга постоянно меняющейся ситуации, выстраивания общей картины мира не дано, отмечает автор [8, c.313].
Сохранение исторического наследия и весомая прибавка к нему в форме научно-технологических, информационных, духовных и этико-нравственных достижений– существенный результат коллективных действий Объединенных Наций и ее импульсный вклад в движение к прогрессу. Среди интеллектуальных обретений, которые в той или иной мере уберегли человечество от крайностей можно выделить концепции мирного сосуществования народов и государств; устойчивого развития человеческого сообщества и прав человека в их универсальном толковании (право на безопасную жизнь, образование, свободу идейно-политического, религиозного волеизъявления и т.д.). И все это «обрамлено» монбланом инициатив, проектов и программ, охватывающих «земной пояс» проблем человечества. Как видно из содержания книги, понятие «миротворчество ООН» в смысловом содержании постоянно расширяется [8, с.314–323]. Для претворения в жизнь повестки дня диалога цивилизаций в 2005 г. был создан Альянс Цивилизаций. При этом во главу угла была поставлена задача противодействия силам, питающим поляризацию и экстремизм, установка на консолидацию деятельности международного сообщества во имя межкультурного и межконфессионального мира. Эта инициатива ООН поддержана Группой Друзей Альянса, включающей более чем 120 государств, а также международных и региональных организаций. Альянс призван выступать движущей силой, глобальным координатором и некой платформой, сфокусировавшейся на «поощрении» эффективного и демократического управления культурным многообразием.
Форматом глобальных «гордиевых узлов» отличаются не только застарелые, но и новые проблемы: социальные, экологические, демографические, нравственные. Их наложение друг на друга способно стать миной, угрожающей взорвать планету. О пиковых значениях «перегретости» до предела свидетельствует уже одна отдельно взятая экологическая проблема. Гомогенная активность человечества ныне способна причинить непоправимый ущерб. Автор не дает универсального рецепта выхода из экологического кризиса, не спешит и с ответом на вопрос: кем и чем является человек для природы — потребителем или преобразователем, хищником-губителем или союзником? «Третье тысячелетие, — отмечает автор, — может оказаться последним «днем» индустриальной Помпеи». Шрамы, оставляемые человечеством, составляющим менее 0,012–0,015% массы биосферы Земли, для природной среды глубоки и непоправимы [8, с.162]. В этом выводе — суровость экологического вердикта, и из ситуации необходимо найти выход.
Не меньшую опасность несет в себе демографический дисбаланс. Ведь удельный вес молодежной популяции не превышает четверти населения планеты. Это неизбежно перегружает молодых решением задач общества в целом. С другой стороны, увеличивается сектор «седеющей» части мира. Одновременно нарушается традиционная, апробированная веками схема преемственности и эстафеты поколений. Молодежная проблематика при высокой динамике демографических перемен обретает фундаментальный характер. В таком авторском определении заключена тревога по поводу дисбаланса в соотношении материальной и духовной оболочек планеты.
Сегодня вечный философский вопрос о первичности одного из двух начал бытия уже не идет. Материализация сознания прочно заняла центральное место в «повестке» текущего дня. В результате Земной шар накренился не только в геологическом, но и, что опаснее — в духовно-нравственном смысле. Налицо, констатирует Э.Тагиров, деформированность корня культуры, нарушения в антропологии человечества, смещение гуманизма на периферию внимания. В серию «классики» глобальных проблем автор включает и национальный вопрос («нациекратер»). Попытка ответить на самые жгучие вопросы транзитного времени «завязана» на вопросы-инвективы: с чем связана современная «национализация», и в чем причины всплеска национализма. В чем суть «восстания этничности»? Успокоится ли «этнократер»?
Каждая глава книги самоценна и актуальна. Не являются исключением и размышления по проблемам формирования нового мирового порядка, а также по вопросам, по определению входящим в епархию дипломатов и работников МИДа, политиков и политологов, составляют еще один «кластер» анализа. Действительно, анализ таких высоких материй, как «геофилософия», «геостратегия», «мировой ландшафт», «международная архитектура» — епархия профессионалов. Представленный в книге авторский взгляд на эти специфические проблемы позволяет усомниться в категоричности подобного утверждения. Более того, нельзя не согласиться с мнением, изложенном в книге: «Геополитика из удела дипломатов, политиков и верхнего «этажа» управленческого класса государств мира становится предметом осмысления и деятельности национальных элит — интеллектуальных, культурных, предпринимательских, церковных. Именно это явление — давление общественности на политику в целом и политиков в частности — придает геополитике новое качество. Основной акцент делается на доминирование силы духа, искусство переговоров, дипломатию «мягкой» (гибкой) силы вместо демонстрации и применения военных и экономических ресурсов. Использование «жесткой» и «мягкой» силы увеличивает спектр возможных сценариев развития мира.
В приведенной цитате уловлен важнейший тренд современной международной активности. Действительно, какими бы сложно-запутанными ни были современные типы конфликтов, включая межцивилизационные, все они в конечном итоге завершатся за столом переговоров. Дипломатия, «вертикальная» и «горизонтальная», компромисс и консенсус — вот суть философии и стратегии миротворчества в ХХI веке. Современная Россия перспективу своей роли в мире также связывает с реализацией этой философии.
Автор книги резюмирует: геополитика не является монополией политиков, президентов и дипломатов. Она призвана служить предметом осмысления ученого мира, национальных, интеллектуальных, культурных, предпринимательских элит. Их выход за пределы узкопрофессиональной оптики возможен лишь при обращении к ресурсам глобалистики.
Для Э.Р. Тагирова в этой связи интегральной представляется тема Организация Объединенных Наций, она служит фокусом пристального внимания. С ней он связывает ход послевоенной истории человечества, которую определяет как ООНовскую. В самом названии раздела «ООН — мыслящая голова человечества» сквозит не только уважение и почитание, но и солидарность, желание морально поддержать деятельность этой уникальной организации, на «плечах» которой ответственность за настоящее и будущее человечества [8, с.309–323]. Отметим, что данный фрагмент книги написан, во-первых, адептом и партнером многих проектов ООН, ректором Института культуры мира (ЮНЕСКО). Во-вторых, он выполнен в жанре научного исследования, который определяется как философско-публицистическое эссе.
Это весьма перспективная форма мышления, историко-социологического наблюдения и изложения текста по проблематике. Взгляд «снизу вверх» на таинство действий, совершаемых интеллектуальным «столпом» планеты — ООН. Автор книги подчеркивает, что хотя Организация подвергается критике как якобы «архаичная», «списанная в архив истории», ей нет и не будет в обозримом будущем альтернативы. Историей ей поручена миссия сохранения планетарной цивилизации — плода свершений и достижений человечества за тысячелетия ее существования. Запечатлен широкий спектр назревших и перезревших задач исторической важности. В этой связи значимость представленного труда несомненна как в научном, так и в практически-жизненном плане. Актуализация каждой из глобальных проблем логично и логично подводит читателя к мысли о необходимости усилить коэффициент прочности.
Как видим, поиск ответов на вызовы «времени-кайрос» ведется через призму фе­номена Организации Объединенных Наций как коллективного «управ­ленца» развитием мира. Автор подводит читателя к выводу о соединенности исторических судеб ООН и сообщества людей не в стиле плакатности, констатации или одобрения. Он размышляет на темы по кардинальным аспектам: как обходилось человечество до создания ООН, в чем предназначение этой организации на этапе разлома истории, каковы ее перспективы? Интересны суждения о сценариях будущего. Первый: мир без ООН. Второй: мир с креативной по духу организацией наций. Упор делается на необходимости превращения ООН в более действенную мировую величину через усиление ее мандата и приближение к цели, зафиксированной в Уставе Организации — «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Опорой в выполнении высокой миссии, считает автор книги, служит «горизонталь», институты мирового гражданского общества: ассоциации содействия ООН, сообщества ученых, экспертов, неправительственные организации.
Автор книги признает уязвимость ООН, ее подверженность небеспочвенным атакам. Однако справедливо заключение, что в обозримом будущем ей не предвидится альтернативы. Ведь выбор невелик: мир сохранит и усилит роль этого Всемирного Хурала или приблизит свой финал. История предначертала Объединенным нациям миссию сохранения планетарной цивилизации — плода свершений и достижений человечества за тысячелетия существования. «После 1945 года ни одна страна, признанная ООН, не исчезла с карты мира!», — восклицает Юваль Ной Харари, который отмечает важность появления элиты мира — политиков, бизнесменов, интеллектуалов, деятелей культуры, элиты, «пацифистской по складу ума»[9, с.448; 8, с.314].
В книге приведены многочисленные метафоры, справедливые по сути. Но книга не является гимном ООН. В ней заключена тревожная мысль: не ослабевает ли роль «мыслящей головы человечества» на критическом этапе истории, не почивает ли она на лаврах достигнутого, не превращается ли во «всемирную говорильню»? Будущее человечества определено перспективами позитивного процесса превращения ООН в инструмент доминирующего алгоритма развития–трансформации человечества, переживающего разломный этап.
Особую роль в развитии межкультурного взаимодействия и сотрудничества играет ЮНЕСКО. Сохранение культурных ценностей и идентичностей, выявление потенциала взаимного культурного обогащения, поощрение культурного разнообразия — высокая миссия этого института ООН. Программным документом является Декларация принципов толерантности (генконференция ЮНЕСКО, 1955 г.). В своеобразную традицию превратилось начинание каждый год третьего тысячелетия обозначать миротворческим маркером: «Год культуры мира», «Год диалога цивилизаций», «Год культурного многообразия»... Эти темы в постоянной повестке международных форумов.
В укрупненном, стратегически оформленном варианте Декларация вошла в глобально-программные документы ООН («Цели развития тысячелетия на период с 2000 по 2015 гг.» и «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»). 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), принятые мировыми лидерами на Генеральной Ассамблее, задуманы как ориентир для национальных правительств, международных организаций, гражданского общества, предпринимательского сектора и каждого отдельного человека, разделяющего эти цели, в деле продвижения к международному миру, стабильности и процветанию. Корректируют свои задачи в соответствии с Целями и регионы России [10].
Роковое отставание социального познания и мышления, «непонимание этого факта, отсутствие всякой заботы об адекватном развитии социального разума» суть порок современной цивилизации [2, с.462]. Идеал возвышения человечества в процессе «переделки мира» историософ прошлого столетия Н.В.Устрялов характеризовал как духовный, гармоничный, целостный, ибо дилемма объединение или всеобщая катастрофа маячила уже век назад [5, с.197; 8, с.38]. Развивая эту мысль, Э.Р. Тагиров добавляет: сообщество людей поставлено перед необходимостью переформатирования мира с прицелом на укрепление нравственной пружины [8, с.342]. Модель мира новейшего исторического времени только складывается, справедливо отмечает он, добавляя: кредо будущего мира концентрируется в констатации необходимости укоренить в сознании людей базовой ценности идеи мира и сбережения человечества.
Исход, преодоление кризисной полосы, «катарсис» немыслим без мега-идеи объединения. Почти 75 лет флагманом в реализации идеи солидарности и «пропагандистом» философии единения является Организация Объединенных Наций. Трудно представить траекторию мира без этого «навигатора», и позитивный прогноз будущего несомненно связан с надеждами на «мыслящую голову человечества». Особая тональность книги Э.Тагирова в том, что автор размышляет о «горячих» вопросах, проявляя аккуратность, взвешенность в оценках. Думается, что книга войдет в число важных изданий, посвященных не только ООНовской проблематике, но и комплексу самых актуальных проблем современности, требующих неотложного осмысления и решения.


Литература
1. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. — М.: Наука, 1968. — 320 с.
2. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. — М.: ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2010. — 480 с.
3. Рикер П. История и истина / пер. с фр. И.С.Вдовина, А.И. Мачульской. — СПб.: Алтейя, 2002. — 400 с.
4. Розенштюк-Хюсси О. Язык рода человеческого. — СПб.: Унив.книга, 2000. — 608 с.
5. Романовский В.К. Устрялов Н.В.: размышления о тенденциях мирового развития в ХХ веке // Новая и новейшая история. — 2006. — № 3. — С.185–197.
6. Султанбеков Б.Ф. Мирсаид Султан-Галиев // Избранные труды. — Казань: Изд-во «Гасыр», 1998.
7. Тагиров Э.Р. Устойчивость Планеты — историческая надежда человечества. — Казань: ЗАО «АБАК», 2016. — 384 с.
8. Тагиров Э.Р. Вызовы «времени-кайрос»: миссия ООН. — Казань: Изд-во «Познание», 2019. — 360 с.
9. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. — М.: Синдбад, 2017. — 517 с.
10. Report 2018. Доклад. Регионы России и Цели устойчивого развития ООН. Вып.5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия