Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Кузнецова Н. П.
профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Писаренко Ж. В.
доцент кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Ванг Цян
профессор Школы экономики и менеджмента Китайского университета нефти,
доктор философии в экономике (г. Циндао)

Нгуен Кан Тоан
профессор Академии общественных наук Вьетнама (г. Ханой),
доктор экономических наук


Энергосотрудничество китая и России в контексте устойчивого развития: микро-уровень
(продолжение)
Представляемая статья обобщает историю и результаты энергосотрудничества Китая и России в конце ХХ — начале ХХI вв., как наиболее выразительный пример отраслевой региональной интеграции между двумя крупнейшими энергетическими компаниями стран-соседей, а именно Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией — China National Petroleum Corporation (CNPC)2 с особой ссылкой на роль корпорации «Новатек» в Арктическом проекте двух стран. Оба рассматриваемых государства, являя модель взаимодополняемых экономик на макроуровне, демонстрируют отраслевую энергетическую интеграцию транснациональных энергетических компаний на микроуровне как ядро формирования регионального интеграционного топливно-энергетического комплекса, ориентированного на взаимное научно-технологическое и инфраструктурное инвестирование двух стран
Ключевые слова: переход от ресурсно-ориентированного (экстенсивного) к инновационно-ориентированному (интенсивному) типу экономического роста на микроуровне, энергосотрудничество российских и китайских энергокорпораций Газпрома, «Новатек» и CNPC: этапы, особенности, результаты, региональный интеграционный топливно-энергетический комплекс
УДК 330.34; ББК 65.01   Стр: 139 - 145

Введение
Сегодня развитие энергетики как важнейшего системно- и структурообразующего компонента экономики и развитых, и развивающихся государств — нетривиальная проблема мирового и национальных хозяйств. Разные страны-соседи в свете развития отраслевого энергетического рынка нередко относятся к экономикам ресурсно-недостаточного или ресурсно-избыточного энергопотенциала, а их взаимоотношения, учитывающие эту ресурсную разницу, зачастую проходят ряд этапов: от дипломатических и торговых переговоров до полномасштабного сотрудничества, научно-технологической и производственной кооперации в энергосфере на макро- и микроуровнях. Представляемая статья, обобщающая опыт энергосотрудничества именно такого рода стран-соседей — Китая и России конца ХХ — начала ХХI вв., — наиболее показательный вариант данной отраслевой интеграции между странами на микроуровне.
Как отмечалось в первой статье [1, с. 176–183], энергетический аспект сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации не остаётся без внимания как российских, так и зарубежных исследователей. Однако российско-китайское сотрудничество не рассматривается учеными в контексте достижения целей устойчивого развития ООН3, принципов и факторов, влияющих на их достижение при переходе от ресурсно-ориентированного к инновационно-ориентированному типу самоподдерживающегося экономического роста на отраслевом уровне энергетических компаний обеих стран, которые в свете социально ответственной деятельности достигают устойчивости на микроуровне, являющегося новым вектором устойчивого развития на макроуровне. И страны-соседи, и указанные глобальные энергоорганизации стремятся к устойчивому развитию в контексте их отраслевой интеграции при переходе от экстенсивного ресурсоемкого к интенсивному инновационному типу экономического роста на макро- и микроуровнях, демонстрируя формирование аналогичной промышленно-инфраструктурной интеграции в развитых региональных интеграционных комплексах Европы и Северной Америки3.
Цель исследования: оценить состояние и перспективы российско-китайского сотрудничества в энергетике в рамках политико-экономического процесса и целей устойчивого развития, достигаемых на микроуровне сотрудничества крупнейших энергокорпораций рассматриваемых стран: Газпрома, «Новатек» и CNPC.
Задачи исследования: 1) обобщить текущее состояние и перспективы производства и экспорта энергоносителей из РФ в КНР, их потребления и импорта в КНР; 2) определить исторические вехи и собственно реализацию проекта поставок российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» (восточный маршрут — при одновременном анализе проекта строительства Амурского Газоперерабатывающего Завода, который будет поставлять в Китай углеводороды из природного газа по газопроводу «Сила Сибири») и по газопроводу «Сила Сибири 2» (западный маршрут); провести сравнение проектов Сила Сибири и Сила Сибири 2 по ресурсной базе, экспортной производительности и техническим характеристикам (протяженности и диаметру труб, инфраструктурной составляющей; 3) на основе анализа взаимной торговли, взаимных инвестиций рассматриваемых стран и их крупнейших энергокорпораций: Газпрома, CNPC и «Новатек» — доказать формирование единого регионального отраслевого энергорынка РФ и КНР, подчеркнув роль СПГ как ведущего энергоресурса высокой степени переработки и особое направление сотрудничества в Арктическом регионе; 4) оценить уровень энергосотрудничества Китая и России в контексте формирования Восточно-азиатского регионального интеграционного топливно-энергетического комплекса.

1. Текущее состояние и перспективы производства и экспорта энергоносителей из РФ в КНР, их потребления и импорта в КНР
Китай — один из наиболее динамично развивающихся газовых рынков мира и в этом смысле выступает естественным стратегическим партнером Газпрома — крупнейшей энергокорпорации России и мира. Темпы роста потребления газа в Китае значительно опережают темпы роста собствен­ной добычи, что обуславливает активное наращивание китайскими компаниями импорта российских энергетических ресурсов. Газпром, со своей стороны заинтересован в налаживании долгосрочных взаимовыгодных отношений с китайской стороной. Председатель правления Газпрома А.Б. Миллер сказал: «Газпром располагает всем необходимым для реализации самых современных проектов любого масштаба. А опыт претворения в жизнь нашей стратегии лидерства — это залог успеха и высоких достижений»4. Потребление, добыча и импорт природного газа на рынке КНР характеризуется следующими данными
Китай в 2018 г. оказался лидером потребления газа в мире, импортировав около 126 млрд куб. м, обогнав по суммарным объемам импорта природного газа и СПГ Японию — бывшего чемпиона в импорте газа в мире еще в 2017 г. Перспективы роста потребления природного газа в Китае уже в 2020 г. оценивается следующими показателями: объем потребления природного газа составит 360 млрд м3, а доля природного газа в энергобалансе — 10 %. Через 15 лет к 2035 г. спрос на газ в Китае может превысить 600 млрд м3.
Среди существующих и перспективных направлений сотрудничества Газпрома с китайскими партнерами можно отметить следующие: разведка и добыча газа в третьих странах; подземное хранение газа; газовая электрогенерация; производство газомоторного топлива и СПГ; разнообразные пути поставки СПГ (морским, железнодорожным путем и по трубопроводу); научно-техническое сотрудничество.

2. Новая конфигурация мирового газового рынка
На основе определения исторических вех и собственно реализации ряда проектов: 1. Проекта поставок российского газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» (восточный маршрут), при одновременном рассмотрении проекта строительства Амурского Газоперерабатывающего Завода; 2. Проекта поставок по газопроводу «Сила Сибири 2» (западный маршрут), в свете сравнения проектов Сила Сибири и Сила Сибири 2 по ресурсной базе, экспортной производительности и техническим характеристикам.

2.1. Проект «Сила Сибири»
Восточный маршрут соответствует пяти основным этапам строительства проекта Сила Сибири в рамках истории реализации Восточного маршрута (2014–2019 гг.):
1. 2014 г. май — подписание договора купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту.
2. 2014 г. сентябрь — начало строительства первого участка газопровода «Сила Сибири»
3. 2016 г. сентябрь — «Газпром» и CNPC подписали контракт на строительство подводного перехода трансграничного участка «Силы Сибири» через реку Амур.
4. 2018 г. — завершен основной объем строительных работ на линейной части газопровода от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем в Амурской области.
5. 2019 г. декабрь — начало поставок природного газа по газопроводу Сила Сибири.
Проект по восточному маршруту включает проект строительства Амурского Газоперерабатывающего Завода, что предполагает выделение и поставку гелия, этана и других углеводородов из природного газа, планируемого к поставке в Китай по газопроводу «Сила Сибири». Кроме указанного маршрута поставки газа необходимо оценить последствия построения Амурского ГПЗ, деятельность которого приведет к новому этапу развития газовой отрасли, основанного на более высокой степени переработки энергоресурсов (природного газа), росту экспорта газа и формированию регионального энергетического комплекса, связывающего страны Восточной Азии (Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея, Вьетнама и т.д.).
Номенклатура и показатели производства и экспорта продукции переработки газа с Амурского ГПЗ имеет следующие характеристики5:
Пропан бутан
Планируемый ежегодный объем производства СУГ на Амурском ГПЗ составляет 1,5 млн тонн. Рассматриваются варианты переработки СУГ на территории России с последующим экспортом в Японию, Китай, Южную Корею и Вьетнам.
При экспортной реализации отгрузки будут осуществляется через морские и наземные терминалы по перевалке СУГ
Сжиженный гелий
Отгрузка в специализированных гелиевых цистернах
Транспортировка автотранспортом до логистического хаба вблизи контейнерных портов
Основные рынки сбыта: Китай, Япония, Ю. Корея, Вьетнам, Тайвань и пр.
Планируемый ежегодный объём поставок — до 60 млн кубометров

2.2. Реализация проекта поставок российского газа в КНР по газопроводу Сила Сибири — 2 (западный маршрут)
Кроме восточного маршрута для поставок трубопроводного природного газа в Китай Газпром работает над проектом Сила Сибири — 2 (ранее Алтай), для транспортировки газа по западному маршруту в Китай.
Масштабное строительство трубопровода Сила Сибири — 2 включает колоссальную территорию России и Китая и сможет служить производственно-технической и научно-технологической основой формирования транспортно-энергетической инфраструктуры регионального интеграционного энергокомплекса двух стран, который постепенно охватит пространства остальных стран Юго-Восточной Азии. Еще нагляднее эти процессы демонстрируются при сравнении показателей Восточного и Западного маршрутов (См. табл. 1)

Таблица 1
Основные индикаторы проектов Сила Сибири и Сила Сибири — 2
ПоказателиСила СибириСила Сибири — 2
Ресурсная базаЧаяндинское — месторождение базовое для развития Якутского центра газодобычи Ковыктинское месторождение базовое для развития Иркутского центра газодобычиГазовый бассейн месторождений Западной Сибири
Экспортная производительность38 млрд м3 в год30 млрд м3 в год
ПротяженностьОколо 3000 кмОколо 2700 км
Диаметр труб1420 мм1420 мм
Источник: www.oilcapital.ru

Дополнением к показателям, сравнивающим проекты «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2» служат параметры Чаяндинского НГКМ и Ковыктинского ГКМ («Сила Сибири»), приведенные в таблице 2.

Таблица 2
Сравнение Чаяндинского НГКМ и Ковыктинского ГКМ («Сила Сибири»)
ПараметрыЧаяндинское НГКМКовыктинское ГКМ
Ввод в эксплуатацию2019 г.2022 г. Декабрь
Запасы1,2 трлн куб. м газа
61,6 млн т нефти и конденсата
2,71 трлн куб. м газа
90,5 млн т конденсата
Проектный уровень добычи газа25,4 млрд куб. м/год25 млрд куб. м/год
Источник: www.oilcapital.ru

Данные таблиц 1 и 2 демонстрируют высочайший потенциал развития энергосистем Западной и Восточной Сибири и последующие возможности энергетического сотрудничества России и Китая на макроуровне формирования региональной энергоинтеграции и на микроуровне взаимопроникновения и производственно-технологической кооперации Газпрома и CNPC.

3. Системообразующий характер энергетики в российско-китайском взаимодействии и формирование единого регионального отраслевого энергорынка
Современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, которое отображается в показателях взаимных инвестиций двух стран (См. табл. 3)

Таблица 3
Объемы прямых иностранных инвестиций между Россией и Китаем, млн долл.
Показатель2017
I квартал
2017
II квартал
2017
III квартал
2017
IV квартал
2018
I квартал
2018
II квартал
2018
III квартал
ПИИ из Китая в Россию254136-360110148216
ПИИ из России в Китай116114246
Источник: Статистика внешнего сектора /Центральный Банк. URL: http:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

Данные таблицы 3 демонстрирует следующие процессы:
1) Огромный дисбаланс ПИИ между Россией и Китаем, особенно явственный в начале и все еще сохраняющийся в конце 2017 г., что свидетельствует о колоссальной разнице в темповых показателях экономического роста и в уровне экономического развития двух стран;
2) Некоторое снижение (при сохранении) дисбаланса ПИИ между Россией и Китаем к 2018 г. между Россией и Китаем
3) Отсутствие данных по ПИИ между странами в 2019 г. и оценок этих показателей к 2020 г. снижает достоверность оценок и перспектив развития отношений энергосотрудничества между Россией и Китаем.
В этом контексте существования дисбаланса взаимной инвестиционной деятельности именно энергетическое сотрудничество выступает как системообразующий фактор и двигатель российско-китайского взаимодействия. Как отметил Владимир Путин на Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме 7 июня 2019, «...энергетика является одной из ключевых, наиболее динамично развивающихся сфер в российско-китайском взаимодействии»6. Содействие российско-китайскому энергетическому сотрудничеству по всей производственной цепочке в разведке и добыче, транспортировке, переработке и реализации продукции было провозглашено в качестве центральной проблемы форума. В этом свете основополагающая задача форума — выработка единых и прозрачных правил ведения бизнеса, которые касаются таможенного, банковского и налогового регулирования, что призвано помочь максимально быстро реализовать взаимовыгодные проекты. Вышеуказанная в рамках этого важнейшего межгосударственного события задача касается решения проблемы формирования и развития единого регионального отраслевого энергорынка Китая и России.
Доказательством того, что энергетика выступает основой торгово-экономического сотрудничества наших стран является показатель устойчиво растущего товарооборота между Россией и КНР, составивший в 2018 году 108 млрд долл. Сотрудничество России и Китая становится мощным фактором влияния на мировые энергетические рынки. Суммарно два государства производят более 30% ископаемых энергоресурсов и потребляют около трети их объёма. Они обеспечивают 17% мировой добычи нефти и газового конденсата и 20% мирового их потребления. Особенно в этом контексте важно оценить прогноз долгосрочного спроса на углеводороды с стороны крупнейших регионов мира.
Долгосрочный прогноз спроса на углеводороды в перспективе показывает, что спрос на нефтегазовые энергоресурсы при превалировании газовой составляющей остается в течение 20-летнего периода столь же объемным со стороны Северной Америки и АТР7. Показатели АТР имеет тенденцию к увеличению, и основной вклад в прирост энергопотребления в 2020–2040 гг. будет вносить именно Китай. Поэтому перспективность взаимоотношений РФ и КНР в энергетической сфере не поддается сомнению8.
Доля энергоэкспорта России в Китай составила в 2018 г. около 74% и по оценкам специалистов будет расти. Из остальных экспортных товаров можно выделить только древесину и сопутствующие позиции, составившие 9% от экспорта. В экспорте из России в Китай лидируют энергоносители. В объемном выражении экспорт нефти в Китай в 2018 г. увеличился на 20,2%. В целом же объем экспорта в Китай в 2018 г. рос медленнее, чем поставки в долларовом выражении — 14% против 44%. Значительно вырос экспорт и некоторых других крупнейших позиций: меди (+127% в денежном выражении), животных и растительных жиров и масел (+51%), рыбы и других морских продуктов (+37%). Однако решающего значения для масштабов торговли с Китаем эти товары не имеют, так как их доля в экспорте крайне мала: на топливо и нефть приходятся 73,5% поставок, в то время как ни одна из остальных крупнейших групп товаров не достигает даже доли в 10%. Китай также остается на первом месте среди стран — торговых партнеров России: товарооборот с ним более чем на 80% выше, чем с Германией, занимающей в этом списке второе место.
С учетом взаимодополняемости экономик РФ и КНР основной статьей российского экспорта в ближайшей перспективе останется «газ, нефть и нефтепродукты»9. По данным Главного таможенного управления КНР, их доля в структуре поставок из России в Китай выросла с 59% в 2016 г. до 66,2% в 2017 г., причем увеличились не только стоимостные показатели (+43,2%), но и физические объемы продаж (+23,7%). Российские энергоресурсы составляют 11% от общего объема импорта энергетических ресурсов Китая, и Россия выступает одним из основных партнеров КНР в торговле в сфере энергетики, причем двусторонний торговый оборот на данном направлении продолжает расти.
Имея в виду развитие региональной энергоинтеграции двух стран, необходимо подчеркнуть совершенствование технологий трубопроводной транспортировки за счет зарубежных (прежде всего, китайских) передовых достижений, что расширяет потенциал экспорта газа из РФ. Наряду с внедрением технологий трубопроводной транспортировки, активно развивается сектор производства сжиженного природного газа, в котором зависимость России от импортных технологий может быть преодолена за счет китайских поставок в соответствии с договорами о направлениях и путях дальнейшего углубления российско-китайского всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 22 марта 2013 г. в Москве между председателем КНР Си Цзиньпином и Президентом РФ В.В. Путиным было подписано «Совместное заявление КНР и РФ о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия»10, в котором подчеркивается три момента:
1. активизация энергетического сотрудничества Китая и России, в том числе в нефтяной и газовой сферах, а также в сфере электроэнергетики, угольной промышленности и использования альтернативных источников энергии;
2. формирование прочных отношений стратегического энергетического сотрудничества Китая и России;
3. обеспечение совместными усилиями энергетической безопасности обеих сторон, региона и мира в целом.

4. Приоритетные направления развития транспортной и экспортной инфраструктуры РФ и повышение роли производства и экспорта СПГ на Восток и на Запад (пример «Новатек» и «Газпрома»)
В контексте взаимовыгодного энергосотрудничества России и Китая приоритетными направлениями развития транспортной и экспортной инфраструктуры для РФ, прежде всего, выступают:
● диверсификация способов, направлений и условий поставок;
● укрепление позиции России на традиционных рынках природного газа;
● расширение присутствия России на рынке сжиженного природного газа;
● выход на рынки стран АТР сжиженного и трубопроводного природного газа.
Реализуемые направления развития транспортной и экспортной инфраструктуры служат доказательством не только взаимодополняемости экономик РФ и КНР, но и основой формирования регионального интеграционного энергокомплекса двух стран, отражающиеся на картосхеме направлений расширения экспорта СПГ, учитывающие прогноз роста мирового рынка СПГ к 2030 г. до 400 млн тонн и долю России, по прогнозу составившую 15–20% от этого рынка11.
По оценкам некоторых специалистов12, сжиженный природный газ СПГ — одно из самых перспективных направлений развития энергетики в мире. Прогнозируется, что большая часть роста межрегиональной торговли газом (87%) до 2030 г. будет обеспечена поставками СПГ (в среднем рост на 7,8% в год), а трубопроводные поставки газа будут расти гораздо медленнее.
В 2018 г. мировой экспорт СПГ вырос по отношению к 2017 г. на 9,5% и достиг 319,7 млн т (или 441,0 млрд куб. м). Доля СПГ в мировом потреблении газа в 2018 г. составила 11,4% (11,3% — в 2017 г). При этом ожидаемого перепроизводства и падения цен на СПГ в 2018 г. не произошло. Цены оставались высокими большую часть года13. Спрос на СПГ оказался выше прогнозируемого преимущественно благодаря Китаю, резко нарастившему объемы импорта в 2018 г. (до 55 млн т, +40,6% г/г). Южная Корея, несмотря на существенный рост спроса (до 45 млн т, +17% г/г), не смогла вернуться на второе место в рейтинге крупнейших импортеров. Спрос на СПГ в Японии, являющейся крупнейшим импортером СПГ в мире, снизился на 1,1 % г/г — до 82,9 млн т14.
Являясь безусловным лидером мировой газовой промышленности, Россия на рынке сжиженного природного газа (СПГ) все еще находится в числе отстающих, и доля РФ на мировом рынке СПГ не достигает и 5%. Не в пользу развития отечественной СПГ-индустрии играет также переменчивая конъюнктура мирового рынка, затрудняющая построение долгосрочных планов развития производственных мощностей.
Ситуацию должны изменить программы по развитию газовой отрасли, развивающееся быстрыми темпами энергосотрудничество России и Китая, а также строящиеся в ближайшее время заводы СПГ. Однако санкции, низкие цены на углеводороды и стремительный рост конкуренции за рынки сбыта СПГ заставляют российские нефтегазовые компании кардинально пересматривать планы по строительству СПГ-мощностей и переносить сроки их ввода в эксплуатацию на более поздний период. Только при благоприятном сценарии доля России на мировом рынке СПГ может быть увеличена с сегодняшних 4—5% до прогнозируемых 15—20% к 2030–35 гг. Введение государственных мер поддержки развития СПГ отрасли, разработка ряда инновационных проектов внедрения высоких технологий Россия, в том числе за счет технологического сотрудничества с Китаем, поможет России преодолеть сегодняшнее отставание и перейти к интенсивному росту СПГ индустрии. Реализации положительного сценария такого типа промышленно-технологического роста служит создание в РФ режима налогового благоприятствования для СПГ проектов15 и имплементация прорывных научно-технических проектов по новому строительству СПГ-заводов и по транспортировке СПГ.

4.1. «Новатек» и проекты трубопроводной транспортировки СПГ
Учитывая характер и направления развития связей России и Китая, приоритетными сферами в ближайшей перспективе по-прежнему будет выступать энергетический сектор. Сегодня к приоритетам развития российско-китайских отношений относятся: совместные проекты по трубопроводной транспортировке газа и нефти, проекты СПГ (Ямал-СПГ и Сахалин-2). Этими приоритетами объясняется то, что в ближайшие годы объем поставок энергоресурсов продолжит расти, что потребует дальнейшего расширения имеющейся газо- и нефтетранспортной инфраструктуры. В этих целях в ноябре 2017 г. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) завершила строительство второй ветки нефтепровода из России в Дацин, которая позволит увеличить экспорт трубопроводным транспортом в два раза — до 30 млн т в год16.
Немаловажную роль в переходе к интенсивному отраслевому инновационному росту производства СПГ призван сыграть крупнейший проект сотрудничества КНР и РФ в Арктическом регионе, реализуемый компанией «Новатэк». Эта российская энергетическая компания развивает два крупнейших региональных СПГ- проекта: «Ямал СПГ» (в котором доля Китая составляет 29,9%) и «Арктик СПГ». Разрабатывается перспективный проект «Арктик СПГ — 2» — проект по добыче природного газа и производству СПГ на Гыданском полуострове. К 2023 г. его планируется ввести в эксплуатацию и «Арктик СПГ — 2» станет вторым заводом «Новатэк»17.
Одним из уникальных конкурентных преимуществ России в Арктическом регионе выступает ледокольный флот. Как планируется, в мае 2020 г. будет сдан в эксплуатацию новый ледокол «Лидер», который сможет фактически круглогодично действовать на Северном морском пути. В этом случае упростится задача доставки сжиженного газа с проектов «Ямал СПГ»18, «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-2» на азиатские рынки. Реализация этих проектов позволит поставлять российский СПГ в Азию по Севморпути, что похоронит надежды США на блокировку доставки СПГ на китайский рынок в случае осложнения отношений между Пекином и Вашингтоном.
Проект «Ямал СПГ» по добыче, производству и поставке сжиженного природного газа представляет собой пример успешного российско-китайского сотрудничества в энергетике Арктики, являясь первой комплексной совместной российско-китайской инициативой в газовой сфере за Северным полярным кругом и крупнейшим инвестиционным проектом по сжижению природного газа в регионе. К очевидным конкурентным преимуществам проекта Ямал-СПГ относятся:
ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА:
● запасы газа высокой концентрации;
● отработанные традиционные технологии разработки;
● низкий уровень затрат на разработку и добычу;
ВЫГОДНОЕ ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ:
● месторождение расположено у береговой линии;
● строительство завода на Южно-Тамбейском месторождении, что снижает издержки на транспортировку;
● низкие среднегодовые температуры и высокая эффективность процесса сжижения газа;
● доступность к рынкам стран АТР и Европы.
Проект Ямал СПГ — интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью около 17,4 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, включая три линии мощностью 5,5 млн тонн в год каждая и одну линию мощностью 900 тысяч тонн в год. Первая технологическая линия начала производство в 4 квартале 2017 г., вторая и третья линии — в июле и ноябре 2018 г. соответственно19.
Доказанные и вероятные запасы газа месторождения по стандартам PRMS составляют 926 млрд куб. м. В рамках реализации проекта Ямал СПГ создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта.
В июле 2018 г. с первой производственной линии по Северному морскому пути была доставлена первая партия сжиженного природного газа в Китай на приемную станцию порта Цзянсу уезда Жудун, в Китае. АО «Ямал СПГ» первое полугодие 2019 г. произведено 9,0 млн тонн СПГ и 0,6 млн тонн стабильного газового конденсата. Таким образом, все три линии сжижения в первом полугодии 2019 г. работали выше проектной мощности. В Азии потребителями продукции завода Ямал СПГ уже стали Индия и Китай. Причем в КНР сжиженный газ был доставлен специальными газовозами ледового класса Arc7, прошедшими Северным морским путем без ледокольной проводки.
География поставок российского СПГ с ямальского завода действительно широчайшая. Первыми импортерами сжиженного газа, произведенного на этом проекте, стали европейские страны. Сейчас ямальский СПГ получают Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания и Бельгия.
В Северной Америке грузы получили США и Канада, правда, уже на СПГ-танкерах компаний-посредников. Зимой российский СПГ был доставлен в замерзающий Бостон, а летом груз ямальского сжиженного газа впервые в истории получила Канада. Продукт доставил на единственный в стране терминал Canaport LNG газовоз GasLog Hong Kong, зафрахтованный Total.
Недавно продукцию завода «Ямал СПГ» стали покупать в Южной Америке. «Новатэк» поставил первый груз сжиженного газа в Бразилию, СПГ был выгружен на регазификационном терминал Баия бразильской госкомпании Petrobras, расположенном на берегу Атлантики. В ближайших планах — поставка продукции на пятый континент — в Южную Африку.
Таким образом, около двух лет прошло с запуска проекта «Ямал СПГ», а сегодня «Новатэк» уже поставляет свою продукцию на четыре континента.

4.2. Роль «Газпрома» в производстве и поставках СПГ в АТР
Азиатско-тихоокеанский регион является ключевым рынком и для Группы «Газпром» в сегменте СПГ: на протяжении 2005–2018 гг. более 3/4 поставленных партий СПГ из торгового портфеля Группы приходились именно на этот регион. В частности, в 2018 г. из 3,97 млн тонн СПГ, поставленных из торгового портфеля Группы «Газпром», на страны АТР пришлось 2,95 млн тонн или 74%. По итогам 2018 г. основным направлением поставок СПГ из торгового портфеля Группы «Газпром» впервые стала Индия (19% или 0,76 млн тонн). «Газпром» также работает над реализацией собственных проектов СПГ, ориентированных на рынки АТР. В первую очередь необходимо отметить возможность увеличения объемов реализации СПГ в регионе за счет строительства третьей технологической линии завода проекта «Сахалин-2». Он включает следующие направления, позволившие достигнуть впечатляющих результатов производства и добычи энергоресурсов:
● разработку Пильтун-Астохского и Лунского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе Охотского моря на условиях Соглашения о разделе продукции, подписанного между компанией Sakhalin Energy и РФ. По итогам 2018 г. показатели добычи и производства нефтегазовых ресурсов составили:
● Добыча газа — 18,2 млрд м3
● Производство сжиженного природного газа– 11,4 млн т
● Производство нефти — 5,6 млн т
В настоящее время в «Газпроме» выполняется обоснование инвестиций в проект строительства завода СПГ в районе Владивостока мощностью 1,5 млн тонн. Поставка гелия Амурского ГПЗ на экспорт будет покрывать как восточное (рынки АТР), так и западное направление. Для обеспечения надежных поставок в Приморском крае будет построен специализированный гелиевый «хаб». К настоящему моменту завершены конкурсные процедуры и заключены долгосрочные контракты с крупнейшими компаниями на мировом рынке промышленных газов. Для организации экспорта рассматриваются варианты использования специализированных судов-газовозов, а также железнодорожного и автомобильного транспорта (для поставок в КНР).
По итогам 2018 г. между «Газпромом» и компанией Shell подписан Меморандум по реализации проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ проекта «Сахалин-2». Проект предусматривает строительство новой технологической линии завода, аналогичной двум существующим (производительностью до 5,4 млн тонн СПГ в год), дополнительного хранилища СПГ и портовых сооружений, а также наращивание компрессорных мощностей на магистральном трубопроводе. В 2018 г. завершена разработка проектной и экспертной документации, выполненной по российским и международным (FEED) стандартам на строительство третьей технологической линии, сооружение причала отгрузки СПГ и расширение газотранспортной системы.

4.3. Арктический проект энергосотрудничества России и Китая
Важнейшее направление уже упомянутого в проектах «Новатек» энергосотрудничества России и Китая — освоение Арктического региона. Укрепление этих планов отражается в следующих мероприятиях:
1) Строительство опорных портов Ледового Шелкового пути как начало реализации совместного арктического российско-китайского проекта.
2) Начало строительства Россией порта Сабетта в 2012 г. для обслуживания «Проекта Ямал-СПГ» по поставкам сжиженного газа.
3) Руководство китайской провинции Цзилинь и российского холдинга Группа «Сумма» подписали в мае 2014 г. рамочное соглашение о сотрудничестве в строительстве крупного многофункционального порта в Зарубино в 60 км. от Хуньчуня провинции Цзилинь.
4) China Poly Group выступает основным инвестором при строительстве железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море-Коми-Урал) на западном отрезке Полярного Шелкового пути. Строительство глубоководных портов Мурманска и Архангельска также является частью масштабного проекта.
Итогом арктической программы КНР стала Белая книга «Политика КНР в Арктике». В ней излагаются интересы Китая в области разработки нефтяных и газовых ресурсов Арктики, развития в регионе возобновляемой ветровой и геотермальной энергетики, налаживания транспортной инфраструктуры с участием китайских компаний. Партнерство в этих сферах создает новые шансы для развития России и ее партнеров по ЕАЭС.
Таким образом, Ледовый Шелковый путь является самой короткой и безопасной морской линией, соединяющей Китай с Европой. Строительство опорных портов Ледового Шелкового пути стало началом реализации совместного российско-китайского Арктического проекта.
Северный морской путь при содействии российской стороны использовался для навигации китайским исследовательским судно ледового класса «Снежный дракон» и транспортным судном ледового класса Yong Sheng, принадлежащим китайской компании China Ocean Shipping Company (COSCO).
Китайские торговые суда совершили пробные прохождения по Северному морскому пути, открывая новые коммерческие перспективы маршрута, учитывая, что Китай намерен стать лидером в области морских перевозок. Две страны также начали практическое взаимодействие в сфере строительства морской транспортной инфраструктуры в Арктике.
Однако, по мнению экспертов, даже в условиях сокращения ледяного покрова арктических морей, использование Северного морского пути для прямой доставки грузов на маршруте Китай — Европа не представляется возможным в краткосрочной перспективе. Стимулом для развития навигации по СМП и российско-китайского сотрудничества в этой сфере, тем не менее, могут стать экономические проекты в российской Арктике, которые также потребуют развития автодорожной системы в полярных регионах.
Россия заинтересована в развитии инфраструктуры в Арктическом регионе. Еще в марте 2018 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию В. Путин подчеркнул, что Северный морской путь является ключом к развитию российской Арктики и Дальнего Востока. Перед Россией стоит задача превратить его в глобальную конкурентоспособную транспортную артерию, продолжая активную политику привлечения инвестиций и формирования центров социального и экономического роста на Дальнем Востоке, что (несмотря на имеющиеся в этой сфере противоречия) предполагает объемное внутреннее и внешнее инвестирование. Кроме того, проекты по освоению Арктики предполагают длительный цикл разработки и требуют масштабных инвестиций, однако дивиденды от них нестабильны и непредсказуемы. В связи с этим приоритетные проекты в регионе осуществляются государственными предприятиями двух стран или имеющими большой опыт российскими частными компаниями. Хотя Россия и Китай достигли ряда договоренностей о взаимодействии в Арктике, фактическая координация работы занимает значительное время.
В свете существующих проблем важнейшими направлениями энергосотрудничества России и Китая выступают совместные российско-китайские энергетические научно-технические проекты в Арктике в виде кооперации: в области высоких технологий в энергетике и энергосбережении; в сфере обеспечения энергетической отрасли передовым (в том числе робототехническим) оборудованием; в двухстороннем совершенствовании базовой инфраструктуры. Одновременно активизируется научное сотрудничество университетов России и Китая по арктическим вопросам. В 2013 г. Океанский университет Китая и Санкт-Петербургский государственный университет инициировали круглый стол для обмена мнениями между российским и китайским экспертными сообществами по арктическим вопросам, институционализации и нормализации обменов. В августе 2016 г. завершилась первая совместная российско-китайская арктическая экспедиция, в ходе которой китайские ученые впервые вошли в российскую исключительную экономическую зону в Северном Ледовитом океане, что стало прорывом в совместных исследованиях ученых двух государств в полярном регионе. В декабре 2017 г. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Китайский исследовательский центр по судостроению подписали соглашение в целях совместной разработки новых арктических технологий исследования океана, моделирования ледовых нагрузок и анализа прочности судов.

Выводы
Изыскания авторов представленной статьи базируются на эмпирических исследованиях деятельности изучаемых энергетических корпораций: Газпрома, «Новатек» и CNPC, которые выступают в качестве взаимодополняемых игроков на региональном и мировом энергорынках: Газпром — в качестве поставщика энергоносителей, «Новатек» как быстро развивающийся производитель СПГ в Арктике, CNPC как инноватор, обладающий высочайшей производительностью труда и интенсивно внедряющий собственные и заимствованные высокие технологии в области разведки, добычи, бизнес-стратегий производства и расширения имеющейся газо- и нефтетранспортной инфраструктуры поставки энергоносителей как на региональный, так и на мировой энергорынок.
Исследование энергосотрудничества России и Китае на микроуровне позволяют сделать следующие выводы.
Изучение стадий, особенностей, итогов и взаимосвязей проектов российско-китайского сотрудничества позволило оценить последнее на конкретных примерах этого процесса в энергетической сфере России и Китая, пребывающих в поиске взаимных компромиссов при использовании механизмов «мягкой силы» и переходе от ресурсно-ориентированного/экстенсивного к инновационно-ориентированному /интенсивному типу самоподдерживающегося экономического роста главных энергокорпораций обеих стран.
Выявление плюсов и минусов энергоинтеграции в масштабе двух крупнейших быстроразвивающихся экономик мира позволило оценить направления и перспективы сотрудничества главных игроков энергорынка РФ и КНР: Газпрома, «Новатек» и CNPC, выступающих полюсами образования региональных интеграционных энергокомплексов на микроуровне.
На основе проведенного анализа оценена совместная работа региональных отраслевых энергорынков и определена складывающаяся новая конфигурация мирового рынка энергоносителей (при выделении возрастающей роли добычи и производства СПГ), учитывающая глобализационные и геополитические процессы. Обобщение российско-китайских проектов в сфере энергетики с выделением уникального места Арктического региона как поставщика энергоресурсов, находящегося в эффективной зоне их добычи и освоения, а также в центре Ледового Шелкового пути — самого краткого и безопасного морского маршрута, соединяющего АТР, Северную Америку и европейский субконтинент при помощи использования важнейшего конкурентного преимущества России — ледокольного флота, позволило оценить важнейшие вызовы многопланового, многостороннего энергосотрудничества двух государств.
К основным проблемам энергосотрудничества России и Китая на макро- и микроуровне относятся непредсказуемость, нестабильность и дисбаланс взаимных инвестиций, сопряженный с разницей в темпах экономического роста и уровнях экономического развития, споры в области ценообразования на энергоносители, невозможность использования Северного морского пути для прямой доставки грузов на маршруте Китай — Европа в краткосрочной перспективе, противоречивое отношение России и Китая к освоению природных ресурсов Арктики.


Статья выполнена в рамках гранта РФФИ, Проект 19–510–92002 — «Развитие методологии зеленого и инфраструктурного инвестирования институциональными инвесторами в условиях пенсионных реформ» и является продолжением статьи, опубликованной в журнале Проблемы современной экономики №4 (72) 2019 С. 176–183 и выполненной в рамках того же проекта 19–510–92002: Кузнецова Н.П., Писаренко Ж.П., Ванг Цян «Энергосотрудничество Китая и России в контексте устойчивого развития: макро-уровень»

Литература
1. Кузнецова Н.П., Писаренко Ж.П., Ванг Цян. Энергосотрудничество Китая и России в контексте устойчивого развития: макро-уровень // Проблемы современной экономики. — 2019. — №4(72). — С. 176–183.
2. Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства высокоразвитых стран (на примере Канады): Дисс..... канд. экон. наук. — Л.: ЛГУ, 1976.

Сноски 
1 CNPC — крупнейшая китайская нефтегазовая компания, занимающая 4 место в Fortune Global 500 (2014); Оборот — $359 млрд (2017); 1,355 млн сотрудников. https://www.cnpc.com/
2 Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 гг. www.un.org
3 Сценарий развития регионального интеграционного комплекса в ходе третьей промышленной революции продемонстрировали страны Западной Европы при формировании отраслевых интеграционных комплексов ЕОУС и ЕВРАТОМ, а также США и Канада в 1965 г. подписавшие «автопакт», положивший начало глубокой промышленной и политической интеграции двух стран [2]
4 Доклад Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера на годовом Общем собрании акционеров 28 июня 2019 г. / www.gasprom.ru/press/news/miller-journal/
5 Составлено по данным ГКРР КНР, ГСУ КНР, ГТУ КНР
6 Пресс-релиз по итогам II Российско-китайского энергетического бизнес форума 7 июня 2019 г.// www.rosneft.ru/press/today
7 Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2018 г.
8 https://rg.ru/2019/02/11/eksport-rossijskih-tovarov-v-kitaj-vpervye-za-13-let-prevysil-import.html
9 https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-Report39-Ru.pdf
10 www.kremlin.ru/supplement
11 Оценка министерства энергетики РФ
12 https://www.eriras.ru/files/1_MLSD_2018_Kulagin.pdf
13 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/22/797059-gazprom-spg-konkurentom
14 Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2018 г.
15 Например, с продаж трубопроводного газа в ЕС «Газпром» платит и НДПИ, и экспортную пошлину. А проекты по добыче и сжижению газа в Арктике на ближайшие 10—12 лет освобождены от налогов
16 На увеличение поставок нефти в Китай должен оказать положительное влияние тот факт, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России с 2018 г. снизила на 16,7% тариф для транспортировки нефти в Китай через Казахстан.
17 Первый завод «Новатек» был построен в 2018 г.
18 Акционерами ОАО «Ямал СПГ» являются ПАО «Новатэк» (50,1%), Total (20%), Китайская национальная нефтяная компания — CNPC (20%) и Фонд Шелкового Пути (9,9%), делая Китай является вторым по величине акционером этого перспективного проекта.
19 www.energybase.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия