Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Болотин Ю. Е.
доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма
Арзамасского филиала Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
кандидат психологических наук

Санжарова Г. Д.
студент 4-го курса направления «Туризм»
Арзамасского филиала Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского


Развитие внутреннего туризма в России: статистика и перспективы
В статье анализируется актуальное состояние индустрии туризма в Российской Федерации, рассмотрены основные направления туристских потоков, изучена нормативно-правовая база в сфере туризма на основе актуальных статистических данных ведущих организаций в данной отрасли. Предложены основные решения, способствующие повышению роста конкурентоспособности российского туристского рынка и увеличению спроса на национальный туристский продукт
Ключевые слова: туризм, статистика, турбизнес, внутренний туризм, туристский кластер
УДК 339.2(379.85); ББК 65.433   Стр: 162 - 166

Туристская отрасль в настоящее время является одним из самых быстроразвивающихся секторов мирового хозяйства, а также одним из надежных средств диверсификации экономики, результат которой представляется в виде повышения устойчивости социально-экономических систем. По последним данным Всемирной туристской организации (далее ВТО), число международных туристских прибытий с января по июнь 2019 г. составило 671 млн человек, что на 4% больше чем за тот же период 2018 г., когда число прибытий равнялось приблизительно 641 млн туристов. Стоит отметить, что за весь 2018 год было принято 1,4 млн туристов по всему миру, в то время как в 2017 году их количество составило 1,3 млн [1]. Эти цифры демонстрируют непрерывное устойчивое развитие туризма во всём мире. В данной статье мы попытаемся на языке цифр определить, каков объективно потенциал развития данной отрасли в России с учётом того, что внимание к туризму со стороны Президента и Правительства РФ стало в последнее время конвертироваться в реальные инвестиции и федеральные целевые программы (ФЦП).
Основными факторами, существенно влияющими на рост числа путешествующих, как отмечают многие исследователи (Воскресенский В.Ю.[2], Макаренко С.Н. и Саак А.Э. [3]), являются: повышение качества уровня жизни населения, то есть увеличение количества свободного времени при росте доходов; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; упрощение туристских формальностей (оформление заграничных паспортов и виз, прохождение таможенных процедур, медицинского контроля и т.д.); улучшение качества услуг, предоставляемых индустрией гостеприимства.
Ключевую роль в развитии внутренней экономики развитых стран играет въездной и внутренний туризм, так как именно он способствует развитию инфраструктуры региона и является важнейшим источником валютных поступлений в бюджет государства. Анализ «барометра ВТО», характеризующего развитие въездного и внутреннего туризма, показывает вклад этих туристских направлений в экономику передовых стран (см. рис.1). Российская Федерация занимает довольно высокий рейтинг по странам назначения, количество иностранных туристов, выбирающих её для своего отдыха, растёт. Так, если в 2017 г. было принято 24,4 млн гостей, то в 2018 г. их количество составило 24,5 млн Однако Россия не смогла войти в топ 10 лидирующих стран въездного туризма [4]. На сегодняшний день туристская сфера в РФ влияет на 53 смежных отрасли, формируя 3,4 процента валового внутреннего продукта страны, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях [5].
Рис. 1. Доходы от въездного и внутреннего туризма [4]
Ключевым моментом в развитии туризма для страны являлось Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р об утверждении Стратегии развитии туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Данная стратегия включает в себя: совершенствование государственной системы наблюдения и сбора статистических данных туристских потоков; улучшение нормативно-правовой базы, касающейся регулирования деятельности туристских организаций, экскурсоводов, переводчиков; проведение анализа потенциального спроса, как граждан РФ, так и зарубежных потребителей; создание условий для комфортного путешествия путем совершенствования навигационной и ориентирующей информации; увеличение доступных гостиниц, отелей и аналогичных средств размещения, отвечающих мировым стандартам [6]. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. сыграла огромную роль в интенсификации туристской инфраструктуры на региональном уровне.
Одним из элементов формирования туристкой отрасли в государстве стало утверждение Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р Концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». В концепции предусмотрено финансирование за счет федерального бюджета в размере 69,27 млрд рублей, внедрение кластерного подхода для определения стратегического вектора развития сферы туризма в субъектах Российской Федерации, подчеркнута важность принципов государственно-частного партнерства и координации региональных программ развития туризма, а также отмечена практическая значимость туризма, рассматриваемого во многих странах как показателя уровня качества жизни населения [5].
Россия, обладая огромным туристским потенциалам, уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, многие годы не расширяла рынок потребительских товаров в данной отрасли. Одной из основных задач, упомянутой ранее Стратегии развития туризма в РФ, является продвижение культурно-познавательного, активного, оздоровительного, круизного и экологического туризма [5], что позволит увеличить предложения туристских организаций и удовлетворить спрос потребителей.
Если говорить о направленности туристских потоков, то несомненными лидерами 2018 года являются следующие туристские центры: Санкт-Петербург принял более 4386 тыс. чел.; Москва — 3603 тыс. туристов; Краснодарский край посетили 2270 тыс. чел.; Республику Крым — 1283 тыс. чел.; Республику Татарстан — 1202 тыс. чел.; Нижегородскую область — 1050 тыс. чел. [7].
Одной из проблем, препятствовавших развитию внутреннего туризма, по мнению таких ученых, как Квартальнов В.А. [8], Кусков А.С. и Джаладян Ю.А. [9], являлась нехватка туристских организаций, специализирующихся на внутреннем рынке. По данным единого федерального реестра туроператоров, формируемого Федеральным агентством по туризму, на территории РФ в настоящее время осуществляют туроператорскую деятельность 4480 учреждений, из которых 4214 специализируются на внутреннем, 3090 — на въездном и 537 — на выездном туризме [10]. При составлении диаграммы по Федеральным округам (см. рис.2) на основе данных Ростуризма, мы пришли к выводу, что на данный момент многие туристские организации нацелены на продвижение именно внутреннего туристского продукта, на что, в первую очередь, и нацелены ФЦП.
О росте интереса потребителя к российскому турпродукту можно судить исходя из основных показателей деятельности туристских фирм. Так, в 2017 году число реализованных населению турпакетов по территории РФ составило 1552 тыс., что на 23 тыс. больше чем в 2016 г., а в 2018 г. выросло на 5% по сравнению с 2017 г., составив 1635 тыс. [10].
Финансовая состоятельность потребителя является ключевым фактором увеличения спроса на туристский продукт. Важно соотношение уровня заработной платы и реального денежного дохода. Нами был проведен анализ данных параметров за несколько лет, таким образом, средняя заработная плата во II квартале 2019 г. составила 48 тыс. руб., доход за тот же период достиг 34 тыс. рублей, в то время как в 2017 г. заработная плата была 40 тыс. руб., а доходы равнялись 31 тыс. рублей. Далее представлены полные квартальные изменения с 2016 г. (см. рис.3) [7].
Рис. 2. Направленность на внутренний турпродукт туроператоров в РФ
Рис. 3. Финансовое состояние населения РФ
Применение кластерного подхода является одним из самых эффективных способов увеличения турпотока. На данный момент в России действует 45 туристских кластеров, наиболее интересными из которых являются туристско-рекреационные кластеры «Свияжск» Республики Татарстан, «Эко-курорт Кавминводы» Ставропольского края и «Южная Карелия» Республики Карелия [11]. Примечательным является создание Нижегородского паломническо-туристского кластера «Арзамас — Дивеево — Саров», реализация которого началась в 2019 году. Кластер будет осуществлен за счет финансового обеспечения из федерального бюджета, который предполагает строительство автомобильных дорог на территории данных городов, а также путей сообщения между ними (Южный обход г. Арзамаса, северо-восточный обход с.Дивеево), благоустройство общественных мест в каждом из них, реконструкцию зданий, представляющих культурно-историческую ценность и т.д.
Мы считаем целесообразным использование опыта и организацию сотрудничества с зарубежными специалистами при разработке и применении кластерного подхода. Во многих странах СНГ, например, в Узбекистане, используется данная практика. Так, при подготовке плана, направленного на благоустройство туристской зоны «Чарвак», эксперты Узбекистана работали с консорциумом французских предприятий [12]. Благодаря этому удалось создать маркетинговую и информационную связь между участниками кластера (туристскими предприятиями, местной администрацией, представителями общественности, образовательными учреждениями), снизить ценовую политику всех услуг за счет коалиционного использования туристских ресурсов и инфраструктуры, увеличить круг поставщиков и потребителей туристского продукта, развить систему производственных связей между компаниями туристской индустрии.
Положительную динамику развития показывает туристская инфраструктура РФ. Так, по сравнению с 2015 г., количество коллективных средств размещения (далее КСР) за 2018 г. выросло на 28%, составив 28 тыс., а общее количество мест достигло 2,4 млн [7]. Увеличилась численность принятых гостей в КСР по сравнению с предыдущим годом на 16,5% и составила 73 млн чел., из которых 62 млн являются российскими потребителями (см. рис.4). Это связано с ростом инвестиций, направленных на развитие КСР, в основной капитал. По данным Ростуризма в 2016 году в данную область поступило 30 366,1 млн рублей.
Рис. 4. Динамика развития КСР (Официальный сайт Федеральной службы статистики) [7]
Следует отметить, что предприятия индустрии питания развиваются в более медленном режиме, темп роста составляет 2–3% в год. Одной из важных составляющих туризма являются культурные учреждения, представленные музеями и галереями, в общем количестве на территории РФ их насчитывается 4118, из которых 2687 музеи. Число посещений объектов данного типа растет на 3–4% с каждым годом[13]. Учреждениям культуры, в частности музеям, важно осознавать необходимость внедрения инновационных решений и информационных технологий, применение которых откроет новые формы работы с посетителями. Однако, существует ряд препятствий для достижения данной цели. Это: низкий уровень инвестиций в данную область, т.е. отсутствие финансовых средств; отсутствие желания модернизации музея научными сотрудниками, что связано с переменой изначальной функции музея — хранительной, на анимационно-развлекательную; недостаточный опыт в работе с инновационными технологиями работников этих учреждений культуры.
Подготовка кадров в сфере туризма является весьма актуальной задачей для РФ. Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются работодатели при поиске новых сотрудников, одной из которых является отсутствие у большинства студентов выпускных курсов профильных вузов практических навыков, необходимых для работы в туристской сфере. Вузы не всегда могут обеспечить практику в гостиницах, отелях, туристских фирмах, которые преимущественно являются частными, небольшими предприятиями и, как правило, неохотно принимают студентов. У будущих специалистов туристской сферы возникают определённые трудности с формированием навыков клиентоориентированности, то есть способности к индивидуальному подходу, умению быстро и точно выявлять потребности клиента и пр.
Следует отметить и разительные отличия подготовки кадров в области гостиничного (туристского) бизнеса между зарубежными и отечественными вузами, причем не в пользу последних. Возможно, это связано с малоопытностью подготовки специалистов для этой индустрии в РФ. Ведь в высших учебных заведениях стран с развитым туристским бизнесом существует многолетний опыт, а значит и сложившаяся за это время технология подготовки высококвалифицированных кадров в данной сфере.
Необходимо подчеркнуть значимость поддержки государства в развитии туриндустрии в РФ, выражающейся в разработке нормативно-правовых актов, выделении финансирования и внедрении новых подходов к сбору точных статистических данных. Однако, необходимо отметить низкое взаимодействие государства с частным сектором. Целесообразным решением данной проблемы может стать создание прочной базы туристских концессий. Высокая стоимость туристских продуктов, представляющая из себя преграду в развитии внутреннего туризма, вызвана (помимо недобросовестной конкуренции и непродуманной инфраструктуры на местном уровне) большими ценами на транспортные услуги, являющимися основной составляющей стоимости всего турпакета.
Наблюдается увеличение из года в год внутренних туристских потоков, что обусловлено формированием новых коллективных средств размещения, предприятий питания, ростом количества туроператоров, предлагающих потребителям новые туристские продукты по всей стране, а также повышением уровня доходов населения, который в свою очередь считается индикатором уровня качества жизни граждан. Для адаптации и сохранения конкурентоспособности в сфере досуга, музеям рекомендуется более широкое использование цифровых технологий в организационно-административной, экспозиционно-выставочной и экскурсионной деятельности. Подготовка высококвалифицированных кадров высшими учебными заведениями приосвоении и использовании успешного опыта обучения у ведущих стран, может стать решением проблемы низкого уровня обслуживания и сервиса, не отвечающего мировым стандартам. При решении данных проблем, очевидно, что развитие внутреннего туризма в России будет проходить более быстрыми темпами.


Литература
1. World Tourism Organization UNWTO | Specialized agency of the United Nations [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www2.unwto.org (дата обращения: 20.12.2019).
2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 463 с.
3. Макаренко С.Н. История туризма / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. — Таганрог: Издательство ТРТУ, 2013. — 94 с.
4. Барометр ВТО 2019 года (англ. версия) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-unwto.org/loi/wtobarometereng
5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 872-р [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/b6a/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 21.12.2019).
6. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.05.2014 г. № 941-р об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (дата обращения: 21.12.2019).
7. Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/4–2gr.htm (дата обращения: 22.12.2019).
8. Квартальнов, В.А. Туризм: учебное пособие / В.А. Квартальнов. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 336 с.
9. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. Учебник. — М.: КНОРУС, 2008. — 400 с.
10. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 22.12.2019).
11. Открытые данные Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://opendata.russiatourism.ru/ (дата обращения: 23.12.2019).
12. Болотин Ю.Е., Санжарова Г.Д. Международное сотрудничество как приоритетное направление развития туризма в Узбекистане // Экономика и предпринимательство. — 2019. — №1 — с. 297–299.
13. Портал открытых данных министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://opendata.mkrf.ru/item/statistics (дата обращения: 23.12.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия