Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ноговицын Р. Р.
заведующий кафедрой экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор

Ефимов Н. К.
старший преподаватель кафедры электроснабжения Инженерно-технического факультета
Физико-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)


Проблемы и перспективы электроэнергетики арктических регионов России
Высшее руководство России уделяет большое внимание вопросу развития Арктики, о чем свидетельствует то, что 26 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче Министерству России по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) функций по развитию Арктики, а также о переименовании его в Министер­ство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Электроэнергетика это «костюм» экономики, размеры «костюма» должны соответствовать размеру экономики, иначе она может стать сдерживающим развитие фактором. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы Арктической электроэнергетики России на примере АО «Сахаэнерго» Республики Саха (Якутия)
Ключевые слова: Арктика, Крайний Север, электроэнергетика, АО «Сахаэнерго», дизель-генераторные станции, реформа
УДК 332.146.2; ББК 65.054   Стр: 115 - 116

АО «Сахаэнерго» — дочернее Общество ПАО «Якутскэнерго», обеспечивающее электроэнергией районы Крайнего севера и Арктики на территории Республики Саха (Якутия).
Общество было создано в 2000 году. Является 100-процентным дочерним предприятием ПАО «Якутскэнерго». АО «Сахаэнерго» обеспечивает бесперебойным теплом и электроэнергией жителей 23 районов республики — территорию в 2,4 млн кв. км (это 2/3 территории республики) с населением 105 тыс. человек.
В состав предприятия входят 143 электрические станции, в том числе 136 дизельных, 3 газопоршневых, 4 газомикротурбинных, 17 солнечных электростанций, ветроэлектрическая установка, 4 котельные и теплоэлектроцентраль. Общая установленная мощность энергообъектов составляет 199,9 МВт электрической и 92,4 Гкал/час тепловой энергии. Протяженность линий электропередачи, обслуживаемых АО «Сахаэнерго», составляет 2072 километра, количество трансформаторных подстанций насчитывает 827 единиц [1].
За последние годы ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ПАО «ФСК ЕЭС» и государством были приложены большие усилия и финансовые средства для создания рыночных условий в отрасли электроэнергетики Республики Саха (Якутия).
Были возведены крупные электроэнергетические объекты, такие как ВЛ-220 кВ «Нерюнгри — Томмот — Майя», ВЛ-220 кВ «Алдан — Олекминск», ВЛ-220 кВ «Сунтар — Олекминск», ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар», ВЛ-220 кВ «Чернышевск — Мирный — Ленск — Пеледуй», ВЛ-110 (220) кВ «Пеледуй — Витим», ВЛ-110 (220) кВ «Табага — Майя», направленные для объединения с ЕНЭС России [2]. Таким образом, готовы к объединению с ЕНЭС России Центральный и Западный энергорайоны Республики Саха (Якутия). В таком раскладе, Южный, Центральный, Западный, ранее не имеющие между собой технологической связи энергосистемы будут объединены и станут частью ЕНЭС России.
По сценарию реформирования всей энергосистемы России к этим энергорайонам будет применен механизм рыночных отношений. Министерством энергетики России еще 1 июля 2016 года было приказано введение в действие системного оператора на территории Республики Саха (Якутия). В то же время, не решенным остается Северный энергорайон (АО «Сахаэнерго»), состоящий из многочисленных дизельных электростанций локального (автономного) действия на территории Арктики и Крайнего севера Республики Саха (Якутия).
В настоящее время содержание Северного энергорайона субсидируется за счет Южного, Центрального и Западного энергорайонов путем формирования единого котлового тарифа по всей республике (ПАО «Якутскэнерго»).
Данная практика сохранилась с советского времени и продолжается сейчас, что идет в разрез с Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. Отрицательной стороной данной практики является торможение развития электроэнергетической отрасли Республики Саха (Якутия), которое резко сокращает инвестиционные программы в пределах жесткой рамки тарифного регулирования. Вывод АО «Сахаэнерго» на самоокупаемость, с отдельным тарифом, для ПАО «Якутскэнерго» является основной задачей в ближайшее время. При этом предприятия энергосистемы республики могли бы ежегодно инвестировать до 7 млрд рублей на восстановление изношенных энергоактивов, которые высвободятся от содержания дизель-генераторных электростанций.
Проводимая Правительством Республики Саха (Якутия) политика снижения себестоимости выработки электрической энергии АО «Сахаэнерго» рассматривалась Правительством РФ как первоочередная задача. Президентом страны В.В. Путиным были подписаны ряд поручений по разработке Программы оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия). Однако, из-за капиталоемкости проектов программы и отсут­ствия источников финансирования ее реализация не начата.
Проведенный анализ существующего состояния отрасли и ряда научных работ в целом по северным территориям страны показал, что рассматриваемые проблемы и пути их решения идентичны с проблемами локальных энергетических систем других северных регионов Сибири и Дальнего Востока.
По заключениям ряда научных сообществ, существующая на территории Севера и Арктики России локальная энергетика на базе дизель-генераторных электрических станций в ближайшие пятьдесят лет альтернативы не имеет, природно-климатические условия ограничивают, а порой исключают, применение возобновляемых источников энергии.
Основным фактором экономически обоснованного внедрения возобновляемых источников энергии является недостаточность подтвержденных научных исследований по многолетнему мониторингу природно-климатических условий северных и арктических территорий. Немаловажно отметить высокую стоимость оборудования и ограниченность рынка его поставщиков для промышленного производства «зеленой» электроэнергии малой и средней мощности, что сводит на нет показатели эффективности проектов.
Высшее руководство России уделяет большое внимание вопросу развития Арктики, о чем свидетельствует подписание Президентом России В.В. Путиным 26 февраля 2019 года указа о передаче Министерству России по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) функций по развитию Арктики, а также о переименовании его в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики [3].
Для освоения Северных и Арктических территорий страны необходимо создать экономически обоснованную и надежную инфраструктуру. Реформы, проводимые в отрасли электроэнергетики с целью создания рыночных отношений не в силах решить проблемы локальной генерации без государственной поддержки.
В настоящее время каждый субъект самостоятельно пытается решить проблемы локальной энергетики путем получения субсидий из федерального бюджета. На первый план вышла проблема перекрестного субсидирования отрасли. Пути решения вопроса ликвидации перекрёстного субсидирования, предложенные органами власти на местах подчеркивают их абсолютную ограниченность, а предлагаемые решения не что иное, как затыкание собственных «дыр» за счет Федерального финансирования. В современных условиях энергетическая и машиностроительная отрасль не имеют технологий, которые могли бы существенно снизить показатели расхода топлива на выработку единицы мощности электроэнергии. Соответственно снижения затрат при указанных условиях не намечается.
Считаем, что такой подход к возмещению понесенных затрат, не эффективен, загоняет отрасль в жесткие рамки финансирования отрасли по остаточному принципу и приведет к деградации отрасли.
Следует отметить, что глубоких научных проработок, касающихся развития локальной энергетики в России, единицы. Изучив и проведя анализ данных ряда научных исследований, мы убедились, что будущее изолированных энергокомпаний в их объединении.
В децентрализованных зонах электроснабжения России функционирует более пяти тысяч единиц дизель-генераторных установок, которые вырабатывают 1,8 млрд кВт.ч. в год, при этом они потребляют в год дизельного топлива около 1,2 млн т. Их стоимость, по укрупненной оценке, до 80 млрд руб. Ни в одной стране мира нет такого количества ДЭС, сколько в 6 регионах Дальневосточного федерального округа, где имеется около 500 дизель-генераторных электростанций с парком дизель-генераторных установок более 1500 единиц.
Арктические ресурсы, как ресурс развития, ценны не только для российской экономики и привлекают к себе не только российских бизнесменов. Ведущие политики США уже неоднократно высказывались о том, что Сибирь (в западном политическом смысле соответствует Северу в широком российском понимании) — слишком большое богатство, и оно не должно принадлежать одной России. Военные же всегда предупреждали, что невозможно эффективно защищать неосвоенные и необжитые территории. Арктическая экономика, арктические системы жизнеобеспечения особенно уязвимы с позиций рентабельности и нормы прибыли. Условия хозяйствования в Норильске и Краснодаре сильно отличаются, а отсутствие дифференциации порождает дискриминацию. Арктика — наша кладовая и, одновременно, один из самых уязвимых макрорегионов страны [4].
Предлагается создать единую федеральную компанию по управлению локальной энергетикой России, ориентированной на эксплуатацию дизельной генерации и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), также необходимо рассмотреть объединение с тепловой генерацией, так как в большинстве регионов электрическая и тепловая энергетика, имея единую транспортную логистику и входные базы, функционирует по отдельности, что увеличивает накладные расходы. Это создаст возможность применения единой технической и государственной политики в развитии энергетики регионов.
До настоящего времени завода, специализирующегося на разработке и производстве дизель-генераторов, как основного источника генерации электроэнергии в промышленных масштабах, в нашей стране нет. Имеется необходимость разработки генераторных установок нового поколения, с наибольшим КПД. Дизель-генераторы, создаваемые мировыми производителями, основаны на дизелях для судовых приводов. Специальных разработок для электрических станций не существует.
В разрезе законодательных инициатив по импортозамещению, возможно рассмотреть развитие крупного отечественного производителя дизель-генераторных установок. Например, завод ОАО «РуМо» в г. Нижний Новгород, материально-техническая и научная база которого позволяет создавать модульные электростанции и крупные дизель-генераторные станции, работающие на различных видах нефтяного топлива.
Для реализации намеченных мероприятий необходимо разработать федеральную государственную программу развития Арктической энергетики России, в основу которой может быть положено технико-экономическое обоснование создания единой системы управления децентрализованной энергетикой Арктики России.


Литература
1. Годовой отчет на 2018 год АО «Сахаэнерго». http://sakhaenergo.ru
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2018 г. № 2515 «О схеме и программе развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2018–2022 годы».
3. Указ Президента РФ от 26 февраля 2019 г. № 78 «О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации”.
4. Жуков М.А., Крайнов В.Н. Проблемы нормативного правового закрепления Арктической зоны Российской Федерации // Электронный Интернет журнал «Новый Дальний Восток». Ежемесячное приложение к электронному журналу «Вестник ДФО».
5. Ноговицын Р.Р., Филиппова Ю.А. Арктическая стратегия как основа для долгосрочного развития // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 1(69). — С 130–133.
6. Ефремов Э.И., Топливно-энергетическая база формирования регионального энергетического кластера в Республике Саха (Якутия) // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — С 33–40.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия