Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Пахомова Н. В.
профессор кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Авдеева Е. К.
аспирант кафедры экономической теории экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Индекс конкурентоспособности как инструмент оценки и управления развитием сектора туристских услуг в России
В статье при опоре на показатели международного индекса конкурентоспособности и с учетом Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года проведена комплексная оценка сектора туризма. На этой базе предложены меры по повышению роли сектора туризма в динамичном развитии России, приращении ее инновационного и экспортного потенциала, а также в ослаблении регионального неравенства. Проведенный авторами анализ позволил сконцентрировать внимание в качестве важнейшего фактора на недостатках государственной политики в области туризма. Эти недостатки обусловлены неустойчивой структурой институтов и их забюрократизированностью, отсутствием целевых рекомендаций по поддержке наиболее значимых направлений туризма (экологического, культурно-познавательного, молодежного, делового, лечебно-оздоровительного) и, как следствие, отсутствием контролируемых целевых установок. В качестве решения проблемы предложен комплекс мер по модернизации действующего порядка регулирования сферы туризма и структуры органов государственного управления с учетом передового международного опыта, по пересмотру ряда нормативно-правовых актов в сфере туризма и поддержке инициатив по вхождению в государственные программы развития туризма на региональном уровне
Ключевые слова: туристские услуги, индекс конкурентоспособности, стратегия развития туризма, государственная политика в области туризма, региональная экономика
УДК 338.48 + 332.14   Стр: 157 - 162

Введение. Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей современной экономики. Он интегрирован почти в 400 отраслей мирового хозяйства, предоставляя каждое 11–12-е рабочее место и обеспечивая в последние годы около 1,5 трлн долл. поступлений. Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2017 г. вклад туризма в мировой ВВП достиг $ 8,3 трлн, что составляет 10,4% от его общего объема. И в ближайшее десятилетие ожидается увеличение вклада туризма в мировой ВВП на 50%. Свидетельством динамизма данного сегмента мировой экономики является и то, что седьмой год подряд рост экспорта туристских услуг, составляющий ежегодно 4%, превышает ежегодный рост экспорта товаров (+3%) [1]. Все это позволяет утверждать, что данный отраслевой сегмент превращается в один из главных драйверов роста мировой экономики.
Туристский сектор может потенциально играть существенную роль в социально-экономическом развитии и нашей страны. Во-первых, он является сферой быстрого обращения капитала при относительно небольших капиталовложениях, что позволяет ему оперативнее, по сравнению с другими сегментами, решать проблемы создания новых рабочих мест и модернизации инфраструктуры. Во-вторых, данная отрасль обладает значительным инновационным потенциалом, на что, в частности, указывает наличие мощных онлайн-агентств (Booking.com, American Express, др.) и других маркетплейсов, работающих на базе цифровых платформ и предоставляющих информационные и другие услуги по бронированию и приобретению туристских продуктов. Указанные цифровые платформы в последние годы значительно нарастили свою рыночную долю, формируя в туристском сегменте своеобразный плацдарм для применения и других инноваций 4-й промышленной революции, включая технологии больших данных и искусственного интеллекта. Более того, в рамках данного сегмента наблюдается освоение не только цифровых, но и связанных с ними организационных, маркетинговых и сервисных инноваций, на что указывают специалисты [2]. При этом, разумеется, нельзя игнорировать угрозы использования подобными интернет-гигантами своего увеличивающегося влияния на рынках информационных услуг в целях, способных нарушить принципы справедливой конкуренции [3].
В-третьих, интерес к развитию туризма объясняется наличием значительного кумулятивного эффекта, обусловленного тем, что он способен оказывать не только прямое, но и косвенное воздействие на экономику, в том числе путем предъявления спроса на сопутствующие туристским услуги (транспортно-логистические, медицинские, страховые, др.), следствием чего является и увеличение потребности в инвестициях. В-четвертых, туризм, особенно международный, относится к числу секторов, которые относительно слабо подвержены воздействию циклических явлений в экономике, на что было обращено специальное внимание в принятой 20 сентября 2019 г. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее: Стратегия–2035) [4]. Как указывается в данном документе, хотя по завершению финансово-экономического кризиса в 2009 г., снижение международного туристского потока составило 4%, уже в 2010 г. ситуация стала выправляться и, по итогам 2017 г., увеличение туристского потока по отношению к 2008 г. достигло 47%. В-пятых, велико значение туристской отрасли в решении такой остроактуальной для страны проблемы, как преодоление устойчивого регионального неравенства по доходам и в целом по уровню благосостояния населения (подробнее см. [5]). Напомним, что, по данным Всемирного Банка, Россия находится в тройке лидеров по неравенству регионов внутри страны среди государств Европы и Центральной Азии. И хотя предпринимаемые в последние годы усилия позволили несколько ослабить остроту этой проблемы, в России все еще сохраняется самый высокий уровень регионального неравенства среди крупных стран с развивающейся экономикой [6].
Вместе с тем, заложенный в туристском секторе потенциал реализуется в стране далеко не в полной мере. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, они пока не принесли заметных позитивных результатов. Так, согласно данным Комитета по туризму ОЭСР, на которые ссылается «Стратегия–2035», в России данная отрасль формирует лишь 3,8% ВВП и 0,7% общей численности занятых, что значительно ниже показателей ряда развитых стран, а имеющиеся в регионах места размещения заполняются в среднем не более чем на 35% и т.д. [4]. Эти и другие факты указывают на необходимость более глубокого анализа сектора туризма с выявлением проблемных областей и обоснованием мер, направленных на исправление ситуации.
Такого рода анализ, в частности, содержится в «Стратегии–2035». Он должен быть осмыслен специалистами и дополнен детальной и всесторонне обоснованной программой действий по имплементации указанного важного документа. Оперативную аналитическую информацию об уровне развития туризма в России, его сильных и слабых сторонах и нерешенных проблемах, причем в динамике и в сравнении с другими странами, дают и профильные международные рейтинги. К их числу относится выпускаемый дважды в год Международный индекс конкурентоспособности туризма (The Travel&Tourist Competitiveness Index, TTCI) (индекс за 2019 г. см.: [7]), оценки которого применительно к России и лидирующим по этому направлению странам заслуживают серьезного внимания.
Итак, в статье, во-первых, будут изучены структурные особенности сектора туристских услуг с выявлением сегментов, которые требуют первоочередного внимания для повышения его роли в динамичном развитии страны и приращении ее экспортного потенциала. Во-вторых, будут проанализированы оценки развития сектора туристских услуг в России, содержащиеся в ряде международных рейтингов. В-третьих, с учетом предложений, сформулированных в «Стратегии–2035», будет обоснован ряд дополнительных мер, направленных на ускоренное развитие этого сектора и укрепление его конкурентных позиций на отечественном и международном рынках туристских услуг.
Сектор туристских услуг и его место в современной экономике. Прежде чем проводить более тщательный анализ роли сектора туристских услуг в современной экономике, включая российскую, необходимо дать его определение и представить основные структурные компоненты. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, туризм представляет собой сектор, в рамках которого осуществляется временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте [8].
С точки зрения образующих туристский сектор структурных звеньев и функционирующих в его рамках организаций он представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также операторов туристских информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Принимая во внимание комплексный характер предоставляемых туристским сектором услуг, можно заметить, что при перечислении его звеньев не была учтена важность для оказания высококачественных туристских услуг наличия развитой обеспечивающей инфраструктуры. Речь идет о предприятиях и организациях, предоставляющих вторичные туристические услуги (объекты коммунальной инфраструктуры, транспортно-логистические, торговые, медицинские и страховые и др. организации). Отметим, что значение включенных в этот сегмент страховых организаций особо подчеркивалось на итоговом заседании Правительства РФ 25 декабря 2019 г. в связи с обсуждением вопроса «О проекте ФЗ — О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”» (http://government.ru/news/38679/).
С учетом этих комментариев на рис. 1 представлена схема, полнее отражающая основные структурные звенья туристского сектора. В их число входят организации, напрямую занятые обслуживанием туристов и оказанием соответствующих услуг, включая туроператоров и турагентств, государственные и негосударственные организации, выполняющие регуляторные и координирующие функции, а также звенья, предоставляющие инфраструктурные услуги и отнесенные ко вторичному сектору туризма.
Рис. 1. Организационная структура туристской отрасли

К числу отличительных особенностей сектора туризма относится определенная размытость географических границ рынка предоставляемых им услуг, в том числе, ввиду мобильности населения, существенно возросшей в последние десятилетия. В этих условиях, с одной стороны, потребности российского населения в туристских услугах предоставляют, наряду с отечественными туроператорами и турагентствами, аналогичные организации из других стран и, прежде всего, тех, которые лидируют на международных рынках. С другой стороны, на территории России отечественные туроператоры и агентства, наряду с российскими гражданами, оказывают аналогичные услуги и зарубежным туристам.
Результатом подобной взаимозависимости, которая приводит в определенном смысле к размыванию географических границ данного сектора, является формирование в его рамках особого типа конкуренции, участниками которой и на национальном, и на международных рынках выступают как отечественные, так и зарубежные турагентства и туроператоры. Все это, в свою очередь, приводит к более жесткому соперничеству при предоставлении туристских услуг по сравнению со многими другими секторами современной экономики, причем соперничеству, изначально ориентированному на международные стандарты качества, понимаемого в широком смысле слова. Следствием этого является и особое значение для оценки состояния российского сектора туризма и определения тенденций в его развитии международных рейтингов конкурентоспособности.
Примером таковых является рейтинг самых посещаемых стран Всемирной туристической организации при ООН (UNWTO). По данным этого рейтинга, в 2018 г. годовой мировой туристический поток вырос до 1,4 млрд человек, превысив на 5,6% уровень 2017 г. Лидерами по числу принятых в 2018 г. туристов являлись: Франция (93,2 млн человек, что на 7,2% больше, чем в 2017 г.); Испания (82,8 млн, + 1,2%), США (82,2 млн, + 6,7%), Китай (62,9 млн, + 3,6%) и Италия (62,1 млн, + 6,5%). В первой десятке самая большая динамика по этому показателю наблюдалась у Турции, которая поднялась в данном рейтинге с восьмого места на шестое (обслуживала 45,8 млн туристов, прирост за год составил 22%). Россия, несмотря на значительные природные и культурные ресурсы для развития туризма, продолжала занимать в этом рейтинге 16 место, обслужив 24,6 млн иностранных туристов, что было на 0,2 млн больше чем в 2017 г. [9]. В табл. 1, дополняя данную информацию, приведен ряд макроэкономических показателей, отражающих состояние туристской отрасли в России в 2017 г. при их сравнении со средними данными по странам Евразии.

Таблица 1
Макроэкономические показатели туристской отрасли в России и Евразии в 2017 г.
Макроэкономические показателиЕвразияРоссия
Число занятых туристов, млн661,524,39
Траты иностранных туристов, $ млрд510,78,945
Средние траты одного туриста, $772367
ВВП туристической индустрии, $ млрд832,419,4
Число занятых в туристской индустрии14,959 млн839 300
Доля занятых в туристской индустрии, %3,91,2
Составлено на базе данных [9]

При анализе ситуации, сложившейся в туристском секторе России, в Стратегии–2035 отмечается, что указанный сектор, сохраняя значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики, заметно уступает показателям стран-лидеров. Так, валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 г. составляла 0.9 тыс. долл. на 1 жителя, что было в 1.4 раза меньше, чем в США, в 2.1 раза меньше, чем в Германии и в 4.5 раза меньше, чем в Испании. К числу основных проблем развития туризма в стране были отнесены следующие: недостаточное развитие инфраструктуры туристских объектов, не позволяющих эффективно привлекать инвестиции в отрасль (состояние дорожной инфраструктуры, дефицит кадров, малопривлекательное состояние туристских объектов показа), недоступность для инвесторов долгосрочных кредитных инструментов в области гостиничного бизнеса, недостаточное продвижение туристских продуктов на мировом и внутреннем туристских рынках [4].
Для решения выявленных проблем в Стратегии–2035 были определены цели по развитию туризма (рост объема индустрии — в 5 раз, увеличение объема внутреннего туризма — более чем в 2 раза, увеличение экспорта туристских услуг — в 3 раза и инвестиций — в 3 раза к 2035 году). Кроме того, были предложены меры по развитию туризма при выделении его приоритетных видов (детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой) и важности территориального планирования (определение видов туризма для каждого региона) [4]. Однако следует отметить, что в Стратегии–2035 при определении перспективных направлений развития туризма был предложен только один вид сценария (целевой). Что касается рисков его реализации, то они были лишь перечислены и не получили отражения в данном единственном сценарии. В данном документе отсутствует и ряд принципиальных для оценки уровня развития туризма показателей, включая количество туристских прибытий по внутреннему и по въездному туризму, число гостей, принятых в коллективных средствах размещения (КСР), расходы туристов на одно прибытие и др. Если говорить о комплексных показателях, то к числу наиболее значимых из них и отражающих уровень развития туризма любой страны, относится индекс международной конкурентоспособности. С его помощью можно, в частности, идентифицировать лучшие международные практики, а также выявить и ранжировать проблемные зоны, сдерживающие развитие данного сегмента национальной и мировой экономики.
Оценки развития российского сектора туристских услуг по Индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ). Для оценки влияния внешних и внутренних факторов на состояние туристической среды представляют интерес данные уже отмеченного выше Индекса конкурентоспособности туризма (The Travel&Tourist Competitiveness Index, TTCI). Этот индекс дважды в год публикуется Всемирным экономическим форумом с использованием 14 критериев конкурентоспособности отрасли, которые рассчитываются на базе 90 индикаторов. С использованием указанных данных для каждой страны определяются четыре субиндекса — составляющие TTCI, на основе которых производится анализ текущего состояния развития туризма с выработкой рекомендаций для правительств и представителей бизнес-среды. К таким субиндексам относятся следующие: условия окружающей среды, уровень развития инфраструктуры, наличие ресурсов (природных и культурных); политика государства в области туризма (рис. 2).

Благоприятная окружающая среда:Политика в области туризма:
– Бизнес среда
– Безопасность
– Здоровье и гигиена
– Человеческие ресурсы и рынок труда
– Уровень развития IT технологий
– Приоритетность развития туризма
– Международная открытость
– Ценовая конкурентоспособность
– Экологическая устойчивость
Инфраструктура:Природные и культурные ресурсы:
– Воздушно-транспортная
– Наземная и портовая
– Инфраструктура туристского обслуживания
– Природные ресурсы
– Культурные ресурсы и ресурсы для MICE туризма
Рис. 2 Компоненты индекса конкурентоспособности туризма ВЭФ
Составлено на базе [7]

Расчеты параметров индекса производятся для 140 стран, которыми реализуются в совокупности 98% мировых туристских услуг (и по вкладу в ВВП, и по числу прибытий). Две трети показателей данного индекса формируются на базе статистики, предоставленной партнерами TTC. В числе партнеров задействованы отраслевые ассоциации и объединения (International Air Transport Association, International Union for Conservation of Nature, The World Tourism Organization, World Travel & Tourism Council и проч.), крупные компании (Booking.com, Corporación América, Deutsche Lufthansa, Emirates Airline, Expedia Group, Intercontinental Hotel Group, Jumeirah Group, Marriott International, Swiss International Air Lines and Visa), а также статистические службы и информационные ресурсы, включая неправительственные (Bloom Consulting, STR, IATA, ICCA, ILO, ITU, IUCN, UNESCO, UN Statistics Division, UNAIDS, UNWTO, WHO, World Bank, World Resources Institute, World Road Statistics, WTO, Yale-CIESIN Environmental Performance Index и др.). Оставшаяся треть данных приходится на результаты собственного ежегодного исследования, в ходе которого 16 тыс. руководителей крупнейших компаний оценивают индустрии стран по различным индикаторам, используя семибалльную шкалу [10]. Так, согласно результатам расчета, Испания (страна — лидер глобального индекса) обладала средним баллом 5,4, Йемен, который занимал последнее, 140-е место, имел 2,4. Средний бал по странам, вошедшим в индекс в 2019 г., составил 3,9 [7].
В настоящее время страны, входящие в первую десятку по показателю индекса (см. табл. 2), относятся к числу стабильно лидирующих при возможном изменении мест внутри указанной десятки. При этом стабильно высоким является положение Испании в рейтинге — страна занимает 1-е место четвертый раз подряд. Опыт организации туристского сектора в группе стран-лидеров представляет безусловный интерес для России.

Таблица 2
Динамика позиций стран-лидеров и России по показателю индекса конкурентоспособности туризма ВЭФ
Место20092011201320152017/ 20182019
1ШвейцарияШвейцарияШвейцарияИспанияИспанияИспания
2АвстрияГерманияГерманияФранцияФранцияФранция
3ГерманияФранцияАвстрияГерманияГерманияГермания
4ФранцияАвстрияИспанияСШАЯпонияЯпония
5КанадаШвецияВеликобританияВеликобританияВеликобританияСША
6ИспанияСШАСШАШвейцарияСШАВеликобритания
7ШвецияВеликобританияФранцияАвстралияАвстралияАвстра-лия
8СШАИспанияКанадаИталияИталияИталия
9АвстралияКанадаШвецияЯпонияКанадаКанада
10СингапурСингапурСингапурКанадаШвейцарияШвейцария
РФ59 место59 место63 место45 место43/39 место39 место
Составлено на базе [5]

Следует присмотреться и к опыту стран, которые за год существенно улучшили свои позиции в рейтинге. Так, в 2019 г. к числу таковых относились Молдавия, которая поднялась с 117-го места на 103, Румыния (поднялась с 68-го на 56-е), Сербия (с 95-го на 83-е), Дания (с 31-го на 21-е) и Украина (с 88-го на 78-е). Одновременно, для стран Южной Америки и Карибского бассейна, была характерна тенденция к снижению показателей индекса, при этом наибольший спад среди всех стран индекса наблюдался у Панамы (с 35-го на 47-е), Эквадора (с 57-го на 70-е), Гватемалы (с 86-го на 99-е) и Венесуэлы (с 104-го на 117-е). Позиции России и по этому индексу стабильны — 39-е место. Это означает, что наша страна все еще существенно отстает от лидеров, причем несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, включая проведение в стране масштабных мероприятий международного уровня, к числу которых, прежде всего, относится Чемпионат мира по футболу 2018 г.
Анализ основных проблем развития туристского сектора в России и рекомендации по их устранению. Анализируя структуру и содержание рейтинга TTCI, можно выявить главное условие создания конкурентоспособного туристического продукта на мировом рынке — комплексный подход органов государственной власти и частных структур к развитию туристической индустрии, позволяющий системно воздействовать на отдельные ее составляющие, повышая качество отечественного продукта на отечественном и международном рынках.
При анализе показателей индекса конкурентоспособности туризма можно выделить сильные и слабые стороны отечественной политики в области развития туризма, с оценками которых в целом согласны специалисты [11]. К сильным сторонам, если опираться на оценки данного рейтинга, могут быть отнесены показатели по следующим индикаторам: «Здоровье и гигиена» (6-е место в мире), «Природные и культурные ценности» — 20 место, «Культурные ценности и деловые поездки» (18-е место), причем по этому показателю за прошедший год был достигнут максимальный прогресс среди всех европейских стран. К числу относительно высоких относятся места, соответствующие следующим критериям: «Авиаинфраструктура» (23-е место), «Ценовая конкурентоспособность» (27-е место) «Природные ресурсы» (34-е место), «Человеческие ресурсы и рынок труда» (35-е место).
Однако Россия имеет низкие позиции по показателям: «Благоприятность среды» (46 место), «Инфраструктура» (47 место), «Благоприятность бизнес-среды» (92 место), «Устойчивость окружающей среды» (82 место). Эти значения могут служить иллюстрацией наличия проблем для развития туризма.
Судя по показателям TTCI рейтинга, основным препятствием для успешного развития туристической отрасли являются недостатки в проводимой государством в исследуемой области политики. Так, Россия заняла 105 место из 140 возможных по данному показателю, что привело к существенному снижению позиций нашей страны и в целом в индексе конкурентоспособности туризма ВЭФ. И хотя подготовка и принятие Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года может оказать благоприятное влияние и на фактическое положение в области государственного управления туристским сектором, и на соответствующие оценки в будущих рейтингах TTCI, есть смысл более внимательно проанализировать этот индикатор.
Если вновь обратиться к рис.1 «Организационная структура туристской отрасли», то можно видеть, что к числу важных участников рынка туристских услуг относятся государство и предприятия вторичного сектора. Соответственно, наличие проблем, связанных с реализуемой в секторе государственной политикой, а также обусловленных неразвитостью инфраструктуры (создание условий для развития которой также напрямую зависит от политики государства) приводит к существенным ограничениям в развития рынка туристских услуг.
Анализ параметров, формирующих подиндекс «Политика в области туризма», позволяет выделить показатель, по которому Россия занимает одно из самых низких мест в мире. Это «Международная открытость», по которому страна находится на 123 позиции, наравне с Венесуэлой, Пакистаном и Египтом. В случае России данный показатель обусловлен, прежде всего, жестким визовым режимом. Вопрос по упрощению получения визы в настоящее время решается путем введения режима электронной визы, который введен с августа 2018 года на Дальнем Востоке, с 1 июля 2019 г. — в Калининградской области. С 1 октября 2019 г. граждане 53 стран могут посещать по бесплатной электронной визе Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Понятно, что и в последующем в этом направлении надо предпринимать целенаправленные усилия.
К числу основных недостатков государственной политики по развитию туризма также относится неустойчивость институтов, что проявляется, в частности, в постоянном переподчинении Федерального Агентства по туризму в ведение разных министерств. Так, в 2008 г. оно было передано в распоряжение Министерства спорта, туризма и молодежной политики, в 2012 г. вопросами туризма стало заниматься Министерство культуры. А 14 сентября 2018 г. Ростуризм стал структурным подразделением Министерства экономического развития. В принципе функционал этого ведомства полнее отвечает многоотраслевому характеру оказываемых в этом сегменте услуг и формированию в странах лидерах своеобразного туристского набора, позволяющего в комплексе использовать имеющиеся у них для этого различные ресурсы. Кроме того, практиковавшаяся ранее подчиненность туризма специализированным ведомствам, которые занимались вопросами культуры, спорта, молодежной политикой и т.д., не могла не быть препятствием на пути комплексного развития этого важного межотраслевого сегмента. Речь идет о выполнении туризмом разнообразных социально-экономических функций и оказании в его рамках услуг в области делового, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, круизного, горнолыжного и др. видов туризма, сбалансированное развитие которых не могло не сдерживаться профилем вышеперечисленных ведомств.
В результате по сравнению с международной практикой передовых туристских держав, в которых данная государственная политика реализуется комплексно с учетом различных видов туризма и особенностей развития каждого из них (делового, экологического, медицинского, др.), в России до недавнего времени отсутствовали рекомендации по развитию специализированных направлений развития туризма. Эти направления получили отражение в «Стратегии–2035», однако их результативная реализация предполагает формирование соответствующих структурных подразделений и в органах управления сектором.
У лидеров международного туристского рынка, наравне с государственным органом по управлению туризмом сформированы специализированные маркетинговые службы с сетью информационных офисов и представительств в других странах, которые полностью финансируются из государственного бюджета. Примерами таковых являются Испанский институт туризма «Turespaca», итальянское Национальное управление по туризму (ENIT), Агентство по туристской инженерии Франции (AFIT)) и т.д. В России только один орган власти федерального уровня, т.е. Ростуризм, обладает необходимой компетенцией в решении вопросов по управлению туризмом и он же одновременно занимается «маркетинговой деятельностью», что обусловливает определенные сложности в сопряженной реализации соответствующих задач.
Подводя итог проведенному анализу организационной структуры государственного управления сектором туризма, отметим, во-первых, необходимость совершенствования структуры органов государственной власти в соответствии с законом Эшби, согласно которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Речь идет, отметим еще раз, о создании отдельных подразделений Ростуризма, которые должны отвечать за приоритетные виды туризма, а также отдельного органа, который должен специализироваться на маркетинговой деятельности в области туризма (на примере европейского опыта) и призван активно сотрудничать с отраслевыми ассоциациями (например, с АТОР). В этом же ряду находится задача обеспечения стабильности институциональных условий функционирования туристского сектора и Ростуризма в качестве органа его управления, включая избежание практики постоянного переподчинения данного органа разным министерствам и ведомствам.
Во-вторых, необходима модернизация целевой установки программ развития туризма на национальном и региональном уровнях, обеспечивающей повышение роли туризма как фактора развития геосистем территорий. Пока же в соответствующих программах речь в основном идет о развитии культуры и туризма в регионах, согласно действующей до 2020 года программе «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, что обусловлено прежней (до 2018 г.) ведомственной подчиненностью Ростуризма Министерству культуры.
В-третьих, к числу актуальных относится задача совершенствования нормативно-правовых актов в сфере туризма, включая выработку рекомендаций и методов поддержки представляющего туристскую отрасль частного бизнеса. Речь идет, в частности, о мерах по изменению налогового режима для участников планов развития туристских территорий с учетом того, что опыт Особых экономических зон туристско-рекреационного типа оправдал себя далеко не в полной мере [12], а также о мерах налогового стимулирования отдельных категорий участников туристского рынка в части снижения ставок федеральных налогов. В настоящее время налоговые льготы предоставляются туристским компаниям, функционирующим в области въездного туризма. Схожую политику необходимо проводить и для компаний, реализующих продукты для внутреннего туризма, а также для коллективных средств размещения (КСР), инвестиции в развитие которых являются значительными, а окупаемость долгосрочная. Для КСР также актуально снижение арендных платежей за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В «Стратегии–2035» предложены меры по поддержке занятого в туризме малого и среднего предпринимательства, которые являются актуальными и целесообразными. К числу таковых относятся: участие профильных институтов развития, развитие системы инструментов кредитно-гарантийной поддержки, реализация льготных лизинговых программ, реализация мер по снятию барьеров и акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение сервисов информационно-маркетинговой поддержки, позволяющих более квалифицированно вести бизнес в сфере туризма. Применительно к этой совокупности инструментов и мер речь должна идти об их последовательной реализации и мониторинге этого процесса для оперативного разрешения возникающих проблемных ситуаций.
В-четвертых, необходима поддержка региональных инициатив по вхождению в государственные программы РФ для продвижения туристского потенциала регионов, формирования новых туристических маршрутов и содействия развитию городов в качестве привлекательных для развития туризма дестинаций. Речь идет о таких мерах поддержки, как разработка и контроль за реализацией программ по инвестиционным проектам в области туризма (на данный момент предложено к реализации 45 проектов в регионах, в которых развитие туризма наиболее приоритетно). Для равномерного развития туристского сектора и использования всеми регионами имеющихся для этого возможностей, подобные специализированные проекты должны формироваться практически повсеместно, в каждом регионе и быть направлены на развитие тех видов туризма, поддержка которых имеет приоритетное значение для региона.


Литература
1. UNWTO. Global and regional tourism performance. [Электронный ресурс] // URL: https://www.unwto.org/global-and-regional-tourism-performance (дата обращения 21.12.2019)
2. Пахомова Н.В., Казьмин А.А., Квадрициус Н.В. Микроэкономическая оценка развития рынка санаторно-курортных услуг России в 2012–2015 гг. // Экономика региона. — 2017. — Т.13. Вып. 3. — С. 895–907.
3. Компания Booking.com нарушила антимонопольное законодательство. 30 декабря 2019 // URL: https://fas.gov.ru/news/29196 (дата обращения: 02.02.2020).
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р.
5. Пахомова Н.В., Авдеева Е.К. Политика сокращения региональной дифференциации в доходах: анализ применяемых инструментов в контексте международного опыта // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 2 (70) — С. 119–123.
6. Фрейнберг А. Россия опередила Китай, Индию и Бразилию в неравенстве регионов // URL: https://www.rbc.ru/economics/26/09/2018/5baa58cd9a7947f649eea8fa (дата обращения: 30.09.2019)
7. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point. World Economic Forum
8. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон № 132-ФЗ (от 24 ноября1996 г., ред. от 16 октября 2019 г.).
9. Составлен рейтинг самых популярных у туристов стран // URL: https://ria.ru/20190530/1555106776.html (дата обращения: 30.12.2019).
10. Шилова А. Российскую туриндустрию оценили. В рэнкинге туристической конкурентоспособности Россия поднялась на 39-е место // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/09/27/812212-rossiiskuyu-turindustriyu (дата обращения: 30.12.2019).
11. Гайва Е. Ни строчкой меньше. Россия поднялась в туристическом рейтинге // Российская газета. 05.09.2019. Федеральный выпуск № 199 (7957) // URL: https://rg.ru/2019/09/05/rossiia-podnialas-na-39-e-mesto-v-rejtinge-konkurentosposobnosti-turizma.html (дата обращения: 02.01.2020).
12. Счетная палата РФ. За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики // Счетная палата РФ. 04.06.2016. // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/26369 (дата обращения 20.12.2019)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия