Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ерасова Е. А.
доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПОРТА - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рейтинг отдельных компаний, отраслей производства, отдельных стран в мировой экономике определяется уровнем их конкурентоспособности. Этот уровень в решающей мере зависит от того, насколько производимая данными компаниями, отраслями, странами продукция соответствует общепризнанным международным требованиям.

I

Проблема повышения конкурентоспособности на основе использования международных стандартов продукции и услуг является одной из центральных проблем современной экономики.
О практическом ее значении для национальной и мировой экономики можно судить по тому, что страны - члены Европейского союза с этой целью ежегодно выделяют на разработку современных стандартов около 7 млрд евро. (В Германии примерно одна треть ежегодного экономического роста еще в период с 1960 по 1990 г. была обеспечена за счет совершенствования стандартов). В рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), членом которой является и РФ, эффективное использование технического нетарифного регулирования, по ее оценке, увеличивает долю прибыли в ВВП в среднем на 0,26%1 .
Отставание России в этой области во многих случаях (по многим товарам) превратилось в серьезное препятствие для выхода ее продукции на мировые рынки.
В России фонд национальных стандартов насчитывает примерно 25 тыс. стандартов, но международным требованиям соответствует только около 37% из них2 . Поэтому совершенствование систем сертификации и стандартизации продукции и услуг стало стратегической задачей российской экономической реформы.
Систему международных стандартов характеризуют нормативные документы: общемировых неправительственных организаций: ISO, IEC, WTO, международных отраслевых организаций и др.; международных региональных организаций, которые также разрабатывают стандарты, например, для ЕС; отдельных государств, разрабатывающих национальные стандарты, технические регламенты, технические условия и пр. (российские ГОСТы, британские национальные стандарты BSI, немецкие стандарты DIN, французские стандарты NF, американские стандарты ANSI и т. д.).
Наиболее широкое признание в мире получили международные стандарты, разрабатываемые Международной организацией по стандартам, особенно стандарты ISO серии 9000 (опубликованные в 1994 г.), устанавливающие требования к качеству и ставшие основой управления качеством продукции примерно в 400 тыс. систем качества частных и государственных предприятий 150 стран. Вступившая в силу с 15 декабря 2000 г. новая их версия - ИСО 9000:2000 - сократила число стандартов и уточнила принципиальные требования к менеджменту качества.
К таким требованиям были отнесены:
- ориентация на потребителя, на его текущие и будущие запросы;
- принцип лидерства, предполагающий единство целей и руководства в фирме (организации);
- вовлечение всего персонала в работу по достижению целей фирмы (организации);
- системный подход к менеджменту для повышения эффективности управления;
- подход к принятию решений на основе фактов, предполагающий совершенствование анализа и системы информации;
- принцип постоянного улучшения деятельности;
- развитие отношений с поставщиками на основе взаимной выгоды;
- принцип "процессного подхода".
"Процессный подход" можно считать важнейшим изменением в ИСО 9000. Он предусматривает четкие позиции по отношению к "входу процесса" - организации закупок и обеспеченности ресурсами, к "выходу процесса" - качеству продукции (услуги), его соответствию запросам потребителя (заказчика), а также в отношении взаимодействия процессов в фирме (организации) для передачи информации о качестве, затратах, сроках поставки с одного процесса на другой и оценки результативности каждого из них3 .
Учитывалось и одно из самых острых современных противоречий - противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики: тот факт, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства.
Для разрешения этого противоречия внедряются международные экологические стандарты, в первую очередь стандарты ISO (ИСО) 14000. Стандарты этой серии ориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
В связи с обострением экологических проблем в мировом хозяйстве сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся мировой рынок экологически чистой продукции. Правда, международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критерии в отношении понятия "экологически чистая продукция". Тем не менее влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант ХХI в. Страны, имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболее конкурентоспособными. С этой целью созданы и Всемирная промышленная конференция по экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию, учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначально в состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливает повышенные экологические стандарты.
Существует уже довольно много многосторонних и двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологической безопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимается установлением соотношения между принципами и задачами торговой политики отдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающей среды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствия международным экологическим стандартам и использования безопасных производственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды.
В соответствии с требованиями ИСО и ВТО на базе вводимых "технических регламентов" может измениться и экологический рейтинг российской продукции. По крайней мере должно измениться отношение предпринимателей и ведомств к определению экологических издержек и отчетности по экологическим капиталовложениям и операционным затратам (в том числе на обработку отходов производства). В связи с этим особое внимание должно быть уделено совершенствованию системы экологической сертификации, увеличению числа национальных организаций, сертифицированных на соответствие международным экологическим стандартам ИСО-14001 и "Схеме экоменеджмента и аудита" (EMAS - Eco-Management and Audit Scheme EU). В России в 2003 г. таких организаций было всего 48 против почти 14 тыс. в Японии и свыше 4 тыс. в Германии4 .
В России необходимое соответствие продукции экологическим стандартам обеспечивается далеко не всегда. Это относится и к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобилям и многой другой продукции. Так, отечественные самолеты уже давно не удовлетворяют международным требованиям по шуму и загрязняющим выбросам, а автомобили по годовому выбросу вредных веществ в атмосферу примерно втрое опаснее американских, а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответствия, например, нормам Евро-3 не ранее 2008 г. (В Европе нормы Евро-3 были введены с октября 2000 г.)5

II

Систему международных технических и экологических стандартов, стимулирующую совершенствование управления качеством и повышение конкурентоспособности, дополняют система всеобщего менеджмента качества и системы качества, построенные на национальных (или региональных) премиях за качество.
Система всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) - это комплексная система, ориентированная на обеспечение высокого организационно-технического уровня производства, эффективность управленческих решений и системы планирования, повышение качества работы, непосредственно связанной с выпуском продукции, на контроль технологических процессов, своевременное выявление брака, минимизацию производственных затрат (обеспечении нулевых показателей дефектов, нулевых значений непроизводительных затрат и затрат, связанных с нарушением сроков, предусмотренных контрактами), а также на защиту интересов собственников. Эта система обеспечивает дальнейшее совершенствование качества продукции после получения сертификата ИСО.
Система TQM ориентирует и на перераспределение ответственности за обеспечение качества. Функциональное распределение ответственности, согласно которому, в частности, отделы контроля качества отвечают за качество, производственные звенья - за выпуск продукции и т.д., рассматривается как уже не отвечающее современным требованиям. При системе TQM каждый рабочий обязан следить и за тем, насколько качественно выполнены также предыдущие технологические операции. Персонализация ответственности позволяет избежать лишних затрат на повышение качества. Потери времени от устранения дефектов возмещаются отсутствием потребности в специальных производственных мощностях для переделки дефектных изделий.
Для России ТQM - это новая, но очень трудно реализуемая возможность обеспечить такой уровень управления предприятием, который позволил бы добиться более высокой степени удовлетворения запросов потребителей в условиях обостряющейся конкуренции. Для этого необходимо совершенствовать не только управление, но и менталитет работников, последовательно ориентироваться на новую для России философию бизнеса. Приходится учитывать, что у нас до сих пор выпуск некачественной продукции в общем объеме производства еще слишком велик. Из-за фальсификации продукции прямые убытки ведущих российских и иностранных производителей - владельцев товарных знаков в РФ в конце 90-х гг. превышали 1,5 млрд долл. США ежегодно6 .
Приходится учитывать и неадекватность культуры российского производства и менеджмента принципам, на которых основываются стандарты ИСО, поскольку в России менеджмент все еще репрессивен - ориентирован на поиск виновного среди персонала, а не на повышение ответственности системы управления и ее руководителей.
В связи с этим центральной задачей становится переход от менеджмента, основанного на "праве силы", к менеджменту, предусматривающему "силу правил", а также использование различных систем качества, соответствующих критериям национальных или региональных премий по качеству, которые в большей мере, чем ИСО 9000 и TQM, обращены к человеку и потому особенно важны для повышения качества и конкурентоспособности.
В России для реализации Концепции национальной политики в области качества создан Совет по присуждению премий Правительства в данной области. С 1997 г. начали проводиться конкурсы предприятий на соискание этих премий. Программа конкурса построена с учетом программы Европейской премии качества7 .
Большое значение для повышения качества продукции и услуг имеют конкурсы "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века", которые проводятся в период работы выставок "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества ХХI века" с целью выявления лучших товаров, услуг и технологий. Основанием для присуждения товарам и услугам знаков (бронзового, серебряного, золотого, платинового) являются официальные заключения отраслевых экспертных комиссий. Экспертизе подвергаются потребительские свойства продукции, определяющие ее конкурентоспособность. Критериями оценки является соответствие продукции показателям качества в государственных стандартах и другой нормативно-технической документации, подтверждаемое результатами экспертизы представленных документов и, при необходимости, испытаний образца.
Широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах их продвижения на внутренний и международные рынки предусматривает Всероссийский конкурс "100 лучших товаров России", в рамках которого учитываются следующие требования к продукции:
- уровень потребительских свойств продукции в сравнении с отечественными и зарубежными ее аналогами, представленными на потребительском рынке России, эстетические характеристики, дизайн, точность отображения российской и региональной специфики в образе товара, уровень предоставляемых услуг;
- отсутствие (или наличие) экспертно подтвержденных претензий к качеству со стороны потребителей, закупающих организаций и представителей органов государственного контроля и надзора в регионе, в том числе по показателям безопасности, установленным значениям срока службы, надежности и т. д.;
- стабильность качества продукции в процессе ее производства за счет освоения современных методов управления качеством;
- уровень безопасности товаров для жизни и здоровья потребителей и их влияние на окружающую среду;
- наличие положительных отзывов со стороны потребителей и закупающих организаций;
- использование отечественного, в том числе местного, сырья, комплектующих и материалов и решение задач по материало- и энергосбережению;
- динамика географии продаж;
- цены в сравнении с ценами на аналогичную продукцию;
- доступность продукции потребителю.
Лауреатом конкурса "100 лучших товаров России" экспертами была признана, в частности, технология переработки нефтесодержащих отходов ОАО "ЭКО Феникс", позволяющая получить топливный экологический композит, используемый в качестве вторичного топлива для котельных или добавки к судовым топливам. Ее значение определяется тем, что это не только технология очистки, но фактически неисчерпаемый и практически неиспользуемый источник вторичного сырья. "ЭКО Феникс Холдинг" в значительной степени уже обеспечивает стабильное экологическое состояние акватории реки Невы и морских портов Санкт-Петербурга, собирая и утилизируя более 50% нефтесодержащих вод. Переработка производится на очистном комплексе "Север" с применением передовых безотходных технологий. В марте 2002 г. ОАО "ЭКО Феникс Холдинг" было награждено медалью Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря (HELCOM).
Союз экспортеров российского продовольствия, организуя выставки инвестиционных проектов в сфере экспортоориентированного производства продовольствия ("Продэксинвест"), повышает инвестиционную привлекательность экспортоориентированных производств АПК.
Особую роль в повышении качества и конкурентоспособности играют формирование единой системы аккредитаций органов по сертификации продукции и услуг, отказ от практики функционирования множества систем сертификации, повышение значимости сертификатов, получаемых от признанных в мире сертификационных организаций8 .
Соответствующий подход к сертификации привел к тому, что ГАЗ, КамАЗ, АО "Норильский никель", ЛОМО и ряд других компаний внедрили международные стандарты, несмотря на то что стоимость подготовки к аудиту, включая освидетельствование компании-претендента независимой аудиторской фирмой, уполномоченной выдавать сертификат ИСО серии 9000, составляет в среднем 60 тыс. долл.
Организации и предприятия России участвуют в работе Международной ассоциации качества. В эту работу вовлечены аккредитованные испытательные лаборатории и центры, органы сертификации и органы сертификации систем качества.
В системе сертификации Госстандарта России в 2004 г. насчитывалось уже более 900 сертификационных органов и около 2 тыс. испытательных лабораторий. Однако главной проблемой и задачей до сих пор остается определение путей совершенствования правового, программно-организационного, нормативно-методического, инструментально-технологического обеспечения сертификации. Без этого невозможно достижение современных параметров конкурентоспособности, инициирование разработки региональных программ, предусматривающих повышение качества, импортозамещение, меры по региональной поддержке тех предприятий, которые оказывают решающее влияние на развитие регионов и на решение их социально-экономических проблем.
Это задача нынешнего Ростехрегулирования9 , парламентских структур, подготавливающих законодательные и иные нормативные акты по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и сертификации, всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за качеством.

III

Особые задачи приходится решать для повышения конкурентоспособности отдельных отраслей экономики и "национальной" (страновой) конкурентоспособности на основе разработки соответствующих программ и совершенствования национального законодательства.
Отраслевая конкурентоспособность характеризуется степенью участия отрасли в международной производственной специализации и кооперации; отвечающим мировым стандартам уровнем качества продукции (услуг); состоянием отраслевой инфраструктуры; уровнем производительности труда и квалификации работников; стратегией инновационной деятельности; размерами и динамикой экспорта и иностранного инвестирования.
Сырьевая ориентация российской экономики при постоянном дефиците капитала внутри страны и недостаточно развитой системе кредитно-финансовых учреждений привела к аккумуляции инвестиционных ресурсов в компаниях отраслей, где производственные цепочки либо вообще не разрушались, либо были настолько просты, что их удалось сравнительно быстро восстановить. Предприятия остальных отраслей практически не обновляли основные производственные фонды и не развивали технологии в течение десяти и более лет. Отсюда и резкое снижение конкурентоспособности продукции предприятий большинства отраслей обрабатывающей промышленности в сравнении с зарубежными.
Другой причиной снижения конкурентоспособности стал кадровый голод, особенно на высший управленческий персонал. Богатые сырьевые компании имели достаточный финансовый и мотивационный ресурс для привлечения грамотных управленцев, тогда как менеджмент машиностроительных компаний менялся медленно и в большинстве своем остался малоэффективным. Машиностроительная компания с гибким менеджментом - исключение, тогда как для крупных нефтяных и металлургических корпораций - это правило. В результате разрыв в конкурентоспособности обрабатывающих и добывающих компаний продолжает увеличиваться.
Оценка ситуации, существующей в российской экономике, позволяет отнести к стратегическим задачам повышения конкурентоспособности на отраслевом уровне следующие задачи:
- "догоняющую" и "опережающую" техническую и технологическую модернизацию ряда производств, обладающих достаточно высоким конкурентным потенциалом;
- ускорение вступления в ВТО для более последовательной переориентации производства товаров и услуг на международно признанные стандарты (что требует и дифференцированного переходного периода для отдельных производств и отраслей);
- разработку и реализацию промышленной политики, которая предусматривала бы обоснованное определение приоритетов финансирования отдельных производств и отраслей, в том числе путем привлечения иностранного капитала;
- разработку и реализацию политики нового протекционизма для защиты внутреннего рынка от неоправданного импорта, стимулирования экспорта ряда товаров, перспективных по параметрам конкурентоспособности (за счет развития системы субсидий, кредитования, государственных закупок, гарантий, изменения тарифного и нетарифного регулирования экспортных и импортных операций);
- совершенствование системы ценообразования и оплаты труда с учетом международных тенденций, обусловленных развитием информационного производства, изменениями в производстве и потреблении энергетических и сырьевых ресурсов и другими изменениями.
По мнению экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности их продукции на мировом рынке можно разделить на четыре категории:
- очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия;
- сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимия, лесная, оборонная промышленность;
- посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная промышленность, судостроение (гражданское);
- слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная промышленность.
Пока повышенным спросом на отдельных сегментах мирового рынка пользуется продукция российской черной и цветной металлургии (прокат черных металлов, алюминий, никель, медь и т.д.), химической промышленности, деревообработки и некоторых других отраслей, но прежде всего газодобывающей и нефтедобывающей промышленности. Топливно-энергетический комплекс составляет основу российского экспорта, на его долю приходится более 55% стоимости экспорта России10 . Россия удовлетворяет, в частности, потребности Германии в нефти и газе более чем на 30%, покрывает двукратное увеличение потребностей в газе Польши, Венгрии и некоторых других европейских стран. Одним из основных ее экспортных товаров является сырая нефть.
Вместе с тем повышение эффективности экспорта продукции ТЭК связано с получением возможности поставлять ее непосредственно на рынок страны-потребителя, минуя территории третьих стран, увеличением инвестиций со стороны российских нефтяных компаний и иностранных инвесторов, снижением железнодорожных тарифов, составляющих заметную часть экспортной цены.
К основным направлениями повышения конкурентоспособности нефтегазового комплекса России можно отнести разработку и реализацию программ, предусматривающих:
- модернизацию производственных мощностей на основе общего повышения инвестиционной привлекательности комплекса;
- внедрение новой и новейшей техники на нефтяных и газовых месторождениях;
- содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций;
- разработку и освоение новых газовых месторождений (полуостров Ямал, Назым-Пуртазовский регион, Штокмановское месторождение, Баренцево и Карское моря), нефтяных месторождений (Тимано-Печорский бассейн, Восточная Сибирь, Республика Саха), увеличение добычи нефти на шельфе морей;
- расширение сырьевой базы нефтегазодобывающего комплекса;
- ужесточение требований к энергосбережению;
- стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
- диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов;
- формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии;
- участие российских акционерных обществ и компаний в международных проектах транспортировки энергоресурсов;
- переориентацию использования энергоресурсов с топливных на сырьевые цели.
В число задач программы "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" входят оптимизация потребления топлива и энергии в стране, перевод производства на энергосберегающие технологии.
При богатых природных топливно-энергетических ресурсах Россия до сих пор не имеет современного конкурентного энергетического рынка. Отсутствуют и такие производственные структуры ТЭК, которые гарантировали бы стране полную энергетическую безопасность.
И в отраслях ТЭК, и в других отраслях промышленности целесообразно в связи с этим создание мощных вертикально-интегрированных и диверсифицированных структур, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, небольшого количества интегрированных промышленно-финансовых компаний, управляющих деятельностью собственных и сопряженных предприятий и организаций на основе владения значительными пакетами акций, договоров коммерческого партнерства и кредитных договоров. В большинстве подотраслей металлургии, например, в условиях глобализации во многих странах активно формируются крупные интегрированные холдинговые группы.
Что касается конкурентоспособности экономики страны, или национальной конкурентоспособности, то она определяется социально-экономическими характеристиками, выходящими далеко за пределы технико-экономических показателей продукции отдельных фирм и отраслей, хотя ее оценка во многом и базируется на них. Например, в докладе президентской комиссии США по проблемам промышленной конкурентоспособности (1985 г.) она характеризуется возможностями страны при свободных и справедливых условиях рынка производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, увеличивая при этом доходы своих граждан.
В целом ее можно определить как способность страны использовать национальный экономический, социальный, культурный потенциал для обеспечения технологической и структурной модернизации производства, устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни своего населения.
Понятие "конкурентоспособность страны" ввел в научный оборот один из основоположников теории конкурентоспособности Майкл Портер, подчеркивавший, что "единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, - это продуктивность использования ресурсов" и, соответственно, делавший вывод, что конкурентные преимущества страны на международном рынке характеризуются "национальным ромбом" - внутренними факторами, необходимыми для успешной конкуренции, а именно:
- условиями спроса на внутреннем рынке на продукцию и услуги;
- наличием или отсутствием в стране поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
- характером конкуренции на внутреннем рынке;
- стратегией государства в сфере экономики.
Дополняя характеристику М. Портера, можно утверждать, что основными факторами, определяющими и национальную конкурентоспособность, в современных условиях являются:
- характер национальной экономики, которая уже не может быть закрытой (ориентированной на использование только внутренних ресурсов), должна быть открытой (ориентированной на широкие международные экономические связи);
- активное государственное регулирование экономики, предусматривающее и развитие импортозамещающего производства, и политику умеренного протекционизма, и осуществление внешнеэкономической экспансии;
- состояние национального законодательства, необходимого для общего правового обеспечения развития конкурентоспособных производств;
- степень развития корпоративных структур, в том числе финансово-промышленных групп и ТНК;
- состояние техники и технологии производства в экспортных отраслях;
- валютный курс и уровень процентных ставок;
- характер налоговой и промышленной политики;
- состояние трудовых ресурсов, в том числе уровень квалификации работников;
- уровень социальной стабильности;
- состояние национальной инфраструктуры, в том числе информационной;
- возможности создания и распространения нововведений.
Конкурентоспособность национальной экономики (и чем далее, тем больше) начинает зависеть от уровня использования в стране информационных технологий и возможностей создания информационного производства. Развитие интернет-экономики предполагает использование новых конкурентных преимуществ, связанных с созданием и расширением глобального интернет-рынка (на котором США, по некоторым оценкам, уже реализуют примерно одну треть промышленной продукции).
Для повышения национальной конкурентоспособности необходимо и принятие комплексных целевых программ развития экспорта. Такие целевые программы приняты и успешно претворяются в жизнь во всех развитых странах. Например, в начале 90-х гг. в США приступили к реализации программ "Инициатива стратегических партнерств" (для ускорения внедрения результатов НИОКР), "Новая технологическая инициатива" (технологическое обучение и консультирование фирм) и "Национальная экспортная инициатива" (содействие развитию экспорта). Аналогичные программы, направленные на повышение конкурентоспособности, приняты в Евросоюзе.
Стратегическое значение при этом приобретают инициативы, идущие от бизнеса и предусматривающие:
- стимулирование производственной кооперации, в том числе международной;
- уменьшение налогооблагаемой базы экспортера на сумму расходов, связанных с рекламной деятельностью по продвижению товаров на экспорт;
- снижение размера государственной пошлины при рассмотрении в арбитражных судах исков, связанных с производством и последующим экспортом товаров и услуг;
- стимулирование использования промышленного оборудования для производства экспортной продукции путем снижения ставки налога на имущество либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей;
- развитие рыночного позиционирования тех секторов и производств, в которых страна уже имеет конкурентные преимущества перед другими странами и реальные перспективы для дальнейшего использования этих преимуществ, и т. д.
Для совершенствования правовой базы программирования экспортной деятельности и повышения конкурентоспособности экономики России особое значение имеет реализация Федерального закона "О техническом регулировании", который вступил в силу с 1 июля 2003 г. и принципиально изменяет сложившуюся практику разработки и использования стандартов качества, технических стандартов и процедуры сертификации.
Федеральный закон "О техническом регулировании" ориентирует на решение следующих задач:
- устранение чрезмерного ведомственного нормирования и контроля, препятствующего развитию предпринимательской деятельности и рыночной конкуренции;
- снятие административных преград для технического прогресса и технологической модернизации предприятий - преград, до сих пор приводивших к ориентации на устаревшие обязательные стандарты (ГОСТы);
- содействие активному вовлечению предпринимателей в разработку стандартов и норм, отвечающих требованиям общепризнанных международных стандартов качества и безопасности.
Закон установил, что "технический регламент" - это главный нормативный документ, определяющий обязательные требования к продукции, услугам, работам. Он принимается федеральным законом, постановлением правительства, указом Президента РФ или в рамках межгосударственных договоров и соглашений. Ведомства (министерства) могут разрабатывать в этой сфере лишь рекомендации, а представители бизнеса получают реальную возможность участвовать в разработке технических регламентов.
Предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. В 2010 г. к моменту завершения реформы планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% сертифицироваться по-прежнему11 .
Принятая Правительством РФ программа разработки технических регламентов - начало масштабной реализации закона о техническом регулировании. Реформу технического регулирования предстоит осуществлять в рамках конкурентной промышленной политики, что потребует создания новой отрасли законодательства по техническому регулированию и стандартизации. В настоящее время в программе - только те технические регламенты, которые необходимо разработать в первоочередном порядке. Первоначально в связи с этим будут действовать и нормы, которые соответствуют положениям Закона "О техническом регулировании", и нормы, которые существовали до его принятия (в ГОСТах и других национальных стандартах).
Разрабатываются более 50 различных технических регламентов по линии исполнительной власти и в виде инициативных разработок. Пока соответствующая программа имеется только у правительства. У инициативных разработчиков программы нет. Правительство нуждается в информации о таких разработках. Поэтому принято решение о создании Национальной программы по техническим регламентам, поскольку реформа технического регулирования может дать необходимый экономический и социальный эффект только при активном взаимодействии власти и бизнеса.
Ряд технических регламентов в результате совместных усилий власти и бизнеса уже подготовлен (например, по безопасности парфюмерно-косметической продукции, молока и продуктов его переработки).
Условиями для развития такого взаимодействия являются активные действия объединений промышленников и предпринимателей, направленные на организацию совместных акций по совершенствованию систем стандартизации и сертификации и оценок соответствия продукции и услуг международным стандартам.
Подтверждение соответствия должно быть однократным, чтобы субъект экономической деятельности не тратил для этого средства дважды. С этой целью на сайте Минпромэнерго РФ (http://www.mte.gov.ru) введен специальный раздел, посвященный техническому регулированию, и публикуется соответствующая информация Минпромэнерго - министерства, осуществляющего функции органа по техническому регулированию.
К 2011 г. все нормативные и правовые ведомственные акты, почти все обязательные требования государственных стандартов утратят законную силу. Обязательная сертификация будет применяться в основном тогда, когда придется использовать международные системы сертификации, например систему сертификации автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН или международную систему МЭК для подтверждения результатов испытания и сертификации электрооборудования. Перечень продукции, попадающей под обязательную сертификацию, уже сокращен на 30%. Формируется новая структура Ростехрегулирования - головного федерального органа исполнительной власти, занимающегося подготовкой к присоединению страны к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле. Реализуется Программа мер по обеспечению выполнения требований этого соглашения и Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер, предусматривающих совершенствование законодательства в области стандартов, правил сертификации, оценок соответствия экспортной продукции международным стандартам. Все большее значение приобретает сотрудничество с международными организациями, занимающимися проблемами стандартизации и сертификации. Созданы шесть экспертных советов и некоммерческая организация "Росиспытание". Сфера декларирования, в том числе для координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, расширяется12 .
Приоритетная поддержка товаров и услуг высокотехнологичных отраслей, имеющих высокую добавленную стоимость и позволяющих создавать рабочие места для высококвалифицированной рабочей силы, продвижение и продажа этой продукции на международных рынках должны стать важнейшей стратегической задачей развития и российской экономики. Инновационный потенциал, в частности ее ОПК и космической промышленности, позволяет разрабатывать соответствующие программы и рассчитывать на их выполнение при условии реализации стратегии, при которой убираются барьеры на пути внешней торговли, повышается уровень открытости экономики, создаются механизмы содействия экспорту, формируются современные системы стандартизации и сертификации продукции и услуг.


1 www.quality.eup.ru
2 Пугачев С. Стандартизация в рамках реформы технического регулирования // Стандарты и качество. 2004. N 10. С. 8.
3 Стандарты и качество. 2000. N 10. С. 55.
4 www.14000.ru/does/standards.php
5 Стандарты и качество. 2002. N 6. С. 29.
6 Стандарты и качество. 2001. N 1. С. 8.
7 Победа в конкурсе повышает имидж предприятий и содействует коммерческому успеху. Так, в Европе у предприятий, лишь заявивших об участии в конкурсе, объем продаж возрастает на 10%.
8 Нефть и капитал. 1999. N 1. С. 61.
9 Ростехрегулирование - Федеральное агентство по стандартизации и метрологии (бывший Госстандарт РФ) - полноправный член различных комитетов ИСО. Представители нашей страны (СССР и РФ) дважды избирались президентами ИСО.
10 Каульбарс А. Экспортный потенциал отечественной промышленности // Экономика России: ХХI век. 2004. N 17.
11 www.zr.press.ru
12 www.medexpert.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия