Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Эмиров Н. Д.
профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
профессор кафедры антимонопольного и тарифного регулирования
Чеченского государственного университета,
доктор экономических наук

Сайдулаев Д. Д.
зав. кафедрой налогов и налогообложения
Чеченского государственного университета (г. Грозный),
кандидат экономических наук, доцент


Роль налоговой политики в развитии экономики региона
В статье дано определение налоговой системы государства и его налоговой политики. Дана характеристика налоговой системы Чеченской республики и рассмотрено её стимулирующее воздействие на перспективные направления развития. Анализируется динамика структуры налоговых поступлений в бюджет, его доходов и расходов за ряд лет. Рассмотрены документы, определяющие пути развития и применения налоговой политики Чеченской республики до 2022 года
Ключевые слова: Чеченская республика, налоговая политика, налоговая система, региональный бюджет, доходы и расходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, дефицит бюджета, налоговые ставки
УДК 336.1; ББК 65.9(2Рос)-05   Стр: 117 - 121

Налоговая система государства основана на определенных принципах, регулируется нормами права и требованиями общественных отношений, её деятельность направлена на установление и взимание налогов и сборов. Налоговая система России построена с учетом ее государственно-территориального устройства. Россия, по Конституции, является федеративным государством, соответственно и налоговая система России имеет трехуровную систему:
— первый уровень — федеральные налоги и сборы;
— второй уровень — региональные налоги;
— третий уровень — местные налоги и сборы.
Структура налоговой системы Российской Федерации представлена на рисунке 1.
Налоговая система РФ — представляет собой целый комплекс налогов и сборов, применяемых в Российской Федерации, а также совокупность государственных органов, осуществляющих администрирование налогов и сборов и их плательщиков.
Рис. 1. Структура налоговой система Российской Федерации
Налоговая система не может функционировать без налоговой политики. Под налоговой политикой, на наш взгляд, понимается комплекс управленческих, экономических и правовых мероприятий по организации налоговой системы государства, в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп населения, а также развития экономики страны за счет перераспределения с помощью налогов валового внутреннего продукта и части национального богатства.
По сути, налоговая политика представляет собой комплекс правовых норм и организационных мероприятий, которые регулируют налоговые отношения с налогоплательщиками.
Налоговая политика, в свою очередь, является составной частью финансовой политики государства или региона. При реализации концепции экономического развития, государственная налоговая политика всегда находится в иерархической подчиненности к финансовой и бюджетной политике, поскольку налоговая политика является частью финансовой политики, призванной обеспечить доходами бюджеты всех уровней (т.е. реализует фискальную функцию налогов). С другой стороны, налоговая политика призвана обеспечить регулирующую роль в экономике, и тесно взаимосвязана со всеми направлениями социально-экономического развития страны — внешнеэкономической, инвестиционной, валютной, кредитной и другими видами государственной экономической политики страны. Реализуется же налоговая политика в соответствии с организационными, экономическими и правовыми принципами.
Таким образом, цели налоговой политики государства заключаются в:
— обеспечении полноценного формирования доходов бюджета;
— содействии постоянному развитию территории, приоритетных отраслей экономики, поощрению необходимых видов деятельности и т.п.;
— обеспечении социальной справедливости.
К сожалению, констатируем, что в России упор при разработке и реализации налоговой политики на всех уровнях власти делается не на регулирующую (экономическую) функцию налогов, а на фискальную функцию — на максимально возможный в краткосрочной перспективе рост налоговых поступлений в бюджет. Поэтому некоторые регионы России для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения делового климата предлагают в рамках своих полномочий определенные налоговые послабления.
Налоговая политика России также, как и налоговая система, формируется и функционирует на соответствующих уровнях: федеральном, региональном и местном. На региональном уровне субъекты Российской Федерации, могут в пределах своих полномочий осуществлять налоговую политику: регулировать налоги, путем определения льгот, изменения ставок и т.д.
Налоговая политика государства связана с принятием, как тактических, так и стратегических решений. Эти решения могут быть связаны с совершенствованием налогового администрирования и не затрагивать фундаментальных изменений налоговой системы как таковой.
Например, льготы предоставляемые государством налогоплательщикам условно можно разделить на:
— льготы экономического характера (налоговые вычеты по НДС, инвестиционный налоговый кредит и т.п.);
— льготы социального характера (предоставляемые конкретным гражданам в виде установления перечня необлагаемых налогом доходов, налоговые вычеты по НДФЛ предоставляемых налогоплательщикам в форме необлагаемого налогом минимума, возврата излишне уплаченных налогов с социально-значимых расходов населения и т.п.);
— льготы общественного характера (в форме предоставляемых налогоплательщикам освобождений и льгот реализующим общественно значимых услуг населению — образование, здравоохранение, культура и т.п.).
Полномочия региональных органов государственной власти в реализации налоговой политики заключаются в управлении различными элементами региональных налогов (ставки, льготы, налоговый период) участниками налоговых правоотношений, т.е. региональным налоговым законодательством.
Важную роль в региональной налоговой политике играют также такие методы налоговой политики, как налоговое администрирование (управление), так и налоговый контроль (реализация государственного принуждения по обеспечению уплаты налогов и сборов).
Всего в России применяется 14 налогов: восемь федеральных, три региональных и три местных. Обособленно выделяется система страховых взносов (в ПФР, ФСС и ФОМС) (рис.2).
Рис. 2. Система налогов и сборов Российской Федерации
Федеральные налоги распространяют своё действие на всю территорию России, для них установлены одинаковые налоговые ставки, одинаковые правила расчета уплаты, одинаковые льготы, предусмотренные, регулируемые и контролируемые Налоговым кодексом.
Региональным налогам в НК РФ посвящен раздел IX Налогового кодекса. Власти субъектов Российской Федерации могут применять и изменять условия налогообложения в пределах, установленных Налоговым кодексом. Можно выделить две стадии региональной налоговой политики:
1. Формирование региональной налоговой политики.
2. Реализация региональной налоговой политики.
На стадии формирования региональной налоговой политики происходит: определение целей и задач в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона; разрабатывается региональное налоговое законодательство; рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона.
На стадии реализации региональной налоговой политики происходит: обеспечение поступлений налогов и сборов; апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства; обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику.
В ходе реализации региональной налоговой политики корректируется налоговая система региона, совершенствуются механизмы управления ею.
Однако и по федеральным налогам существуют возможности региональных властей ввести налоговые льготы. Льготная ставка налога на прибыль может вводиться законодательными актами регионов, как установление минимального значения налога, перечисляемого в региональный бюджет (не ниже отметки 12,5%) (ст.284 НК РФ).
Так, Чеченская республика своим Законом «Об инвестициях и гарантиях инвесторам» от 10 июля 2006 года №16-РЗ предусматривает установление налоговой льготы по налогу на прибыль субъектам инвестиционной деятельности. Субъекты должны осуществлять такую деятельность, во-первых, в приоритетных отраслях экономики, а во-вторых, на территории Чеченской Республики. Льготное налогообложение касается той доли ставки налога на прибыль, которая зачисляется в бюджет республики (13,5% вместо 17%) [1]. В настоящем Законе предусмотрено, что:
— инвесторами могут быть физические и юридические лица, резиденты иностранные лица и организации и даже государственные органы и органы местного самоуправления;
— объектами инвестиционной деятельности могут быть активы, находящиеся в любых формах собственности. Это могут быть внеоборотные и оборотные активы, финансовые вложения и интеллектуальная собственность;
— помимо установления льготных налоговых ставок, инвесторам могут быть предоставлены льготные займы и иные нефинансовые льготы. А кредитным организациям, предоставляющим займы на льготных для инвестора условиях, может быть предоставлена льгота по налогу на прибыль.
Таким образом, настоящий закон использует методы налоговой политики для привлечения средств для развития территории.
Еще один Закон Чеченской республики, снижающий тариф перечисления налогов на прибыль в республиканский бюджет, касается организаций, которые организуют рабочие места для лиц, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Однако, с января 2019 года этот закон не подпадает под правила предоставления льгот на региональном уровне. Установление льготного налогового тарифа с 01.01.2019 может быть (ст. 284, 284.1, 284.3–1 НК РФ) только при налогообложении:
— сумм прибыли резидентов особых экономических зон;
— участников территорий опережающего развития;
— участников региональных проектов инвестирования [2].
Но новый порядок предусматривает следующее: пониженные ставки, которые были введены до 2018 года, могут применяться до 2023 года.
Внесенные изменения отражают налоговую политику российского государства на аккумуляцию льгот по перспективным направлениям
Региональные налоги не подвержены таким изменениям. При установлении регулируемых элементов региональных налогов, субъекты Российской Федерации могут проявить свою самостоятельность в установлении приоритетов налоговой политики.
Так, в Чеченской республике при применении упрощенной и патентной систем налогообложения установлена нулевая ставка налога для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые будут заниматься производством, социальной деятельностью, наукой и бытовой сферой.
Установлены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей:
— действующих в сельском и лесном хозяйстве;
— занимающихся врачебной деятельностью;
— осуществляющих дошкольное, начальное и среднее образование;
— организующих отдых и туризм для детей и молодежи;
— открывающих пансионаты и дома отдыха;
— разрабатывающих программное обеспечение;
— занимающихся научными исследованиями в области естественных и технических наук.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, для установления нулевой ставки выбраны льготные направления, такие как производство ковров и ковровых изделий, изделий народных художественных промыслов, а также проведение занятий по физкультуре и спорту [3].
Налоговая политика должна учитывать конкретную экономическую ситуацию и соответствовать стратегическим целям повышения эффективности общественного производства. Но все-таки основная цель налоговой политики региона — обеспечение формирования доходов бюджета, обеспечение финансовой основы деятельности.
Чеченская Республика в соответствии с «Соглашением о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов» от 31 декабря 2014 года №01–01–06/06–709, в рассматриваемом периоде обеспечивала реализацию мероприятий «Программы оптимизации расходов бюджета, оздоровления государственных финансов и социально-экономического развития Чеченской Республики на 2016–2019 гг.».
Доходы и расходы консолидированного бюджета Чеченской республики представлены на рис.3.
Рис. 3. Динамика средств консолидированного бюджета Чеченской Республики [по данным 4]
Из представленной таблицы видно, что собственные доходы региона покрывают бюджетные расходы на 20%. Чеченская Республика покрывает свои бюджетные расходы трансферами из Федерального бюджета России [4].
Налоговая политика Чеченской республики регулярно пересматривается и обновляется. Программа оздоровления государственных финансов и социально-экономического развития Чеченской Республики на 2016–2018 гг. в основном предусматривала:
— увеличение поступлений в бюджет от местных налогов;
— реализацию контрольных мероприятий по учету и включению в налоговую базу объектов недвижимости;
— выявление имущества физических лиц (не зарегистрированных в установленном порядке), используемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Реализация налоговой политики республики осуществляется через нормативные акты. 27 ноября 2017 года Законом Чеченской Республики от 27 ноября 2017 г. № 45-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чеченской Республики» утвержден «План мероприятий по повышению налоговых ставок и отмене отдельных налоговых льгот, установленных законами Республики».
Этим же нормативным актом уточнены и внесены изменения в законы республики:
— «О транспортном налоге в Чеченской Республике». До 2018 года транспортный налог в Чеченской оставался самым низким в России. Этим законом увеличены ставки по транспортному налогу по всем категориям транспортных средств и отменены льготы в отношении всех категорий.
— «О налоге на имущество организаций». (Отдельные льготы по налогу частично отменены).
В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по изменениям (увеличениям) ставок местных налогов, представительные органы всех муниципальных образований Чеченской Республики:
— увеличили в 2 раза ставки налога на имущество физических лиц;
— увеличили ставки земельного налога до максимального уровня, (пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса).
Таким образом, налоговая политика Чеченской Республики в 2018–2019 годах была направлена на:
— преодоление высокого уровня дефицита республиканского бюджета;
— на обеспечение его устойчивости и сбалансированности;
— на выполнение всех финансовых и социальных обязательств Чеченской Республики.
Принятые меры пока привели только к росту и увеличению доли транспортного налога (табл. 1).

Таблица 1
Размер и структура налогов Чеченкой Республики за 2017 и 2018 гг. [по данным 4] (млн руб.)
Виды налогов2017 г.2018 г.
НДФЛ40053844
Прочие налоги2,10,5
Транспортный налог89104
Налог на имущество3838
Налог на прибыль570563

Структура поступлений налоговых платежей в 2018 представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура поступлений налоговых платежей в Чеченской Республике в 2018 году
[составлено авторами по данным 4]
Чеченская Республика в 2020–2022 годах будет проводить свою налоговую политику в соответствии с изменениями, которые вносятся в налоговое законодательство России. Она будет направлена не только на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета, но и на:
— совершенствование системы налогообложения по региональным и местным налогам;
— оптимизацию предоставляемых налоговых льгот и преференций;
— повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов;
— совершенствование системы региональных и местных налогов, повышение эффективности их администрирования;
Для достижения поставленных задач необходимо:
— активизировать мероприятия по выводу заработной платы и прибыли из «теневой» экономики;
— усилить борьбу с уклонением от уплаты налогов и сборов;
— увеличить и дополнить перечень объектов недвижимости, в отношении которых применяется расчет налога по кадастровой стоимости;
— проверить обоснованность наличия незавершенного строительства на предмет расширения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, определить законность отсутствия ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства.
Перед администраторами налогов ставятся задачи:
— активно сотрудничать с информационными системами Росреестра и ФНС России;
— принять меры к сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам, активизировав претензионно-исковую работу с неплательщиками налогов.
Реализация указанного комплекса мероприятий позволит обеспечить исполнение утвержденных бюджетных назначений по налоговым платежам и усилит финансовую самостоятельность республики.
Таким образом, бюджетная ситуация в Чеченской республике достаточно сложная, наполняемость бюджета собственными средствами, в том числе налоговыми, крайне низкая. Применение ужесточающих мер, повышение налога, отмены льгот, увеличение налоговой базы, принесут, скорее всего, незначительное увеличение доходов бюджета. Поэтому правительство Чеченской Республики активно занимается поисками инвесторов и продолжает работу над улучшением инвестиционного климата, в том числе и через совершенствование налоговой политики на региональном уровне.


Литература
1. «Об инвестициях и гарантиях инвесторам» Закон Чеченской республики от 10 июля 2006 года № 16-РЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 24.12.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения 09.12.2019).
3. «Об установлении налоговой ставки 0 (ноль) процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Чеченской Республики». Закон Чеченской Республики 13.11.2015 года № 46-РЗ, Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.12.2019).
4. Чеченская Республика в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник / Чеченстат. — Грозный 2019. — 168 с. URL: https://chechenstat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%A7%D0%B5% D1%87%D0%BD%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%85%202018.pdf (дата обращения: 05.01.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия